Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности



3.6.1. Правовое регулирование транспортных услуг

Международные перевозки грузов осуществляются различными видами транспортных средств — морским, речным, железнодорож­ным, автомобильным, воздушным и трубопроводным. При этом наи­более универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния является морской транспорт. На данный вид транспорта приходится более 80 % объема международ­ной торговли.

В последнее время формируется панъевропейская транспортная система, которая предусматривает международные мультимодальные транспортные коридоры, максимально исключающие параллельные

===================================== 189


грузопотоки. В Европе все чаще проводят грань между мультимодаль-ными и смешанными перевозками1.

К международным транспортным операциям относятся операции, связанные с перемещением внешнеторговых грузов на внешних, отно­сительно страны-экспортера и страны-импортера, участках маршрута перевозки. Возникающие при этом правоотношения между отправи­телями и получателями грузов, а также между ними и перевозчиками имеют международный характер.

Транспортные услуги являются специфическим товаром между­народной торговли. Они продаются и покупаются на международном рынке транспортных услуг, где цены и другие условия их предоставле­ния в одних случаях являются предметом переговоров между заинте­ресованными сторонами, а в других — устанавливаются самими пере­возчиками.

В мире функционирует ряд международных транспортных органи­заций2. С их участием разработаны конвенции и соглашения различ­ного уровня, устанавливающие нормы и правила, чтобы обеспечить условия доступа каждой страны на данный рынок услуг. Этими доку­ментами регулируются организационные, технические, коммерческие и правовые вопросы, а именно:

общие принципы деятельности отдельных видов транспорта;

организация международных сообщений;

коммерческие условия перевозок грузов и пассажиров;

тарифы, фрахтовые ставки на перевозку и перегрузку товаров;

условия перевозки и хранения режимных грузов;

правовые вопросы защиты имущественных интересов грузовла­дельцев в сфере международных перевозок;

предотвращение загрязнения окружающей среды.

Особенности каждого вида транспорта, участвующего в этом процес­се, потребовали разработки конвенции и соглашений по каждому виду

1 Мультимодальные перевозки — это перевозки, когда перемещаются модули — груз
упакован в контейнеры, расположен на поддонах или трейлерах. Международная сме­
шанная перевозка означает перевозку грузов по меньшей мере двумя видами транспорта

2 Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Международный союз
автомобильного транспорта (ИРУ), Международная организация гражданской авиа­
ции (ИКАО), Межправительственная морская (консультативная) организация (ИМО),
Международный морской комитет (ММК), Международная федерация экспедиторских
ассоциаций (ФИАТА) и др

190 ==


транспорта, которые обязательны для выполнения как юридическими, гак и физическими лицами тех стран, которые эти документы подписали. 11ри этом следует отметить, что все страны — республики бывшего Со­ветского Союза — сохраняют действующие правила, инструкции, поло­жения, стандарты, технические условия и другие документы, регламен­тирующие работу транспортных средств. Сохраняется и действующий порядок осуществления международных перевозок, установленный ранее заключенными межправительственными соглашениями СССР с другими странами, а также действие конвенций и других соглашений в области транспорта, участником которых являлся СССР.

Международные перевозки морским транспортом регулируются Гамбургскими правилами (последняя редакция вступила в силу с 1 но­ября 1992 г.), которыми установлены правила перевозки грузов и оформ­ления документов. Выполнение Гамбургских правил обязательно для отечественных грузоотправителей при оформлении договора морской перевозки с иностранными перевозчиками. Перевозки грузов регла­ментируются также межправительственными соглашениями о морском торговом судоходстве с соответствующими сторонами. В Республике Беларусь действует Кодекс торгового мореплавания, которым следует руководствоваться при заключении договора морской перевозки.

Перевозки воздушным транспортом регулируются Конвенцией об унификации некоторых правил, относящихся к международным авиа­перевозкам, подписанной в Варшаве в 1929 г., и протоколами изменений к ней, которые СССР подписал в 1955 г., не являясь участником конвен­ции. Отечественные перевозчики декларируют свою ответственность по этим нормативным актам на воздушном транспорте. Различные виды коммерческой деятельности в регулярных воздушных сообщени­ях установлены также межправительственными соглашениями.

Международные перевозки автомобильным транспортом регули­руются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КОПТ), вступившей в силу в 1961 г., и Европейским соглаше­нием о международных автомобильных перевозках опасных грузов (ДОПОГ), вступившем в силу в 1968 г. В целях упрощения таможенных процедур в международных автомобильных сообщениях европейских стран в 1959 г. была заключена Таможенная конвенция о международ­ной перевозке грузов с применением книжки международной дорож­ной перевозки (МДП, Конвенция МДП), которая действует сейчас в ре­дакции 1975 г.

=^^^^=^==^=^=^^=^=^^^= 191


Кроме этих международных документов перевозки автомобильным транспортом в страны дальнего зарубежья осуществляются на основе межправительственных соглашений о международном автомобильном сообщении, Имиустановлен разрешительный порядок перевозки грузов между Беларусью и соответствующими государствами, а также транзи­том. Разрешение дается на каждую перевозку. При заключении догово­ра на перевозку груза автомобильным транспортом следует руководст­воваться Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».

Для регулирования международных железнодорожных перевозок в Европе действует Международный комитет железнодорожного транс­порта (МКЖТ). Этот орган разрабатывает и совершенствует нормы международного права в области железнодорожных перевозок. В рам­ках деятельности МКЖТ международные грузовые сообщения регла­ментируются Бернскими конвенциями CIM-COTIF (последняя была принята 9 мая 1980 г.). Участниками Бернских конференций являются большинство европейских и ряд азиатских и африканских стран. Дру­гие действующие международные акты, регламентирующие этот вид деятельности, содержат ссылки на применение национальных норм.

Так как Беларусь не является участницей Бернской грузовой кон­венции, отечественные экспортеры оформляют железнодорожные до­кументы в соответствии с Соглашением о международном железно­дорожном грузовом сообщении (СМГС), заключенным между рядом восточноевропейских и азиатских стран. Такая ситуация не позволяет им во многих случаях при международных перевозках грузов желез­нодорожным транспортом оплатить провозные платежи за весь путь следования. В соответствии с Международным транзитным тарифом перевозка грузов стран СНГ оформляется перевозочными документа­ми СМГС до выходной пограничной станции последней транзитной дороги, участвующей в СМГС. В Республике Беларусь принят и дейс­твует Закон Республики Беларусь от 19 июля 2004 г. № 308-3 «О желез­нодорожном транспорте».

В большинстве из названных выше международных транспортных конвенций имеются положения, касающиеся договора перевозки гру­зов. Согласно им одна сторона — перевозчик — принимает на себя обя­зательство доставить груз в обусловленный пункт назначения, а другая сторона — грузовладелец — обязуется оплатить перевозчику за его доставку. Остальные условия договора перевозки дополняют, конкре-

192 =


тизируют и расшифровывают условия. Транспортными конвенциями определяются и основные реквизиты, а в ряде случаев и форма транс­портных документов, которые должны применяться в международных перевозках. Наиболее распространены два типа транспортных доку­ментов: накладная (для железнодорожных, воздушных и автомобиль­ных перевозок) и коносамент1 (для морских и речных перевозок).

3.6.2. Организационная основа транспортных перевозок

В заключаемых договорах купли-продажи товаров четко регламен­тируются обязанности сторон по обеспечению транспортировки то­варов на разных этапах их продвижения — от склада поставщика до склада получателя, предусматривается порядок распределения между продавцом и покупателем транспортных и других сопутствующих рас­ходов и др. Однако этим договором не регулируются их взаимоотноше­ния с перевозчиками. Последние устанавливаются в заключаемых ими договорах перевозки.

Непосредственный процесс международной перевозки грузов со­держит:

перевозку товара по территории страны экспортера от его склада А до пограничного пункта (порта) Б страны-экспортера (продавца);

международную транзитную или морскую перевозку от пункта Б до пограничного пункта (порта) В страны-импортера (покупателя) в слу­чае, если страны-партнеры не имеют общей сухопутной границы;

перевозку товара по территории страны-импортера от пограничного пункта В до склада импортера Г.

Характер международных транспортных операций, их содержание определяются особенностями перевозимого груза, видом используе­мого транспорта, периодичностью доставки, порядком прохождения границы и многими другими факторами. При этом транспортные отно­шения возникают до подписания договора, при его исполнении и после завершения внешнеторговой сделки.

На первом этапе, до заключения договора, необходимо:

1 Коносамент представляет собой ценную бумагу, которая выражает право собствен­ности на конкретный указанный в ней товар. Для морской перевозки — это транспорт­ный документ, содержащий условия договора морской перевозки, держатель которого получает право распоряжаться грузом.

======г=г============^^ 193


провести анализ конъюнктуры рынков транспортных услуг, усло­вий доставки товаров, уровня тарифных и фрахтовых ставок (т. е сто­имости доставки единицы груза наземным, водным или воздушным транспортом);

сделать соответствующие расчеты транспортных затрат при воз­можных вариантах доставки груза, на основе которых определить и конкретизировать транспортные условия и базисные условия постав­ки, которые и будут включены в условия договора купли-продажи;

определить транспортную составляющую (т е. долю расходов на транспортировку) в договорной цене товара, ориентировочную рыноч­ную цену товара конечному покупателю, продажную цену товара,

предусмотреть в смете расходов затраты на транспортировку груза.

На втором этапе следует выбрать перевозчика При этом необходи­мо руководствоваться следующими соображениями:

в состоянии ли перевозчик оказать весь комплекс необходимых услуг;

имеет ли перевозчик хорошую репутацию и опыт работы на рынке транспортных услуг,

какой у него уровень тарифов и какие условия перевозки он предла­гает в сравнении с другими перевозчиками;

наличие у перевозчика развитой сети представительств за рубе­жом;

наличие у перевозчика системы информирования о продвижении груза;

техническое состояние подвижного состава;

гарантии соблюдения сроков доставки грузов.

На третьем этапе необходимо:

заключить договор на перевозку товаров, оформить его соответст­вующими транспортными документами (накладными, чартером, коно­саментом);

запланировать маршрут перевозки грузов,

подготовить товар к перевозке (сформировать партии, упаковать, замаркировать);

оформить договор транспортного страхования грузов;

оформить техническую и товаросопроводительную документацию;

произвести расчеты с перевозчиком;

выполнить пограничные, таможенные, санитарные, ветеринарные формальности, заполнив соответствующие документы и сертификаты;

194 ' '


предоставить товар таможенному учреждению, оформить грузовую таможенную декларацию и зарегистрировать сделку в обслуживаю­щем банке сделки; оплатить таможенные пошлины, налоги (налог на добавленную стоимость, акциз), сборы;

организовать слежение за продвижением груза по всему транспорт­ному циклу от грузоотправителя до грузополучателя.

На четвертом этапе, после завершения внешнеторговой сделки, необходимо:

произвести дополнительные взаиморасчеты с перевозчиком, если они возникли;

решить возникшие спорные вопросы между участниками транспорт­ного процесса;

при необходимости предъявить в установленном порядке претензии и иски к перевозчику.

3.6.3. Оценка затрат на транспортные операции

Транспортные затраты существенно влияют на цену товара. В зави­симости от вида транспорта, способа перевозки и перегрузки товара, дальности доставки транспортные расходы в цене товара могут быть достаточно значительными. Как показывает практика, по отдельным видам товаров они могут составлять более 50 % от его стоимости, поэтому до подписания договора необходимо рассчитать все затраты по перемещению товара. Это позволит не только определить транс­портную составляющую предполагаемого договора, но и правильно выбрать базисные условия поставки, а также просчитать продажную (закупочную) цену товара при его реализации.

В затраты на транспортные операции могут включаться следующие расходы на:

подготовку товара к отгрузке и его проверку;

погрузку на транспортные средства внутри страны экспортера;

перевозку товаров до границы или до перевозочных средств транс­порта, осуществляющего международную перевозку;

хранение и складирование грузов в портах, на станциях, базах при передаче товара для международной перевозки;

стивидорские (погрузочно-разгрузочные) работы в пунктах отправ­ления, назначения и перевалки при международной перевозке;

перевозку грузов международным транспортом;


транспортное страхование грузов;

таможенные сборы, пошлины, налоги;

выгрузку, складирование и хранение товаров после их разгрузки в стране ввоза;

предпродажный сервис.

Все эти расходы распределяются между продавцом и покупателем в зависимости от базисных условий поставки.

Следует иметь в виду, что в стоимость перевозки грузов по терри­тории Республики Беларусь и стран СНГ закладываются внутренние тарифы на международные перевозки с учетом предельных индексов повышения тарифов на грузовые перевозки, установленные государ­ством. При перевозке грузов по иностранной территории закладывают­ся тарифные ставки мирового рынка транспортных услуг.

3.6.4. Понятие и терминология базисных условий поставки грузов

Практика международных коммерческих отношений выявила наи­более часто встречающиеся условия договоров купли-продажи и со­ответствующие им обязанности продавца и покупателя осуществлять определенные действия и нести соответствующие затраты, влияющие на цену товара. Они получили название базисных, потому что устанав­ливают основу (базис) цены в зависимости от того, включаются расхо­ды по доставке в цену товара или нет.

Базисные условия поставки товаров — общепризнанные междуна­родные торговые обычаи, соответствующие содержанию и характеру внешнеторговых сделок. Они разработаны с целью исключения про­тиворечий между продавцом и покупателем в толковании базисных условий и установленных в них обязательств сторон. Международная торговая палата впервые выпустила и опубликовала в 1953 г. под назва­нием «ИНКОТЕРМС-1953» (International Commercional Terms) Меж­дународные правила по толкованию торговых терминов. Последняя редакция этих правил была сделана в 2000 г. и известна как ИНКО-ТЕРМС-2000.

ИНКОТЕРМС представляет собой свод правил толкования между­народных коммерческих терминов (инкотерминов) и определяет ос­новные права и обязанности продавца и покупателя при заключении договора купли-продажи при различных базисных условиях поставки,

196 -.


которые в тексте контракта обозначаются сокращенно заглавными бук­вами латинского алфавита с соответствующим переводом на русский язык. Это сокращенное обозначение содержит понимание положения груза по отношению к транспортному средству (судну, вагону, автомо­билю, самолету).

Кроме того, базисные условия поставки определяют также:

кем и за чей счет обеспечивается доставка товаров по территории стран продавца, покупателя, транзитных стран;

обязанности продавца по упаковке и маркировке грузов, выполне­нию погрузо-разгрузочных работ;

обязанности сторон по страхованию грузов в пути следования от пункта отправления до пункта назначения;

обязанности сторон по получению лицензий, оформлению товаров сопроводительной документации;

обязанности продавца и покупателя по выполнению таможенных процедур;

где и в какой момент переходит с продавца на покупателя право собственности на товар и риски случайного повреждения, частичной или полной утраты товара в период его перегрузки и перевозки.

Толкование базисных условий поставки товаров по ИНКОТЕРМС носит рекомендательный (факультативный) характер, поэтому продавец и покупатель, соглашаясь следовать при исполнении внешнеторговой сделки условиям ИНКОТЕРМС-2000, должны сделать в договоре со­ответствующие ссылки на данный документ. Если стороны принимают какие-либо уточнения и дополнения в содержании базисных условий поставки товаров, это отмечается в договоре, чтобы избежать разно­гласий.

ИНКОТЕРМС в редакции 2000 г. содержит 13 базисных условий поставки товаров, которые дают различное сочетание обязанностей, расходов и степени риска продавца и покупателя по договору купли-продажи. Для удобства понимания и применения все они сгруппирова­ны в четыре группы — Е, F, С, D.

Первая группа «Е» содержит один термин — EXW (Ex Works) — франко-завод — дословно «свободно с завода». Включает в себя единственное условие — «с завода» По этому условию продавец обя­зан в предусмотренный договором срок предоставить покупателю го­товые к отгрузке товары непосредственно на территории завода. Он не отвечает за погрузку товара на транспорт, предоставление покупателю

. 197


транспортного средства, таможенную очистку, если иное не оговорено в договоре. Здесь же на покупателя переходит и риск случайной ги­бели или повреждения товара. Покупатель несет все расходы по стра­хованию товара, его погрузке и перевозке, оплачивает таможенные пошлины и, естественно, цена товара является более низкой, чем при заключении договора на других базисных условиях. Вид транспорта значения не имеет.

Вторая группа «F» содержит три термина: FCA, FAS, FOB. По ус­ловиям этой группы терминов продавец обязан передать товар пере­возчику в согласованном пункте. Перевозчика выбирает покупатель, заключая с ним договор.

Термин FCA (free carrier) — франко-перевозчик (с указанием обу­словленного пункта) означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства с момента передачи товара, прошедшего таможен­ную очистку для вывоза, в распоряжение указанного покупателем пе­ревозчика в обусловленном пункте. С момента передачи товара пере­возчику риск случайной гибели и случайного повреждения переходит от продавца к покупателю. Если груз доставляется со склада продавца, то на него возложена обязанность по погрузке. Условие применимо к любому виду транспорта.

Термин FAS (free alongside ship) — свободно вдоль борта судна (с указанием порта отгрузки) означает, что продавец считается вы­полнившим свое обязательство по передаче товара, если он размещен вдоль борта судна на причале в согласованном порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все расходы и риски случайной гибели или случайного повреждения товара. На продавца возлагаются обязаннос­ти по выполнению таможенных процедур, необходимых для вывоза то­вара. Данный термин применяется только при перевозке груза речным или морским транспортом.

Термин FOB (free on board) — свободно на борту (с указанием порта отгрузки) означает, что продавец считается выполнившим свое обяза­тельство по передаче товара с момента его перехода через поручни суд­на в согласованном порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все расходы и риски случайной гибели или случайного повреждения товара. На продавца возлагаются обязанности по выполнению тамо­женных формальностей, необходимых для вывоза товара. Покупатель должен за свой счет зафрахтовать судно и своевременно известить про­давца о сроке, условиях и месте погрузки, названии и времени при-

198 ■■ ■ =


бытия судна. Данный термин применяется только при перевозке груза речным или морским транспортом.

Третья группа «С» содержит четыре термина: CFR, CIF, СРТ и CIP.

Эта группа терминов содержит правила, согласно которым прода­вец за свой счет обеспечивает доставку товара до согласованного пунк­та, поэтому при употреблении терминов данной группы должен быть обязательно указан пункт, до которого продавец оплачивает перевозку. Кроме того, по условиям CIF и CIP продавец также обязан оформить и оплатить страхование груза.

Термин CFR (cost and freight) — стоимость и фрахт1 (с указанием порта назначения) означает, что продавец обязан оплатить все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в согласованный порт на­значения. На него же возлагаются обязанности по выполнению тамо­женных процедур при вывозе. Он считается выполнившим свое обяза­тельство по передаче товара с момента переноса товара через поручни судна в согласованном порту отгрузки. После этого покупатель при­нимает на себя все расходы и риски случайной гибели или случайного повреждения товара. Термин применяется только при перевозке груза речным или морским транспортом.

Термин CIF (cost, insurance, freight) — стоимость, страхование, фрахт (с указанием порта назначения) означает, что продавец несет те же обязанности, что и по условиям CFR и, кроме того, должен обес­печить морское страхование от риска гибели или повреждения товара во время перевозки. Он за свой счет заключает договор страхования и выплачивает страховщику страховую премию. При этом соблюда­ются условия минимального страхового покрытия, если иной уровень страхования не следует из договора купли-продажи. На продавца так­же возлагается выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза груза. Он считается выполнившим свое обязательство по передаче груза с момента его перехода через поручни судна в согла­сованном порту отгрузки. Термин применяется только при перевозке груза речным или морским транспортом.

Термин СРТ (carriage paid to) — перевозка оплачена до... (с указа­нием пункта назначения) означает, что продавец оплачивает перевозку

1 Фрахт (freight) - плата владельцу речного или морского транспортного средства за предоставленные услуги по перевозке груза, а также в зависимости от условий договора плата за погрузку, выгрузку и укладку груза.

* 199


товаров до согласованного пункта назначения. Продавец обязан: за­фрахтовать тоннаж и оплатить фрахт, доставить товар в порт и по­грузить его на борт судна в согласованный срок, передать покупателю коносамент, выполнить все таможенные формальности. Он считается выполнившим свои обязательства с момента перехода груза через по­ручни судна в согласованном порту отгрузки. Термин может приме­няться при перевозке груза любым видом транспорта, включая сме­шанные перевозки.

Термин CIP (carriage and insurance paid) — перевозка и страхование оплачены до (с указанием пункта назначения) означает, что продавец несет те же обязательства, что и в случае СРТ. На продавца также нала­гается обязанность обеспечить страхование от риска случайной гибе­ли или повреждения товара во время перевозки. Он обязан заключить договор со страховщиком, выплатить страховую премию, выписать на покупателя и вручить ему страховой полис. Он же должен выполнить таможенные формальности, необходимые для вывоза груза. Термин может применяться при перевозке груза любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

Четвертая группа «D» содержит пять терминов: DAF, DES, DEQ, DDU и DDP.

Эта группа терминов содержит правила, согласно которым прода­вец отвечает за прибытие товара в согласованный пункт или порт на­значения на границе или в стране покупателя и несет при этом все виды риска и все расходы по доставке.

Термин DAF (delivery at frontier)— франко-граница, поставка на гра­нице (с указанием обусловленного пункта) означает, что продавец счи­тается выполнившим свое обязательство по передаче товара с момента прибытия очищенного от пошлин для вывоза товара в согласованный пункт или место на границе, однако до поступления на таможенную границу принимающей стороны. Под термином «граница» понимается любая граница, включая границу страны продавца, поэтому в договоре следует четко указать название пограничного пункта. Продавец несет все расходы и риски по доставке товара в названный пункт до момента предоставления неразгруженного товара покупателю. Данный термин используется при железнодорожных и автомобильных перевозках.

Термин DES (delivery ex ship) — поставка на судне (с указанием порта назначения) означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по передаче товара с момента предоставления его на

200 ^=^====^============^=^=^^=====


судне, в согласованном порту назначения, не очищенного от таможен­ных пошлин при ввозе товара в распоряжение покупателя. Все расхо­ды и риски по доставке товара в согласованный порт назначения несет продавец. Термин может быть использован только при перевозке груза речным или морским транспортом.

Термин DEQ (delivered ex quay) — поставлено на причале (с указа­нием порта назначения) означает, что продавец выполняет свои обяза­тельства по передаче товара с момента предоставления товара в рас­поряжение покупателя на причале (пристани) в согласованном порту назначения. Продавец несет все расходы и риски, связанные с транс­портировкой и выгрузкой товара на причал. На покупателя возлагается выполнение всех таможенных формальностей при ввозе товара. Тер­мин может быть использован только при перевозке груза речным или морским транспортом.

Термин DDU (delivered duty unpaid) — поставка без оплаты пошли­ны (с указанием пункта назначения) означает, что продавец выполняет свои обязательства по передаче товара с момента его доставки в со­гласованный пункт страны ввоза. Он оплачивает все связанные с этим расходы, за исключением уплаты налогов, пошлин и иных официаль­ных сборов, взимаемых при ввозе товара, а также принимает на себя все расходы и риски по осуществлению таможенных формальностей при ввозе. Данный термин используется при перевозке любым видом транспорта.

Термин DDP (delivered duty paid) — поставка с оплатой пошлин (с указанием пункта назначения) означает, что продавец считается вы­полнившим свое обязательство по передаче товара с момента предо­ставления его в согласованном пункте в стране импортера. Продавец несет все риски и расходы, связанные с ввозом товара, включая уплату налогов, пошлин и иных сборов, взимаемых при этом. Данные условия не могут применяться, если продавец не может обеспечить получение импортной лицензии.

Выбор того либо иного базисного условия поставки определяют стороны договора, которые должны иметь в виду, что данный выбор предопределяет содержание многих последующих условий договора. При этом и продавец, и покупатель исходят из принципа наименьших материальных затрат на поставку. В табл. 3.2 приведено распределение расходов между продавцом и покупателем в зависимости от условий поставки товара.


Таблица 3.2. Распределение расходов между продавцом (пр) и покупателем (пок) согласно «ИНКОТЕРМС»

 

Базисное условие Упаковка, маркировка Погрузка на транспорт­ное средство Доставка до основного перевозчика Экспортные формаль­ности Страхование основной перевозки Погрузка на основной транспорт Оплата основного транспорта Выгрузка Импортные формаль­ности Доставка от основного транспорта Выгрузка на складе предприятия
EXW пр пок пок пок пок пок пок пок пок пок пок
FCA пр пр пр/пок пр пок пок пок пок . пок пок пок
FAS пр пр ПР... пок пок пок пок пок пок пок пок
FOB пр пр пр пр пок пр пок пок пок пок пок
CFR пр пр пр пр пок пр пр пр/пок пок пок пок
CIF пр пр пр пр пр пр пр пр/пок пок пок пок
CPT пр пр пр пр пок пр пр пр/пок пок пр/пок пр/пок
CIP пр пр пр пр пр пр пр пр/пок пок пр/пок пр/пок
DAF пр пр пр пр пок пр/пок пр/пок пок пок пок пок
DES пр пр пр пр пок пр пр пок пок пок пок
DEQ пр пр пр пр пок пр пр пр пр пок пок
DDU пр пр пр пр пок пр пр пр пок пр пр
DDP ПР ПР пр пр пок пр пр пр пр пр пр

3.6.5. Основные транспортные условия договора, претензии и иски

Базисные условия договоров, определяя основные обязанности продавца и покупателя, не оговаривают все имеющие место организа­ционные обязанности и расходы по доставке груза, которые часто яв­ляются достаточно существенными, поэтому в договоре они детально должны быть отражены и распределены между двумя сторонами. В об­щем виде транспортные условия договора купли-продажи включают следующее:

действие международных соглашений, конвенций, обычаев, регули­рующие международные перевозки;

род и количество товаров;

транспортная упаковка и маркировка;

сроки доставки товаров;

место и порядок сдачи товара продавцом перевозчику и принятия его покупателем от перевозчика;

система взаимного информирования продавца или покупателя о го­товности груза к перевозке, о сроках и времени перевозки и о подходе (подаче) транспортных средств в пункты, указанные в договоре;

кто оговаривает условия обработки транспортных средств в пункте партнера;

кем оплачиваются расходы по погрузке, выгрузке грузов и расходы по другим видам посреднических услуг внутри страны продавца;

кто оплачивает перевозку товара до границы или до перевозочных средств транспорта, осуществляющих международную перевозку;

кто оплачивает затраты на хранение и складирование при передаче товара для международной перевозки;

нормы погрузки-выгрузки грузов;

условия и порядок исчисления сталийного времени судна (времени на погрузочно-разгрузочные работы по норме грузовых работ), уста­новленного согласно договору на выполнение грузовых (стивидорных) работ (порт выгрузки на условиях CIF, порт погрузки — FOB);

порядок расчета по демереджу (штраф, возмещение убытка) за об­работку судна сверх сталийного времени;

порядок расчета по диспачу (премия, вознаграждение) за досроч­ную обработку судна (экономию сталийного времени) в порту выгруз­ки (CIF) или в порту погрузки (FOB);

^==========^=======^====^^ 203


кто (продавец или покупатель) назначает стивидоров (ответствен­ных за погрузку или выгрузку) в пунктах перегрузки товаров, агентов на обслуживание транспортных средств в пунктах, обусловленных до­говором, и экспедиторов по транспортно-экспедиторскому обслужива­нию грузов;

кто оплачивает услуги стивидоров и экспедиторов;

транспортные условия торгового договора, переносимые в чартер;

прочие транспортные условия (тип судна, размеры люков грузовых трюмов, грузоподъемность перегрузочных средств (габаритные разме­ры судна, форма коносамента, проформа чартера и др.);

кто оплачивает расходы на складирование и хранение товара после разгрузки в стране ввоза;

кто несет расходы по доставке груза в стране покупателя к месту его нахождения;

кто оплачивает расходы на разгрузку в месте нахождения поку­пателя.

Следует отметить, что за перевозку груза оплата должна быть про­изведена до начала перевозки. Перевозчик вправе задержать отправку груза до внесения заказчиком платы. Окончательный расчет произво­дится по прибытию груза в пункт назначения. Перевозчик вправе вы­дать груз получателю только после окончательного расчета за перевоз­ку. Если оплата не будет произведена в полном объеме, то на основании решения суда перевозчик может использовать залоговое право и реали­зовать груз для покрытия своих расходов.

В процессе доставки грузов, а также по его окончании могут воз­никнуть различные спорные вопросы, разрешение которых возможно при предъявлении претензий (т. е на основе урегулирования спорных вопросов без обращения в суд) и исков. В последнем случае спорные вопросы разрешаются в судебном порядке. Порядок предъявления пре­тензий к перевозчику, их рассмотрение определены соответствующими конвенциями, законами и кодексами, которые перечислены выше.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозок грузов морским, железнодорожным, автомобильным транспортом, ра­вен одному году. Перевозчик обязан рассмотреть заявленную претен­зию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в те­чение трех месяцев со дня ее получения. При предъявлении претензии перевозочные документы представляются в подлиннике. При этом не­обходимо иметь в виду следующее.

204 ===^^==»===============в=======^=^===


При использовании железнодорожного транспорта перевозчик не­сет ответственность за сохранность перевозимого груза в пределах сто­имости утраченного или недостающего груза, а в случае повреждения или порчи груза — в размере суммы, на которую понизилась стоимость этого груза. К письменной претензии прилагается комплект оформ­ленных надлежащим образом документов: квитанция о приемке груза, свидетельствующая о приемке груза к перевозке, железнодорожная на­кладная с соответствующими отметками, коммерческий акт, акт тех­нического осмотра вагона и в некоторых случаях накладные на вывоз груза со станции.

При автомобильных перевозках согласно конвенции МДП пере­возчик обязан возместить ущерб, причиненный вследствие полной или частичной утраты или повреждения груза. Размер возмещения определяется на основании текущей рыночной цены в месте и во вре­мя принятия его к перевозке, но в любом случае не должен превы­шать 8,33 СДР брутто веса за 1 кг недостающего груза1. Если перевоз­чик просрочил доставку груза, и это нанесло ущерб грузовладельцу, то перевозчик обязан возместить ущерб, но данная сумма не может быть больше суммы стоимости перевозки. За срыв сроков перевоз­ки перевозчик уплачивает штраф, предусмотренный в договоре на перевозку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.098 с.)