Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Производительность труда на автомобильном транспортеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Производительность труда измеряется выработкой — количеством продукции, произведенной в единицу времени, и трудоемкостью — количеством времени, затрачиваемого на единицу продукции. В первом случае рост производительности труда определяется увеличением количества продукции в единицу времени, во втором — уменьшением затрат рабочего времени на изготовление каждого изделия. Различают производительность индивидуального, коллективного и общественного труда [56]. Производительность индивидуального труда характеризуется затратами живого труда на производство единицы продукции (тру- дозатраты на осуществление погрузочно-разгрузочной операции, ремонт узла и т. д.) или выполнение заданного объема работ. Производительность коллективного труда характеризует эффективность производственной деятельности людей в трудовых коллективах — предприятии, бригаде. При производстве однородной продукции она может определяться затратами живого труда и выражаться в натуральных единицах, а при изготовлении разнородной продукции — затратами живого и овеществленного труда. При этом производительность труда основывается на учете полных затрат рабочего времени на производство конкретной продукции, т. е. как затрат живого труда работников, производящих данный продукт, так и затрат прошлого труда, овеществленного в сырье, топливе, материалах, использованных при выполнении данной работы. Производительность общественного труда является одним из важных критериев эффективности экономики и исчисляется как отношение произведенного национального дохода к численности работников, занятых в отраслях материального производства. Применительно к транспортным операциям общие затраты живого труда определяются суммой затрат рабочего времени каждого из работников, участвующих в перевозках, погрузочно-разгрузочных операциях и складировании. Прошлый овеществленный труд заключен в транспортных средствах, топливе и материалах, которые используются на всех этапах перемещения грузов и пассажиров. На высокой ступени технического прогресса, когда в суммарных затратах преобладает прошлый овеществленный труд, экономия живого труда уже не может выступать решающим условием экономического роста. Критерий экономической эффективности общественного производства применительно к транспорту состоит в том, что чем меньше количество труда, овеществленного и живого, которое требуется для перевозки товара на данное расстояние, тем выше производительная сила труда, и наоборот. На уровне ПАТ наиболее характерным способом определения производительности труда является измерение количества продукции, изготовленной в единицу времени одним работником, выработки продукции или затрат рабочего времени на единицу продукции — трудоемкостью единицы продукции. Таким образом, производительность труда отдельного работника или коллектива работающих характеризуется двумя показателями, которые связаны между собой обратной взаимозависимостью [2]. Выработка продукции в единицу времени на одного работающего где Q — объем произведенной продукции; Τ — рабочее время, затраченное на производство продукции, чел.-ч; смены; дни. Трудоемкость единицы продукции WTp Соотношение между выработкой deltaWВЫР и трудоемкостью deltaWTp определяется по формулам: где deltaWВЫР — рост выработки при снижении трудоемкости на deltaWTP, %; deltaWTP — снижение трудоемкости при росте выработки на deltaWВЫР,%. Точность измерения производительности труда влияет на экономическую обоснованность плана по труду, степень использования резервов. Без показателя производительности труда невозможно установить плановую численность работников производственного коллектива и плановый фонд заработной платы, оценить эффективность затрат живого труда, эффективность использования трудовых ресурсов. Натуральный метод измерения производительности труда работников автотранспорта отличается наибольшей простотой и позволяет учитывать особенности организации различных видов перевозок (грузовых, автобусных, таксомоторных). Наиболее точно объем производства характеризуется натуральными измерителями. На ПАТ, осуществляющих перевозки однородных грузов в неиз- менных условиях, используют натуральные измерители производительности труда — объем перевозки грузов (в тоннах) и грузооборот (в тонно-километрах). Показатели производительности труда работников автомобильного транспорта в натуральном измерении дают представление об организации производственного процесса, степени механизации погрузочно-разгрузочных работ и т. п. Однако определение производительности труда в натуральном измерении применимо только при выполнении однородной работы в одинаковых условиях. К сожалению, данный метод нельзя использовать при расчете сводных показателей производительности труда на грузопассажирских предприятиях и в автобусно-таксомоторных парках, а также в масштабе неспециализированных управлений и, тем более, министерства. Существенным недостатком натуральных показателей считается и то, что они не отражают влияния на производительность труда таких важных и качественных особенностей отдельных транспортных работ и процессов, как: 1) расстояние перевозки; 2) грузоподъемность и вместимость подвижного состава, его 3) характер (класс) грузов. Поэтому натуральные показатели производительности труда на автомобильном транспорте не могут использоваться в качестве основных. На автомобильном транспорте однородные условия при перевозке грузов встречаются сравнительно редко. Большинство ПАТ выполняют работу разнообразным подвижным составом на различные расстояния и перевозят неоднородный груз в разных условиях. Поэтому продукция грузовых ПАТ по затратам труда весьма неоднородна. Использование натуральных показателей для определения производительности труда особенно затруднено на смешанных ПАТ, которые имеют различные типы подвижного состава и осуществляют разные виды грузовых и пассажирских перевозок. Поэтому в таких случаях производительность труда определяют в условно-натуральных измерителях, т. е. в приведенных тонно-километрах: где Рткм — объем работы грузовых автомобилей, работа на которых оплачивается за 1 τ перевезенного груза, ткм; АЧРГР.П - время работы на линии грузовых автомобилей, работа на которых оплачивается по часовому тарифу, ч; Рпкм — объем работы автобусов, работа на которых оплачивается за перевезенного пассажира, пасс.-км; LОБЩАВТ.П — общий пробег автобусов, работа на которых оплачивается по часовому тарифу, км; Lпл — платный пробег таксомоторов, км; K1, к2, к4— поправочные коэффициенты для перевода и приведенные тонно-километры соответственно времени работы на линии автомобилей, работа на которых оплачивается по часовому тарифу, объемов работы автобусов в пассажиро-километрах и километрах платного пробега легковых таксомоторов; к3 — поправочный коэффициент для перевода общего пробега автобусов, работа на которых оплачивается по часовому тарифу, км. При этом к1 = 60; к2 = 0,4; к3 = 0,65; к4 = 8. Показатели производительности труда в приведенных тонно-километрах позволяют сопоставить выработку одного работника на различных ПАТ и проанализировать работу предприятия за ряд лет. Однако этот метод определения производительности труда условный и не дает точного представления о действительных затратах труда при различных видах перевозок. Метод измерения производительности труда в приведенных тонно-километрах представляет разновидность условно-натурального и трудового методов измерения объема продукции. При измерении производительности труда в приведенных тонно-километрах в результате использования коэффициентов приведения различных видов перевозок, отражающих трудоемкость их выполнения, обеспечивается учет специфики грузового и пассажирского автотранспорта и дается возможность суммировать и сравнивать показатели их работы. Показатели выработки в приведенных тонно-километрах дают обобщенную характеристику производительности труда на автопредприятиях всех типов. Основные недостатки, присущие данному методу, связаны с наличием определенного несоответствия между действительными трудовыми затратами и коэффициентами приведения к тонно-километрам объемов работ грузовых «почасовых» автомобилей, автобусов и легковых такси. Они состоят в следующем: 1) коэффициенты не позволяют учитывать влияние рассто 2) не учитываются затраты труда водителей на выполнение 3) коэффициенты не обеспечивают сравнимость показателей Метод измерения производительности труда по валовому доходу позволяет наиболее полно учесть все виды продукции автомобильного транспорта, включая не только перевозки, но и другие выполняемые с его помощью работы и услуги (погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные и т. д.). В настоящее время основным показателем производительности труда работников ПАТ считается выработка на одного работника в стоимостном выражении, исчисленная по общей сумме доходов за все виды услуг. Применение этого метода дает возможность не только определить объем производственной деятельности предприятия с разнородной по составу продукцией или разным характером выполняемых работ, но и рассмотреть динамику объема производства и производительности труда по группе предприятий. С помощью стоимостного измерителя производительности труда на автомобильном транспорте при увеличении работ, выполняемых ПАТ (экспедиционные и другие услуги) и не учитываемых в объемах перевозок, можно более объективно оценить уровень и динамику производительности труда в целом по отрасли и отдельным предприятиям. Вместе с тем он имеет свои недостатки. Валовой доход предприятия определяют по тарифам, которые полностью не отражают затраты общественно необходимого труда на выполнение того или иного вида транспортной работы. В тарифах, например, заложены пониженные размеры затрат на перевозку самосвалами массовых навалочных грузов на расстояние до 10 км. Это ставит различные ПАТ в несопоставимые условия и является причиной искажения уровня производительности труда независимо от условий работы трудового коллектива. Кроме того, выработка в стоимостном измерении не может быть использована для оценки производительности труда отдельных категорий работников автомобильного транспорта. Вместе с тем при использовании показателей выручки или дохода для измерения объема транспортной работы сохраняется большинство недостатков, свойственных стоимостным показателям продукции промышленности. Эти отрицательные черты проявляются более отчетливо в связи с особенностями действующих на автомобильном транспорте тарифов на перевозку грузов и пассажиров. Наряду с частными недостатками, которые присущи каждому из методов измерения производительности труда в автомобильном транспорте, они имеют и некоторые общие методологические недостатки. Основным из них является то, что они не отражают всей трудоемкости работ, связанных с выполнением полного перевозочного процесса. Поэтому для измерения производительности труда целесообразно применять трудовой метод, при котором уровень производительности труда определяется отношением нормативных затрат труда на весь объем произведенной продукции к среднесписочной численности работников. При этом разнородная продукция приводится к единому измерителю посредством общественно необходимых затрат живого труда на производство единицы продукции. Объем произведенной продукции в затратах живого труда Ртр где τ. — норматив общественно необходимых затрат живого труда на производство единицы i-ro вида продукции, нормо-час; Рi — объем произведенной продукции i-ro вида в натуральных измерителях. Применение нормо-часов предполагает наличие нормативов затрат живого труда на все виды изготовляемой продукции. Это связано с рядом трудностей. На автомобильном транспорте используют разновидность трудового метода измерения производительности труда — метод суммированного рабочего времени. Измерение затрат времени на произведенную продукцию в отчетном периоде по сравнению с базисным определяют индексом динамики производительности труда Jw и рассчитывают по формуле: где Рt 1 — количество единиц продукции i-го вида в отчетном периоде в натуральных единицах; τ0 i, τ1 i, — трудоемкость производства единицы i-ro вида продукции соответственно в базисном и отчетном периодах, чел.-час. Преимуществами использования трудового метода измерения производительности труда являются точная характеристика эффективности живого труда с помощью трудоемкости, зависимость трудоемкости от факторов ее роста, применение единых методов измерения, анализа и планирования производительности труда от рабочего места до отрасли в целом. Однако при определении производительности труда на автомобильном транспорте не учитываются трудовые затраты на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, эксплуатацию и содержание дорожного хозяйства и капитальный ремонт автомобилей и агрегатов. Существующая система измерителей производительности труда на автомобильном транспорте не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Для объективной оценки и измерения уровня и динамики производительности труда на автомобильном транспорте необходимо иметь показатели двух типов: 1) единый (сквозной) показатель в стоимостном выражении 2) группу дифференцированных показателей для каждого зве ПЛАНИРОВАНИЕ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА РАБОТНИКОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Объективные тенденции повышения производительности труда в рамках каждого отдельного способа производства представляют собой проявления всеобщего экономического закона роста производительности труда, экономии рабочего времени. Однако в каждой общественно-экономической формации побудительные стимулы к росту производительности труда, а также экономические и социальные последствия этого неодинаковы. Политическое и экономическое значение процесса увеличения производительности труда состоит в том, что он обеспечивает ♦ высокие темпы расширенного воспроизводства совокупно ♦ снижение стоимости и, следовательно, себестоимости про Повышение производительности труда в автомобильном транспорте особенно существенно в связи с ♦ повышенной трудоемкостью работ по транспортному обслу ♦ ограничениями по росту трудового контингента отрасли; ♦ установленными повышенными заданиями по росту грузо Непосредственным результатом проведения большинства мероприятий по повышению технического уровня подвижного состава и совершенствованию технологии и организации автотранспортного производства является улучшение технико-эксплуатационных показателей, что, в свою очередь, приводит к повышению производительности труда, что предусматривает 2 этапа проведения расчетов: 1) изменения технико-эксплуатационных показателей использования подвижного состава и других исходных данных для планирования производительности труда; 2) обоснования на их основе темпов роста и уровня производительности труда. Второй этап пофакторных расчетов заключается в определении общих размеров условного высвобождения численности работников и темпов роста производительности труда [37]. Высвобождение численности водителей в результате повышения выработки на один автомобиль (с учетом изменения средней грузоподъемности и вместимости подвижного состава) Эв: где В — выработка на один автомобиль в натуральных единицах измерения или приведенных ткм; Б, П — здесь и далее индексы, соответствующие базовому и плановому году; NВ — численность водителей, чел. Высвобождение численности водителей ЭВ в результате увеличения действительного фонда их рабочего времени: где Фр — фонд рабочего времени водителей, ч. Высвобождение численности ремонтных и вспомогательных рабочих Эрр в результате снижения трудоемкости ТО и ТР на 1000 км общего пробега подвижного состава Высвобождение численности ремонтных и вспомогательных рабочих в результате увеличения действительного фонда их рабочего времени: где Фрр — фонд рабочего времени ремонтных и вспомогательных рабочих, чел. Высвобождение численности ремонтных и вспомогательных рабочих в результате улучшения соотношения между показателями выработки и общего пробега автомобилей: где Рпр — объем транспортной работы в приведенных ткм. Высвобождение численности специалистов, служащих, МОП в результате роста объема транспортной работы: где No — численность специалистов, служащих, обслуживающего персонала и других работников, чел. Высвобождение численности специалистов и служащих в результате внедрения автоматизированных систем управления: где кр — коэффициент распространяемости эффекта от внедрения АСУ. Высвобождение численности персонала основной деятельности Эс в результате изменения структуры перевозок: где ti — трудоемкость i-ro вида перевозок, ч./ткм (пасс.-км, пл.-км). Процент прироста производительности труда ΔΠ с учетом всех факторов ее изменения: где Np — расчетная численность персонала основной деятельности, установленная из планового объема транспортной работы и уровня производительности труда в базисном периоде, чел. Методика пофакторного расчета увеличения производительности труда при наличии нескольких вариантов организационно-технических мероприятий, технико-эксплуатационных и других исходных показателей создает возможность выбора и обоснования плановых заданий, наиболее соответствующих задачам интенсификации и повышения эффективности производства. Производительность труда оказывает решающее воздействие на всю систему показателей, характеризующих эффективность автомобильного транспорта. Рост производительности труда не только обеспечивает экономию трудовых затрат, но и одновременно является важнейшим фактором увеличения объема перевозок, снижения себестоимости транспортной продукции, роста фондоотдачи, рентабельности, улучшения других экономических показателей работы автомобильного транспорта. Возможное изменение численности рабочих в результате влияния всех факторов ΔЧВ, чел.: где ΔЧΒ — условно высвобождаемая численность за счет изменения технико-эксплуатационных показателей, чел.; ЧР2 — расчетная численность работающих на плановый период, за исключением прочего персонала, при сохранении базисной производительности труда, чел; — доля прироста (уменьшения) соответствующих технико-эксплуатационных показателей, %; JBB — удельный вес водителей, осуществляющих перевозки, в общей численности работающих, %. Конечные показатели и производительность общественного труда на транспорте возрастают в результате снижения затрат общества на перевозки под действием факторов, связанных с совершенствованием транспортного обслуживания и приближением производства к источникам сырья и районам потребления продукции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 3443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.56 (0.017 с.) |