Совершенствование эксплуатационной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенствование эксплуатационной



И КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

И ПАССАЖИРОВ

Организация движения подвижного состава при перевозках должна обеспечивать наибольшую производительность и наименьшую себестоимость транспортной работы. Следует отметить, что перевозка грузов автомобильным транспортом является сложным производственным процессом, состоящим из ряда операций, образующих общий технологический процесс.

Процесс доставки груза от отправителей к получателям состоит из трех основных элементов: погрузка груза на подвижной состав в пунктах отправления; перемещение груза подвижным составом от грузоотправителя к грузополучателю; выгрузка груза из транспортного средства в пунктах назначения. Могут применяться и другие, более сложные технологические схемы.

Разработка наиболее рациональной технологической системы в деталях и ее обеспечение относится к организации перевозок. Организация перевозок в широком смысле охватывает решение следующих вопросов:


♦ выбор типа автомобиля и его грузоподъемности;

♦ выбор способа перевозки (в контейнерах, на поддонах, со
сменными кузовами);

♦ выбор способа погрузки и подбор мощности и типа грузо
подъемного механизма;

♦ выбор маршрута движения;

♦ определение затрат времени на все технологические опера
ции с учетом возможных простоев и расчет потребного ко
личества транспортных средств;

♦ определение способа учета и контроля перевозок;

♦ правовое обеспечение взаимоотношений с заказчиками,
включая расчет тарифов, заключение договоров на транспорт
ные и другие услуги.

Выбор типа автомобиля, как отмечалось в 2.1, определяется видом перевозок и дорожными условиями. Для грузов, требующих крановой погрузки (станки, оборудование, трубы или арматура), необходимы двух-трехосные автомобили с открытыми кузовами. Для сыпучих грузов предпочтительны самосвальные транспортные средства, для тарно-упаковочных грузов при большой дальности перевозки — автомобили с прицепами или полуприцепами, с крытыми тентовыми или металлическими кузовами. Для ценных грузов в любом случае требуются закрытые кузова, для перевозки продуктов, как правило, — крытые кузова с термоизоляцией.

Для заказчика выбор типа автомобиля определяется возможностью сравнения стоимости перевозок при известных тарифах перевозчиков.

Способы перевозки и погрузки взаимно обусловлены, поэтому какое-либо превалирующее обстоятельство определяет выбор [8, 18, 55]. Например, если поставка товара производится по смешанной схеме (море — автотранспорт, море — железнодорожный транспорт — автотранспорт) в контейнерах, то способ перевозки и выгрузки предопределен. С другой стороны, целый ряд грузов в мелкой таре необходимо перевозить только на поддонах. Практика и расчеты показывают, что применение поддонов практически для всех тарных товаров, начиная с объема 3 τ в день и при дальности перевозок до 500—800 км, зависит от конкретного объема перевозок. В случае применения тары или поддонов одноразовой оборачиваемости затраты на нее Зт, руб/т, на единицу массы груза определяются по формуле:

зт = ст / пг,


где Ст — стоимость единицы тары или поддона, руб.;

Пг — полезный вес груза в единице тары или на одном поддоне, т.

Для многооборотной тары показательны эксплуатационные расходы Зткм, руб. /т, отнесенные к единице массы груза:

где С — стоимость ремонта тары или одного поддона в течение срока службы, руб.;

Τ — срок службы тары, поддона, лет;

η — число оборотов тары, поддона за год.

Применение поддонов и контейнеров ограничивается предельной дальностью перевозки, так как сокращая расходы на погрузочно-разгрузочные работы и потери груза, оно в то же время увеличивает расходы, зависящие от дальности перевозок, из-за ухудшения использования грузоподъемности транспорта, расходов на порожний пробег контейнеров, их амортизацию и ремонт.

Предельную дальность ездки с применением поддонов или контейнеров Imax, км, можно определить по формуле:

где Рс — расходы на 1 т груза нетто при существующем (бесконтейнерном) способе транспортировки, не зависящие от дальности перевозки, руб.;

Рк — то же при перевозке в контейнерах или на поддонах, руб.;

Рд — расходы на 1 ткм нетто при существующем способе транспортировки, зависящие от дальности перевозки, руб.;

Рдк — то же при перевозке в контейнерах или на поддонах, руб.

Для погрузочно-разгрузочных работ на автотранспорте применяются

♦ авто- и электропогрузчики — при обработке крытых кузо
вов автомобилей с рампы;

♦ авто-железнодорожные и стационарные краны — для обра
ботки открытых автомобилей, груженых штучными и круп
ногабаритными грузами;

♦ одно- и многоковшовые погрузчики — для обработки само
свалов при перевозках сыпучих грузов;

♦ экскаваторы с различными ковшами и стрелами — для по
грузки сыпучих инертных грузов;


♦ специальные погрузочные устройства на базе бункеров, лен
точных конвейеров и т. д.

Тарно-штучные легковесные грузы во многих случаях грузятся и выгружаются вручную.

Более производительные и, естественно, более дорогие погрузочные или выгрузочные устройства применяются при значительных по объему и постоянных по характеру перевозках. Подбор этих устройств — область специальных расчетов. При организации перевозок ограниченного объема выбор типа погрузочно-разгрузочных механизмов следует производить, придерживаясь следующих рекомендаций:

♦ при выборе крана, экскаватора продолжительность погруз
ки должна составлять 1/10-1/15 часть времени полного обо
рота автомобиля (от погрузки до погрузки);

♦ объем ковша экскаватора при погрузке сыпучих грузов дол
жен составлять 1/4—1/8 вместимости кузова автомобиля;

♦ стоимость машино-часа менее мощных устройств дешевле,
и они, как правило, предпочтительны при прочих равных
условиях;

♦ авто-электропогрузчики не рекомендуется постоянно ис
пользовать на пределе номинальной грузоподъемности.

Выбор маршрута движения является существенным моментом разработки технологии перевозочного процесса для короткопробежных относительно постоянных перевозок, например, для обеспечения строящегося объекта, перевозок из грунтового карьера и т. д. Желательно применять кольцевую конфигурацию маршрута или кольцевых его участков. При этом иногда требуются предварительная подготовка дорог и согласие ГИБДД для временного пропуска транспорта по улицам с ограничением движения (обычно на автомобилях, занятых на таких перевозках, устанавливают специальные таблички).

Учет и контроль при автомобильных перевозках, как правило, совмещается с диспетчированием. В зависимости от характера перевозок одна из этих функций преобладает, что и определяет содержание и форму деятельности служащих.

Существует несколько форм учета и контроля перевозок. Наиболее простая, применяемая для междугородных и межрайонных перевозок, — проставление соответствующих отметок в путевых листах. В этом случае путевой лист с отметкой о выполнении одного или нескольких грузовых рейсов является основанием для


оплаты работы водителя, а также счетов заказчика, если работы выполняются с последующей оплатой.

На ПАТ возникает необходимость выполнения различных работ, связанных с транспортным процессом (подготовка груза к перевозке, прием его у грузоотправителя и сдача грузополучателю, сопровождение и охрана груза во время перевозки, оформление товарно-транспортных документов и др.).

Организация перевозок грузов заключается в установлении порядка подготовки и выполнения перевозок, руководства, учета и контроля, системы документооборота, системы расчетов за перевозки грузов и т. д.

Технологический процесс доставки грузов необходимо разрабатывать применительно к конкретным условиям перевозки и с учетом действующих норм времени простоя подвижного состава в пунктах погрузки-разгрузки. ПАТ разрабатывают схемы доставки грузов самостоятельно, согласовывая их с грузоотправителями и грузополучателями.

Весьма ответственной начальной коммерческой операцией процесса доставки грузов является прием автотранспортным предприятием грузов к перевозке. Эта операция включает прием, маркировку и пломбирование груза, взвешивание, определение (в случае необходимости) его массы.

Согласно действующим правилам перевозки грузов, грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз, а также необходимые товарно-транспортные и грузосопроводительные документы (сертификаты, лицензии) [45], замаркировать груз, если он перевозится в таре или упаковке, определить (совместно с водителем) и проставить в документах массу перевозимого груза, опломбировать груз в случаях его перевозки в крытых автомобилях-фургонах, закрытых прицепах и полуприцепах, в контейнерах и цистернах.

ПАТ вправе отказать грузоотправителю в приеме груза к перевозке в случаях, когда

♦ повреждены тара и упаковка при предъявлении груза;

♦ в договоре на перевозку не предусмотрен предъявленный
груз или пункт назначения;

♦ предъявленный груз не соответствует заявленному и подан
ному под погрузку подвижному составу;

♦ налицо несовместимость грузов к перевозке одним автомо
билем;


♦ неправильно оформлены товарно-транспортные или грузо
сопроводительные документы.

Договор перевозки обязан содержать условие, регламентирующее время простоя автомобиля под погрузкой-разгрузкой и оплату заказчиком сверхнормативной его величины. Погрузка или разгрузка считаются законченными в момент передачи отправителем (получателем) водителю полностью оформленных товарно-транспортных документов.

Получатель груза обязан проконтролировать два условия: сохранность пломб и подвижного состава, неисправность которого могла бы повредить груз. Если хотя бы одно из указанных условий нарушено, то автотранспортное предприятие сдает груз с его проверкой.

Грузополучатель имеет право отказаться от приема груза в тех случаях, когда привезенный груз испорчен и не годится для использования по прямому назначению. Другие нарушения, выявленные при приеме груза, например, недостача или порча не по вине ПАТ, основания для отказа в приеме груза не дают.

Обязанность разгрузки автомобиля в пункте назначения возлагается на грузополучателя, если иное не предполагает договор перевозки.

В настоящее время в условиях жесткой конкуренции ряд ПАТ осуществляет дополнительные услуги, к числу которых относятся экспедиционные, состоящие из:

♦ организации погрузочно-разгрузочных, складских работ в
пунктах отправления, перевалки, назначения груза;

♦ сбора-отправок мелких партий грузов;

♦ сопровождения и обеспечения сохранности грузов;

♦ осуществления страховых операций по поручению грузовла
дельца;

♦ предоставления информационных услуг;

♦ предоставления коммерческо-правовых услуг и др.
Совершенствование организации перевозок грузов возможно

по следующим направлениям:

♦ совершенствование оперативного планирования и диспет
черского руководства процессом доставки;

♦ обеспечение слаженности в действиях работников разных
специальностей (диспетчеров, стропальщиков, грузчиков,
кладовщиков, водителей и др.);

♦ сокращение времени на каждую операцию процесса путем при
менения наиболее рациональных приемов, предварительной

 


подготовки к выполнению операций, механизации и автоматизации производственных процессов;

♦ обеспечение дисциплины поставки и доставки.

Решение поставленных задач обеспечивается:

1) путем использования прогрессивных методов перевозок,
предварительной подготовки грузов и товарно-транспорт
ных документов, предварительной загрузки подвижного со
става, применения поддонов, контейнеров и сменных полу
прицепов;

2) согласованием параметров транспортных и погрузочно-раз
грузочных средств;

3) наличием и использованием современных средств связи и
ЭВМ, своевременно обеспечивающих оперативной инфор
мацией всех участников в процессе управления.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО

СОСТАВА

Эффект от лучшего использования основных фондов ПАТ напрямую связан с ростом объема транспортной работы на единицу стоимости фондов и проявляется в росте фондоотдачи и снижении показателя фондоемкости [11, 37, 55 ].

Фондоотдача Фо исчисляется в стоимостном выражении как отношение суммы доходов от основной деятельности ПАТ к среднегодовой стоимости основных производственных фондов Фср г

Показателем, обратным фондоотдаче, является фондоемкость продукции (услуг), которая характеризует стоимость основных фондов, приходящуюся на 1 руб. валового дохода или на единицу транспортной работы. Чем меньше показатель фондоемкости, тем меньше при прочих равных условиях требуется основных производственных фондов для выполнения объема транспортной работы.

Оценивая эффективность использования основных фондов по фондоотдаче, следует иметь в виду, что на ее величину оказывают влияние многочисленные объективные и регулируемые факторы.


К важнейшим объективным факторам относятся

♦ структура производственной программы, т. е. соотношения
в объемах перевозок различных грузов;

♦ природно-климатические условия района перевозок и до
рожные условия;

♦ уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ;

♦ уровень цен на горюче-смазочные материалы.
Основными регулируемыми факторами, влияющими на фондо
отдачу, являются:

♦ соответствие фактической структуры основных производ
ственных фондов структуре производственной программы
и другим объективным условиям производства;

♦ использование парка машин, оборудования и транспортных средств по времени и производительности.

Повышение эффективности использования основных производственных фондов в настоящее время становится важной потребностью каждого предприятия. Различают два пути повышения эффективности использования основных производственных фондов — экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный путь означает увеличение времени использования основных фондов, т. е. увеличение количества часов, отработанных в течение года. Для этого необходимо увеличивать:

а) продолжительность работы активной части основных фон
дов в течение определенного календарного периода, что за
висит от слаженной работы с клиентами, своевременного и
качественного ремонта подвижного состава, повышения
коэффициента выпуска автомобилей, устранения или сгла
живания сезонных колебаний;

б) время нахождения подвижного состава в наряде. Его увели
чение зависит от сокращения затрат времени на подготови
тельно-заключительные и вспомогательные операции, раз
вития прогрессивных форм организации перевозок, повы
шения сменности работы подвижного состава и др.

Интенсивный путь предусматривает увеличение выработки одного списочного автомобиля в единицу времени, которая зависит от следующих факторов:

♦ рационального применения прицепного состава;

♦ повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных

♦ улучшение качества ТО и ремонта подвижного состава.


При оценке эффективности основных фондов широкое применение получил показатель производительности. Чаще всего производительность характеризуется количеством продукции, произведенным в единицу времени. Так как транспортной продукцией является перемещение груза, то основным измерителем производительности транспортных средств выступает количество перевозимых в единицу времени грузов — выработка в τ или ткм. Таким образом, изменение этих показателей при прочих равных условиях (неизменном виде груза, расстоянии и условиях перевозки и пр.) характеризует соответствующее изменение производительности труда.

Часовая выработка автомобиля в тоннах WTЧ:

где q — грузоподъемность автомобиля, т;

gammaст —коэффициент использования грузоподъемности статический;

tΕ — время на ездку, ч.

В тонно-километрах WTKMЧ:

где lЕГ — средняя длина ездки с грузом, км. В свою очередь:

где tДВ — время движения, ч;

tП-Р — время простоя под погрузкой-разгрузкой, ч. Время, затрачиваемое на движение:

где β — коэффициент использования пробега;

VT — средняя техническая скорость, км/ч.

Исходя из этого, формулы расчета часовой производительности автомобиля принимают вид (в тоннах):


где gammaд — коэффициент использования грузоподъемности автомобиля динамический.

Из вышеприведенных формул следует, что каждый из семи показателей, входящих в формулы, оказывает влияние на производительность единицы подвижного состава. При заданном расстоянии перевозки грузов выработка автомобиля тем выше, чем больше грузоподъемность q и коэффициенты ее использования gammaст и gammaД, техническая скорость автомобиля VT и коэффициенты использования пробега β, а также, чем меньше время простоев автомобиля при выполнении погрузочно-разгрузочных работ tn_p.

Следующим уровнем оценки эффективности использования автомобилей является определение производительности подвижного состава за отчетный период Д. Для ПАТ представляет интерес осуществлять не только итоговый анализ производственно-хозяйственной деятельности за отчетный период, но и проводить оперативный контроль и анализ факторов, определяющих производительность автомобилей, себестоимость перевозок и получаемую прибыль.

Объем перевозок в тоннах за период Д:

в тонно-километрах соответственно:

где Асп — списочное количество автомобилей, ед.;

Тн — время пребывания автомобиля в наряде, ч;

alphaв — коэффициент выпуска автомобилей на линию.

Выработка автомобиля в тоннах и тонно-километрах прямо пропорциональна среднесписочному количеству автомобилей Асп, коэффициенту использования парка alphaв, времени пребывания их в наряде Тн.

Таким образом, на основе вышеприведенного анализа следует сделать вывод о необходимости службе эксплуатации, отделу маркетинга, коммерческой службе изыскивать пути и возможности для увеличения производительности подвижного состава на основе


оперативного анализа основных технико-эксплуатационных показателей, влияющих на ее уровень [16, 32].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.061 с.)