Методика расчета производственной программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика расчета производственной программы



Исходным разделом техтрансфинплана [17, 48, 50, 66] является план перевозок, который разрабатывается службой эксплуатации предприятия. Он служит для определения планового уровня отдельных технико-эксплуатационных и финансовых показателей. План перевозок разрабатывается по видам перевозок и перевозимых грузов с учетом основных положений Устава автомобильного транспорта, который регламентирует права и обязанности предприятия автомобильного транспорта (ПАТ) и клиентов, пользующихся услугами предприятия.


В соответствии с договором на перевозку ПАТ обязано: своевременно обеспечивать перевозки грузов; подавать подвижной состав в исправном состоянии; гарантировать доставку груза и выдавать его уполномоченному; определять тип подвижного состава; экспедировать груз; требовать у грузоотправителя товарно-транспортную накладную; в случае взятых обязательств осуществлять погрузочно-разгрузочные операции; производить загрузку автомобиля до полного использования его грузоподъемности; наращивать борта при перевозке легковесных грузов; при сдаче груза проверять массу, его состояние в случаях:

а) неисправного кузова или исправного, но с поврежденными
пломбами;

б) прибытия скоропортящегося груза с нарушением сроков его
доставки;

в) прибытия груза, погруженного автотранспортным предпри
ятием со склада грузовой станции;

г) выдачи груза со склада грузовой автостанции; доставлять груз
по кратчайшему маршруту;

д) при обязательстве — хранить груз на своем складе.

Грузоотправитель (грузополучатель) обязан: предоставлять грузы в срок; выдавать товарно-транспортные документы или оприходовать груз (грузополучатель); до прибытия автомобиля подготовить груз и товарно-транспортные документы; при возможности упаковывать груз в тару; при массовых перевозках обеспечить его прием и выдачу ежедневно не менее чем в две смены, в том числе в выходные и праздничные дни; осуществлять погрузку, разгрузку, укрытие, увязку, развязку груза; максимально механизировать погрузочно-разгрузочные работы, ликвидировать простои; определять массу груза и очищать кузов (грузоотправитель).

ПАТ осуществляют перевозку грузов и пассажиров, оказывают услуги в соответствии с планом и договорами, на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования, сочетания централизованного руководства и самостоятельности предприятия.

В рыночных условиях хозяйствования правильные договорные взаимоотношения ПАТ с клиентурой должны строиться на основе взаимной ответственности за выполнение договорных обязательств и государственных заказов.

Исходным документом для составления плана перевозок грузов служат контрольные показатели, заявки клиентуры, в которых указываются реквизиты грузоотправителя, пункт отправления, наи-


менование груза, род упаковки, количество и масса груза, пункт назначения, наименование и адрес получателя, тип подвижного состава, чьими средствами осуществляется погрузка и разгрузка, режимы работы клиентуры в местах погрузки и разгрузки [16, 48, 50,56,66].

Важным разделом плана перевозок является раздел централизованных перевозок, который разрабатывается по видам грузов и грузоотправителям. В этом случае с клиентурой составляется специальный договор на централизованные перевозки грузов, в котором строго регламентируются обязательства грузоотправителя, ПАТ и грузополучателя.

Централизованные грузовые перевозки — это такая организационная система, которая характеризуется следующими признаками:

♦ сочетание перевозки с транспортно-экспедиционным обслу
живанием;

♦ выполнение перевозок по согласованным графикам;

♦ выполнение автотранспортным предприятием всего объема
автоперевозок;

♦ заключение годового договора на перевозку грузов в основ
ном по отправительскому принципу;

♦ распределение обязанностей по погрузке и разгрузке;

♦ осуществление всех расчетов за перевозку со стороной, зак
лючающей договор.

План перевозок по видам грузов составляется раздельно для городских (районных) и междугородных перевозок. К междугородным перевозкам грузов относятся перевозки, которые осуществляются за пределы населенного пункта на расстояние более 50 км. В плане междугородных перевозок указываются наименование автомобильной дороги; реквизиты отправителя и получателя, вид груза, количество его в тоннах, расстояние перевозок. Специальным разделом в этом плане является планирование междугородных перевозок.

После определения объема перевозок грузов для каждого пункта составляется транспортный баланс, по которому определяют размеры ввоза и вывоза основных грузов в течение года с разбивкой по кварталам и уточнение сезонности перевозок.

На основании полученных данных по главным пунктам погрузки и разгрузки целесообразно разработать транспортные карточки-характеристики, включающие примерно следующие данные: общую характеристику объекта, размер годового объема перевозок с разбивкой по кварталам, расстояние до основных пунктов вывоза


и завоза, дорожные условия на основных направлениях перевозок и состояние подъездных путей, режим работы объекта и возможность организации работы круглосуточно, характеристику условий погрузки и разгрузки, финансовые реквизиты.

Важным этапом разработки плана перевозок является распределение грузов по отдельным типам подвижного состава с учетом условия рациональной его эксплуатации. В этом случае используются опыт работы службы эксплуатации, а также данные анализа работы подвижного состава в отчетном периоде.

Производственная программа по эксплуатации автомобильного парка рассчитывается исходя из провозных его возможностей — объема перевозок и грузооборота, которые может осуществить ПАТ в планируемом году имеющимся парком. При этом следует учитывать пополнение и выбытие автомобилей и прицепов, а также следующие показатели: коэффициент выпуска на линию, средняя продолжительность пребывания автомобиля и прицепа в наряде, время на погрузочно-разгрузочные работы, техническая скорость, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности, выработка в тоннах и тонно-километрах на среднесписочную тонну автомобиля и бортового прицепа.

Для расчета провозных возможностей необходимо предварительно определить среднесписочное количество автомобилей и бортовых прицепов.

Разработка производственной программы предполагает выявление провозных возможностей и внутренних резервов ПАТ, необходимых для выполнения плана перевозок грузов и пассажиров.

Под провозными возможностями автомобильного парка понимают объем перевозок и грузооборот, которые может обеспечить ПАТ в планируемом году при максимальном использовании материальных и трудовых ресурсов.

Объем перевозок грузов и грузооборот для «сдельных» автомобилей определяют умножением среднесписочного числа автомобилей на среднюю грузоподъемность и на производительность одной среднесписочной автомобиле-тонны соответственно в тоннах и тонно-километрах.

Для определения числа автомобилей на ПАТ рассчитывают число дней пребывания на предприятии поступающих и выбывающих автомобилей.

При реконструкции ПАТ после определения потребного количества (среднемесячного) подвижного состава производится его


сопоставление с имеющимся парком с учетом поступления и выбытия в планируемом периоде.

Расчет количества подвижного состава (среднесписочного) по Маркам на планируемый год производится по формуле:

где Ап — количество автомобилей (прицепов) на начало планируемого периода;

Ав — количество выбывающих автомобилей (прицепов) за период;

АДП — количество автомобиле-дней (прицепо-дней) пребывания в предприятии вновь поступающих автомобилей (прицепов);

АДВ — количество автомобиле-дней (прицепо-дней) пребывания в предприятии выбывающих автомобилей (прицепов).

Так как поступление и выбытие автомобилей планируется по кварталам года и точно установить дни поступления и выбытия их не представляется возможным, то принято условно считать, что автомобили поступают и выбывают в середине того квартала, на который запланировано их поступление или выбывание. В этом случае количество дней работы поступающих и выбывающих автомобилей определяется умножением количества поступающих или выбывающих автомобилей на число дней их эксплуатации в ПАТ. С этой целью определяется количество дней пребывания на предприятии автомобилей, поступающих в разные кварталы года.

С учетом количества календарных дней в кварталах года автомобили, поступающие в I квартале, будут находиться на предприятии:

во II квартале:

в III квартале:


в IV квартале:

Аналогично этому определяют количество дней пребывания в ПАТ выбывающих в разные кварталы года автомобилей. Это количество дней равно для автомобилей, выбывающих в I квартале, — 45, во II - 136, в III - 227 и в IV- 319 дней.

Сопоставив потребное среднесписочное количество подвижного состава с имеющимся в ПАТ, с учетом поступления и выбывания необходимо

♦ при излишке подвижного состава увеличить плановый объем
перевозок;

♦ при недостатке подвижного состава разработать организа
ционно-технические мероприятия, обеспечивающие увели
чение провозных возможностей ПАТ, или отказаться от об
служивания части клиентуры.

В связи с тем, что ПАТ осуществляет перевозку различных видов грузов, требующих наличия соответствующего подвижного состава, среднесписочный парк автомобилей определяют по типам и моделям.

Общую грузоподъемность автомобилей определяют суммированием произведений среднесписочного числа автомобилей по моделям в планируемом периоде на номинальную грузоподъемность соответствующей модели автомобиля. В тех случаях, когда в технической характеристике завода-изготовителя указана разная грузоподъемность автомобиля (для дорог с твердым покрытием и грунтовых), для расчетов принимают грузоподъемность, установленную для дорог с твердым покрытием [18, 28, 56].

Среднюю грузоподъемность qcp рассчитывают путем деления общей грузоподъемности на среднесписочное число автомобилей данной марки.

Технико-эксплуатационные показатели устанавливают с учетом отчетных данных за предшествующий период, а также на основе изучения показателей работы передовых водителей и ремонтных рабочих ПАТ по увеличению выпуска автомобилей на линию (за счет снижения автомобиле-дней простоя автомобилей в ремонте и автомобиле-дней простоя исправных автомобилей), повышению скоростей движения и улучшению использования грузоподъемно-


сти автомобилей. Учитывают также внедрение наиболее совершенных методов технического обслуживания (ТО), текущего ремонта (ТР) подвижного состава, среднее расстояние перевозок, организацию работ по выдаче и приему грузов, организацию перевозочного процесса и другие факторы.

Коэффициент выпуска автомобилей на линию определяют как отношение автомобиле-дней работы подвижного состава АДр к автомобиле-дням нахождения в хозяйстве АДХ:

ав = АДР/АДХ.

Автомобиле-дни нахождения подвижного состава в хозяйстве: АДХспДк.

Коэффициент технической готовности автомобилей:

ат =АДТ/АДХ; АДТ=АДХ-АДТО-АДТР,КР,

где АДТ — автомобиле-дни технически исправного подвижного состава;

АДТО, АДтр, кр — автомобиле-дни пребывания соответственно в техническом обслуживании, текущем и капитальном ремонтах (КР).

Автомобиле-дни простоя включают автомобиле-дни в ТО, ТР и КР, в выходные и праздничные дни:

АДПР = АДТО + АДТР, КР + АДВ,

где АДВ — автомобиле-дни простоя в выходные и праздничные дни. Автомобиле-дни в работе представляют собой разницу между автомобиле-днями в хозяйстве и автомобиле-днями в простое:

АДР=АДХ-АДПР.

Коэффициент использования пробега β определяется по маркам автомобилей и зависит от взаимного расположения ПАТ, грузоотправителей и грузополучателей, от организации перевозки грузов с учетом возможной маршрутизации, загрузки в обратном


направлении и т. д. Значение β планируют с учетом достигнутых ПАТ результатов и намечаемых мероприятий по снижению порожних пробегов автомобилей. Расчетная формула для β выглядит следующим образом:

где Lгр — пробег с грузом данной марки подвижного состава, км;

Lобщ — общий пробег всех автомобилей данной марки, км.

Общий пробег автомобилей складывается из производительного (с грузом) и непроизводительного пробегов. Непроизводительный пробег включает в себя пробег без груза и нулевой пробег от гаража до пункта первой загрузки и от последнего места разгрузки до гаража.

Коэффициент использования грузоподъемности γ показывает степень использования номинальной грузоподъемности автомобилей и планируется по маркам автомобилей исходя из номенклатуры перевозимого груза и его класса, величины партии груза.

Различают коэффициенты статического уст и динамического удин использования грузоподъемности. Коэффициент статического использования грузоподъемности представляет собой отношение планируемого объема перевозок грузов в тоннах Qпл к количеству груза, которое можно было перевезти при полном использовании грузоподъемности автомобилей QBО3M:

В практике планирования и анализа работы ПАТ производственную программу и план эксплуатации подвижного состава рассчитывают через коэффициент динамического использования грузоподъемности.

Коэффициент динамического использования грузоподъемности определяют как отношение планируемого грузооборота к возможному Pвозм:

Возможный грузооборот, ткм:


где qCP— средняя грузоподъемность данной марки подвижного состава, т.

Для автомобилей, работа которых планируется в автотонно-часах, рассчитывают не коэффициент использования грузоподъемности, а норму загрузки до полной вместимости.

Время пребывания автомобиля в наряде Тн устанавливают исходя из режима работы обслуживаемой клиентуры с учетом анализа уровня этого показателя за отчетный период и возможности увеличения сменности работы автомобилей. Время в наряде складывается из времени движения автомобиля, времени простоя под погрузкой-разгрузкой в течение дня и времени, необходимого для подъезда к первому месту загрузки и возврата с линии.

Исходя из времени в наряде определяют плановые автомобиле-часы в работе:

Для планирования величины средней технической скорости ντ необходимо проанализировать отчетные данные за текущий год и учесть мероприятия, намечаемые в плане технического развития и организации производства, позволяющие повысить этот показатель. Расчетная формула для VT (км/ч) имеет следующий вид:

где АЧДВ — автомобиле-часы движения, ч.

Среднюю техническую скорость определяют по каждой марке подвижного состава.

Для автомобилей, работа которых планируется в автотонно-часах, устанавливают расчетную норму пробега (в час для каждого маршрута) [11, 18, 19,55].

Нормы времени простоя под погрузкой-разгрузкой предусмотрены Едиными нормами выработки и оплаты труда водителей автомобилей. При планировании этого показателя необходимо учитывать фактические простои под погрузкой-разгрузкой в текущем году и возможности их сокращения. Автомобиле-часы простоя под погрузкой-разгрузкой определяют как разность между автомобиле-часами в работе и автомобиле-часами в движении:


Время простоя под погрузкой-разгрузкой на одну ездку (ч) рассчитывают как общее время простоя, деленное на число ездок с грузом nЕГ:

В то же время простой под погрузкой и разгрузкой за одну ездку tn р, ч, зависит от способа производства погрузочно-разгрузочных работ, вида груза и определяется нормой времени погрузки и выгрузки 1 т, Нт, мин, грузоподъемностью автомобиля (автоцистерны) q и значением коэффициента использования грузоподъемности γ:

Общее время простоя учитывает не только продолжительность погрузки-разгрузки, но и время на сопутствующие и вспомогательные работы. При определении этого показателя необходимо учитывать фактические данные и возможности сокращения простоев.

Общее время простоя вычисляют путем умножения норм времени на погрузку-разгрузку 1 т груза на плановый объем перевозок.

Число ездок с грузом:

где γ— плановый коэффициент использования грузоподъемности. Время одной ездки tE, ч, складывается из времени движения с грузом и без груза tДВ и времени простоя в пунктах погрузки и разгрузки tn-p:

Тогда среднесуточное число ездок с грузом nЕГ может быть определено по формуле:

Среднее расстояние перевозки 1 τ груза (км) определяют делением планируемого грузооборота Рпл на планируемый объем перевозок Qпл:


Средняя длина ездки с грузом, км:

Установив все перечисленные технико-эксплуатационные показатели по каждой марке автомобилей, определяют среднесуточный пробег, км:

Общий пробег, км:

Пробег с грузом, км:

Суточная производительность автомобиля QT сут, т:

Годовая производительность QT ГОД, т:

Производительность автомобиля за рабочий день WTKM, ткм:

Производительность автомобиля за рабочий день WT, т:

Часовая производительность WЧ и себестоимость 1 ткм Сткм, ткм/ч:


или

Выработка на одну среднесписочную автомобиле-тонну: в тонно-километрах:

в тоннах:

Объем перевозок (т) и грузооборот (ткм) по отдельным маркам «сдельных» автомобилей:

Объем перевозок и грузооборот в целом по ПАТ определяют как сумму объемов перевозок и грузооборотов по всем маркам подвижного состава.

Расчеты объема перевозок и грузооборота по прицепам выполняют в том же порядке. При этом количество прицепо-дней работы устанавливают на основании анализа отчетных данных по периодам года с учетом улучшения использования бортовых прицепов.

По грузовым автомобилям, работа которых учитывается в часах, ПАТ, располагая перечнем подлежащих обследованию грузоотправителей, все расчеты по этим показателям производят в соответствии с порядком, указанным выше.

Условно объем перевозок почасовых автомобилей за год, т:

где АЧрАБ — плановые автомобиле-часы работы почасовых автомобилей;


к — коэффициент пересчета автомобиле-часов в тонны, определяется на основании действующих инструкций Госкомстата (к = 0,5).

Условно грузооборот почасовых автомобилей, ткм:

Ρ = Q х I,

где I — среднее расстояние перевозки 1 τ груза по почасовым автомобилям, км.

Объем перевозок автомобилей, работа которых учитывается в автотонно-часах, рассчитывают в тоннах в соответствии с договорами, заключенными по данному виду перевозок.

Объем перевозок грузов в платных автотонно-часах определяют путем умножения суммарного нормативного времени движения автомобиля (автопоезда) с грузом и нормативного времени простоя его под погрузкой-разгрузкой за одну ездку на число ездок и номинальную грузоподъемность автомобиля:

АТЧ = (l/Vp + tn_p)nEГ х q,

где Vp — расчетная норма пробега, км/ч.

Число ездок рассчитывают путем деления объема перевозок в тоннах, установленного в договоре, на количество груза, доставляемого автомобилем (автопоездом) за одну ездку, с учетом класса груза. Нормативное время движения автомобиля с грузом на одну ездку определяют путем деления длины ездки с грузом на расчетную норму пробега автомобиля (автопоезда). Расчетную норму пробега автомобиля и нормативное время устанавливают по Единым нормам времени на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Выполненный объем перевозок грузов в платных автотонно-часах определяют как сумму автотонно-часов за время движения автомобиля с грузом по нормам и за время фактического простоя его в пунктах погрузки-разгрузки за вычетом в половинном размере времени задержки автомобиля в этих пунктах по вине грузоотправителей и грузополучателей сверх установленных норм.

В тех случаях, когда ПАТ выделяет подвижной состав большей грузоподъемности, чем определено договором (заявкой), выполненные автотонно-часы учитывают по грузоподъемности автомобиля, определенной договором. При предоставлении автомобиля меньшей грузоподъемности, чем определено договором, выполненные


платные автотонно-часы учитывают по фактической грузоподъемности автомобиля.

Полученные данные по грузообороту и объему перевозок в целом по ПАТ сравнивают с утвержденными показателями на планируемый год. В случае отклонений от утвержденных объемов ПАТ изыскивают дополнительные возможности для улучшения отдельных технико-эксплуатационных показателей.

По окончании расчетов по данному разделу трансфинплана должно соблюдаться равенство:

QУТВ = QРАСЧ.

Таким образом, показатели производственной программы по эксплуатации могут быть представлены в виде таблицы (табл. 2.2).

Таблица 2.2 Производственная программа по эксплуатации

 

Показатели Марки автомобилей
     
Среднесписочное количество автомобилей Асп, ед. Асп1 Асп2
Грузоподъемность, т: одного автомобиля q   q2
всех автомобилей qобщ qОБЩ = qi x Acп
Коэффициент выпуска на линию ав aВ1 aВ2
Средняя техническая скорость Vt, км/ч Vt1 VT2
Время в наряде Тн, ч Th1 Тн2
Время погрузочно-разгрузочных работ за одну ездку tп-p, Ч tП-Р1 tП-P2
Коэффициент статического использования грузоподъемности γ Τι Y2
Коэффициент использования пробега β β1 β2
Среднее расстояние перевозки Lcp, км Среднесуточный пробег автомобиля Lcc, км Lcp1 Lcc1 LCP2 LCC2
Среднее число ездок с грузом nег nЕГ1 nЕГ2
Суточная производительность автомобиля Qt сут, τ Qt сут = nстi· qi · γ,
Автомобиле-дни пребывания в ПАТ и в эксплуатации, АДК, АДэ, дн. АДKi = Acni · Дк АДэi = АДKi · aBi
Автомобиле-часы в наряде АЧнь ч АЧнi =АДЭi x Тнi
Общий годовой пробег всех автомобилей Lобщ, км Lобщ = LСCi х АДэi
Пробег с грузом всех автомобилей за год LГ, км LГi = Lобщi x β
Количество ездок с грузом за год ζεγ ΖεГi = Пегi x АДэi

Окончание табл. 2.2

 

     
Автомобиле-часы простоя под погрузкой-разгрузкой АЧп-р, ч АЧП-Рi = tП-Рi x ΖЕГi
Автомобиле-часы в движении АЧдв, АЧДВ1=АЧнi-АЧп-рi
Годовая производительность списочного автомобиля Qтгод Wткм.год QТГОДi = QТСУТi · ДКi · alphaBi WТКМ ГОДi = Lcci · qi · gammai · Дк · · alphaBi · β
Объем перевозок QT, τ QТi = Отгодi · AСПi
Грузооборот Рткм, ТКМ ΡТΚΜί = WTKMГOДi · AСПi
Годовая выработка на одну среднемесячную автомобиле-тонну Вт, τ Вткм, ткм Bti = Qti / qОБЩi ΒТΚΜί = ΡТΚΜi / qОБЩi
Коэффициент динамического использования грузоподъемности gammaд gammaДi = PТКМi / LП · qi
Производительность в тонно-километрах на 1 км общего пробега W(tkm/km), τ W(TKM/KM)i = qi · gammaДi · β
Эксплуатационная скорость Vэ, км/ч VЭi = Lобщi / AЧhi

Контрольные вопросы

1. Какие показатели используются для выбора оптимального типа
подвижного состава для данных условий перевозок?

2. Что включает в себя понятие производственной мощности пред
приятия?

3. План перевозок, его основные разделы и показатели.

4. Цель разработки и содержание производственной программы по
эксплуатации подвижного состава.

5. Методы расчета основных показателей производственной про
граммы по эксплуатации подвижного состава.


Глава 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.41.236 (0.081 с.)