Тарифная Система оплаты труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тарифная Система оплаты труда



И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Тарифная система оплаты труда рабочих представляет собой совокупность нормативов, при помощи которых дифференцируется и регулируется уровень заработной платы различных групп и категорий рабочих в зависимости от условий труда, квалификации, а также особенностей и значения отрасли и территориального размещения предприятий. Тарифная система оплаты труда рабочих включает в себя тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки, тарифные сетки и районные коэффициенты к заработной плате [6, 11, 15, 20].

Тарифно-квалификационный справочник содержит перечень и характеристику всех работ, встречающихся на данном производстве, и определяет их разряд в зависимости от степени сложности их выполнения. Используются два типа справочников:

1) Единый тарифно-квалификационный, в который включены
сквозные, т. е. применяемые в различных отраслях, виды
работ и профессий;

2) отраслевые и ведомственные.

Справочники должны отвечать определенным требованиям:

♦ отражать достигнутый уровень техники, организации труда
и производства, а также передовой производственный опыт;

♦ распространяться на рабочих всех имеющихся профессий и
специальностей;

♦ определять основные характеристики различия в уровне ква
лификационной подготовки и ее четко очерченные призна
ки для рабочих смежных разрядов;

♦ содержать описания типовых, характерных для каждой про
фессии (специальности) и разряда видов работ;

♦ разрабатываться по единой научно-обоснованной методике.

Оплата труда по разряду

Разряды оплаты труда рабочих и специалистов для расчета окладов и тарифных ставок определяются следующим образом [63].

1. Профессии рабочих тарифицируются в соответствии с выпусками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и


профессий рабочих (ЕТКС), утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 января 1985 года № 31/3-30 с учетом внесенных изменений и дополнений, которые в соответствии с Постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 года № 15а применяются на предприятиях, расположенных на территории Российской Федерации.

Перечень профессий рабочих и диапазон разрядов из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (извлечения) приводятся в табл. 8.1.

Таблица 8.1 Перечень профессий рабочих и диапазон разрядов

 

Наименование профессий Диапазон разрядов
Аккумуляторщик 1-5
Водитель погрузчика 2-4
Вулканизаторщик 2-6
Газосварщик 1-6
Жестянщик 2-5
Кузнец ручной ковки 2-5
Маляр 1-6
Машинист (кочегар) котельной 2-6
Машинист моечной установки  
Медник 2-6
Мойщик покрышек  
Мойщик-уборщик подвижного состава 1-2
Монтировщик шин 2-4
Обойщик 1-5
Оператор заправочных станций 2-5
Подсобный рабочий 1-2
Слесарь по ремонту автомобилей 1-6
Слесарь по топливной аппаратуре 2-5
Слесарь-ремонтник Смазчик 2-6 1-3
Столяр 2-6
Токарь 2-6
Электромонтер по обслуживанию электрооборудования 2-6
Электросварщик ручной сварки 1-6

Тарифные разряды отдельных профессий рабочих, которым ранее устанавливались месячные оклады, утверждены Постановлениями Минтруда России от 10 ноября 1992 года № 31, от 24 декабря


1992 года № 60, от 11 февраля 1993 года № 23, от 3 марта 1993 года № 43, от 12 июля 1993 года № 134 и от 28 декабря 1994 года № 88. Извлечения из Перечня отдельных профессий рабочих, которым ранее устанавливались месячные оклады, и диапазон разрядов приведены в табл. 8.2.

Таблица 8.2 Извлечения из Перечня отдельных профессий рабочих

 

Наименование профессий Диапазон разрядов
Водитель автомобиля 4-7
Водитель транспортно-уборочной машины  
Киоскер  
Кладовщик 1-2
Контролер технического состояния автотранспортных средств  
Приемщик заказов 1-2
Приемосдатчик груза 2-3
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 2-4
Раздатчик нефтепродуктов  
Сторож (вахтер) 1-2
Уборщик территорий  

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 6 июня 1996 года № 32 утверждены разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих, которые приводятся ниже (табл. 8.3).

Таблица 8.3

Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих

 

Наименование профессий Диапазон разрядов
   
1. Руководители
Директор (генеральный директор, начальник, управляющий) организации, учреждения и предприятия 15-18
Главный бухгалтер 13-16
Главный инженер 14-17
Главные механик, энергетик, диспетчер и др. 13-16
Заведующий канцелярией 4-5
Заведующий складом 4-6

Окончание табл. 8.3

 

   
Мастер участка (включая старшего) 6-11
Начальник (заведующий) мастерской 7-14
Начальник хозяйственного отдела 7-8
Начальник участка (смены) 7-12
Начальник гаража 8-14
Начальник автоколонны 9-14
Начальник вспомогательного отдела (кадров, спецотделов и др.) 8-12
Начальник основного отдела 11-14
Начальник цеха 11-14
II. Специалисты  
Бухгалтер 5-11
Бухгалтер-ревизор 7-11
Диспетчер (включая старшего) 4-5
Инженер 6-11
Инженер по организации и нормированию труда 6-11
Инженер по охране труда и технике безопасности 6-11
Инспектор по кадрам, по контролю за исполнением поручений (включая старших) 4-5
Механик 6-11
Экономист 6-11
Юрисконсульт 6-11
III. Технические исполнители  
Делопроизводитель  
Кассир (включая старшего) 3-4
Табельщик 3-4
Учетчик 3-4
Экспедитор по перевозке грузов 2-3

По тарифной сетке определяются различия в оплате труда рабочих в зависимости от их квалификации и категории выполняемых работ. Она включает перечень квалификационных разрядов для конкретной отрасли и соответствующие им тарифные коэффициенты. Тарифный коэффициент 1-го разряда равен единице. Каждому последующему разряду присваиваются нарастающие тарифные коэффициенты, которые показывают, во сколько раз тарифная ставка рабочего определенного разряда превышает ставку, установленную для рабочего 1-го разряда.

Отношение тарифного коэффициента последнего (высшего) квалификационного разряда к коэффициенту первого разряда


называется диапазоном тарифной сетки. Тарифные коэффициенты строятся таким образом, чтобы разрывы между смежными коэффициентами возрастали по мере движения к высшему разряду. Прогрессивное возрастание коэффициентов от низшего к высшему направлено на обеспечение роста производственно-технической квалификации рабочих.

Тарифная ставка представляет собой абсолютный размер оплаты труда за единицу рабочего времени (час, смену, месяц). Ее основа— тарифные ставки рабочих 1-го разряда, которые устанавливаются в результате государственного регулирования оплаты труда. Ставки для рабочих остальных рабочих разрядов определяют умножением тарифной ставки 1-го разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Например, месячные тарифные ставки (оклады) работников по разрядам определяются умножением минимальной тарифной ставки 1 -го разряда (минимума заработной платы) на соответствующий тарифный коэффициент по ETC [6, 11, 15, 20].

Установленные таким образом ставки и оклады рекомендуется применять в качестве минимальных уровней оплаты труда по профессионально-квалификационным группам работников автомобильного транспорта при соблюдении установленной законодательством продолжительности рабочего времени и при выполнении работником трудовых обязанностей (норм труда).

Рекомендуемые ставки и оклады используются в качестве ориентиров при установлении конкретных окладов и тарифных ставок работникам и дифференциации оплаты по профессионально-квалификационным группам.

Построение тарифной системы для организации заработной платы отдельных категорий работников автомобильного транспорта имеет свои особенности. Профессиональным мастерством водителя является присвоенный водителю на предприятии класс квалификации.

Для водителей автомобилей утверждены три квалификационные характеристики: водитель автомобиля 3, 2 и 1-го классов. Высшим классом является первый класс.

Основная расчетная тарифная ставка водителей грузовых и легковых автомобилей — ставка водителя 3-го класса. Водителям таких автомобилей, имеющим более высокий класс, установлена ежемесячная надбавка за классность в размере: для водителей 2-го класса — 10 % и для водителей 1-го класса — 25 %.

Основной ставкой водителей, работающих на автобусах, автомобилях скорой медицинской помощи, пожарных, оперативных,


считается ставка 2-го класса, поскольку водители 3-го класса к работе на автомобилях таких типов не допускаются. В соответствии с этим надбавка за классность предусмотрена для водителей 1-го класса. Размер надбавки составляет 15 %.

Тарифные ставки водителей дифференцированы в зависимости от вида перевозок. Тарифные ставки водителей грузовых, специализированных и специальных автомобилей дифференцируются по трём группам в зависимости от их типа, назначения и грузоподъемности.

В первую группу включены тарифные ставки водителей, работающих на бортовых автомобилях общетранспортного назначения

Во вторую — тарифные ставки водителей, работающих на специализированных и специальных автомобилях (самосвалах, фургонах, цистернах, рефрижераторах, технической помощи, пожарных, снегоочистительных, поливочно-моечных, автокранах, автопогрузчиках, автомобилях-тягачах с прицепами и полуприцепами а также газобаллонных автомобилях). Тарифные ставки водителей, занятых на автомобилях второй группы, повышаются по сравнению с первой на 10...20 %.

К третьей группе относятся ставки водителей, работающих на специальных, специализированных и бортовых автомобилях на работах с вредными или особыми условиями труда. Размер тарифных ставок водителей, относящихся к этой группе, повышен на 20...50 % по сравнению с первой.

Тарифные ставки каждой группы дифференцированы в зависимости от грузоподъемности автомобилей, так как с ее повышением возрастает интенсивность труда водителя.

Для водителей грузовых автомобилей тарифные ставки повышаются на 15 % в случае, если они заняты в открытых горных и вскрышных работах, на добыче угля, сланца, руды, нерудных материалов, огнеупорного сырья, флюсов и закладочных материалов для основного производства угольной, сланцевой, металлургической и химической промышленности. Такие же условия оплаты предусмотрены и для водителей, занятых на вывозе угольного шлама, древесины, сажи, взрывчатых и радиоактивных веществ.

Критериями для дифференциации тарифных ставок Водителей автобусов являются тип и назначение подвижного состава, определяемые его габаритной длиной. Тарифные ставки водителей легковых автомобилей и автомобилей-такси дифференцируются в зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя (до 1,8; 1,8...3,5; свыше 3,5).


Тарифная система ремонтно-обслуживающих и вспомогательных рабочих автомобильного транспорта построена исходя из шестиразрядной тарифной сетки.

Часовые тарифные ставки ремонтных рабочих дифференцированы в зависимости от форм оплаты, тяжести и условий труда. В связи с более высокой интенсивностью труда тарифные ставки рабочих на сдельных работах приблизительно на 15 % выше ставок рабочих, занятых на повременных работах. Для отдельных профессий рабочих-повременщиков (кладовщиков, раздатчиков инструмента и т. д.) вместо часовых тарифных ставок установлены месячные оклады.

Важным элементом в организации оплаты труда работников является выплата надбавок и доплат, носящих компенсационный характер [20, 63].

Предприятия автомобильного транспорта осуществляют с учетом норм Отраслевого тарифного соглашения

♦ доплату за работу по графику с разделением смены на части
в размере не менее 30 % тарифной ставки за отработанное в
смене время;

♦ плату сверхурочных работ не менее чем в двойном размере;

♦ доплату за работу в ночное время всем работникам в разме
ре 40 % тарифной ставки (оклада);

♦ компенсацию за работу в выходной день не менее чем в двой
ном размере;

♦ оплату работы в праздничные дни не менее чем в двойном
размере;

♦ доплату за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в
размере не менее 12 % тарифной ставки и на работах с особо
тяжелыми условиями труда не менее 24 % тарифной ставки.

В рекомендуемый и утвержденный ранее Минавтотрансом РФ перечень работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых могут вводиться доплаты рабочим автомобильного транспорта за условия труда входят, например:

♦ правильные работы вручную при ремонте кузовов и других
деталей автомобилей с применением абразивных кругов и
газосварочного оборудования;

♦ ремонт автомобилей, используемых на перевозках нечистот,
гниющего мусора и трупов;

♦ ремонт топливной аппаратуры, работающей на этилирован
ном бензине;


♦ очистка, обмывка подвижного состава, изделий, деталей и узлов от грязи, ржавчины, окалины, старой краски и тому подобного вручную, механизированным и химическим способами, а также с применением керосина, бензина, ацетона, каустической соды и других растворителей.

Доплаты за работу в тяжелых и вредных, а также особо тяжелых и особо вредных условиях труда устанавливаются предприятиями по результатам аттестации рабочих мест (в том числе водителя) и оценки условий труда на них, начисляются за время фактической занятости работников на таких местах. Предприятия осуществляют конкретные мероприятия по созданию здоровых и безопасных условий труда, устранению выявленных в результате аттестации рабочих мест недостатков с целью доведения условий труда до требования норм и правил по охране труда.

Предприятия самостоятельно вводят стимулы для поощрения за непрерывный стаж работы на данном предприятии, профессиональное мастерство, более эффективный труд, многосменный режим работы, совмещение профессий, работу на устаревшем подвижном составе и другие.

Критерием оценки уровня профессионального мастерства рабочего, например, слесаря по ремонту автомобилей, могут служить: обеспечение высокого качества работ, строгое соблюдение технологической дисциплины, систематическое выполнение плановых заданий, выполнение работ особой сложности, освоение новых профессий и смежных функций и т. п.

Рекомендованные ранее дифференцированные надбавки к тарифным ставкам за профессиональное мастерство: для рабочих III разряда в размере 12 %, IV разряда — 16 %, V разряда — 20 %, VI разряда — 24 % соответствующей тарифной ставки, продолжают успешно применяться на автотранспортных предприятиях.

К заработной плате всех категорий работников установлены районные коэффициенты, которые представляют собой показатели увеличения ее размера в зависимости от места расположения предприятия и являются средством межрайонного регулирования оплаты труда. Для большинства восточных и северных районов страны установлены коэффициенты в размере 1,1...1,3, а для районов Крайнего Севера — 1,5...2,0.

Повышенная оплата труда в таких районах обусловлена народнохозяйственным значением освоения районов Севера, Сибири, Дальнего Востока, тяжелыми природно-климатическими


условиями и действующими там ценами на предметы потребления и услуги.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.027 с.)