Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предприятие в экономической системе↑ Стр 1 из 49Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предприятие — самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия автомобильного транспорта предназначены для выполнения перевозок, хранения и технического обслуживания подвижного состава. В условиях рыночных отношений любое предприятие, в том числе и автотранспортное, находится в постоянном взаимодействии с другими рыночными субъектами. Все элементы рынка связаны между собой и оказывают, в той или иной степени, влияние друг на друга, испытывая одновременно и воздействие внешней среды [16]. Предприятия в условиях рынка испытывают влияние источников сферы прямого и косвенного воздействия. К сфере прямого влияния относятся поставщики, потребители и конкуренты. К сфере косвенного влияния — посредники, государственные органы и законы. Поставщиками, с точки зрения ПАТ, являются поставщики подвижного состава (автомобильные заводы или их дилеры); поставщики топливных и смазочных материалов; поставщики инженерного, управленческого и рабочего персонала (вузы, колледжи, ПТУ, школы подготовки водителей); поставщики капитала (банки); поставщики информации (средства массовой информации, специализированные фирмы). Потребителями автотранспортных услуг выступают промышленные предприятия, предприятия сельского хозяйства и торговли, сферы услуг и бытового обслуживания, государственные организации и учреждения, индивидуальные потребители. Конкурентами ПАТ являются другие ПАТ и автотранспортные предприниматели, предприятия других видов транспорта, грузовладельцы, использующие собственный автомобильный транспорт. В качестве посредников могут выступать транспортно-экспедиционные предприятия и фирмы, торгующие информацией о нахождении грузов и автотранспортных средств. С ПАТ могут непосредственно взаимодействовать также органы государственного управления: местные органы исполнительной власти, отделение Российской транспортной инспекции, органы Государственной налоговой инспекции и пр. Хозяйственный механизм любого государства — это макроэкономическая система, в которой взаимодействуют различные элементы: экономические субъекты, природная среда, рынки и т. п. Если мы выделим предприятие как элемент этой системы, то все остальные ее элементы могут рассматриваться как внешняя по отношению к данному предприятию среда. Воздействие внешней среды на предприятие выражается некоторой совокупностью внешних факторов. Нас в первую очередь интересует экономический аспект, т. е. экономическое отношение этих элементов. Экономические отношения государства и предприятия проявляются в прямом и косвенном государственном регулировании его деятельности. Прямое государственное регулирование может выражаться в следующих формах [20, 74]: ♦ государственном контроле за размещением и строительством предприятий, играющем важную роль в регулировании вопросов воспроизводства, территориальных пропорций, в развитии инфраструктуры, изменении темпов и объемов государственных инвестиций, в социальной и экологической политике; ♦ государственном экологическом и санитарном контроле деятельности предприятия, включающем ограничительные меры (нормативы, штрафы, платежи за загрязнение окружающей среды) и меры экологического стимулирования, которые состоят в освобождении от налогов, инвестициях в соответствующие предприятия; ♦ государственном контроле уровня качества и безопасности продукции предприятия, выражающемся в контроле над соблюдением государственных контрактов и нормативно-технической документации; ♦ трудовом и социальном законодательстве, регулирующем взаимоотношения государства, собственников и наемных работников; ♦ финансовом участии и финансовой политике предприятий; ♦ контроле над ценами. Косвенное влияние государства выражается в ♦ стимулировании производственных фондов посредством льготного налогообложения, части прибыли, направляемой на эти цели; ♦ системе адресных налоговых льгот; ♦ амортизационной политике, стимулирующей производственные фонды (система ускоренной амортизации); ♦ государственной политике в области развития производственной и непроизводственной инфраструктуры. Экономические отношения с субъектами рыночной экономической системы (поставщиками, потребителями) строятся на основе связей типа поставщик—потребитель или через рынки [20] (рис. 1.1). Денежные потоки тесно связаны с финансовым рынком, рынком кредитных ресурсов, инвестиций, ценных бумаг. Этот рынок регулирует движение и перераспределение денежных ресурсов государства, предприятий и населения. Он является «нервным» центром экономической системы. Его действие косвенно отражено направлением и содержанием денежных потоков. Рассмотрим их содержание. Правительство может продавать товары G и услуги Υ как предприятию, так и населению за счет государственных резервов и ресурсов. Оно может направлять предприятию денежные средства из госбюджета в виде прямых ассигнований А, дотаций Д или льготных видов кредитов Л. Правительство выплачивает населению пенсии, пособия, стипендии и т. п, lНН, образуя часть доходов населения. В свою очередь, предприятие и население оплачивают государственные товары и услуги (соответственно СДП и СДН), вносят налоговые платежи, а также выплачивают проценты по кредитам и возвращают кредиты (Тнп и Тнн). Правительство приобретает ресурсы Рф на рынке факторов производства и товары и услуги на рынке товаров и услуг Рт. При этом оно несет расходы, покрываемые за счет госбюджета и своих резервов, и может продавать часть ресурсов РФП или товаров Ртп из государственной собственности с целью получения дополнительных доходов. Рис. 1.1. Схема положения предприятия в рыночной экономической системе Предприятие потребляет ресурсы Рф с рынка факторов производства и при этом несет расходы Сп, производя при этом товары G и услуги Y, продает их на рынке и получает доход 1П. В условиях рыночной экономической системы население является владельцем факторов производства, труда Л и земли 3, а также денежных ресурсов в виде сбережений С. Продавая ресурсы на 1 рынке факторов производства и сбережения на финансовом рынке в виде кредита и инвестиций, население получает доходы 1Н (в виде зарплаты, выручки от реализации ресурсов, выплаты кредитов, ренты и др.), которые использует для выплаты налогов, сборов, пошлин Тнн, покрытия расходов, приобретения товаров и услуг Сн и накопления сбережений [20]. Повышение независимости предприятий в условиях рыночных отношений отнюдь не означает отказа от планирования производственной деятельности, которое в период плановой экономики занимало центральное место в системе управления. Вместе с тем, в условиях рынка подход к практике планирования, содержание планов и понимание их роли, безусловно, претерпевают значительные изменения. Основным содержанием годового производственного плана предприятий автомобильного транспорта в России в условиях административно-плановой экономики являлись объемы перевозок, которые предприятие должно было выполнить для договорной клиентуры. План формировался с разбивкой по отдельным предприятиям-грузоотправителям. Характерной временной единицей разбивки плана являлся квартал. Основой для составления плана автотранспортного предприятия служили обязательные для выполнения плановые задания, устанавливаемые предприятию вышестоящими организациями. Характерные черты деятельности автомобильного транспорта в условиях централизованного планирования представлены на рис. 1.2 [21]. Рис. 1.2. Характерные черты деятельности автомобильного транспорта в условиях централизованного планирования С отменой системы централизованного планирования жесткий производственный план предприятия перестал быть обязательным элементом управления предприятием и основой организации его производственной деятельности. Одновременно и годовой договор автотранспортного предприятия с грузоотправителем стал скорее редким исключением, нежели правилом. По этой причине многие предприятия автомобильного транспорта, особенно небольшие, вообще отказались от разработки текущих планов, сообразуя свою деятельность лишь с непосредственными изменениями рыночной конъюнктуры. Некоторые руководители считают, что разработка планов в условиях рынка бесполезна, поскольку рыночная ситуация весьма изменчива и планы быстро теряют актуальность. Такие руководители предпочитают действовать «по ситуации», полагаясь на свой хозяйственный опыт и интуицию. Такой подход, на первый взгляд, понятен и оправдан. Действительно, в условиях рыночных отношений чрезвычайно трудно бывает предвидеть и спланировать ситуацию даже на ближайшую перспективу. Тем не менее, автотранспортные компании (как и предприятия других отраслей) стран развитой рыночной экономики уделяют текущему планированию своей деятельности достаточно большое внимание. План работы предприятия в рыночных условиях представляет собой программу производственной, коммерческой и финансовой деятельности, которая составляется самим предприятием в соответствии с его целями, с учетом возможностей и на основе анализа и прогноза рыночной ситуации. План предприятия в рыночных условиях можно сравнить с некоторой «расчетной траекторией», по которой предприятие предполагает двигаться в планируемом периоде. Отклонение от этой траектории делает необходимым принятие определенных мер. Немало пользы приносит предприятию сама процедура планирования. По мнению ряда специалистов, она ♦ заставляет руководителей мыслить перспективно; ♦ ведет к более четкой координации предпринимаемых предприятием усилий; ♦ требует установить значения показателей деятельности предприятия для последующего контроля; ♦ приводит предприятия к более четкому определению своих задач и установок; ♦ делает предприятие более подготовленным к внешним переменам; ♦ более наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей должностных лиц. В практике работы предприятий автомобильного транспорта используются три основных вида планов: стратегические (перспективные), текущие и оперативные (сменно-суточные). Стратегические планы охватывают, как правило, период более одного года и определяют общую направленность деятельности предприятия. Среднесрочное планирование деятельности предприятия осуществляется, как правило, на предстоящий год. Годовые (полугодовые, квартальные) планы основываются на оценке ориентировочной потребности потенциальных потребителей в услугах предприятия и предварительном распределении производственных возможностей предприятия по видам деятельности. Оперативный план составляется обычно службой эксплуатации предприятия на предстоящие сутки и определяет конкретные производственные задания водителям и производственным подразделениям предприятия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.48.138 (0.011 с.) |