Предприятие в экономической системе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предприятие в экономической системе



Предприятие — самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия автомобильного транспорта предназначены для выполнения перевозок, хранения и технического обслуживания подвижного состава.

В условиях рыночных отношений любое предприятие, в том числе и автотранспортное, находится в постоянном взаимодействии с другими рыночными субъектами. Все элементы рынка связаны между собой и оказывают, в той или иной степени, влияние друг на друга, испытывая одновременно и воздействие внешней среды [16].

Предприятия в условиях рынка испытывают влияние источников сферы прямого и косвенного воздействия. К сфере прямого влияния относятся поставщики, потребители и конкуренты. К сфере косвенного влияния — посредники, государственные органы и законы.

Поставщиками, с точки зрения ПАТ, являются поставщики подвижного состава (автомобильные заводы или их дилеры); поставщики топливных и смазочных материалов; поставщики инженерного, управленческого и рабочего персонала (вузы, колледжи, ПТУ, школы подготовки водителей); поставщики капитала (банки); поставщики информации (средства массовой информации, специализированные фирмы).

Потребителями автотранспортных услуг выступают промышленные предприятия, предприятия сельского хозяйства и торговли, сферы услуг и бытового обслуживания, государственные организации и учреждения, индивидуальные потребители.

Конкурентами ПАТ являются другие ПАТ и автотранспортные предприниматели, предприятия других видов транспорта, грузовладельцы, использующие собственный автомобильный транспорт.

В качестве посредников могут выступать транспортно-экспедиционные предприятия и фирмы, торгующие информацией о нахождении грузов и автотранспортных средств.

С ПАТ могут непосредственно взаимодействовать также органы государственного управления: местные органы исполнительной власти, отделение Российской транспортной инспекции, органы Государственной налоговой инспекции и пр.

Хозяйственный механизм любого государства — это макроэкономическая система, в которой взаимодействуют различные элементы: экономические субъекты, природная среда, рынки и т. п. Если мы выделим предприятие как элемент этой системы, то все остальные ее элементы могут рассматриваться как внешняя по отношению к данному предприятию среда. Воздействие внешней среды на предприятие выражается некоторой совокупностью внешних факторов. Нас в первую очередь интересует экономический аспект, т. е. экономическое отношение этих элементов. Экономические отношения государства и предприятия проявляются в прямом и косвенном государственном регулировании его деятельности.

Прямое государственное регулирование может выражаться в следующих формах [20, 74]:

♦ государственном контроле за размещением и строительством предприятий, играющем важную роль в регулировании вопросов воспроизводства, территориальных пропорций, в развитии инфраструктуры, изменении темпов и объемов государственных инвестиций, в социальной и экологической политике;

♦ государственном экологическом и санитарном контроле деятельности предприятия, включающем ограничительные меры (нормативы, штрафы, платежи за загрязнение окружающей среды) и меры экологического стимулирования, которые состоят в освобождении от налогов, инвестициях в соответствующие предприятия;

♦ государственном контроле уровня качества и безопасности продукции предприятия, выражающемся в контроле над соблюдением государственных контрактов и нормативно-технической документации;

♦ трудовом и социальном законодательстве, регулирующем взаимоотношения государства, собственников и наемных работников;

♦ финансовом участии и финансовой политике предприятий;

♦ контроле над ценами.

Косвенное влияние государства выражается в

♦ стимулировании производственных фондов посредством льготного налогообложения, части прибыли, направляемой на эти цели;

♦ системе адресных налоговых льгот;

♦ амортизационной политике, стимулирующей производственные фонды (система ускоренной амортизации);

♦ государственной политике в области развития производственной и непроизводственной инфраструктуры.

Экономические отношения с субъектами рыночной экономической системы (поставщиками, потребителями) строятся на основе связей типа поставщик—потребитель или через рынки [20] (рис. 1.1).

Денежные потоки тесно связаны с финансовым рынком, рынком кредитных ресурсов, инвестиций, ценных бумаг. Этот рынок регулирует движение и перераспределение денежных ресурсов государства, предприятий и населения. Он является «нервным» центром экономической системы. Его действие косвенно отражено направлением и содержанием денежных потоков.

Рассмотрим их содержание. Правительство может продавать товары G и услуги Υ как предприятию, так и населению за счет государственных резервов и ресурсов. Оно может направлять предприятию денежные средства из госбюджета в виде прямых ассигнований А, дотаций Д или льготных видов кредитов Л. Правительство выплачивает населению пенсии, пособия, стипендии и т. п, lНН, образуя часть доходов населения.

В свою очередь, предприятие и население оплачивают государственные товары и услуги (соответственно СДП и СДН), вносят налоговые платежи, а также выплачивают проценты по кредитам и возвращают кредиты (Тнп и Тнн). Правительство приобретает ресурсы Рф на рынке факторов производства и товары и услуги на рынке товаров и услуг Рт. При этом оно несет расходы, покрываемые за счет госбюджета и своих резервов, и может продавать часть ресурсов РФП или товаров Ртп из государственной собственности с целью получения дополнительных доходов.

Рис. 1.1. Схема положения предприятия в рыночной экономической системе

Предприятие потребляет ресурсы Рф с рынка факторов производства и при этом несет расходы Сп, производя при этом товары G и услуги Y, продает их на рынке и получает доход 1П.

В условиях рыночной экономической системы население является владельцем факторов производства, труда Л и земли 3, а также денежных ресурсов в виде сбережений С. Продавая ресурсы на 1 рынке факторов производства и сбережения на финансовом рынке в виде кредита и инвестиций, население получает доходы 1Н (в виде зарплаты, выручки от реализации ресурсов, выплаты кредитов, ренты и др.), которые использует для выплаты налогов, сборов, пошлин Тнн, покрытия расходов, приобретения товаров и услуг Сн и накопления сбережений [20].

Повышение независимости предприятий в условиях рыночных отношений отнюдь не означает отказа от планирования производственной деятельности, которое в период плановой экономики занимало центральное место в системе управления. Вместе с тем, в условиях рынка подход к практике планирования, содержание планов и понимание их роли, безусловно, претерпевают значительные изменения.

Основным содержанием годового производственного плана предприятий автомобильного транспорта в России в условиях административно-плановой экономики являлись объемы перевозок, которые предприятие должно было выполнить для договорной клиентуры. План формировался с разбивкой по отдельным предприятиям-грузоотправителям. Характерной временной единицей разбивки плана являлся квартал. Основой для составления плана автотранспортного предприятия служили обязательные для выполнения плановые задания, устанавливаемые предприятию вышестоящими организациями. Характерные черты деятельности автомобильного транспорта в условиях централизованного планирования представлены на рис. 1.2 [21].

Рис. 1.2. Характерные черты деятельности автомобильного транспорта в условиях централизованного планирования

С отменой системы централизованного планирования жесткий производственный план предприятия перестал быть обязательным элементом управления предприятием и основой организации его производственной деятельности. Одновременно и годовой договор автотранспортного предприятия с грузоотправителем стал скорее редким исключением, нежели правилом. По этой причине многие предприятия автомобильного транспорта, особенно небольшие, вообще отказались от разработки текущих планов, сообразуя свою деятельность лишь с непосредственными изменениями рыночной конъюнктуры.

Некоторые руководители считают, что разработка планов в условиях рынка бесполезна, поскольку рыночная ситуация весьма изменчива и планы быстро теряют актуальность. Такие руководители предпочитают действовать «по ситуации», полагаясь на свой хозяйственный опыт и интуицию.

Такой подход, на первый взгляд, понятен и оправдан. Действительно, в условиях рыночных отношений чрезвычайно трудно бывает предвидеть и спланировать ситуацию даже на ближайшую перспективу.

Тем не менее, автотранспортные компании (как и предприятия других отраслей) стран развитой рыночной экономики уделяют текущему планированию своей деятельности достаточно большое внимание.

План работы предприятия в рыночных условиях представляет собой программу производственной, коммерческой и финансовой деятельности, которая составляется самим предприятием в соответствии с его целями, с учетом возможностей и на основе анализа и прогноза рыночной ситуации.

План предприятия в рыночных условиях можно сравнить с некоторой «расчетной траекторией», по которой предприятие предполагает двигаться в планируемом периоде. Отклонение от этой траектории делает необходимым принятие определенных мер.

Немало пользы приносит предприятию сама процедура планирования. По мнению ряда специалистов, она

♦ заставляет руководителей мыслить перспективно;

♦ ведет к более четкой координации предпринимаемых предприятием усилий;

♦ требует установить значения показателей деятельности предприятия для последующего контроля;

♦ приводит предприятия к более четкому определению своих задач и установок;

♦ делает предприятие более подготовленным к внешним переменам;

♦ более наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей должностных лиц.

В практике работы предприятий автомобильного транспорта используются три основных вида планов: стратегические (перспективные), текущие и оперативные (сменно-суточные).

Стратегические планы охватывают, как правило, период более одного года и определяют общую направленность деятельности предприятия.

Среднесрочное планирование деятельности предприятия осуществляется, как правило, на предстоящий год.

Годовые (полугодовые, квартальные) планы основываются на оценке ориентировочной потребности потенциальных потребителей в услугах предприятия и предварительном распределении производственных возможностей предприятия по видам деятельности.

Оперативный план составляется обычно службой эксплуатации предприятия на предстоящие сутки и определяет конкретные производственные задания водителям и производственным подразделениям предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.009 с.)