Сдельная оплата труда водителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сдельная оплата труда водителей



В развитии сдельных форм оплаты труда водителей грузовых автомобилей можно выделить два этапа. Начиная с 1941 г. и вплоть до осуществления упорядочения заработной платы в 1960 г., сдельные расценки устанавливались на 1 τ перевозимого груза и 1 км пробега без учета загрузки подвижного состава. Такая система оплаты не заинтересовывала водителей в росте производительности труда.

В настоящее время сдельная система оплаты труда водителей грузовых автомобилей основывается на двух видах норм: единых нормах и расценках на 1 τ груза, учитывающих время на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, и на 1 ткм транспортной работы — время движения [6, 11, 15, 47, 48, 50].

Единые нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой установлены на 1 τ (за исключением наливных грузов, контейнеров и некоторых других) в зависимости от способа выполнения этих работ: ручного, механизированного и частичного механизированного. Причем при механизированном и частично механизированном способе они дифференцируются в зависимости от типа и мощности погрузочно-разгрузочных механизмов, вида грузов, типа и грузоподъемности автомобиля. При ручном способе производства погрузочно-разгрузочных работ нормы времени на 1 τ груза установлены в зависимости от грузоподъемности автомобиля и класса груза.

Нормы времени предусмотрены для грузов 1 класса. Для грузов 2...4 классов при средних коэффициентах использования грузоподъемности, равных соответственно 0,8; 0,6 и 0,5, норма времени на 1 т Нт груза определяется следующим образом:


Единые нормы времени на 1 ткм определены на основе технической скорости автомобиля и установленных коэффициентов использования пробега и грузоподъемности подвижного состава. Единые расчетные нормы пробега автомобилей, работающих за городом, установлены в зависимости от типа дорожного покрытия. На дорогах с усовершенствованным покрытием они составляют 49 км/ч, с твердым покрытием — 37 км/ч, на естественных грунтах — 28 км/ч.

Зная расчетную норму пробега грузовых автомобилей, установленный коэффициент использования пробега (0,5 — для бортовых и автомобилей-фургонов, 0,45 — для специализированного парка автомобилей), грузоподъемность и коэффициент ее использования, можно определить расчетную норму времени на 1 ткм.

Норма времени на 1 ткм Нткм определяется по формуле:

Подробно виды и методы установления норм на автомобильном транспорте рассмотрены в п. п. 8.9.

Сдельные расценки за 1 τ груза и 1 ткм вычисляют умножением соответствующей минутной ставки водителя 3-го класса на нормы времени на 1 τ груза и 1 ткм транспортной работы. Минутная тарифная ставка Смин определяется по формуле:

где СМЕС — месячная тарифная ставка, руб.;

FMEC — фонд рабочего времени водителя в месяц, час.

К расценкам за 1 ткм применяются следующие поправочные коэффициенты: 0,5...1,0 — за грузооборот, выполненный в обратном направлении; 0,5...0,9 — при работе бортовых автомобилей с двумя и более прицепами, автомобилей-самосвалов с одним и более самосвальными прицепами, а также автомобилей с прицепами | повышенной грузоподъемности.

Водителям грузовых автомобилей за руководство бригадой из 5... 10 человек, при выполнении ею нормированных заданий, доплачивают 10 % тарифной ставки; за руководство бригадой свыше 10 человек— 15 %. За совмещение профессий водителям предусмотрена доплата в пределах 30 % тарифной ставки.


В соответствии с индивидуальными и коллективными результатами работы водители грузовых автомобилей могут премироваться по таким показателям, как выполнение и перевыполнение заданий по перевозкам, улучшение технико-эксплуатационных показателей работы, соблюдение графика доставки грузов, снижение расходов на содержание подвижного состава. При этом может иметь место премирование рабочих за экономию топлива и увеличение пробега шин.

Как свидетельствует имеющийся опыт, оплата водителей по сдельной системе может эффективно применяться при соблюдении некоторых обязательных условий:

♦ измерении труда в количественных показателях, достаточ
но точно отражающих объем выполненной работы;

♦ наличии условий, обеспечивающих выполнение установлен
ных норм при данном уровне техники, технологии органи
зации труда;

♦ стимулировании высоких количественных показателей вы
полняемой транспортной работы при обеспечении требуе
мого качества перевозок.

Анализ применения сдельной оплаты труда водителей грузовых автомобилей свидетельствует о том, что в ней не в полном объеме учитываются цели и особенности транспортного процесса. Во-первых, водитель не имеет возможности влиять на продолжительность погрузочно-разгрузочных операций, в значительной мере определяющих размер его заработка.

Во-вторых, повышение производительности труда и заработной платы водителей ограничивается несовпадением нормативной технологии и организации перевозочного процесса с фактическими условиями транспортирования груза.

В-третьих, не в полной мере учитывается интенсивность труда водителей, которая определяется временем нахождения автомобиля в движении. Водитель при высоких нормативных простоях под погрузочно-разгрузочными операциями имеет сменное задание с меньшим числом рейсов, чем при аналогичных перевозках с механизированной погрузкой и разгрузкой. Это означает, что выполнение сменного задания обеспечивает водителям при различной интенсивности труда одинаковый тарифный заработок и делает работу при механизированной погрузке и разгрузке невыгодной.

В-четвертых, большое количество расценок, учитывающих грузоподъемность автомобиля, группы дорог, класс груза, мощность


грузоподъемного механизма, усложняют контроль над таксированием работ и расчеты сдельного заработка.

В-пятых, создаются предпосылки для приписок невыполненных объемов перевозок и часов работы.

Вместе с тем перевод водителей-сдельщиков на оплату труда по повременной или повременно-премиальной системе в ее существующем виде приводит к увеличению разрыва между заработком водителей-сдельщиков и повременщиков.

Совершенствование систем оплаты связано с более точной оценкой трудового вклада водителя, учетом условий и качества выполнения перевозок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.107.255 (0.023 с.)