Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая природа цен и транспортных тарифов

Поиск

Становление рыночных отношений в нашей стране основывается на действии объективного закона стоимости и всевозрастающей роли товарно-денежных отношений. Это обусловливает необходимость наиболее полного использования в практике управления таких экономических категорий, как цена, прибыль, рентабельность и др.

Цена — историческая категория, присущая товарному хозяйству как форма стоимости товара. Цена — денежное выражение стоимости. Она выполняет ряд важнейших функций [11, 12, 17, 20]:

1. Учетную, обеспечивая учет и соизмерение индивидуальных
и общественно-необходимых затрат труда.

2. Распределительную, обеспечивая распределение и перерас
пределение национального дохода.

3. Стимулирующую, являясь орудием материального поощре
ния предприятий за снижение индивидуальных затрат и по
вышения качества услуг.

4. Регулирующую, способствуя регулированию спроса и пред
ложения.

Количественно стоимость определяется общественно необходимыми затратами труда на производство продукции (услуг). Общественно необходимые затраты труда — это экономически


обоснованные издержки производства как по уровню используемой материально-технической базы, так и по уровню квалификации и культуры труда.

Разновидностью цен на продукцию транспорта являются тарифы, которые характеризуют общественно необходимые затраты на перевозку грузов и пассажиров.

Являясь составной частью системы ценообразования, тарифы на транспортную работу строятся на тех же принципах, что и цены в других отраслях экономики.

Действующие грузовые и пассажирские тарифы на автомобильном транспорте служат основой формирования их доходов и в то же время определяют расходы народного хозяйства и населения на перевозки. Тарифы должны способствовать решению основных задач отрасли:

1) простому и расширенному воспроизводству транспорта как
отрасли экономики;

2) согласованности интересов государства, предприятий транс
порта и обслуживаемой клиентуры;

3) оптимальному размещению производительных сил, форми
рованию рациональных транспортных связей и распределе
нию перевозок между различными видами транспорта;

4) ускорению научно-технического прогресса и эффективно
му использованию технических средств, транспорта и погру
зочно-разгрузочных механизмов с целью повышения каче
ства их работы.

Будучи денежным выражением стоимости всего общественного продукта, цена должна возместить затраты на:

1) производство и реализацию продукта или осуществление
услуг;

2) оплату производственных фондов;

3) увеличение основных и прирост оборотных фондов;

4) материальное стимулирование и социально-культурные
нужды;

5) оборону и содержание государственного аппарата.

Ценообразование — есть процесс формирования цен и их применения для получения максимума материальных ценностей и услуг при минимальных общественных затратах. Ценообразование направлено на обеспечение в наибольшем объеме тех функций, которые возлагаются на цены. В соответствии с этими принципами формируются как методологические, так и организационные основы ценообразования.


Автотранспортными тарифами называются системы ставок и правил исчисления платы за транспортно-экспедиционное обслуживание, осуществляемое автомобильным транспортом [37].

Тарифы подразделяются на грузовые и пассажирские. Они различаются по своей экономической сущности и принципам построения. Грузовые тарифы представляют собой часть обшей системы цен. В отличие от грузовых, пассажирские тарифы — часть системы розничных цен на продукцию личного потребления.

СОДЕРЖАНИЕ ТАРИФНОЙ

ПОЛИТИКИ ПАТ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ

ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Цена, установленная перевозчиком в рыночных условиях, оказывает противоречивое воздействие на рыночное положение (конкурентоспособность) предприятия [16, 64].

С одной стороны, цена определяет доходность деятельности АТП. Повышение цены на единицу реализуемых услуг увеличивает, при неизменном объеме деятельности, объем доходов предприятия.

С другой стороны, цена определяет уровень спроса на услуги предприятия. Повышение цены в условиях конкуренции снижает количество потребителей, обращающихся к услугам предприятия и, следовательно, уменьшает объем реализации услуг.

Поиск наивыгоднейшего компромисса между двумя указанными тенденциями составляет основное содержание тарифной политики предприятия в условиях свободных цен.

Прежде чем говорить о формировании и реализации на практике тарифной политики ПАТ, рассмотрим общие предпосылки ее разработки.

Предпосылки формирования тарифной политики ПА Т. Для того чтобы автотранспортное предприятие могло вырабатывать и осуществлять на практике тарифно-ценовую политику, необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, руководство предприятия и его коммерческая служба должны четко сформулировать общие задачи ПАТ в отношении каждого сегмента рынка или вида деятельности (расширение


объема реализуемых услуг, стабилизация, «снятие сливок» и т. д.). Если это не сделано, то нет и основы для постановки задач ценообразования и целенаправленной деятельности по формированию тарифов.

Во-вторых, предприятие должно иметь постоянно обновляемую информацию о ценах, предлагаемых потребителям конкурентами. При этом должна учитываться и межвидовая конкуренция. Коммерческая служба грузового ПАТ, в частности, должна знать не только об уровне цен на рынке автотранспортных услуг, но и о тарифах других видов транспорта, в первую очередь — железнодорожного. Кроме того, коммерческая служба предприятия должна представлять себе возможную реакцию конкурентов и предприятий-партнеров на инициативное изменение тарифов данным автотранспортным предприятием.

В-третьих, на предприятии следует проводить постоянный анализ собственных издержек, связанных с различными видами перевозок и предоставлением потребителям неперевозочных услуг.

В-четвертых, предприятие должно располагать достаточной информацией обо всех формальных требованиях и ограничениях, влияющих на назначение цен в тех или иных секторах рынка (законодательные акты, нормативно-правовые акты федерального уровня, уровня субъекта Федерации и т. д.).

Наконец, в-пятых, важно иметь представление об экономическом состоянии различных групп потребителей и даже отдельных крупных клиентов ПАТ, иметь сведения об их заинтересованности в тех или иных автотранспортных услугах, об их возможной реакции на то или иное изменение предприятием цен на свои услуги. Эта информация позволяет в конечном счете оценить фактическую платежеспособность потребителей.

На базе перечисленных предпосылок, в свою очередь, может проводиться выработка и практическая реализация отдельных элементов тарифно-ценовой политики предприятия.

Поэтому, с точки зрения практики коммерческой работы, формирование тарифов следует рассматривать как необходимую основу, позволяющую понять общие закономерности ценообразования и выработать прикладные подходы к разработке тарифов предприятия.

В практической деятельности по установлению цен на автотранспортные услуги должны учитываться, прежде всего, три основных ориентирасебестоимость предоставления услуги, средние цены рынка и предельная платежеспособность потребителя.


Себестоимость в подавляющем большинстве случаев рассматривается как допустимая нижняя граница цены. Установление цены ниже себестоимости может производиться только как временная мера, предпринимаемая в исключительных случаях, например, в целях удержания выгодного потребителя или определенного сегмента рынка сбыта услуг.

Платежеспособность конкретного потребителя в сочетании с реальными характеристиками предоставляемых ему услуг во всех случаях определяет верхнюю границу цены.

Сложившиеся на рынке цены, характерные для большинства конкурентов, определяют ориентировочное среднее значение цены.

Тремя указанными характеристиками определяется тот практический диапазон, в котором устанавливается конкретная цена услуги. Смысл всех действий по ее определению заключается в конечном счете в том, чтобы максимально сузить этот диапазон для принятия окончательного решения, учитывая при этом общие задачи предприятия, факторы текущей конъюнктуры рынка, ограничения, налагаемые органами государственного управления и т. д.

Анализ практики работы автотранспортных предприятий позволяет указать следующие основные подходы к практическому установлению цен на услуги, связанные с перевозками грузов [11, 12, 70].

Подход на основе сложившегося уровня текущих цен.

Такая тактика наиболее характерна для мелких и средних предприятий, которые не ставят для себя специфических задач рыночного развития, стремясь не выделяться на фоне остальных предприятий.

В этом случае основным ориентиром для предприятия в области ценообразования становятся характерные сложившиеся на рынке цены на те или иные услуги. Задача предприятия заключается в том, чтобы постоянно отслеживать этот средний рыночный уровень и тенденции его изменения.

Главным достоинством указанного подхода является его простота.

Многие предприятия, «исповедующие» такой подход, полагают также, что изменения среднерыночных цен есть объективная реакция рынка на колебания спроса и, следуя изменению средних цен, ПАТ сможет адекватно реагировать и на изменения конъюнктуры, не проводя специальных исследований и анализа.

Вместе с тем в современных российских условиях отслеживание предприятием сложившихся на рынке тарифов на грузовые


перевозки может встретиться с некоторыми сложностями, поскольку большинство отечественных перевозчиков в настоящее время своих тарифов не публикует. Поэтому анализ среднего уровня цен может потребовать постоянной работы.

Подход на основе установления наценки к себестоимости (издержки плюс прибыль). Как следует из названия, основным ориентиром при реализации этого подхода являются издержки предприятия (фактические или определенные расчетным путем), связанные с предоставлением той или иной услуги. Данный подход достаточно прост. Оценка собственных издержек оказывается проще изучения характеристик спроса, хотя расчет реальных затрат автотранспортного предприятия и отнесение их на конкретные предоставленные клиентам услуги требует достаточной информационной базы и квалификации работников.

Достоинство данного подхода заключается в том, что перевозчик при определении цены ориентируется на издержки и на некоторый разумный процент прибыли, а эти величины, как правило, удается обосновать, обсуждая вопрос назначения цены с потребителем.

Если большинство конкурирующих предприятий на том или ином секторе рынка пользуется указанным подходом, то в силу сходства их издержек и цены также оказываются близкими.

В практике работы грузовых ПАТ подход на основе издержек применяется в следующих случаях:

♦ в ситуации обеспечения выживания предприятия. Такая си
туация возникает, когда предприятие испытывает сильную
конкуренцию, либо когда на рынке в течение короткого пе
риода времени происходят неблагоприятные для предприя
тия изменения. В подобном случае выживание предприятия
становится важнее прибыли и предприятие стремится к под
держанию возможно более низких цен на свои услуги в рас
чете на благожелательную реакцию потребителей. До тех пор,
пока снижение цены еще покрывает издержки, предприя
тие может продолжать свою деятельность. Очевидно, что в
ситуации обеспечения выживания тщательно рассчитанные
фактические издержки становятся основным ориентиром
для ценообразования;

♦ в ситуации предоставления услуги, не имеющей на рынке
близких аналогов. Обычно это относится к неперевозочным
услугам, которые либо не предоставляются другими пред-


приятиями, либо сильно различаются по условиям осуществления и, следовательно, по себестоимости; ♦ в ситуации, когда предприятие ставит перед собой задачу увеличения доли рынка или завоевания ведущего положения на рынке.

Подход на основе достижения расчетной целевой прибыли. Достаточно сложный подход, идея которого заключается в расчете цены, которая обеспечит предприятию желаемый уровень прибыли. Применяемый при этом расчет основан на сопоставлении полных издержек и суммарных подходов предприятия при различных значениях цены и объемах предоставляемых услуг.

Сложность этого подхода заключается не в расчете издержек как таковых, а в необходимости учета зависимости реального спроса от цены. Определение характера такой зависимости требует проведения специальных исследований.

Автотранспортные предприятия используют описанный подход редко. Обычно это происходит при разработке комплексных бизнес-проектов по выходу на новый территориальный сектор рынка, по освоению нового вида перевозок и т. д. Исследования и обоснования выбора цен являются в этом случае составной частью проекта, а установленная в результате цена услуг должна отвечать целому комплексу требований: обеспечивать необходимый спрос, соответствовать в глазах потребителей заявленному уровню качества предоставляемых услуг и, наконец, обеспечивать покрытие всех издержек, связанных с практическим обеспечением высокого уровня качества обслуживания.

Подход на основе платежеспособности потребителя или группы потребителей. Данный подход основан на определении так называемой ощущаемой потребителями ценности предлагаемых услуг. Использование такого подхода по отношению к каждому потребителю в отдельности может позволить предприятию получить максимально возможные доходы. Однако принципиальная сложность применения данного подхода заключается в том, что он требует анализа представлений потребителей о реальной ценности для них той или иной услуги, причем не анализа вообще, а для каждого потребителя в каждой конкретной ситуации.

В практике грузовых АТП подход «от платежеспособности» используется обычно в тех случаях, когда предприятие ставит перед собой задачу максимизации текущей прибыли. В такой ситуации текущие финансовые результаты становятся для предприятия


важнее долговременных. Целью ценообразования в подобной ситуации становится выбор такого уровня цен, который обеспечит максимальное поступление текущей прибыли. Основная задача деятельности по назначению цен заключается в определении максимально возможного уровня платежеспособности потребителей, которая является в этом случае главным ориентиром при определении уровня цены (иногда говорят о назначении такой цены, «которую в состоянии выдержать рынок»).

Тарифная политика АТП во всех случаях должна соответствовать тем задачам, которые предприятие ставит перед собой на конкретном секторе рынка, и способствовать решению этих задач.

Автотранспортное предприятие, которое работает одновременно на разных видах перевозок, нередко вынуждено ставить перед собой неодинаковые задачи в отношении разных секторов рынка. Соответственно, и постановки задач тарифно-ценовой политики в отношении этих видов деятельности также должны быть различными.

Совершенствование современного хозяйственного механизма в отраслях экономики основывается на действии объективного закона стоимости и всевозрастающей роли товарно-денежных отношений. Это обусловливает необходимость наиболее полного использования в практике хозяйственного руководства таких экономических категорий и рычагов, как цена, прибыль, рентабельность и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.221 (0.009 с.)