Тема 9. Эластичность спроса и предложения и экономическая стратегия товаропроизводителя (фирмы). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Эластичность спроса и предложения и экономическая стратегия товаропроизводителя (фирмы).



 

 

Спрос и предложение не просто атрибуты рынка, а изменчивые атрибуты. Выше мы видели, что спрос на товар зависит от многих факторов: продажных цен, доходов покупателя, его вкусов и предпочтений, соответствия товара моде и др.

Товаропроизводитель всегда заинтересован в ликвидности (продаваемости) своего товара. Только при достаточной ликвидности товара (услуг) возможно покрытие затрат на производство и извлечение прибыли. Товаропроизводитель (фирма), таким образом, должен всеми средствами инициировать спрос. В этом важном деле он стремится к улучшению качества своей продукции, её рекламе, образцовому послепродажному обслуживанию покупателей. Система названных мер призвана повлиять на вкусы и предпочтения покупателей, потребительский выбор. Если меры успешны, фирма потеснит конкурентов и добьётся расширения своей рыночной доли (квоты).

В России большое значение имеет ценовая политика фирмы. Ни одна фирма не вправе игнорировать факт относительно низких доходов россиян, что ограничивает спрос (даже на продукцию образцового качества) при высоких ценах. В учебниках нередко утверждается, что на смену ценовой конкуренции товаров идёт конкуренция качества. Любят специалисты приводить и остроумную американскую пословицу: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи».

По нашему мнению, вывод из этой пословицы для россиян далеко не очевиден. Конечно, товары высокого качества обеспечивают большой потребительский эффект. Но если эти товары слишком дороги на фоне типичных доходов россиян, их просто не приобрести. Товары должны быть доступны по цене.

В условиях рынка фирма самостоятельно устанавливает цены, имея в виду собственный коммерческий успех. К нему приводит вовсе не обязательно повышение цен. Если повышение цен угнетающе действует на спрос, дороговизна товаров принесёт фирме ухудшение финансовых результатов деятельности. Покупатель иногда в состоянии наказать продавца за чрезмерную жадность.

Эти рассуждения в экономической теории формализуются с помощью показателей эластичности спроса и предложения по цене. Приступим к более основательному изучению данного атрибута рынка.

 

 

9.1. Экономическое содержание показателя эластичности.

 

Спрос и предложение – функции многих переменных. При прогнозировании спроса и предложения важно не только наметить характер взаимосвязи типа «Цена – спрос», «цена – предложение», но и размеры изменения спроса и предложения в связи с изменением определяющих факторов – аргументов. Реактивность, чувствительность спроса и предложения в связи с изменением определяющих факторов и образует содержание показателя эластичность.

При этом недостаточно владеть информацией об абсолютных приростах цен, спроса и т. д. Скорость процесса, его интенсивность в экономике измеряются при широком использовании относительных показателей. Они как бы раздвигают границы экономического анализа и прогнозирования, наполняют анализ богатым содержанием.

Допустим, имеется информация об абсолютном изменении спроса на услуги железнодорожного транспорта в части перевозок пассажиров и грузов при том или ином абсолютном изменении тарифов. Подобная информация не позволит сравнить пассажирские и грузовые перевозки по эластичности между собой. Например, повышение тарифов за 10 т.км. грузовых перевозок с 0, 50 руб. до 0, 60 руб. означает удорожание перевозок на 20 процентов. Повышение тарифа на перевозку пассажиров с 1,0 руб. в расчете на 10 пасс. Км. до 1,1 руб. в абсолютном выражении равно первому приросту, а относительно прирост другой, а именно: 10 процентов.

Абсолютные показатели делают разнородные товары (услуги) несопоставимыми по эластичности.

Использование относительных значений роста (прироста) спроса (предложения) и определяющих их первичных факторов позволяет вести сравнительный анализ эластичности по любой номенклатуре товаров (услуг).

Будем в дальнейшем использовать понятия:

темп прироста фактора в процентах – % ∆ X;

темп прироста исследуемой функции – % ∆Y.

Применительно к объему спроса и предложения имеем:

% ΔQ = * 100% = (Q1 - Q0) / Q0 * 100%

Изучая спрос и предложение, важно отвечать на вопрос: на сколько процентов они изменятся при изменении цены (дохода) на 1%.

Скорость изменения спроса и предложения можно определять для интервала, в котором заданы ΔQ и Δр (изменение цены), а можно определять и для точки. В последнем случае мы получаем «мгновенную скорость»изменения функции.

 

Обратимся к графику.

 

 


На графике снижению цены с Р1 до Р2 соответствует прирост спроса с величины

Q1 до величины Q2.

Точечная (вырожденная для интервала) эластичность спроса на графике показана для точки а.

Не пройдем мимо следующего существенного факта. Темп изменения цены и спроса в процентах зависят от того, какое конкретное значение фактора и функции взято в качестве базисного (начального). Положим, что имеется следующая информация о спросе на услуги железнодорожного пассажирского транспорта.

 

Тариф (цена) за билет в жестком купейном вагоне скорого поезда Р1=200р. Тариф снизился до Р2= 150р.   Спрос предъявлен на 5000 билетов в сутки Q1=5000 Спрос вырос до Q2=5500

Требуется определить эластичности спроса по тарифу (цене). Если считать начальным тариф Р1=200р., то изменение его в процентах составит:

%ΔР = *100 = -25%

Соответственно изменение спроса:

%ΔQ = *100%=10%

Эластичность спроса (ее обозначают ЕД) составит:

ЕД = =-0,4

Если же предположить, что начальным был тариф Р1 = 150р. и спрос Q1= 5500 и произошло повышение тарифа, значение ЕД изменяется.

Проверим расчетом.

%ΔР = * 100 = 33,3%;

%ΔQ = *100 = -9,1%

ЕД = = -0,27

Получено два разных значения эластичности спроса, зависящих от выбора начальных величин цены и спроса. Условились поэтому определять эластичность на базе средних для интервала значений фактора и функции.

Среднее значение цены:

;

Среднее значение спроса:

;

Эластичность спроса:

ЕД = / = ;

Подобный показатель называют дуговой ценовой эластичностью спроса при цене Р1.

Средней ценовой эластичностью спроса при цене Р1 называют

ЕД = ;

Точечной ценовой эластичностью спроса при цене Р1 называют

ЕД = * ,

где производная функция спроса вычисляется в точке Р1.

Техника расчета ценовой эластичности предложения та же. Показатель эластичности предложения информирует о чувствительности (реактивности) предложения к изменению цены (дохода). В отличие от эластичности спроса нормальная ценовая эластичность предложения положительна. Почему – предлагаем ответить читателю самостоятельно.

Ту или иную эластичность спроса и предложения удобно анализировать, используя графики. Убедитесь в этом сами, рассмотрев графики, приведенные ниже.

 

 

А) B)

 

Рис.9.2. Неэластичный спрос Рис.9.3. Идеально эластичный спрос

 

С) D)

 

 

 

Рис.9.4. Высоко эластичный спрос Рис. 9.5. Малоэластичный спрос

 

E) F)

 

Рис.9.6. Малоэластичное предложение Рис9.7. Высокоэластичное предложение

 

На графике а) спрос абсолютно неэластичен. В широком интервале изменения цены спрос постоянен. Поэтому спрос QД на графике – это отрезок, перпендикулярный к горизонтальной оси. А в жизни спрос бывает совершенно не эластичным? Ответ дадим утвердительный. Возьмем такой товар, как соль. Спрос на нее не эластичен по многим причинам. Соль незаменима, потребляется в небольших количествах, покупка поглощает незначительную часть нашего дохода. Найдутся и другие примеры со своими объяснениями. Но может быть, Вы их приведете самостоятельно?

На графике в) спрос идеально эластичен. При постоянной цене спрос растет. Математически эластичность спроса бесконечно велика. Так бывает на конкурентном рынке. Многочисленные продавцы предлагают стандартизированный товар высокого качества по единой цене. Для дифференциации цен нет оснований. При этом емкость рынка велика, а конкурентная цена приемлема для большинства покупателей.

На графике с) спрос весьма эластичен, а на графике d) он мало эластичен. Оставим эти графики без собственных комментариев, сохранив соответствующую возможность за Вами.

Графики е) и f) демонстрируют разную эластичность предложения. Заметим, что линия предложения имеет положительный наклон в отличие от линии спроса с отрицательным наклоном. Когда эластичность предложения не велика, линия Qs круто поднимается на графике с юго-запада на северо-восток. При высокой эластичности предложения линия Qs пологая.

Повышение цены реализации того или иного товара совсем не обязательно обеспечит прирост товарного предложения. Парная зависимость типа «продажная цена товара – его предложение» может быть, а в России сплошь и рядом и является, слабой. На первый план в условиях инфляции издержек выходит уровень цен на факторы производства. Представьте себе, что вузу приходится платить все больше и больше за электроэнергию, тепло, повышать в меру возможностей заработную плату сотрудникам. Если за короткое время издержки вуза на сопоставимый объем услуг повысились в 2 раза, будет ли для него достаточным стимулом увеличение платы за обучение в 1,2 раза? Ясно, что нет. По независящим от вуза причинам придется значительно повысить цену обучения студентов на компенсационной основе.

В целом в 90-е годы ушедшего века ситуация часто была такой. Эластичность товарного предложения низкая. Эластичность спроса, наоборот, весьма высокая. Последнее обстоятельство объясняется длительным падением реальных доходов россиян. Обратимся к графической интерпретации рассматриваемых зависимостей.

 

Р

 

 

Рис.9.8. Рыночное равновесие в условиях инфляции издержек

 

Продавцов удовлетворит только значительное повышение уровня цен. Но даже в этом случае прирост товарного предложения невелик. Линии мало эластичного предложения и высоко эластичного спроса пересекаются при цене, недоступной для многих покупателей. Равновесие достигается, но при малом объеме продаж.

До недавнего времени были ситуации еще хуже. Цены продавцов оказывались «запретительными» для покупателей (см. рис.9.9).

 

 

 


Рис.9.9.Ценовая эластичность спроса и предложения и неликвидность товара

 

Чтобы «свести концы с концами», продуценты вынуждены повышать уровень цен против исходного. Между тем даже исходный уровень цен отвергается всеми покупателями. Продуценты теоретически теряют всю выручку от реализации продукции и несут потери в размере текущих издержек. Эта безрадостная ситуация являет грозную опасность банкротства. Но не будем драматизировать события. Положительные сдвиги в нашей экономике наметились. Постепенно улучшается рыночная конъюнктура, растет эластичность предложения по ценам, остановлено падение реальных доходов граждан. В основном созданы предпосылки для увеличения платежеспособного спроса. В этих условиях необходимо активизировать исследования, направленные на изучение ценовой эластичности спроса по широкому спектру товаров (услуг). Поэтому логично и нам перейти к следующему вопросу.

 

 

9.2. Классификация товаров (услуг) по эластичности и ценовая стратегия фирмы.

 

 

Нормальная эластичность спроса по цене отрицательна в силу действий закона спроса. Для простоты анализа знак «минус» обычно опускают, оперируя модулем коэффициента эластичности. Теоретически коэффициент эластичности варьирует от нуля до бесконечности. Важным пограничным значением является эластичность спроса, равная единице. В принципе в интересующем нас аспекте товары (услуги) сводимы в три группы:

Товары с мало эластичным спросом (ЕД) < 1;

Товары с средне эластичным спросом (ЕД)» 1;

Товары с высоко эластичным спросом (ЕД) > 1.

Мало эластичен спрос на товары первой необходимости, не имеющие заменителей. Применительно к ним фирма – продуцент заинтересована в проведении агрессивной ценовой политики. Предположим, что спрос на растительное масло характеризуется (ЕД) = 0,2. Продавцу будет выгодно повышать цену. Допустим, что он так и поступил: повысил цену на 10%. Тогда спрос упадет только на 2%. А выручка (валовой доход) увеличится. Индекс выручки составит:

ITR = 1,1 * 0,98 = 1,078

Выручка увеличилась на 7,8%.

Не следует, конечно, думать, что экономически оправдано любое повышение цен при малоэластичном спросе. По мере удорожания продукции цена постепенно «набирает критическую массу». Коэффициент эластичности растет. Так, спрос на хлеб в России 10 лет назад характеризовался (ЕД)» 0. Товар был общедоступен без каких – либо ограничений. Но в 90-е годы двадцатого века в ходе либерализации цен товаропроизводители поспешили «взвинтить» цены на товары и услуги первой необходимости: хлеб, жиры, масло, услуги городского хозяйства, связи и др. Теперь многие россияне ограничивают себя и в потреблении товаров самой первой необходимости. Спрос стал более эластичным по ценам. Социально опасная политика бездумного повышения цен встречает противодействие со стороны платежеспособного спроса и, по нашему мнению, не имеет будущего.

При единичной эластичности спроса, то есть при (ЕД)» 1 активная ценовая политика любой направленности не даст фирме осязаемых результатов. В меру повышения цен будет падать спрос и наоборот. Выручка от продаж не претерпит существенных изменений.

Наконец, на товары с высокой эластичностью спроса продавцам невыгодно повышать цены. Потери на объеме продаж больше выигрыша от роста цен.

Данные рассуждения общего порядка хотелось бы конкретизировать. Но в нашей стране отсутствует представительная статистика, информация об эластичности спроса на отдельные группы товаров. Сказывается долгое пренебрежение административно-командной экономики к рыночной конъюнктуре и вообще к механизму рыночного регулирования. Придется обратиться к зарубежному опыту, памятуя, что в развитых странах Запада другие жизненные стандарты, другое восприятие цен. Не забудем, что в этих странах ценовая конкуренция уступила или уступает свои позиции конкуренции качества товара. С этими оговорками обратимся к опыту США (см. табл. 9.1).

 

Таблица 9.1.

Ценовая эластичность спроса на основные потребительские товары.

 

Наименование товара Коэффициент эластичности
Неэластичный спрос
Хлеб 0,15
Картофель 0,30
Сахар 0,30
Яйца 0,32
Медицинские услуги 0,31
Газеты и журналы 0,42
Спрос с эластичностью близкой к единице
Говядина  
Пиво  
Эластичный спрос
Мебель 1,20
Электроэнергия 2,00
Автомобили 2,10
Еда в ресторанах 2,30

 

Источник: R.G. Lipsey, P.O. Steiner, D.D. Purvis. Economics,1983.

 

Спрос на некоторые товары, такие, как хлеб, картофель, сахар неэластичен в любой стране. Дело в том, что это товары первой необходимости, не имеющие заменителей (субститутов). Спрос на подобные товары приходится удовлетворять при всех условиях. Существенно, что приобретение данных товаров поглощает не слишком весомую часть семейного бюджета.

Понятно, почему весьма эластичен спрос на автомобили. Без них можно прожить. Кроме того автомобиль элементарно дорог. Требуется долго копить деньги, отказывая себе в удовлетворении насущных потребностей.

Другим будет объяснение высокой эластичности спроса на еду в ресторане. С услугами ресторана конкурируют и успешно другие варианты подкрепления сил: более доступные по ценам услуги столовых, кафе, возможность приготовить пищу дома, взять ее в домовой кухне и т.п. Чем больше способов удовлетворения наших потребностей, тем эластичней спрос.

Наличие товаров и услуг-заменителей друг друга (субститутов) позволяет покупателю сделать выбор в пользу наиболее доступного по цене товара. Например, повышение розничных цен на сливочное масло при скромных доходах россиян переключает спрос на товары –заменители: жиры, маргарин, растительное масло. На последнюю группу товаров цены тоже растут, но все же они доступнее сливочного масла.

Продавцам сливочного масла всегда нужно считаться с так называемой перекрестной эластичностью спроса. Будем отличать ее от прямой эластичности спроса, рассмотренной выше.

Перекрестной эластичностью спроса [ Ед(ab) ] называют чувствительность (реактивность) спроса на один товар (a) при изменении цены на другой товар (b):

Ед(ab)=

Не трудно понять, что перекрестная эластичность спроса на товары-заменители положительна. В нашем примере повышению цены на сливочное масло [ ∆p (b) ] соответствует повышение спроса на жиры и растительное масло [ ∆Q (a)].

Товары могут быть сопряжены иначе. Они могут дополнять друг друга до комплекта (набора). Отсюда происходит термин «комплементарные товары». Стоимость посадочного места в поезде и стоимость спальных принадлежностей воспринимается нами как неделимая единая цена. Две транспортные услуги воспринимаются нами как услуги набора. Тоже можно сказать о таких товарах, как транспортные средства и горючее, спортивный инвентарь и спортивная обувь и др.

Повышение цены на один из комплементарных товаров отрицательно влияет на спрос комплементарного набора. Так, значительное повышение цен на бензин приведет к падению спроса на транспортные средства. Иначе говоря, эластичность спроса на товары, дополняющие друг друга до комплекта, отрицательна.

В широком смысле слова комплементарны все товары. Наш план покупок приходится согласовывать с изменением продажных цен. Если повысилась квартирная плата, придется пересмотреть план покупок продовольственных товаров, хотя буквально здесь комплементарного набора нет. Дело в том, что квартирная плата поглощает значительную часть дохода семьи, а уклониться от этих трат нельзя. Спрос на другие товары будет формироваться в соответствии с величиной остаточного дохода. Одновременно он будет зависеть от изменения цен на товары, приобретаемые за счет и в пределах остаточного дохода.

Комплементарность всей большой гаммы товаров и услуг сильно усложняет использование данных об эластичности спроса по цене и доходу. Прогнозировать изменение спроса на отдельный товар или пару товаров в связи с изменением цен на эти товары сложно. На результативные показатели незримо, но сильно влияет общий уровень цен и доходов покупателей. Тем не менее наши фирмы и статистические органы должны накапливать навыки определения фактической и прогнозной эластичности спроса (предложения) по ценам. Без надежной и обширной информации такого рода трудно планировать сбытовую и производственную деятельность.

Спрос на услуги железнодорожного транспорта в части перевозок грузов неэластичен по тарифу. Когда товар произведён и подлежит отправке в другой регион, грузоотправитель вынужден соглашаться практически с любыми транспортными тарифами. Этот вывод получает дополнительное подтверждение при перевозке взрывоопасных грузов. Транспортировка воздушным транспортом запрещена, а товар произведён для иногороднего покупателя и ресурсы на производство израсходованы. Отказ от поставки приведёт к большим потерям.

В этой ситуации своё веское слово по поводу уровня транспортных тарифов должно сказать государство. Но положение изменяется по мере формирования конкурентной среды на транспорте. Когда несколько видов транспорта конкурируют, железной дороге не просто безнаказанно повышать тарифы. Спрос будет переключаться на услуги альтернативных видов транспорта. В условиях реальной изначальной конкуренции вмешательство государства в ценообразование может оказаться неуместным. Убедимся в справедливости вывода на простом примере.

 

Задача 9.1.

 

Объем перевозок железной дороги составляет 4 млрд. приведенных т. км в год. Договорной тариф составляет 0,2 руб./т. км. Эластичность спроса Eд= -0,5 и эластичность предложения 0,7.

Государство обязало железную дорогу установить тариф не выше 0,1 руб. /т.км.

Как велик будет дефицит транспортных услуг по рыночным условиям?

 

 

Решение.

 

Обязательный к использованию тариф составляет 50% от договорного. По обязательному тарифу, льготному для клиентов железной дороги, спрос увеличится против сложившегося на: 0,5*50=25%.

Он составит:Qд=4*1,25=5,0 млрд. т. км

Предложение транспортных услуг будет ниже исходного на:

0,7*50=35%

Предложение по рыночным условиям составит:

Qs=4*0,65=2,6 млрд. т.км

По рыночным условиям дефицит транспортных услуг велик:

ΔQ=2,6-5,0= -2,4 млрд. т. км

Но государство может заставить выполнить все заказы на перевозки, игнорируя материальные интересы железнодорожного транспорта.

Задача иллюстрирует недостатки административно-командной экономики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.074 с.)