Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое поведение фирмы на рынке факторов производства.

Поиск

 

Ранее фирма рассматривалась как открытая производственная система. Товары (услуги), произведенные ею, поступают на различные рынки. Экономические ресурсы, они же первичные факторы производства, приобретаются фирмой на стороне, на рынках труда, капитальных товаров, земли.

Потребляемые факторы производства необходимы для самого процесса созидания материальных благ. Вместе с тем они формируют издержки фирмы, следовательно, влияют на финансовые результаты деятельности.

Выбор факторов производства- сложная задача. Они (факторы) должны быть высоко производительными и одновременно экономичными, относительно недорогими. Крайне важно обеспечить оптимальное сочетание, комбинацию первичных факторов в производственном процессе.

Наша страна в 90е годы минувшего века переживала тяжелую инфляцию издержек, в полной мере не преодоленную и в настоящее время. Тем более важно обеспечить на всех уровнях хозяйствования проведение обоснованной стратегии ресурсопотребления.

 

 

Спрос на факторы производства.

 

В целом спрос на экономические ресурсы подчиняется ранее рассмотренным законам. Но имеет место специфическая особенность: спрос на экономические ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию, производимую с применением данного ресурса. Например, спрос железных дорог на подвижной состав зависит от спроса на транспортные услуги. Кризис 90-х годов отрицательно повлиял на общую рыночную конъюнктуру, а через нее и на объем транспортной работы.

Наметившийся экономический подъем сопровождается увеличением спроса на трудовые ресурсы и капитальные товары, в том числе на капитальные товары для транспорта.

Первичные факторы производства-переменные величины. Привлечение очередной дополнительной единицы какого-то ресурса при неизменной величине других ресурсов дает определенное приращение результата (продукта).

Будем впредь оперировать понятием предельного продукта фактора производства. Будем обозначать предельный продукт в натуральном выражении – МР и предельный продукт в денежном выражении – MRP.Обратим внимание, что они взаимосвязаны, а именно формулой:

MRP=MP*MR, где

MR – предельный валовой доход.

Напомним, что на конкурентном рынке предельный валовой доход равен цене. Он равен цене и при государственной фиксации цен (тарифов).

Если, к примеру, дополнительный подвижной состав обеспечил увеличение объема перевозок на 600 тыс. т.км. в сутки при доходной ставке 0,08 руб./т.км., то предельный продукт в денежном выражении составляет:

 
 
MP * MR MRP=600.000*0,08=48.000 руб.


.

 
 


Пред. прод. в денеж. выраж.

 

Дополнительная единица ресурса увеличивает издержки фирмы. Будем обозначать предельные издержки на ресурсMRC.

Вспомним теперь универсальный рыночный механизм оптимизации хозяйственных решений. Если субъект хозяйствования ориентируется на максимум прибыли (минимум убытков), то он расширяет масштабы деятельности, пока приращение прибыли не станет равным нулю. А это будет иметь место при условии:

MRP=MRC.

На основе этого положения теоретически можно определить оптимальный объем переменного фактора производства, а значит, испрос на него.

Пример.

Фирма является совершенным конкурентам на рынке благ и на рынке факторов производства. При заданном объеме капитала ее производственная функция имеет вид Q=100L-L2, где L-число единиц труда.

Вывести функцию спроса фирмы на труд.

Решение

1. Находим предельный продукт фирмы в натуральном выражении:

MP=Q1=(100L-L2)1=100-2L

2. Находим предельный продукт в денежном выражении:

MRP=MP*P, где P-конкурентная цена (вспомним, что на конкурентном рынке цена равна предельному валовому доходу).

MRP=(100-2L)p

3. Находим предельные издержки. В данном случае достаточно учесть штучные издержки по заработной плате (W).

4. Спрос на труд равновесен при условии:

MRP=W; Имеем:

(100-2L)p=W; 2Lp=100p-W:

L=50-0,5 (функция спроса фирмы на труд)

Итак, планируя приобретение фактора производства, фирма сопоставляет дополнительную выручку от приращения выпуска продукции с величиной дополнительных затрат. Если переменным фактором производства является труд, дополнительные затраты фирмы (факторные издержки) равны цене труда, то есть заработной платы (W).

Изменение прибыли от привлечения дополнительной единицы труда (∆П) составит:

 

∆П=∆TR-∆TC или ∆П=MPl*MR-W

Предполагая, что рынок конкурентен, а отпускная цена на продукцию в краткосрочном периоде стабильна, получим:

∆П=MPl*P-W

Фирма максимизирует прибыль, когда исчерпаны возможности ее приращения, то есть при условии:

MPl*P-W=0

Тогда MPl=

Здесь -реальная цена ресурса (труда)

Фирма нанимает работников до тех пор, пока предельный продукт труда (MPl) выше реальной заработной платы (см. рис. 11.3)

 

 

 
 


Реальная заработная плата

 

 

 

Спрос на труд

 

Единицы труда

 

 
 
Рис.11.3. Стратегия фирмы на рынке труда

 


Предполагаем, что фирма не дискриминирует своих дополнительно привлекаемых работников, то есть они имеют одинаковую заработную плату. Тогда выпуск продукции фирмой (объем услуг) оптимален и точке 3. Равновесная численность работников устанавливается в точке 2.

Кривая предельного продукта труда имеет гиперболическую форму в силу действия закона убывающей производительности переменного фактора производства.

А что произойдет, если работодатель дифференцирует оплату труда в зависимости от предельного продукта труда? Строго говоря, такие его действия обоснованы и не должны относиться к числу дискриминационных.

В учебниках по экономической теории такая ситуация напрасно не рассматривается. Восполним этот пробел. При дифференцированных ставках оплаты труда будем иметь дело с предельной заработной платой-MW вместо фиксированного ее значения W. По-прежнему дополнительные единицы труда привлекаются до тех пор, пока предельный продукт труда-MPl не станет равным предельной реальной заработной плате- (см. рис.11.4)

 

 
 

 

 


Линия единой заработной платы

 

 

Кривая предельной заработной платы

 

 

Рис. 11.4.Последствия дифференциации цены труда (заработной платы)

 


Дифференциация ставок оплаты труда раздвигает границы экономически выгодного привлечения трудовых ресурсов: дополнительное число единиц труда установится в точке 2, а не в точке 1, как при единой цене труда.

Спрос на факторы производства зависит от степени конкурентности рынка готовой продукции и рынков факторов производства. Эта зависимость улавливается показателем предельного валового дохода. Конкурентный рынок характеризуется постоянством цен и совпадением предельного валового дохода с ценой.

На рынках несовершенной конкуренции товаропроизводитель в состоянии влиять на отпускные цены. Он проводит достаточно активную ценовую политику. Степень активности зависит от эластичности спроса по цене. Условием увеличения объема продаж здесь является большая или меньшая уступка покупателю со стороны продавца в цене. В результате рынки несовершенной конкуренции устанавливают более узкие экономические границы для применения первичных факторов производства.

Подтвердим эти суждения условным примером. В нем будут соседствовать рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Большинство интересующих нас показателей идентичны.

 

Рынок совершенной конкуренции Рынок несовершенной конкуренции
Продажная цена единицы продукции p=10 руб. при любом объеме продаж. Предельный продукт переменного фактора производства (труда) в натуральном выражении MPl=20ед. p=10 при обьеме продаж q=100 p=9 при q=120 MP=20 ед. за период

 

Найти предельную ставку оплаты труда за период.

Решение.

На рынке совершенной конкуренции предельный продукт труда в денежном выражении MRPl=MPl*p=20*10=200руб.

Предельная ставка оплаты труда не больше этого значения:W≤200

На рынке несовершенной конкуренции цена продукта задана в интервале от 10 до 9 руб. Найдем предельный валовой доход:

MR= = = =4руб.

Тогда предельный валовой доход составит:

MRPl=MPl*MR=20*4=80руб.

Предельная ставка оплаты труда W=80руб.

Сравнивая полученное значение ставки оплаты труда с ранее установленным для конкурентного рынка, видим, что фирма на рынках несовершенной конкуренции, если и пойдет на снижение цены, то будет стремиться сэкономить и на заработной плате. Снижение заработной платы при наших скромных доходах крайне непопулярная мера. В этом одна из главных причин нежелания фирмы снижать цены на свою продукцию (услуги) при видимой эффективности таких действий.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.35 (0.008 с.)