Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и принципы экономической науки

Поиск

МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

Тема 1. Предмет и принципы экономической науки

Предмет и функции «экономики».

2.Экономические категории и экономические законы.

3.Методологические основы экономической науки.

4.Экономическая система общества.

Тема 2. Национальная экономика: структура и измерение результатов

1. Структура национальной экономики и макроэкономика.

2. Проблемы национальной экономики.

3. Основные макроэкономические показатели.

Тема 3. Роль государства в экономике.

1.Функции государства и методы государственного регулирования.

2.Цели и объекты государственного регулирования экономики.

3.Характеристика основных видов экономической политики государства (КДП, финансовая политика, социальная политика, перераспределительная политика).

 

Тема 4. Международные экономические отношения

1.Открытая и закрытая экономика.

2.Структура мирового хозяйства. Мировая торговля.

3. Валютные отношения

 

МОДУЛЬ 2. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Тема 1. Менеджмент как наука. Основные школы менеджмента

1. Определение менеджмента как науки. Предмет и метод менеджмента

2. Основные положения теории менеджмента Ф. Тейлора,
А. Файоля, Э. Мэйо

3. Поведенческие концепции А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга, Д. Макклелланда, В. Врума

 

Тема 2. Стратегическое планирование как функция менеджмента

1. Определение миссии и целей организации

2. Оценка и анализ внешней и внутренней среды

3. Выбор альтернативных стратегий и этапы реализации стратегии

4.Критерии оценки выбранной стратегии

Тема 3. Организация взаимодействия подразделений системы управления и распределения полномочий

1. Делегирование полномочий.
2.Классификация административного аппарата

 

Тема 4. Контроль как функция менеджмента

1. Этапы процесса контроля. Требования к контролю

2. Информационно-управляющая система

 

МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

 

Тема 1. Маркетинг: основные понятия и концепции

1. Определение маркетинга как науки. Определение предмета исследования

2. Маркетинговые рынки и факторы, влияющие
на их изменение

4. Концепции маркетинговой деятельности

 

Тема 2. Маркетинговое исследование и оценка эффективности маркетинга

1. Маркетинговое исследование

2. Оценка эффективности плана маркетинга

 

Тема 3. Сегментирование рынка и выбор целевых сегментов

1. Признаки сегментирования рынков

2. Выбор целевых сегментов рынка

 

Тема 4. Жизненный цикл товара. Разработка ценовых стратегий и программ

1. Этапы жизненного цикла товара

2. Разработка ценовых стратегий и программ...

 

Тема 5. Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями

 

МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

Тема 1. Предмет и принципы экономической науки

1.Предмет и функции «экономики».

2.Экономические категории и экономические законы.

3.Методологические основы экономической науки.

4.Экономическая система общества.

 

Тема 2. Национальная экономика: структура и измерение результатов

5. Структура национальной экономики и макроэкономика.

6. Проблемы национальной экономики.

7. Основные макроэкономические показатели.

1. Структура национальной экономики и макроэкономика. Макроэкономика - это отрасль экономической науки, изучающая функционирование экономики в целом с точки зрения обеспечения условий, устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции. Приведенное определение подчеркивает, во-первых, отличие предмета макроэкономики от микроэкономики (в целом!), во – вторых, очерчивает круг основных проблем, которые изучает эта наука. Остановимся подробнее на различиях микро– и макроэкономики. …Микроэкономика, как известно, изучает поведение отдельных экономических субъектов на индивидуальных рынках. Результатом микроанализа является утверждение о том, что рыночный механизм, представляющий собой взаимодействие спроса и предложения на основе конкуренции, обеспечивает эффективное использование ресурсов. Микроэкономика дает ответы на вопросы: как определяется цена товара, каков объем производства данного товара, как (и какие) ресурсы направляются на производство товара, кто получит товар?

Главное отличие макроэкономики состоит в том, что если микроэкономика изучает особенности равновесия на отдельных рынках, то макроэкономика изучает экономику как целое, то есть это наука об агрегированном поведении в экономике.

Это означает, прежде всего, что макроэкономика исследует все рынки благ как один рынок, как будто вся экономика состоит из одной фирмы (производителя) и одного домохозяйства (потребителя). Все рынки рабочей силы рассматриваются как один рынок. То же самое относится и к рынкам капитала, финансовым рынкам. Конечно, агрегирование искажает и упрощает действительность, зато дает возможность изучать закономерности экономики как единого целого. В результате агрегирования народное хозяйство предстает как взаимодействие четырех макроэкономических субъектов:

1. сектор домашних хозяйств;

2. предпринимательский сектор;

3. государственный сектор;

4. сектор «остальной мир».

Агрегированию подвергается и характер поведения: в макроэкономике мы имеем дело не со «спросом», а с «совокупным спросом»; не с «предложением», а с «совокупным предложением».

Макроэкономика использует специфические показатели - агрегаты. Агрегаты (или совокупности) характеризуют общий объём производства, общий уровень цен, совокупную рабочую силу.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что агрегирование не сводится к простому суммированию: свойства целого не сводятся к сумме свойств его частей.

Проблемы национальной экономики.

В приведенном выше определении названы три важнейшие проблемы, составляющие предмет исследования макроэкономики: занятость, инфляция, и экономический рост. Многие экономисты считают, что круг проблем макроэкономического анализа существенно шире (некоторые доводят их число до тридцати). Действительно, спецификой макроэкономики является то, что ее объект постоянно трансформируется. Кроме того, одной из специфических черт является непосредственная связь макроэкономики с экономической политикой (поэтому в макроэкономике особенно тесно переплетается позитивный и нормативный анализ). И, наконец, в настоящее время, в эпоху глобализации национальные экономики все теснее переплетаются друг с другом. Поэтому представляется правомерным выделение следующих проблем в качестве предмета макроэкономики:

· безработица (занятость);

· инфляция;

· экономический рост;

· национальный продукт;

экономический цикл;

· макроэкономическая политика;

· внешнее взаимодействие национальных экономик.

Однако при всем отличии макроэкономики от микроэкономики следует подчеркнуть, что это разделы единой науки с единым предметом – экономическое поведение людей. Это сходство отражается и на сходстве метода: как микро-, так и макроэкономика используют равновесный подход в анализе экономических процессов.

Тема 3. Роль государства в экономике

1. Функции государства и методы государственного регулирования.

2. Цели и объекты государственного регулирования экономики.

3. Характеристика основных видов экономической политики государства (КДП, финансовая политика, социальная политика, перераспределительная политика).

 

Тема 4. Международные экономические отношения

1. Открытая и закрытая экономика.

2. Структура мирового хозяйства. Мировая торговля.

3. Валютные отношения

 

Свободная торговля – это международная торговля без каких-либо ограничений (таких, как импортные пошлины, квоты и т.п.), накладываемых на свободное движение товаров и услуг между странами.

На практике, однако, выгоды международной торговли зачастую распределяются между странами неравномерно, в результате чего может возникнуть угроза национальным экономическим интересам. На защиту этих интересов встает государство, проводя соответствующую внешнеторговую политику.

Внешнеторговая политика государства включает в себя определение стратегии, а также совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и их группировками.

Двумя основными разновидностями современной внешнеторговой политики выступают либерализация и протекционизм.

Политика либерализации предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию международной торговли. Наряду с реализацией принципа сравнительных преимуществ, страны получают дополнительную выгоду от либерализации внешней торговли. Она заключается в том, что либерализация стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию внутри страны.

Политика протекционизма направлена на всемерную и всестороннюю защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Она также может проводиться в интересах отечественного бизнеса, стремящегося к захвату внешних рынков.

Протекционизм и либерализация представляют собой два полюса внешнеторговой политики. Однако на практике, как правило, проводится компромиссная, комбинированная политика, сочетающая как элементы либерализма, так и протекционизма. Причем, чем ниже уровень экономического развития страны, тем, как правило, в большем объеме и более жестко применяются протекционистские меры.

Если проводится протекционистская политика, то выгоды от специализации уменьшаются, или даже сводятся на нет. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебрасывать ресурсы (или их часть) с эффективного их использования (из отраслей с низкими относительными издержками) на неэффективное для удовлетворения разнообразных потребностей (которые могли бы удовлетворяться поставками импортной продукции).

Существуют, однако, и серьёзные аргументы в пользу протекционизма: необходимость обеспечения обороны, стремление к увеличению внутренней занятости, диверсификация экономики ради экономической стабильности, необходимость защиты «молодых» отраслей, необходимость защиты отечественных товаропроизводителей в целом, необходимость защиты от демпинга (экспорта товаров по цене более низкой, чем на внутреннем рынке).

Итак, протекционизм представляет собой барьеры на пути свободной торговли.

Эти барьеры можно разделить на две большие группы:

1. Тарифные барьеры, которые представляют собой систему импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин. Пошлина представляет акцизный налог на импортные (экспортные) товары. Пошлины вводятся либо с целью получения доходов в государственный бюджет (фискальные), либо для защиты национального производства (протекционистские);

2. Нетарифные барьеры, которые включают ограничительные меры административного воздействия, выступающие в различных формах:

· импортные (экспортные) квоты – установление максимального объёма товаров, который может быть импортирован (экспортирован);

· лицензирование – означает необходимость получения соответствующего документа (лицензии) для ввоза (вывоза) определенных товаров;

введение стандартов качества продукции – контроль импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества;

· монополизация государством отдельных сфер внешнеторговой деятельности;

· «добровольные» экспортные ограничения (в интересах страны-импортера) – относительно новая форма торговых барьеров: экспортёры соглашаются на некоторые ограничения в надежде избежать более жёстких барьеров.

Валютные отношения

Платежный баланспредставляет собой отчет о торговых и финансовых сделках страны с остальным миром за определенный период времени (обычно за год). Он отражает все виды денежных платежей и поступлений, то есть той части доходов и расходов страны, которая переходит национальные границы. Категория платежного баланса является ключевой для понимания валютных вопросов.

Все рассмотренные платежи и поступления требуют обмена национальной валюты на иностранную валюту, или наоборот.

Совокупность всех доходов (поступлений) платёжного баланса приблизительно отражает предложение иностранной валюты (соответственно, спрос на отечественную валюту). Совокупность всех расходов (платежей) в том же балансе приблизительно отражает спрос на иностранную валюту (соответственно, предложение отечественной валюты). Таким образом, движение валют из страны в страну образуют валютный рынок, где спрос и предложение определяются платёжным балансом. Взаимодействие спроса на иностранную валюту и предложения иностранной валюты устанавливает валютный курс.

Валютный курс – это цена одной валюты, выраженная в единицах другой валюты.

Существуют две основные системы валютных курсов:

При системе фиксированных валютных курсов валютный курс после фиксации остаётся неизменным в течение длительного времени. Если валютный курс под влиянием рыночных процессов сильно отклоняется от установленного курса и становится завышенным, это приводит к устойчивому дефициту платежного баланса (отрицательному сальдо). В этом случае валютный курс может быть зафиксирован на новом, более низком уровне (девальвация валюты). Это приведет к удешевлению экспорта и удорожанию импорта и, следовательно, будет способствовать выравниванию платежного баланса.

Точно так же, если валютный курс становится заниженным, приводя к устойчивому избытку платёжного баланса (положительному сальдо), то он может быть зафиксирован на новом, более высоком уровне (ревальвация валюты). Это приведет к удешевлению импорта и удорожанию экспорта.

Тем не менее государство зачастую медлит с изменением валютного курса, особенно, когда его нужно девальвировать, поэтому обменный курс может очень значительно отклониться от установленного. В этом случае усиливается спекуляция валютой, приводя к появлению разрушительных потоков «горячих денег», которые дестабилизируют валютный рынок.

При системе плавающих валютных курсов валютный курс свободно колеблется день ото дня и падает или растёт в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры (соотношения спроса и предложения), поддерживая платёжный баланс в равновесии (в теории). На практике же неопределённость и спекуляция, связанные со «свободным» плаванием валюты, могут вызвать хаотическое изменение валютного курса, что в свою очередь может подавить внешнюю торговлю и дестабилизировать экономику страны. Ввиду этих причин страны предпочитает «управлять» своими валютными курсами.

Различают прямую и косвенную котировку (определение) курса валюты.

Косвенная котировка показывает, какое количество иностранной валюты можно купить или продать за единицу национальной валюты (например, 1 рубль = 1/30 доллара – косвенная котировка валютного курса рубля, выраженного в долларах США).

Прямая котировка показывает, какое количество национальной валюты можно купить или продать за единицу иностранной валюты (например, 1 доллар = 30 рублей – прямая котировка валютного курса рубля, выраженного в долларах США).

Номинальным обменным (валютным) курсом называется соотношение, в котором обмениваются валюты двух стран.

При повышении курса национальной валюты за единицу иностранной валюты можно купить или продать меньше национальной валюты (например, 1 доллар = 25 рублей).

При понижении курса национальной валюты за единицу иностранной валюты можно купить или продать больше национальной валюты (например, 1 доллар = 35 рублей).

Реальным валютным курсом называется соотношение, в котором обмениваются товары и услуги одной страны на товары и услуги другой страны. Реальный валютный курс зависит от номинального курса и от соотношения уровней цен двух стран. Таким образом, реальный валютный курс измеряет сравнительную цену «потребительских корзин» двух стран.

Если в стране наблюдаются более высокие темпы инфляции, чем у ее торговых конкурентов, ее экспорт станет более дорогим, чем экспорт ее конкурентов, а импорт – дешевле, чем внутренний продукт, если номинальный курс валюты не упадет. Реальный валютный курс страны является наиболее важным показателем ее международной конкурентоспособности.

Норма управляемости

 

Число работников, подчиняющихся непосредственно руководителю, составляют его норму управляемости. Норма управляемости является ограниченной величиной, если под руковод-ством одного человека находится слишком много людей, может возникнуть путаница и перегрузка руководителя.

Уровень управления, характер выполняемых работ, характеристика подчиненных, способности руководителя – все это определяет количество человек, находящихся в подчинении у одного руководителя. Соблюдение нормы управляемости непосредственно связано с принципом единоначалия, который проявляется в том, что работник должен получать распоряжения только от одного начальника и отвечать за выполненную работу только перед ним. Соблюдение принципа единоначалия является механизмом координации системы управления предприятием.

Уильям Ньюмен перечислил пять причин, по которым руководители не хотят делегировать полномочия, и шесть причин, по которым подчиненные уклоняются от дополнительной ответственности.

Причины нежелания руководителей делегировать полномочия:

1. Заблуждение «Я это сделаю лучше». Руководитель утверждает, что поскольку он может сделать эту работу лучше, то он и должен ее делать вместо подчиненного. Ошибочность этого утверждения доказывают два соображения. Во-первых, трата времени на задание, которое мог бы выполнить подчиненный, означает, что руководитель не сможет так же хорошо выполнять другие обязанности. Общие выгоды могут быть больше, если руководитель сконцентрирует усилия на планировании и контроле и осознанно позволит подчиненному выполнять менее важные обязанности несколько менее качественно. Во-вторых, если руководитель не будет разрешать подчиненным выполнять новые задания с дополнительными полномочиями, то они не будут повышать свою квалификацию.

2. Отсутствие способности руководить. Некоторые руководители так погружаются в повседневную работу, что пренебрегают более общей картиной деятельности. Будучи не в состоянии охватить долгосрочную перспективу в череде работ, они не могут полностью осознать значение распределения работы между подчиненными.

3. Отсутствие доверия к подчиненным. Если руководители действуют так, как будто не доверяют подчиненным, то подчиненные на самом деле будут работать соответствующим образом. Они потеряют инициативность и почувствуют необходимость часто спрашивать, правильно ли выполняют работу, что еще больше усилит недоверие.

4. Боязнь риска. Поскольку руководители отвечают за работу подчиненного, они могут испытывать опасения, что делегирование задания может породить проблемы, за которые им придется отвечать.

5. Отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности. Параллельно делегированию дополнительных полномочий руководство должно создать эффективные механизмы контроля для получения информации о результатах работы подчиненных. Обратная связь для получения информации от этих механизмов контроля помогает направлять подчиненного на достижение целей. Она также дает руководителю гарантию того, что проблема будет выявлена прежде, чем разовьется в катастрофу. Если механизмы контроля неэффективны, у руководства будут основательные причины для беспокойства относительно делегирования дополнительных полномочий подчиненным.

Подчиненные избегают ответственности и блокируют процесс делегирования по шести основным причинам:

1. Подчиненный считает удобнее спросить начальника, что делать, чем самому решить проблему.

2. Подчиненный боится критики за совершенные ошибки.

3. У подчиненного отсутствуют информация и ресурсы, необходимые для успешного выполнения задания.

4. У подчиненного уже больше работы, чем он может сделать, или же он считает, что это так на самом деле.

5. У подчиненного отсутствует уверенность в себе.

6. Подчиненному не предлагается каких-либо положительных стимулов за дополнительную ответственность.

 

 

Этапы процесса контроля. Требования к контролю

Контроль представляет собой функцию менеджмента, позволяющую определить правильность принятых управленческих решений и есть ли необходимость в их корректировке. Три тысячи лет назад, задолго до возникновения науки управления, в книге китайских философов «И Цзинь» («Книга перемен») был сформулирован содержательный принцип функции контроля: «Когда умный человек видит, почему он добился успеха, он делает так снова. Когда он видит свои ошибки, он не повторяет их».

Процесс контроля состоит из трех этапов:

1. Установка стандартов.

2. Измерение фактически полученных результатов.

3. Проведение корректирующих мероприятий (при необходимости).

Стандарты являются воплощением конкретных целей, которые были определены в процессе разработки плана производственно-хозяйственной деятельности организации. Цели, используемые в качестве стандартов для контроля, обязательно должны иметь временные рамки (в которые должно укладываться время выполнения работы) и допустимые параметры, принимаемые за базу сравнения.

Например, обеспечить рентабельность работ не менее 25 % на конец 2010 года. Показатель рентабельности в таком случае имеет количественное измерение и называется результативным.

Некоторые цели невозможно выразить количественно. Например, улучшение морально-психологического климата в коллективе, или повышение удовлетворенности работой. В этом случае для контроля используют косвенные показатели, такие как: производительность труда, уровень текучести кадров и т.д.

Второй этап процесса контроля – это сравнение достигнутых результатов со стандартами и установление масштабов отклонений. На этом этапе важно донести до соответствующих работников или служб предприятия информацию о соответствии результатов стандартам, принятым за базу сравнения. Представители американской и европейской школ менеджмента подчеркивают необходимость участия сотрудников в процедуре контроля, для того чтобы сделать ее более эффективной. Рабочим необходимо знать и понимать, к каким стандартам они должны стремиться, как их достичь и как проконтролировать соответствие или отклонение от стандарта (особенно это касается производственных операций). Стандарты экономических параметров (рентабельность, прибыльность, платежеспособность, текучесть кадров и т.д.) можно проконтролировать только по предприятию в целом и на более высоких уровнях управления.

Реализация данного этапа функции контроля требует специальных технических и интеллектуальных средств, которые имеют свою стоимость. Поэтому функция контроля не может быть самоцелью, затраты на ее использование должны быть сопоставимы с получаемым эффектом.

Третий этап функции контроля – корректировка системы управления. Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение, пересмотреть стандарт.

Для того чтобы контроль соответствовал своей истинной задаче (обеспечить достижение целей организации), он должен соответствовать определенным требованиям:

а) стратегическая направленность;

б) ориентация на результат;

в) соответствие делу;

г) своевременность выполнения;

д) гибкость (реакция на новшества и изменения);

е) простота;

ж) экономичность.

 

МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

 

ТЕМА 1. МАРКЕТИНГ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИИ

 

Маркетинговое исследование

Маркетинговое исследование – это систематическое планирование, сбор, анализ данных и предоставление результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой ситуации, с которой столкнулась компания.

Маркетинговое исследование включает 5 этапов:

1. Определение проблемы и постановка цели исследования.

2. Разработка плана исследования, в котором определяются:

а) источники данных (первичные или вторичные);

б) подходы к исследованию (наблюдение, организация фокус-группы, опросы потребителей, эксперименты);

в) инструменты исследования (анкеты, книги отзывов, видеофильмы);

г) способы формирования выборки (выборочное исследование обозначает определение целевых групп населения, потребителей, участвующих в данном маркетинговом исследовании. Размер выборки, способы отбора единиц в выборку определяются статистическим методом, как правило, это случайный отбор, механистический или гнездовой);

д) методы контактирования с потребителями (например, анкета рассылается по почте или проводится телефонный опрос).

3. Сбор информации.

4. Анализ полученной информации.

5. Принятие решений.

 

2. Оценка эффективности плана маркетинга

 

Эффективность плана маркетинга определяется по следующим направлениям:

1. Анализ сбыта.

2. Анализ доли рынка.

3. Анализ соотношения маркетинговых затрат и объемов продаж.

4. Анализ финансовых результатов.

Анализ сбыта выполняется по отклонениям фактического объема продаж от объема, предусмотренного планом.

Рассмотрим анализ сбыта на примере.

 

Наимено- вание продукции Плановые показатели Фактические показатели Плановая выручка Фактическая выручка Отклонение
объем цена объем цена
А         480 000 517 000 37 000
В         558 000 520 000 –38 000

Продукт А

= (110 – 120) 4700 = –470 00 (снижение выручки)

= (4700 – 4000) 120 = 84 000 (рост выручки)

∆СА = + = –47 000 + 84 000 = 37 000

Продукт В

= (100 – 90) 5200 = 52 000 (рост выручки)

= (5200 – 6200) 90 = –90 000 (снижение выручки)

∆СВ = + = 52 000 + (–90 000) = –38 000

Несмотря на то что по продукту А фактический показатель выручки превысил плановый, общее недовыполнение плана по сбыту составило 1000, т.к. по продукту В произошло более значительное недовыполнение плана.

Задача менеджеров фирмы определить причины невыполнения плана по сбыту и принять управленческие решения для изменения сложившейся ситуации.

При необходимости подобный анализ можно выполнить по территориям реализации товара.

Анализ доли рынка. Для определения доли рынка используется три способа:

1. Общая доля рынка – определяется как объем продаж фирмы в процентах от суммарного объема продаж всех компаний на данном рынке.

2. Доля обслуживаемого рынка – определяется как объем продаж компании в процентах от общего объема продаж в данном сегменте рынка.

3. Относительная доля рынка – это доля рынка компании, соотнесенная с долей рынка ее крупнейшего конкурента. Если относительная доля рынка превышает 100 %, значит, компания является лидером на данном рынке.

Анализ соотношения маркетинговых затрат и объемов продаж. Маркетинговые затраты могут существенно различаться по отдельным фирмам в зависимости от специфики их деятельности. К маркетинговым затратам относятся:

а) затраты на оплату труда торгового персонала;

б) затраты на рекламу;

в) затраты на стимулирование сбыта;

г) расходы на маркетинговые исследования рынка;

д) административные расходы.

Если маркетинговые затраты возросли на 30 %, а объем реализации увеличился на 12 %, тогда соотношение следует считать в абсолютных суммах, т.е. в денежном выражении. Если соотношение больше 1, то можно говорить о том, что затраты на маркетинг не дали желаемых результатов.

По некоторым статьям маркетинговых расходов есть верхние и нижние границы (пределы), соблюдение которых должны контролировать менеджеры и маркетологи. Например, расходы на рекламу не должны превышать 2 % от стоимости реализуемых товаров.

Также важно отслеживать соотношение темпов роста затрат на маркетинговые мероприятия и темпов роста объемов продаж. Если это соотношение больше 1, то это указывает на проблемы в маркетинговой политике организации.

Финансовый анализ позволяет определить факторы, влияющие на рентабельность собственного капитала.

Рентабельность собственного капитала – это показатель, характеризующий долю чистой прибыли в общей величине собственного капитала. Определяется по формуле (2.1):

(2.1)

где Ркс – рентабельность собственного капитала, %

ПЧ – чистая прибыль, р.

КС – собственный капитал, р.

 

Также рентабельность собственного капитала можно найти как произведение рентабельности активов и оборачиваемости собственного капитала по формуле (2.2):

, (2.2)

где А – величина активов фирмы, р.

 

Из формулы (2.2) очевидно, что для повышения рентабельности собственного капитала необходимо увеличить рентабельность активов или оборачиваемость собственного капитала.

Активы – это денежные средства, дебиторская задолженность, материальные запасы, основные средства. В управлении активами важно проанализировать их структуру, выявить наиболее и наименее эффективные элементы и принять по ним соответствующие управленческие решения, способствующие повышению рентабельности собственного капитала.

Анализ прибыльности позволяет руководству фирмы определить целесообразность расширения производства, сокращения или прекращения поддержки конкретных товаров и различных маркетинговых действий. Анализ прибыльности направлен на оценку рентабельности:

а) различных товаров, работ, услуг;

б) территорий, на которых осуществляется их реализация;

в) групп покупателей;

г) сегментов рынка;

д) каналов сбыта;

е) величины партии заказов.

МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

Тема 1. Предмет и принципы экономической науки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.250 (0.011 с.)