Условия равновесия конкурентной фирмы и фирмы-монополиста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия равновесия конкурентной фирмы и фирмы-монополиста.



 

Здесь будут рассмотрены равновесные состояния фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах при полярных состояниях рынка: совершенной конкуренции и чистой монополии. Условия равновесия фирмы при различных вариантах несовершенной конкуренции будут склоняться к одному из двух рассматриваемых состояний.

Конкурентная фирма в краткосрочном периоде ориентируется на сложившуюся конкурентную цену. Она не пытается повлиять на неё, осознавая бесполезность этой акции. Объём продаж отдельно взятой фирмы исчезающе мал на фоне совокупного отраслевого объёма продаж. Каждый очередной экземпляр товара фирма реализует по неизменной цене. Поэтому предельный валовой доход конкурентной фирмы (MR) в точности равен конкурентной цене (р):

MR = р.

Универсальное для всех рынков тождество, регулирующее условие равновесия конкурентной фирмы, модифицируется в следующее:

MR = р =МС.

Конкурентная фирма наращивает объём продаж до тех пор, пока предельные издержки (МС) меньше уровня конкурентной цены. Она достигает равновесия, т. е. максимизирует прибыль, когда предельные издержки в точности равны уровню конкурентной цены. При этом условии приращение прибыли против некого базисного уровня стремится к нулю.

Закрепим понимание простого вывода, вновь обращаясь к расчётам.

 

Задача 11.2.

 

Рыночная конкурентная цена равна 100 ден. един. за единицу товара. Функция издержек имеет вид: TC = 50 + Q2.

1) При каком выпуске конкурентная фирма несёт убытки?

2) Каковы равновесный выпуск и максимальная прибыль?

 

 

Решение.

 

1) Фирма несёт убытки, когда валовой доход меньше полных издержек:

TR < TC или по условиям задачи 100Q < 50 + Q2; Q2 – 100Q + 50 > 0.

Находим положительный корень неравенства (по смыслу больше единицы):

 
 


Q1 > 50 + 2500 – 50; Q1 > 50 + 49,5; Q1 > 99,5.

 

2) Приравняем р и МС, предварительно установив МС:

МС = ТС' = (50 + Q2)' = 2Q;

100 = 2Q Q = 50.

П = TR – ТС = 100 * 50 – 50 – 2500 = 2450 ден. един.

Монополист склонен манипулировать ценой, стремясь максимизировать прибыль в результате использования монопольно высокой цены. Если функция спроса линейна и имеет вид Q = a – bp, то выручка от продаж (валовой доход) будет функцией вида:

TR = p*Q = p(a – bp) = ap – bp2.

Прибыль меньше полученного значения TR на величину полных издержек. Пусть издержки (ТС) – функция вида:

ТС = d + e*Q = d + e*(a – bp) = d + ae – bep (где d – постоянные издержки).

Тогда прибыль монополиста – функция вида:

П = ap – bp2 – d – ae + bep.

На графике это парабола. В вершине параболы, как известно из курса математики прибыль максимальна, а первая производная функции равна нулю. Учитывая это, имеем:

a + be

(ap – bp2 –d – ae + bep)' = 0; a – 2bp + be = 0 b p = -------.

2b

Если предположить, что фирма монополист целевой функцией считает валовой доход, а не прибыль, равновесная цена приобретает другое значение. В самом деле:

TR = p*Q = p(a – bp) = ap – bp2.

На графике это также парабола. В экстремальной точке TR = max, а первая производная равна нулю:

a

(ap – bp2)' = 0; a – 2bp = 0 и p = -----.

2b

a a + be

Замечаем, что полученное значение равновесной цены ----- < --------. Значит, пора

2b 2b

сделать важный для практики вывод. На рынке с монополистическими тенденциями фирма решает задачу максимизации прибыли за счёт повышения цен. Издержки на производство и реализацию продукции, степень удовлетворения общественных потребностей её волнуют в гораздо меньшей степени. В этом состоит принципиальный недостаток рынков несовершенной конкуренции, дающий о себе знать в России на протяжении всего периода свободного ценообразования.

Интересы общества и интересы фирмы-монополиста рассогласованы. Это доказывается математически, что автор и сделал, надеясь не слишком утомить читателя.

Рынок несовершенной конкуренции, а монополизированный в первую очередь, не просто стремится к повышению цен. Агентов этого рынка интересуют товары первой необходимости, не имеющие заменителей. На данные товары цены можно повышать безнаказанно, если только запретов не устанавливает государство.

При производстве товаров эластичного спроса монополист вынужден считаться с реакцией покупателей на изменение цен. Но как раз такие товары не слишком интересуют монополиста. Чтобы мотивы поведения фирмы-монополиста стали доступнее, приведём простой пример.

Допустим, в театре в антракте удаётся реализовать 100 порций мороженого по 15 рублей. Сумму в 15 рублей назовём средней ценой и обозначим AR (по смыслу это средний валовой доход). Выручка от продаж составит:

TR0 = AR0 * Q0 = 15 * 100 = 1500 руб.

Допустим, продавцу важно реализовать 101 порцию мороженого. Задача достижима, как установлено в ходе анализа психологических мотивов поведения покупателей, при цене 14 руб. 90 коп. (AR1 = 14,9). Тогда:

TR1 = AR1 * Q1 = 14,9 * 101 = 1504,9 руб.

ΔTR = MR = 1504,9 – 1500,0 = 4,9 руб.

Увеличение объёма продаж на физическую единицу приведо к увеличению выручки только на 4,9 руб., а отнюдь не на 15,0 или 14,9 руб. В этом нет ничего удивительного. Сниженную цену приходится распространить не только на 101-го покупателя, но и на 100 остальных покупателей, не считающихся «с копейками» и ранее готовых заплатить 15 руб. Вряд ли продавец пойдёт на снижение цены.

А теперь подберём пример, в котором снижать цену откровенно невыгодно. Пусть условием расширения продаж на единицу является уступка покупателям в цене до 14 руб. 50 коп. Тогда:

TR1 = 14,5 * 101 = 1464,5 руб.

ΔTR = MR = 1464,5 – 1500, 0 = –35,5 руб.

Предельный валовой доход продавца стал отрицательным при положительной средней цене AR = 14,5 руб. Конечно, продавец ограничит объём продаж, чтобы не допустить падения валового дохода и прибыли.

Покажем преимущества конкурентного рынка перед монополизированным с привлечением графических средств (см. рис. 11.2 – а,б).

 

 

На графике 11.2-а линия цены конкурентного рынка параллельна горизонтальной оси. Равновесный объём продаж соответствует точке (1) пересечения кривой МС и линии конкурентной цены р. При этом оюъёме продаж фирма полностью использует эффект от снижения издержек за счёт эффекта производственного рычага (точка (2) на кривой АС расположена правее точки минимума средних издержек АС). Максимуму прибыли конкурентной фирмы соответствует площадь прямоугольника (1) – (2) – (3) – (4) при умеренной конкурентной цене.

На графике 11.2 –б равновесный объём продаж фирмы-монополиста соответсвует точке (5) пересечения кривой МС с линией MR. Фирма-монополист не использует эффект масштаба полностью: точка минимума средних издержек АС расположена гораздо правее точки (2). Фирма-монополист получает внушительную прибыль, измеряемую площадью прямоугольника (1) – (2) – (3) – (4) при очень высокой цене.

В долгосрочном периоде конкурентный рынок в основном сохраняет свои преимущества. Не ставя экономических и правовых барьеров для проникновения новых фирм на рынок, он стимулирует появление передовых фирм с прогрессивной техникой и технологией. Рост конкуренции приводит к увеличению общего предложения, снижению цен и типичных издержек. В этом же направлении действует неспособность отстающих фирм удержать свои рыночные позиции и вынужденных покинуть рынок.

Монополизированный рынок стремится сохранить экономические и правовые барьеры для вступления в отрасль. Это отрицательный фактор долгосрочного периода. С другой стороны, в долгосрочном периоде вероятно появление доступных по цене товаров-заменителей, на которые постепенно будет переключаться спрос покупателей. Данное обстоятельство может заставить монополиста снизить цену. Не исключено, что в долгосрочном периоде фирма-монополист откликнется на достижения научно-технического прогресса.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.012 с.)