Фирма как производственная единица и как рыночный агент. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фирма как производственная единица и как рыночный агент.



 

Фирма (предприятие) имеет целью удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли. Коммерческой фирме не всегда удается получить прибыль, но мотивом деятельности прибыль является во всех случаях.

В экономической теории фирма рассматривается с двух сторон:

1) Как первичная производственная единица, как конгломерат, занятый переработкой исходных ресурсов производства в готовую продукцию (услугу) с целью продажи и извлечения излишка над израсходованными ресурсами (прибыли);

2) Как рыночный агент, самостоятельно отвечающий за создание для себя и поддержание механизма рыночной координации с минимальными издержками сделок с другими участниками рынка (трансакционными издержками).

Фирма – субъект хозяйствования, неделимый в экономическом и правовом отношении. Фирма может быть разделена на ряд производств, цехов, участков и т.п. Но не они представляют фирму в системе различного рода контактов с другими рыночными агентами, не они выступают в качестве истцов и ответчиков в суде.

Взаимоотношения внутренних подразделений фирмы строятся без товарно-денежных отношений, без участия рыночных сил. Поэтому здесь нет специфических затрат на создание механизма рыночной координации. Они появляются в отношениях с другими участниками рынка и требуют оптимизации. Это издержки, связанные с изучением рынков готовой продукции и факторов производства, рекламой, обоснованием цен, разработкой договоров-контрактов, при необходимости защитой своих интересов в суде и др.

На рынке экономические агенты равноправны, а внутри фирмы власть распределяется неравномерно, кто-то имеет её больше, кто-то меньше; на рынке поведение участников определяется ценовыми сигналами, а внутри фирм – приказами; на рынке регулятором служит конкуренция, а внутри фирм – сознательное планирование. «Невидимая рука» рынка заменяется в рамках фирмы «видимой рукой» административного контроля и управления.

Объяснить необходимость существования, внутреннее строение и эволюцию фирм помогает понятие трансакционных затрат, в изучение которых большой вклад внёс английский экономист, нобелевский лауреат Р. Коуз (р. 1910). Он показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, требуя весьма внушительных затрат. Они и были названы трансакционными (от лат. transactio – сделка). В отличие от производственных затрат, определяющихся объёмом и технологией производства, трансакционные затраты возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами. Можно выделить четыре категории трансакционных затрат:

1) затраты поиска информации о поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг;

2) затраты, связанные с ведением переговоров и заключением контрактов;

3) затраты по контролю за соблюдением условий договора;

4) затраты по юридической защите контрактов.

В экономике, состоящей из одних только физических лиц (т.е. индивидуальных агентов), бремя трансакционных затрат было бы непомерно велико из-за бессчётного множества сделок – трансакций. Одним из способов минимизации трансакционных затрат и является создание фирмы. Фирмы, по словам Коуза, возникают в ответ на дороговизну рыночной координации. Многие трансакции дешевле осуществлять внутри фирм, не прибегая к посредничеству рынка. В той мере, в какой механизм административного контроля ведёт к экономии на трансакционных затратах, «иерархия» и система команд вытесняют рынок.

Фирма планирует свою деятельность, исходя из интересов рынка и собственных интересов, направленных на удовлетворение первых. Планируя свою деятельность, она должна считаться с целой совокупностью привходящих факторов, от нее мало зависящих, и образующих внешнюю среду. Это факторы экономического порядка (особенности экономической политики государства, в том числе налоговой системы, цены факторов производства и т.д.), социального, политического и демографического порядка.

Ряд факторов успешной деятельности приводится в движение по преимуществу собственными усилиями. Они образуют в совокупности внутреннюю среду фирмы: кадровый потенциал, организационная структура управления, техника и технология и др.

Фирма самостоятельно разрабатывает свою экономическую стратегию – свод правил и приемов, ведущих к достижению основных целей. В условиях рынка особое значение имеет достижение такой цели, как долговременное конкурентное преимущество перед другими фирмами. Оно достигается за счет высокого качества продукции (услуг), обновления ассортимента продукции, рекламы, образцового послепродажного обслуживания, умения предвидеть планы конкурентов.

Достижение долговременного конкурентного преимущества требует наличия крупных источников финансирования. Основной из них – прибыль (чистый доход). Сложное финансовое положение многих российских фирм препятствует проведению эффективной конкурентной стратегии.

Постепенно растет конкурентность рынка транспортных услуг в России. С железнодорожным транспортом все более успешно конкурирует автомобильный транспорт. Требуются новые усилия по повышению качества услуг железнодорожного транспорта пассажирам и грузоотправителям. Однако не хватает современного подвижного состава, средств на совершенствование технологии перевозочного процесса, имеется задолженность по налоговым обязательствам. Необходимо мобилизовать все резервы роста прибыли за счет прибылеемких заказов, всемерного режима экономии.

Создание фирм регулируется организационно-правовыми формами предпринимательства, зафиксированными в Гражданском Кодексе РФ.

Они многообразны и перестраиваются в соответствии с требованиями времени. Генеральная тенденция, берущая начало с эпохи великих географических открытий, и получившая развитие в эпоху промышленной революции, - переход от индивидуального предпринимательства к партнерству, от организации производства на базе индивидуального капитала – к организации производства на базе интегрированного (складочного) капитала и ассоциированной собственности.

Поступательный рост капиталоёмкости производства привёл к противоречию между размерами индивидуального и потребного капитала, усугублявшемуся растущим риском предпринимательской деятельности. Разрешение конфликта было найдено прежде всего на пути а к ц и о н и р о в а н и я - процесса интеграции капитала на п а е в ы х принципах совладения и риска потерь с использованием специальных титулов собственности, специальных документов – акций.

Первые акционерные компании – английская и голландская. Ост-индские компании - появились в начале XVII века.

Россия отстала от передовых стран мира с перестройкой организационно-правовых форм предпринимательства в силу ряда причин исторического и политического характера.

Разгосударствление и приватизация собственности, коммерциализация предприятий проведены в последний момент, в 90-е годы XX века.

Поступательный процесс совершенствования форм собственности и основ предпринимательства в духе времени был прерван в советский период отечественной истории.

По Гражданскому Кодексу РФ коммерческие организации существуют в форме различных хозяйственных товариществ и обществ. Деятельность коммерческих организаций базируется на разделенном на доли (вклады) учредителей (участников) уставном (складочном) капитале.

Товарищества могут быть полными и коммандитными (на вере). Полным признаётся товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полные товарищи), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесённых ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Ведущими типами обществ являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных или вкладов.

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принятые таким обществом.

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Процесс приватизации собственности в России не подрывает позиций государственных и муниципальных унитарных предприятий. Они сохраняются в отраслях, имеющих особое стратегическое значение.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Железные дороги в России до известных процессов акционирования были государственными унитарными предприятиями.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.107 (0.008 с.)