ВОПРОС 10. Инфраструктура и функции рыночной экономики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОПРОС 10. Инфраструктура и функции рыночной экономики



ВОПРОС 33. Малые предприятия как органичный элемент рыночной системы. Особенности организации и функционирования сферы малого бизнеса.

Предприятие – основное структурное звено промышленности, где трудовой коллектив, используя средства производства, создает потребительские ценности в виде продукции, работ и услуг. Согласно ГК РФ предприятие - это самостоятельный субъект с правами юридического лица. Юридическое лицо обладает самостоятельным балансом, имеет расчетный счет в банке, печать с наименованием предприятия, устав, несет имущественную ответственность. Основная цель предприятия– получить максимальную прибыль.

Важнейшие функции предприятия:производственная – связана с изготовлением продукции или оказанием услуг; хозяйственная и предпринимательская – призваны обеспечить производство необходимым сырьем, обеспечить сбыт продукции; финансовая и учетно-бухгалтерская деятельность – учет и контроль за движением материальных ценностей, оплата счетов вовремя; организационно-управленческая – координация перечисленных видов деятельности, создание лучших условий для экономического роста.

Малое предпринимательство

Роль МБ в экономике:Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

06.07.2007 был принят ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который организует сферу малого бизнеса, стремится к созданию нормальных условий функционирования малых предприятий. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1.для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и проч. не более 25%; 2.средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек; 3.выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать: микропредприятия - 60 млн. руб.; малые - 400 млн. руб.; средние предприятия - 1000 млн. руб.

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации – это часть государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства МСП являются: 1) развитие субъектов МСП в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ; 2) обеспечение благоприятных условий для развития МСП; 3) обеспечение конкурентоспособности субъектов МСП; 4) оказание содействия субъектам МСП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств; 5) увеличение количества субъектов МСП; 6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; 7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ являются: 1)разграничение полномочий по поддержке субъектов МСП между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; 2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП; 3) участие представителей субъектов МСП, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов МСП, в формировании и реализации государственной политики в области развития МСП, экспертизе проектов нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие МСП; 4) обеспечение равного доступа субъектов МСП к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития МСП, региональными программами развития МСП и муниципальными программами развития МСП.

В целях реализации государственной политики в области развития МСП в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут предусматриваться следующие меры: 1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; 2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности; 3) упрощенный порядок составления субъектами МСП статистической отчетности; 4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора); 7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов МСП; 8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов МСП; 9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

Поддержка включает в себя: финансовую (предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам), имущественную (передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению), информационную(создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования), консультационную поддержку (создания организаций оказывающих консультационные услуги или/и компенсации затрат на оплату консультационных услуг), поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников (разработка примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, создание условий для повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций, учебно-методологическая, научно-методическая помощь), поддержку в области инноваций и промышленного производства (создание технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций, содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, создания условий для привлечения к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства, создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), ремесленничества (разработка и утверждение перечни видов ремесленной деятельности, создание палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности, оказание всесторонней помощи предприятиям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью в области ремесленной деятельности), поддержку субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами в области развития СМП, содействие в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности, создание организаций, оказывающих поддержку предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций), поддержку субъектов МСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (все перечисленное).

 


Классификация цен (6)

I. По отраслям и сферам обслуживания экономики:1) оптовые цены на продукцию промышленности; К разновидностям оптовой цены относится трансфертная цена, которая применяется при коммерческих операциях между подразделениями предприятия. 2) закупочные цены на продукцию сельского хозяйства; 3) цены на строительную продукцию (сметная стоимость объекта); 4) тарифы грузового и пассажирского транспорта; 5) цены на потребительские товары; 6) тарифы на услуги; 7) внешнеторговые цены: - экспортные цены; - импортные цены (устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных пошлин, валютного курса, акциза и НДС, расходов на реализацию).

II. По степени участия государства в ценообразовании:1. Рыночные цены – формируются благодаря взаимодействиям и взаимосвязям субъектов ценообразования на рынке, под влиянием конъюнктуры: -свободные (С и П, свободная конкуренция); -монопольные (доминир.положение 1 или неск. субъектов ценообразования); -демпинговые (сознательно ниже, чем у других 1 или неск. субъектами что бы вытеснить конкурентов и повысить объем продаж). 2. Регулируемые цены – складываются на рынке в процессе прямого государственного воздействия: - фиксированные (определ. величина); - предельные (ниж. или верх. предел).

III. По стадиям ценообразования: -оптовые изготовителя -отпускные оптовые -оптовые цены закупки -розничные

IV. По транспортной составляющей.Осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. "Франко" означает, до какого пункта на пути движения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены:

1. Франко-склад поставщика – цена продукции на складе поставщика;

2. Франко-станция отправления – п.1 + расходы по доставке на станцию отправления;

3. Франко-вагон станция отправления – п.2 + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления;

4. Франко-вагон станция назначения – п.3 + расходы по транспортировке до станции назначения;

5. Франко-станция назначения – п.4 + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения;

6. Франко-склад потребителя – п.5 + расходы по доставке от станции назначения до склада потребителя.

V. По характеру ценовой информации:аукционные цены, биржевые (биржевые котировки), цены фактических сделок, справочные цены и ценовые индексы.

VI. От времени действия:

1) долговременные цены (не изменяются на протяжении длительного периода);

2) текущие цены (могут изменяться в рамках одного контракта, отражают конъюнктуру рынка);

3) скользящие или падающие цены (постепенно снижаются по мере насыщения рынка);

4) гибкие цены (быстро реагируют на изменение спроса и предложения, например при продаже скоропортящихся продуктов в конце дня цены ниже);

5) сезонные цены (действуют в определенный период времени, например. На путевки, туристское снаряжение).

 

Виды цен и механизм их образованияв пищевой промышленности:

себестоимость+прибыль=Оптовая без НДС

+акциз=Отпускная без НДС

+НДС=Отпускная с НДС (для оптовика)

+Снабженческо-сбытовая надбавка=Продажная оптовика (для торговли)

+торговая надбавка=Розничная


ВОПРОС 91. Ценовая политика предприятия. Методы ценообразования

Цена - денежное выражение стоимости товара - продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут установить фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию. Ценовая политика предприятия - это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и т.д. Этапы процесса ценообразования:

1 этап. Определение целей ценовой политики. Три основные цели ценовой политики: 1.Обеспечение выживаемости (сбыта) - главная цель фирмы, осу­ществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными компонентами являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены. 2.К максимизации прибыли стремятся не только компании, имеющие устойчивое положение на рынке, но и не слишком уверенные в своем будущем, пытающиеся максимально использовать выгодную конъюнктуру рынка. Фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль. 3.Удержание рынка - сохранение существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности. 2 этап. Определение спроса. 3 этап. Оценка издержек. Издержки - нижняя граница цены. 4 этап. Анализ предложения и цен конкурентов. 5 этап. Выбор метода ценообразования. Можно выделить несколько факторов, под воздействием которых находится предприятие при выборе способа ценообразования на свой товар: 1. Фактор затрат - затраты и прибыль составляют минимальную цену товара. Самый простой способ образования цены: при известных издержках и расходах прибавить приемлемую норму прибыли. Однако даже если цена только покрывает расходы, нет гарантии, что товар будет куплен. Именно поэтому некоторые предприятия становятся банкротами, рынок может оценить их товары ниже, чем стоят производство и продажа. 2. Фактор конкуренции - конкуренция оказывает сильное влияние на ценовую политику. Можно спровоцировать всплеск конкуренции, назначив высокую цену, или устранить ее, назначив минимальную. Если товар требует особого метода производства, или производство его очень сложное, то низкие цены не привлекут к нему конкурентов, но высокие цены подскажут конкурентам, чем им стоит заняться. 3. Фактор ценности - один из наиболее важных факторов. Каждый товар способен в определенной степени удовлетворить потребности покупателей. Для согласования цены и полезности товара можно: придать товару большую ценность, просветить покупателя посредством рекламы о ценности товара, скорректировать цену так, чтобы она отвечала настоящей ценности товара. 4. Фактор общественного мнения - обычно у людей имеется некоторое представление о цене товара, независимо от того, является ли он потребительским или промышленным. Приобретая товар, они руководствуются некоторыми границами цен, или ценовым радиусом, определяющим, по какой цене они готовы купить товар. Все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется фирма-производитель или продавец при выборе того или иного метода: 1)на издержки производства -затратные методы; 2)на конъюнктуру рынка- рыночные методы; 3)на нормативы затрат на технико-экономич. параметр продукции- параметрические методы.

Затратные методыпредполагают расчет цены продажи продукции путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины. К ним можно отнести следующие методы: 1) полных издержек (метод "издержки плюс" состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.); 2) прямых затрат (метод минимальных издержек, метод стоимостного изготовлениясостоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки - прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название "добавленной", или "маржинальной". Он может быть с уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства); 3) предельных издержек (базируется на анализе себестоимости, но он более сложен, чем рассмотренные методы. При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги. Этот метод оправдан только в том случае, если гарантированная продажа по несколько более высокой цене достаточна, чтобы покрыть накладные расходы); 4) на основе анализа безубыточности (фирма стремится установить на свой товар цену на таком уровне, который обеспечивал бы ей получение желаемого объема прибыли); 5) учета рентабельности инвестиций (основная задача метода состоит в том, чтобы оценить полные затраты при различных программах производства товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения. Данный метод учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Метод успешно подходит при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой. Основной недостаток метода - использование процентных ставок, которые в условиях инфляции весьма неопределенны во времени); 6)надбавки к цене (умножение цены приобретения товара на повышающий коэффициент (торговую надбавку).

Рыночные методы.Предприятия, использующие рыночные методы с ориентацией на потребителя, ориентированы на сложившийся уровень спроса на товар, на эластичность спроса, а также на ценностное восприятие потребителем их продукции.

Методы ценообразования, основанныена воспринимаемой ценности товара,базируются на величине экономического эффекта, получаемого потребителем за время использования товара. К данной подгруппе методов можно отнести: 1) метод расчета экономической ценности товара (определение цены (или затрат), связанной с использованием того блага, которое покупатель склонен рассматривать как лучшую из реально доступных ему альтернатив); 2) метод оценки максимально приемлемой цены (Данный подход особенно полезен для установления цен на промышленные товары, когда базовая выгода для покупателя состоит в снижении издержек. Под максимальной ценой понимается цена, соответствующая нулевой экономии на издержках, т.е. чем выше будет цена относительного данного уровня, тем сильнее будет ее неприятие покупателем). Подгруппа методов с ориентацией на спрос может быть подразделена на: 1) метод анализа пределов (на несовершенном, незрелом рынке фирмы-продавцы пытаются определить цену в районе точки совпадения предельных доходов и расходов, т.е. на уровне, обеспечивающем достижение максимально высокой прибыли, найдя соответствующие этой точке объемы продаж и определив цену на данное время); 2) метод анализа пика убытков и прибылей (позволяет найти объем производства и объем продаж, соответствующие такому положению, когда общая сумма прибылей и общая сумма затрат равны между собой. При этом данный способ применяется в случае, когда целью компании является определение цены, дающей возможность получить максимум прибыли. Он позволяет определить ряд возможных цен в результате их сравнения с прямой суммарных издержек, которая строится из предложений на основе этих нескольких вариантов цен, находится требуемая цена, позволяющая получать максимальную прибыль).

Методы расчета ценыс ориентацией на конкуренцию устанавливают цены на товары и услуги через анализ и сравнение силы дифференциации товаров данной фирмы с фирмами-конкурентами на конкретном рынке. При этом во внимание принимается сложившийся уровень цен. Таким образом, метод определения цены с ориентацией на конкуренцию состоит в определении цены с учетом конкурентной ситуации и конкурентного положения данной фирмы на рынке. Методы установления цены с ориентацией на конкурентов можно подразделить на: 1) метод следования за рыночными ценами; 2) метод следования за ценами фирмы-лидера на рынке; 3) метод определения цены на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен; 4) метод определения престижных цен.

Параметрические методы.Фирмы часто испытывают необходимость в проектировании и освоении производства такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий. Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями. Нормативно-параметрические методы – это методы установления цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра. К данной группе методов ценообразования можно отнести: 1) метод удельных показателей (для цен небольших групп продукции, характеризующихся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной степени определяет общий уровень цены изделия); 2) метод регрессионного анализа (применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений); 3) агрегатный метод (заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли); 4) балловый метод (на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное количество баллов, суммирование которых дает оценку технико-экономического уровня изделия).

6 этап. Установление окончательной цены. Правильно установленная цена должна возмещать все издержки и обеспечивать прибыль.

Ценовые стратегии – обоснованный выбор из нескольких вариантов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной (нормативной прибыли) для фирмы на рынке в рамках планируемого периода. Ценовые стратегии можно разделить на 3 группы:

1. Стратегии дифференцированного ценообразования. Основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам:

а) ценовая стратегия скидки на втором рынке – основана на особенностях постоянных и переменных затрат. Например, новые лекарства сталкиваются с конкуренцией идентичных, но более дешевых непатентованных средств. Встает выбор: либо сохранить высокую цену на патентованные лекарства и потерять часть рынка, либо снизить цену, понести убытки на этой разнице, но сохранить или расширить рынок сбыта. Возможная стратегия заключается в дифференцированном ценообразовании на патентованные и непатентованные лекарства;

б) ценовая стратегия периодической скидки – основана на особенностях спроса разных категорий покупателей. Применяется при временных и периодических снижениях цен на модные товары вне сезона, внесезонных туристических тарифов, цен на билеты на дневные спектакли. Также применяется в стратегии "снятия сливок", т.е. установления высокой цены на новый товар в расчете на потребителя, готового купить по такой цене;

в) ценовая стратегия "случайной" скидки (случайного снижения цен) – опирается на поисковые затраты, мотивирующие случайную скидку. Фирма пытается одновременно максимизировать число покупателей, информированных о низкой цене, и не информирован., покупающих по высокой цене.

2. Стратегии конкурентного ценообразования. Строятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен:

а) стратегия проникновения на рынок – основана на использовании экономии за счет роста масштабов производства, используется для внедрения новых товаров на рынок;

б) стратегия по "кривой освоения" - покупающие товар в начале делового цикла получают экономию по сравнению с последующими покупателями, т.к. они покупают товар по более низкой цене, чем готовы были заплатить;

в) стратегия сигнализирования – строится на использовании доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами. Это привлекает новых или неопытных покупателей, которые не осведомлены о ценах конкурентов. Как пример, успех некоторых дорогих, но низкокачественных товаров;

г) географическая стратегия – называется ФОБ (франко-станция отправления).

3. Стратегии ассортиментного ценообразования. Применимы, когда у фирмы есть набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров:

а) стратегия "набор" - применяется в условиях неравномерности спроса на невзаимозаменяемые товары. Стратегия смешанных наборов создает эффект сравнимой цены, набор предлагается по цене, которая намного ниже цен его элементов (например, комплексные обеды);

б) стратегия "комплект" - основана на различной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы. Цель фирмы при этом – балансировочное ценообразование в зависимости от ассортимента;

в) стратегия "выше номинала" - применяется фирмой, когда она сталкивается с неравномерностью спроса на заменяемые товары и может получить дополнительную прибыль а счет роста масштабов производства;

г) стратегия "имидж" - используется, когда покупатели ориентируются на качество, исходя из цен на взаимозаменяемые товары.

Основные понятия маркетинга

Содержание маркетинговой деятельности определяется, главным образом, состоянием спроса. Каждому из состояний спроса соответствует определенный тип маркетинга, что и обусловливает его задачи. Ф. Котлер выделяет восемь ситуаций, характеризующих состояние спроса. Такими ситуациями являются: отрицательный спрос, отсутствие спроса, скрытый спрос, падающий спрос, нерегулярный спрос, полноценный спрос, чрезмерный спрос, нерациональный спрос (наркотики, алкоголь, сигареты). Этим ситуациям соответствуют основные типы маркетинга: конверсионный, стимулирующий, развивающий, ремаркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий маркетинг, демаркетинг, противодействующий маркетинг. Если спрос определяет тип маркетинга, то специфические особенности, присущие каждой отрасли экономики и сфере социальной жизни, позволяют назвать следующие виды маркетинга: производственный; торгово-сбытовой; сферы услуг; интеллектуального продукта; международный; финансово-кредитного продукта и страхового дела; ценных бумаг. Кроме того, существует маркетинг некоторых специфических рынков, в частности, рынка труда и рынка образования. Приемы и методы маркетинга распространяются и на нерыночные сферы, например, политическую жизнь, социальные отношения, искусство и культуру и т.п.

Общая цель маркетинга заключается в том, чтобы обеспечить удовлетворение спроса потребителей, предъявляемого на рынке, и за счет этого получить максимально возможную прибыль. Знание закономерностей и принципов организации и функционирования процесса маркетинга позволяет создать целостное видение всей системы. Можно выделить следующие основные принципы маркетинга:Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии хозяйственных решений. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса на долгоср. перспективу. Воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламой. В термин "маркетинг" специалисты вкладывают двоякий смысл: это и одна из функций управления, и цельная концепция управления (философия бизнеса) в условиях рыночных отношений. Маркетинг осуществляет определенный набор функций, которые позволяют фирме выполнять полный цикл маркетинговой деятельности. Функции маркетинга группируются по пяти блокам:Блок 1. Планово-исследовательские, контрольные и организационные функции. Блок 2. Функции формирования рынка и ценообразования.

Блок 3. Функции регулирования рынка. Блок 4. Функции товародвижения и дистрибьюции. Блок 5. Функции управления продвижением товаров. Их можно разделить на четыре группы: аналитические, производственные, распределительно – сбытовые, управленческие.

Маркетинговые исследования

Маркетинговые исследования – это любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей маркетинга. Главная цель маркетинговых исследований- уменьше­ние неопределенности и риска при принятии коммерческих решений. Необходимость в проведении таких исследований возникает весьма часто: когда лица, принимающие решения, не могут ждать поступления информации по частям. Комп­лексное маркетинговое исследование проводится фирмой са­мостоятельно или его проведение заказывается специализи­рованным маркетинговым фирмам. Чтобы маркетинговые ис­следования были эффективны, они не должны носить слу­чайный характер; быть систематическими и охватывать как можно больше различных источников информации. Марке­тинговые исследования могут быть применены к любой сто­роне маркетинга, которая требует наличия информации для содействия принятию оптимального решения. Важнейшими направлениями маркетингового исследования являются: исследование рынка и продаж, продукта, цен, продвижение продукта и доведение продукта до потребителей. Маркетинговые исследования могут проводиться самостоятельно, то есть собственными силами предприятия, или же оно может прибегнут к услугам специализированных организаций. К маркетинговому исследованию предъявляются следующие требования:научность, комплексность, достоверность, эффективность, конфиденциальность.

Существует два вида маркетингового исследования:кабинетные исследования и полевые исследования. Для решения некоторых проблем достаточно ограничиться лишь изучением вторичной информации, т.е. изучением уже имеющейся (обычно опубликованной) информации и относящейся к исследуемой проблеме. В таком случае говорят о кабинетном исследовании проблемы. Если же в процессе маркетингового исследования необходимо воспользоваться первичной информацией, т.е. она должна быть собрана непосредственно исследователем, то тогда говорят, что проводится полевое исследование. Маркетинговая информация – это цифры, факты, сведения и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности. Она делится на внутреннюю и внешнюю. К источникам маркетинговой информации относятся: публикации, информация, приобретаемая фирмой на коммерческих началах у Госкомстата РФ или альтернативных статистических и других служб, внутрифирменные учет и отчетность, обмен информацией между участниками канала товародвижения, информация торговых корреспондентов, различного рода экспертные оценки и прогнозы, непосредственное наблюдение, опросы потребителей, панели потребителей, мониторинг маркетинговой среды, эксперимент (пробный маркетинг, test-marketing): полевой и лабораторный. Маркетинговый анализ – оценка, объяснение и прогноз рыночной ситуации, процесса товародвижения и собственного потенциала фирмы с помощью статистических, эконометрических и других методов исследования. Он включает: ситуационный (конъюнктурный) анализ; анализ окружающей среды фирмы; анализ потенциала собственной фирмы; анализ возможностей конкурента; анализ инновационных процессов. Объект маркетингового анализа:предприятие или совокупность предприятий, а также отдельные индивидуумы и их совокупность, отдельные домохозяйства и их совокупность.

Экономическая эффективность

Перед принятием решения о вложениях капитала фирме необходимо провести расчеты их экономической эффективности. Экономическая эффективность - относительная величина, которую рассчитывают как отношение эффекта к понесенным затратам. В качестве эффекта может выступать рост прибыли, снижение себестоимости, рост производительности труда, повышение качества, повышение объемов производства и др. Срок окупаемости - это минимальный временной интервал от начала осуществления проекта, за пределами которого интегральный эффект становится и затем остается неотрицательным. Капиталовложения дают эффект не сразу, а лишь через определенные промежутки времени, т.е. тогда, когда будет достигнута запроектированная эффективность. В качестве объектов инвестиций могут быть: строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды); программы федерального, регионального или иного уровня. В этом случае в результате инвестирования также могут создаваться комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной задачи (программы); производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях. Комплекс работ, выполняемых для обоснования эффективности инвестиций на предприятие, называется инвестиционным проектом. Ин



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.221.67 (0.025 с.)