Вопрос 30. Маркетинговая деятельность предприятия. Цели, задачи и функции службы маркетинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 30. Маркетинговая деятельность предприятия. Цели, задачи и функции службы маркетинга



Маркетинг (англ. market - рынок, сбыт) - это комплексная деятельность по продвижению товаров (услуг) на рынок в целях максимально возможного удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли. Основное назначение маркетинга - приспособление производства товаров (услуг) к требованиям рынка. Рынок - это место, где осуществляются экономические отношения по поводу купли-продажи товаров и услуг, в результате чего формируются спрос, предложение и цена этих товаров и услуг.

Экономические отношения на рынке - это отношения обмена. Процесс обмена - сложная, кропотливая работа по выявлению нужд различных групп потребителей, созданию отвечающих этим нуждам товаров, услуг и выведению их на рынок, по организации складского хозяйства и транспортировки грузов, формированию ценовой политики, организации сервиса и рекламы. Все эти задачи решает управление маркетингом, представляющее собой процесс планирования и осуществления политики продвижения на рынок и распределения на нем идей, товаров и услуг, удовлетворение посредством обмена потребностей организаций и частных лиц. При этом необходимо совместить интересы трех основных субъектов рынка: государства, продавца и покупателей.

Маркетинговая деятельность в обобщенном виде состоит из четырех основных этапов. 1.Анализ рыночных возможностей. 2.Разработка стратегий маркетинга. 3.Формирование программы маркетинга. 4.Контроль и координация маркетинговой деятельности.

Первый из названных этапов - это изучение рынка, т.е. нужд, привычек, предпочтений, платежеспособности потребителей, уровня конкуренции и т.п. На этом этапе собирается наиболее полная информация о маркетинговой среде предприятия. На втором этапе маркетинговой деятельности, исходя из результатов анализа рыночных возможностей, компания выбирает целевой рынок. Для этого разрабатывается стратегия дифференцирования и позиционирования продукта на рынке. Затем следуют опытно-конструкторские работы и начало производства продукции. После ее выведения на рынок проводится, если это необходимо, адаптация маркетинговой стратегии к различным этапам жизненного цикла товара (выход на рынок, рост, зрелость, упадок). На третьем этапе предприятие разрабатывает конкретные программы в рамках так называемого маркетингамикс или "4Р" (Product, Price, Place, Promotion - продукт, цена, место, продвижение), т.е. инструментария, с помощью которого продавец оказывает влияние на покупателей. В наиболее выигрышном положении оказывается та компания, которая наряду с использованием вышеприведенного инструментария, учитывает важные для потребителя его "4С" (Customer needs and wants, Cost to customer, Convenience, Communication - нужды и потребности потребителя, издержки потребителя, удобство, коммуникации). На заключительном этапе осуществляются распределение маркетинговых ресурсов и контроль исполнения плана маркетинговой деятельности.

Для успешной реализации всей сложной работы по управлению маркетингом в компаниях существуют соответствующие службы (отделы, управления, департаменты и т.п.), возглавляемые обычно вицепрезидентами этих компаний. Структура таких служб формируется в зависимости от направленности маркетинга: пять вариантов организации маркетинга: товарноориентированный, функциональноориентированный, на регион, ориентированный на клиента, и региональноориентированный.

При товарной ориентации формирование подразделений в службе маркетинга происходит по товарным группам или производителям. Такая организация в наибольшей степени подходит для предприятий с широким ассортиментом продукции (услуг). Каждое подразделение в этой службе имеет свой функциональный менеджмент, принимающий самостоятельные решения. При функциональной ориентации маркетинга все подразделения этой службы ориентированы на выполнение той или иной функции (например, отдел рекламы, отдел маркетинговых исследований и т.п.). Данный вариант организации маркетинга в наибольшей степени подходит небольшим предприятиям с соответствующим объемом производства. Организация маркетинга, ориентированная на регион, в первую очередь предусматривает учет особенностей той или иной местности, той или иной страны, того или иного региона земного шара. Изучаются особенности климата, традиций, системы ценностей, менталитета людей. Такую схему управления маркетингом чаще всего используют крупные корпорации с развитой внешнеэкономической деятельностью. При организации маркетинговой службы, ориентированной на клиента, компания подразделяет своих потенциальных покупателей на группы (например, оптовые или розничные покупатели, торговые компании, посредники и т.п.), т.е. в этом случае учитываются особенности поведения различных потребителей продукции или услуг компании.

Возможна комбинация отдельных черт каких-либо из приведенных выше схем (например, ориентированных на функции и товар).

На рис. отдельные исполнители подчиняются функциональному управлению (по развитию, по рекламе и т.п.) и одновременно руководителю товарной группы (бытовая химия, лекарства и т.д.). Здесь появляются проблемы, связанные с нарушением принципа единоначалия (т.е. двойное подчинение исполнителей). Обычно это пытаются смягчить бригадной формой организации труда, коллегиальным стилем управления. В крупных корпорациях в смешанную структуру могут включать и региональный компонент.

Цель маркетинга – увеличение объема продаж. Задачи: 1.изучить спрос потребителей; 2.выбрать продукцию, удовлетворяющую спрос; 3.правильно назначить цену; 4.организовать продвижение и рекламу товара; 5.найти рынок сбыта.

Успешный маркетинг – качество, цена, реклама товара. Для того чтобы производить нужный покупателю товар, фирма проводят маркетинговые исследования. Маркетинговые исследования – изучение маркетинговой среды. В процессе изучения рынка предприниматель занимает свой сегмент, при этом нужно определить позиции всех имеющихся конкурентов и выбрать свою позицию (стратегию). Маркетинговая деятельность предприятия заставляет реагировать производство на изменение требований рынка, повышается качество и конкурентоспособность продукции.

Основные функции службы маркетинга:

1.комплексное изучение рынка;

2.выявление неудовлетворенного спроса и потребностей покупателей;

3.разработка мероприятий по удовлетворению потребностей;

4.планирование товарного ассортимента;

5.планирование и осуществление сбыта.

Задачи службы маркетинга:

1.маркетинговые исследования;

2.разработка товара;

3.ценообразование;

4.организация рекламы;

5.организация распространения товаров.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.008 с.)