Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль транспорта в становлении и развитии рынка.

Поиск

 

 

Транспорт – одна из важнейших областей общественного материального производства. Доставляя продукты труда в места их потребления, транспорт продолжает производственный процесс. Пассажирский транспорт непосредственно связан с удовлетворением потребностей людей в пространственном перемещении как для производственных, так и для личных целей.

Возникновение транспорта относится к древнейшим временам. В Римской империи, Древнем Китае, Персии было построено большое количество мощёных дорог для военных целей. С ростом обмена развивалось морское судоходство, появились гребные, а затем и парусные суда. Для транспортировки товаров сухопутным путём использовались рабы-носильщики, применялись вьюки или 2-4-хколёсные повозки. В сфере обмена транспорт был слит с торговлей.

С ростом торговли Венеции, Генуи, союза ганзейских городов получил развитие морской транспорт. Изобретение компаса позволило совершать плавание в открытом море. С конца XV в. морские суда выходят в открытый океан. Начинается эпоха Великих географических открытий.

С ростом обмена, торговли, накоплением капитала и углублением общественного разделения труда создавались благоприятные условия для выделения транспорта в самостоятельную отрасль производства.

На Руси оживлённая морская торговля велась новгородцами. В XVI – XVII в.в. развилось северное морское судоходство по Белому морю и Ледовитому океану, а также речное торговое судоходство по Волге и Каспийскому морю.

Промышленный переворот в Западной Европе во второй половине XVIII в., развитие крупной промышленности требовало дешёвой перевозки большого количества грузов. Начинается строительство каналов и железных дорог с конной тягой. В первой четверти XIX в. появились пароходства и паровые железные дороги.

К середине XIX в. сооружение железных дорог общего пользования развернулось почти во всех странах Европы и в США, что объяснялось существенными преимуществами нового вида транспорта: большой массовостью, относительной дешевизной, высокой скоростью, регулярностью доставки грузов.

Рост внешней торговли вызвал быстрое развитие морского судоходства.

В России, крупнейшей континентальной державе мира, исключительное значение имеет железнодорожный транспорт. Понимание огромной роли путей сообщения для торговли и защиты Отечества имело место в России всегда, хотя в XIX в. существовали и альтернативы железнодорожному строительству. В августе 1834 г. по приглашению горного ведомства в Петербург приехал известный австрийский инженер, профессор Франц Антон Герстнер, чех по национальности, с целью начать строительство железных дорог в России. Герстнер объездил многие губернии и по возвращении в Петербург подал Николаю I обстоятельную записку. В ней он отмечал, что «…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путём увеличения скорости передвижения».

В настоящее время Российская Федерация располагает всеми видами современного транспорта. Железнодорожный транспорт ведущий в стране и имеет протяженность ≈ 87,5 тыс. км. На долю железнодорожного транспорта приходится около 40% общего объёма перевозок грузов, а его доля в пассажирообороте страны составляет более 43%. Из 87,5 тыс. км железнодорожного пути 38,5 тыс. Км электрифицированы.

Кроме железнодорожного Россия располагает автомобильным, трубопроводным, внутренним водным и морским транспортом. Транспортная система постепенно становится конкурентной, что создаёт объективные предпосылки для рационального распределения перевозок между различными видами транспорта и для сокращения транспортных затрат в народном хозяйстве.

Транспорт перемещает материальные продукты из сферы производства в сферу потребления, обеспечивая тем самым непрерывное общественное воспроизводство. Сами сделки купли-продажи между рыночными агентами, разделёнными расстоянием, возможны благодаря транспорту. Не случайно транспорт страны сравнивают с системой кровеносных сосудов организма.

Отсутствие на самом транспорте продукции в виде особой вещи не означает, что с перевозимым грузом не происходит никакой материальной перемены. В процессе перевозки с грузом происходит особая материальная перемена – перемена его местонахождения, его пространственного бытия.

Транспорт участвует в создании общественного продукта и национального дохода страны. На транспорте действуют единые для всех отраслей законы товарного производства и рынков. Чем меньше овеществлённого и живого труда затрачивается на перевозку материальных благ, тем выше эффективность общественного производства. Огромное народнохозяйственное значение имеет и увеличение скорости перевозок.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.219 (0.006 с.)