Функции рынка. Принципы функционирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции рынка. Принципы функционирования



 

Рынок оказывает большое влияние на все стороны жизни общества. Сущность и роль рынка наиболее полно проявляются в его экономических и социальных функциях.

Одна из главных функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распротранения информации. С помощью цен рынок оперативно перераспределяет дефицитные ресурсы по каналам наиболее эффективного их использования. Оперативная, обширная и компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность и дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования.

Через ведущие свои атрибуты – цены, спрос, предложение – рынок функционирует как канал обратной связи с производством, подсказывая, что выпускать, как, на базе какой технологии и для кого.

Именно цены выступают или вознаграждением за усилия в предпринимательстве, или наказанием за просчёт в экономических решениях. Цены в условиях рыночной свободы и приоритета покупательских вкусов и предпочтений чутко реагируют на новизну и качество продукции, стимулируя поиски нового и качественного, конкуренцию за «голоса покупателей».

Процесс рыночного ценообразования – это процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения и спроса. Если предложение какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, ограничивая предложение. Напротив, высокие цены информируют товаропроизводителей о дефиците товаров и услуг. В итоге рынок стремится к равновесному состоянию, при котором спрос и предложение равны.

Многосложной и важной функцией рынка является конкуренция – состязательность продавцов по поводу наилучшего удовлетворения заказа покупателей и самих покупателей за приобретение продукции, в наилучшей форме соответствующей их запросам.

В советское время конкуренция, порождаемая рынком, много критиковалась. Утверждалось, что она порождает коммерческую тайну и власть сильного, социальный дарвинизм. Большие достоинства конкуренции замалчивались под гнётом догматических идеологических представлений.

Страны с развитым рынком опередили СССР в области научно-технического прогресса, что является решающим доводом в пользу конкуренции. Эти страны завоевали мировой рынок, благодаря способности поставить на него конкурентноспособную продукцию.

В рыночной экономике, благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения, возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы. В отличие от искусственного соревнования система порождает конкуренцию сама, принцип конкурентности есть основания считать имманентно присущим такой хозяйственной системе.

Рыночная система, способствуя поддержанию и развитию конкуренции, опирается и на помощь государства в пресечении монополистических устремлений. Монополизация рынка (моно – один) лишает систему названных достоинств, поэтому государство сдерживает монополизм законодательно.

К другим важнейшим функциям рынка относятся:

1. Функция саморегулирования товарного производства. Без руководящих указаний из центра производители расширяют масштабы предложения при увеличении спроса на товар, причём оперативно. Повышая цены, они ограничивают спрос и устраняют тем самым дефицит в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде при благоприятной конъюнктуре товаропроизводители расширяют производственные мощности.

2. Стимулирующая функция. Рыночные цены чувствительны к изменению качества продукции. Ценовая надбавка за высокое качество продукции делает соответствующий процесс выгодным для изготовителя. При стабильных ценах стимулируется снижение затрат на производство. В конкурентной борьбе выигрывает фирма с минимальными издержками.

3. Функция установления общественной значимости произведённого продукта и затрат труда. Продукт, не востребованный покупателем, приносит изготовителю (по справедливости) только убытки. Индивидуальные издержки товаропроизводителя не становятся общественно необходимыми и не выступают в качестве ценообразующих.

4. Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные макро- и микро пропорции в экономике, в производстве, обмене. На различных рынках с помощью цен устанавливается совокупный объём предложения материальных благ и услуг в народном хозяйстве за период. После сопоставления этого показателя с совокупным спросом выясняется превратится ли весь произведённый национальный продукт в потреблённый. На отдельно взятом рынке, например рынке транспортных услуг, устанавливается, пребывают ли спрос и предложение в равновесном состоянии или наблюдается дефицит услуг (товаров), или предложение относительно избыточно. Через рынок решаются задачи: что, как, для кого производить? Рынок, по определению А. Смита, «невидимой рукой» перераспределяет ресурсы по сферам предпринимательства и направляет участников хозяйственной жизни к цели, которая совсем не входила в их намерения, – к формированию эффективной структуры экономики и удовлетворению общественных потребностей. Рынок не борется с человеческим эгоизмом и стремлением к личному благополучию. Он их принимает к сведению и ставит на службу обществу.

5. Санирующая, оздоровительная функция. Рынок, подобно санитару, убирает всё устаревшее, неэффективное. Он очищает экономику от неконкурентоспособных и слабых агентов, называет банкротство своим именем. Проявляя как санитар определённую неэтичность, рынок сохраняет «место под солнцем» для сильных и тем самым обеспечивает устойчивый экономический рост.

6. Информационная функция. Рыночный способ сбора и распространения обобщённой объективной информации о ценах, ассортименте, количестве и качестве товаров (услуг) уникален, эффективен, воспроизводим и оперативен. Это позволяет продавцам и покупателям принимать решения свободно, со знанием дела и в своих интересах.

7. Посредническая функция выражается в том, что рынок сводит вместе множество покупателей и продавцов. Он устанавливает контакт между ними и предоставляет возможность альтернативного выбора партнёров.

Рынок функционирует на базе ряда исходных принципов, весьма важных для практики. Он наделяет своих агентов свободой выбора видов и форм деятельности. Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйственного субъекта выбирать целесообразный (с его точки зрения) вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Именно с рынком совместим широко разрекламированный ныне в России тезис: разрешено всё, что не запрещено законом.

На определённых условиях открывается доступ всех экономических субъектов, в том числе частников, к традиционно государственным работам и услугам, включая образование, медицинское обслуживание, услуги связи и др.

Действует и принцип всеобщности рынка. Он есть следствие принципа свободы выбора форм хозяйственной деятельности. Он характеризует неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства.

Экономика становится рыночной, когда товарно-денежные отношения превалируют над другими, например, над видимо бесплатным распределением благ, проникая во все сферы и секторы экономики.

Рынок обеспечивает равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Если советская плановая система признавала только государственную и колхозно-кооперативную формы собственности, то рынок приветствует все формы, доказавшие свою эффективность. Переход от одной формы собственности к другой осуществляется не на основе принуждения, а на основе соревновательности и свободного выбора.

Рыночная экономика порождает многообразие этих форм, что и подтверждает российская экономика после известных процессов приватизации и коммерциализации.

Свойственное рынку саморегулирование деятельности замещает государственное планирование или дополняет его. Тем самым демократизируется управление экономикой, реализуется принцип экономической свободы.

Самосоздание и самозакрытие предприятий способствует повышению структурной динамичности производства. Процесс этот не всегда бесконфликтен, так как может порождать социальную напряжённость. Уровень социальной защищённости трудовых коллективов предприятий, функционирующих в условиях рыночной свободы, уступает таковой в условиях плановой экономики. С другой стороны, рыночный подход очищает экономику от неэффективных, малорентабельных предприятий.

Рынок базируется на принципе договорных отношений. В экономике административно-директивного типа отношения между секторами, отраслями, регионами, предприятиями устанавливаются и регулируются в основном государственными планами. Контакты заинтересованных сторон ориентированы здесь «по вертикали». План трактуется как директива сверху, обязательное к выполнению задание для низовых звеньев. Экономика функционирует на основе управляющих воздействий. Навязанность экономических отношений извне содержит элементы диктата.

Преимущества договоров между экономическими субъектами как инструмента управления хозяйственными связями состоят в том, что повышается экономическая самостоятельность предприятий. Хозяйственные отношения становятся добровольными и строятся «по горизонтали». Принцип договорённости универсален. Он действует во взаимных поставках, в закупках, купле-продаже, дарении, в обязательствах сторон. Договоры (контракты) распространяются на трудовые отношения между работодателями и занятыми по найму.

Рынок опирается на свободу ценообразования, которой нет при системе директивного государственного планирования. Централизованное декретирование цен в СССР, как показал опыт, был одним из главных недостатков плановой экономики. Цены, назначаемые чиновниками в центре, не опирались на знание воспроизводственных процессов, изменяющихся реальных условий хозяйствования. Они часто задавали неверные ориентиры хозяйственному развитию. В массовом порядке цены пересматривались редко, а когда пересматривались, то на условиях гарантированной безубыточности для функционирования всех отраслей и производств. Тем самым плохо работавшие отрасли и предприятия через механизм ценообразования амнистировались. Подрывалась материальная ответственность за результаты производственной деятельности.

Совершенно недопустимым было соотношение цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства. Доступность сельхозпродукции создавалась искусственно, через принудительное назначение низких цен. В результате аграрный сектор экономики не имел достаточных накоплений для целей саморазвития.

При рыночном ценообразовании положение изменяется принципиально. Цена формируется в ходе уторговывания, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Цена динамична, следуя за рыночной конъюнктурой и влияя на неё.

Вместе с тем не следует думать, что плановые и рыночные цены не имеют ничего общего. Во-первых, плановые государственные цены и тарифы в некоторых случаях сохраняют свои позиции. Например, на железнодорожном транспорте до сих пор преобладают тарифы, установленные не по условиям рынка, а централизованно. Во-вторых, сами рыночные цены включают в себя надбавки в виде косвенных налогов, а ставки последних устанавливает государство.

Рыночная экономика выводит на первый план принцип самофинансирования. Каждая коммерческая структура покрывает свои текущие и единовременные затраты за счёт и в пределах собственных средств и кредитных ресурсов. Рынок не терпит иждивенчества.

При плановой экономике в СССР чистый доход предприятий почти полностью поступал в бюджет. В результате предприятия не имели средств на цели саморазвития. Положение начало изменяться только с середины 60-х годов ХХ в., но не кардинально.

В рыночной экономике принцип самофинансирования не абсолютен, но в целом соблюдается жёстко и последовательно, порождая острое чувство экономической ответственности.

Рынок ведёт к децентрализации управления и самостоятельности, что вытекает из сказанного выше. Права государственного аппарата ограничены и не сводятся к системе команд. Всякий государственный план носит характер общего ориентира, рекомендации, подсказывая предприятиям, какой образ действий желателен. Государство определяет основные пропорции социально-экономического развития, которые предприятия принимают к сведению, самостоятельно разрабатывая собственный бизнес-план. Полезны для предприятий и всякого рода государственные прогнозы.

Государство сохраняет за собой разработку правил экономического поведения субъектов хозяйствования. Хозяйственная самостоятельность первичных звеньев существует в соответствующих пределах.

О принципе экономической ответственности следует сказать дополнительно. Рыночная экономика опирается на надёжные способы возбуждения ответственности, используя принцип возмещения ущерба лицами и организациями, которые его причинили. Компенсация ущерба должна обеспечиваться правовыми гарантиями. При этом во главу угла ставится соблюдение договорных условий, нарушение которых карается реальными штрафами и санкциями.

В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом или денежными активами. Вследствие этого ответственность обладает явно ощутимыми формами.

Ответственность действенна также в силу реальности и конкретности форм и отношений собственности. При государственной обезличенной собственности падает уровень ответственности за неё. Наличие явно обозначенного собственника меняет дело. Ничто не возбуждает ответственность так, как боязнь потерять её (собственнсоть).

Будучи неэтичным регулятором хозяйственной жизни, рынок, что известно в экономической теории и подтвердилось опытом России последних лет, нуждается в государственном регулировании и механизме социальной защиты.

Государственное регулирование носит характер упорядочивающего воздействия и проявляется в государственном своде правил и ограничений рыночной деятельности, в поддержке и обновлении, контроле за соблюдением.

Государственное воздействие на рынок проявляется также через фискальную и денежно-кредитную политику. Часть валового дохода и прибыли предприятий поступает в форме налогов в бюджет и используется в идеале в интересах всего общества.

Сам по себе рынок формирует факторные доходы на основе предельной производительности каждого фактора и не даёт никаких гарантий социальной защиты малоимущих граждан. Средства социальной защиты задействует государство. Прежде всего это ограничители, не позволяющие установить заработную плату и другие доходы граждан ниже уровня, предписанного государством. Налоги не взимаются с бедных, а для налогоплательщиков ограничиваются сверху максимально допустимой ставкой налогообложения. Применяется ряд социальных компенсаций в виде льгот, субсидий, рассрочек платежа, благотворительной деятельности.

Учитывая особую роль генетического фонда здоровья народа и образования, а также большой эффект «перелива», свойственного здравоохранению и образованию, государство отвергает здесь чисто коммерческий подход, сохраняет бюджетное финансирование и бесплатность услуг для значительной части населения. Напротив, за отрицательные эффекты «перелива», например, за вредные выбросы в водную и воздушную среду, государство штрафует хозяйствующих субъектов.

Устранение государством неэтичности рынка имеет самое большое значение и от соответствующей деятельности государству не следует отказываться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.84.219 (0.032 с.)