Понятие атрибутов рынка. Законы спроса и предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие атрибутов рынка. Законы спроса и предложения



 

Обратимся теперь вплотную к тем параметрам рынка, без которых он не может существовать. Они называются рыночными атрибутами. Это цена. Спрос и предложение. Будем называть рыночной ценой ту денежную сумму, которую готов заплатить за единицу товара (услуги) покупатель и которую готов признать как достаточную продавец. Если это не так, возникнут трудности с реализацией продукции. Если цена продавца слишком велика с точки зрения покупателя, товар будет не ликвиден (не достаточно продаваем). В другой ситуации, когда цена в силу каких-то причин откровенно выгодна покупателям, продукция будет дефицитной, так на неё будет предъявляться слишком большой спрос.

Спросом назовём платёжеспособную потребность в товаре (услуге). Если покупатель приценивается к товару из любознательности и вовсе не намерен его приобретать, спрос отсутствует.

Предложением товара назовём общую его (товара) массу, поступающую на рынок в целях продажи.

Спрос и предложение определяются многими факторами (детерминантами) и прежде всего уровнем цен. При прочих равных условиях как предложение, так и спрос зависят от сложившегося значения цены. Наш собственный опыт и многочисленные наблюдения показывают, что соответствующая тесная зависимость существует.

Зависимость между ценой и спросом является обратной или отрицательной. Как правило, потребители при высоких ценах покупают меньше, чем при низких. Эта зависимость называется законом спроса. На графике кривая спроса (DD) является нисходящей (см. рис. 6.1.).

В декартовой системе координат значение цены (Р) отложено по вертикальной оси, а физический объём продаж (Q) – по горизонтальной оси. Кривая спроса (DD) – гипербола с отрицательным наклоном. Гипербола не пересекает осей координат. Это следует понимать так: продавец никогда не согласится просто дарить свой товар покупателю. Цена всегда больше нуля. С другой стороны, он согласен, чтобы цена уходила в бесконечность, но и спрос при этом бесконечно мал. Множеству точек на кривой DD соответствуют строго определённые значения цены и физического объёма продаж.

Зависимость между ценой и спросом результирующая. В действительности спрос зависит не только от цены, но и от других факторов (детерминант): доходов покупателей, соответствия товара моде, наличия товаров-заменителей и др. Декартова система координат оказывается «тесной» для анализа интересующей нас зависимости. Поэтому строят множество кривых спроса параллельным переносом исходной кривой. При одном и

 

том же значении цены величина спроса может расти (например, при повышении доходов) или снижаться (при падении реальных доходов). Перенос исходной кривой спроса характеризует влияние на спрос различных неценовых факторов (см. рис. 6.2.).

 

 

В России в 90-е годы происходило снижение реальных доходов граждан, что угнетающе влияло на платёжеспособный спрос.

Закон предложения гласит, что товаропроизводители сочтут (при прочих равных условиях) выгодным направить большее количество ресурсов на выпуск данного товара при относительно более высоком уровне цены на него, чем при относительно низком. На графике эта прямая зависимость изображается как восходящая кривая предложения (SS на рис. 6.3.).

Как и на спрос, на предложение товара влияют не только цены. В России предложение многих товаров по стабильным ценам недоступно в связи с удорожанием сырья и энергоносителей. Влияние всей совокупности факторов на товарное предложение пытаются уловить с помощью совокупности кривых SS параллельным переносом исходной кривой. Предлагаем читателю самостоятельно потренироваться с графической интерпретацией влияния неценовых факторов на предложение товара (услуги).

Решения участников рынка оказываются скоординированными благодаря специфическим индикаторам, прежде всего ценам. Рынок и его ценовые сигналы действуют как канал обратной связи с производством. С одной стороны, цены определяют

 

уровень расходов потребителей, воздействуют на их выбор. Доходы покупателей ограничены и удовлетворить все свои потребности они не в состоянии. С другой стороны, от уровня цен и связанного с ним объёма продаж зависит выручка товаропроизводителей. Это обстоятельство влияет на решения товаропроизводителей со стороны выгод.

Рассмотрим конкретный пример. Что произойдет, если повысятся транспортные тарифы на перевозку пассажиров? По незримым рыночным каналам пойдет информация о целесообразности для граждан ограничить спрос на услуги транспорта. Спрос временно окажется ниже предложения транспортных услуг. Предприятия транспорта будут вынуждены откорректировать объем предложения своих услуг, чтобы вернуть систему к равновесному состоянию. Изменятся издержки покупателей транспортных услуг и синхронно с ними доходы транспортных предприятий.

Ниже мы увидим, что координация принимаемых решений на рынке обеспечивается равновесной ценой и равновесным количеством соответствующего блага.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.006 с.)