Фактор времени и ценовая эластичность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фактор времени и ценовая эластичность.



 

Влияние фактора времени на реактивность спроса (предложения) по ценам наблюдаемо. Чем больший временной интервал привлекается в ходе экономического анализа, тем эластичнее спрос. Еще сравнительно недавно многоразовое повышение цен в краткосрочном периоде «сходило с рук» продавцам. Сегодня же их ценовая политика становится более осторожной, выверенной.

После повышения цен на товары нашей потребительской корзины мы ищем компромиссные варианты замены. Не сразу, но находим их. Если мы «сладкоежки», а цены на кондитерские изделия растут, постепенно адаптируемся к новой ситуации: сокращаем потребление, отказываемся от откровенно дорогих конфет в пользу относительно дешевых, в пользу кускового сахара и т.п.

За рубежом имеются интересные материалы об эластичности спроса в системе пригородного железнодорожного сообщения. В Филадельфии (США) выяснилось, что долгосрочная эластичность спроса на железнодорожные билеты почти в три раза превышает его краткосрочную эластичность (см. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.:Республика, 1992. Т.» С.19).

Видимые объяснения: покупка автомобиля или изменения местонахождения дома и работы.

В ходе анализа были получены интересные результаты. Краткосрочная эластичность спроса пассажиров на билеты в пригородном сообщении установилась на уровне 0,68. Долгосрочная эластичность спроса, определенная за четыре года, оказалась на уровне 1,84. Повышение тарифов выгодно только в краткосрочном периоде, но откровенно невыгодно в периоде долгосрочном.

Пора этот вывод принять к сведению и нашим, российским компаниям, в том числе транспортным. Между тем варианты какого-либо снижения цен, хотя бы умеренного, даже не рассматриваются всерьез.

Заметим, что эластичность спроса на товар может быть разной для варианта повышения цены и варианта ее снижения. Допустим, эластичность спроса при повышении цены составляет 1,5. Это означает, что удорожание товара на один процент приведет к снижению спроса на 1,5%. Повышать цены продавцу не выгодно.

Реакции покупателя на снижение цены продавец в этом случае просто не знает. Но умозрительно можно предположить, что реакция покупателя на снижение цены будет реакцией благодарности. Предположим, что при снижении цены эластичность спроса составит Ед= 2. Продавцу следует поспешить снизить цену.

Большой интерес представляет также анализ эластичности предложения за кратчайший, краткосрочный и долговременный период. В кратчайшем периоде предложение может быть совершенно неэластичным. Так, продавец свежей рыбы в этом периоде имеет фиксированный запас скоропортящегося товара и должен реализовать его при любых капризах спроса.

Покажем возможную ситуацию на графике (см. рис. 9.13).

При увеличении спроса товаропроизводителю элементарно не хватает времени для того, чтобы наладить дополнительное производство. Реакцией на благоприятную рыночную конъюнктуру будет только повышение цен. Естественно, при падении спроса придется снижать цены, даже если они не покрывают издержек.

Короткий период не позволит продуценту увеличить производственные мощности, чтобы удовлетворить растущий спрос. Но вполне доступно увеличение объема поставок товара на рынок за счет интенсивного использования наличных мощностей.

 

 
 

 


Рис.9.13. Кратчайший рыночный период. Последствия неэластичного предложения.

 

Данная ситуация имеет прямое отношение к многим российским фирмам, в том числе транспортным. В 90е годы двадцатого века в связи с кризисом заказы на перевозки грузов резко снизились. Это повлекло за собой недоиспользование части подвижного состава. Экономическое оживление и подъем возвращают возможность задействовать простаивающий подвижной состав. В таких условиях железные дороги проявят интерес к дополнительным заказам на перевозки грузов по растущим тарифам. Предложение транспортных услуг будет эластичным (см. рис. 9.14).

 
 

 


Рис.9.14. Краткосрочный период. Последствия эластичного предложения.

 

В меру повышения спроса растет и предложение товара (услуги). Условием роста товарного предложения является некоторое удорожание товара (услуги).

В долгосрочном периоде при благоприятной рыночной конъюнктуре товаропроизводители пойдут на расширение производственных мощностей. Вероятно в отрасли появятся и новые фирмы, привлеченные благоприятными условиями предпринимательской деятельности. Предложение станет еще более эластичным.

 

 

 


Рис.9.15. Долгосрочный период. Последствия высокой эластичности предложения

 

Рост товарного предложения обеспечивается в основном за счет дополнительно созданных производственных мощностей. Будет наблюдаться и некоторый рост цен, хотя и весьма умеренный. Дело в том, что для дополнительного производства потребуются и дополнительные его факторы: сырье, топливо и т.п. Повышение спроса на первичные факторы производства вызовет тенденцию к удорожанию этих факторов. Повышение цен на готовую продукцию в такой ситуации – естественная реакция на растущие издержки.

Если издержки производства удастся удержать на сложившемся уровне, товарное предложение будет совершенно эластичным. (см. пунктирную линию Qs1). Тогда расширение производства и продаж не повлечет за собой роста цен. Равновесный объем продаж увеличится с Q1 до Q (см. рис.9.15).

Совершенно эластичное предложение в России – пока область научной абстракции. Продуцентов необходимо заинтересовать в расширении поставок на рынок товаров (услуг), компенсировать им через механизм ценообразования дополнительные издержки. Но у нас имеются все основания остановить неоправданно большой рост цен. Для этого следует задействовать рычаги косвенного государственного влияния на цены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.007 с.)