Тема 12. Доходы в рыночной экономике. Экономические теории прибыли, заработной платы и земельной ренты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Доходы в рыночной экономике. Экономические теории прибыли, заработной платы и земельной ренты.



 

Предыстория вопроса.

 

Доходы в условиях господства товарно-денежных отношений и рынка выступают как суммы денег или иных ценностей, полученных за конкретный период времени в результате какой-либо деятельности. Они выступают в форме заработной платы, прибыли, ренты, процента, пособий по безработице и т. д.

Формирование доходов зависит не только от достигнутой эффективности производства, но и от господствующей в стране системы распределительных отношений. Проблема доходов имела всегда первостепенное значение. Как поётся в песне, «в мире зной и снегопад, мир и беден и богат». Таким мир был всегда. Экономически обоснованное и социально справедливое функциональное распределение дохода занимало умы экономистов с незапамятных времён. Вопрос о том, чем определяется доля общественного продукта, достающаяся наёмным рабочим (заработная плата), земельным собственникам (земельная рента) и собственникам капитала (процент), носил и продолжает носить не только научный, но и политический характер. Наличие прибыли как финансового результата деятельности фирм требовало объяснения и научного толкования. Так появилась теория прибыли как вознаграждения за предпринимательскую способность и альтернативные теории прибыли.

Проблема распределения со времён физиократов была неразрывно связана с проблемой источника ценности (стоимости) и понятием эксплуатации. Физиократы и марксисты ввели понятие трудовых (заслуженных) доходов. Физиократы доходили до крайности, называя все классы бесплодными, кроме аграрников. Марксисты объявили источником ценности (стоимости) один фактор производства – труд. Доходы других факторов, образовавшиеся в результате перераспределения ценности, сводились к эксплуататорским.

Самостоятельное значение имеет теория трёх факторов производства. В рамках этой теории места эксплуатации не находилось. Доход каждого из факторов производства трактовался в классической экономической теории по-своему. Теория заработной платы основывалась на концепции фиксированной величины оплаты труда на уровне прожиточного минимума; рента трактовалась как дифференциальная надбавка, обязанная своим происхождением закону убывающего плодородия почвы. Особая теория процента базировалась на концепции воздержания.

Крупный вклад в понимание экономистами теории факторных доходов внесли представители маржинализма и теории предельной производительности. Если у представителей классической политической экономии цена блага складывалась (через издержки) из доходов факторов производства, то у маржиналистов, напротив, ценность потребительских благ переносится на ценность самих факторов производства, а значит, определяет доходы их собственников. При этом выполняется условие безостаточного разложения ценности продукта на вклады отдельных факторов производства.

Выше мы видели, что заработная плата у маржиналистов лимитирована предельным продуктом труда. Аналогично рыночная стоимость капитальных товаров определяется предельным продуктом капитала.

Импульс дальнейшему развитию маржинализма придала теория предельной производительности, получившая законченное выражение у американского экономиста Дж. Б. Кларка (1847 – 1938) в книге «Распределение богатства». В начале своей длительной научной деятельности Кларк выступал за вмешательство государства в экономику в целях обеспечения справедливого распределения богатства, замены конкуренции и конфликта сотрудничеством. Позднее учёный принципиально пересмотрел свою политическую философию. Он стал исповедовать маржиналистский подход, доказывал оптимальность рыночной экономической системы, якобы не нуждающейся во внешнем воздействии. Кларк пытался доказать не только эффективность, но и справедливость рыночной капиталистической экономики.

Концепция разработанной Дж. Кларком теории предельной производительности позволила положить в основу теории ценности и теории распределения единый маржиналистский подход. Кроме того, ему удалось дать единообразное объяснение доходов всех факторов производства.

В распределении доходов активное участие принимает государство. Для этих целей оно создаёт бюджет – специальный централизованный денежный фонд и одновременно финансовый план перераспределения факторных доходов. Бюджет государства формируется в основном за счёт налогов. Поэтому не случайно интерес к налогам велик со времён А. Смита и Д. Рикардо и до наших дней.

Не редко высказывается суждение, что активный перераспределительный бюджетный процесс насаждает потребительское отношение к жизни, и иждивенчество. С таким подходом автор пособия решительно не согласен. Государство не только равноправный, но и самый крупный рыночный агент. Оно формирует заказы всем отраслям материального производства на поставку продукции (услуг) для общественно значимых целей. Выполнение обязательств по контрактам оплачивается обычно по ценам, содержащим накопления в пользу исполнителя государственного заказа. Тем самым государство не только не разрушает рынок, но и способствует его развитию и снижению риска предпринимательской деятельности.

Многие общественно значимые виды деятельности функционируют не на основе эквивалентного обмена и не на основе закона стоимости. Таковы образование, здравоохранение, военная экономика и др. Многовековой опыт показал преимущества бесплатного наделения граждан страны рядом услуг. Конечно, бесплатность образовательных и других услуг видимая. За все услуги кто-то платит. Услуги социальной (бюджетной) сферы оплачивает государство за счёт поступающих налогов и других источников. Налоги так или иначе входят в цены (тарифы) товаров (услуг), реализуемых на различных рынках. Если бы мы оплачивали услуги социальной сферы в полном объёме, цены товаров, представляющих материальное производство, были бы ниже.

Государство с помощью средств фискальной (налоговой и бюджетной) политики не только перераспределяет часть созданного национального продукта, но и регулирует меру труда и меру потребления в социальной сфере. Значительная часть факторных доходов, таким образом, устанавливается государством, исходя из общественной значимости некоммерческой деятельности. Об иждивенчестве здесь не приходится говорить. Не существует более справедливого и обоснованного порядка формирования части факторных доходов.

Роль государства велика не только при образовании доходров от трудовой деятельности, но и при аккумулированиии ренты – специфического и значимого дохода, распределяемого в интересах всего общества. Заметим, что факторные доходы вообще понятие относительное. Так, для наёмного работника как собственника рабочей силы заработная плата – это доход, для предприятия, где трудится наёмный работник, та же заработная плата – это часть производственных издержек. Для собственника земли (государствая, кооператива, физического лица) земельная рента – это доход; для арендатора, использующего землю как объект хозяйства, это часть его издержек. Относительность понятия факторных доходов заключена в реальном противоречии: то, что для собственников факторов производства является доходом, для покупателей этих факторов производства является частью затрат. Когда механизм рыночного устранения противоречия даёт сбои или когда он не достаточен, на помощь приходит государство.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.005 с.)