Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая природа прибыли.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике, до сих пор продолжаются споры о её сущности и источниках. Прибыль (англ. рrofit) – экономическая категория, выражающая конечные результаты хозяйственной деятельности отдельного предприятия, отрасли, народного хозяйства в целом; одна из основных форм стоимости прибавочного продукта; одна из форм чистого дохода. Как, благодаря чему образуется прибыль? Вопрос вовсе не праздный. Допустим, что некая фирма приобрела на рынках простые факторы производства, причём ей предстоит оплатить последовательно: товар рабочую силу в размере 10 млн. руб., капитальные товары в размере арендной платы за них, а именно 8 млн. руб. и за аренду земли – 6 млн. руб. Общие издержки фирмы составили 24 млн. руб. Одновременно полученная сумма равна факторным доходам контрагентов фирмы. Пусть речь идёт об аграрной фирме, пытающейся извлечь прибыль от производства и продажи зерна. Чтобы получить прибыль, т. е. излишек рыночной стоимости зерна над стоимостью простых факторов производства, фирма должна продать зерна на сумму больше 24 млн. руб. Но продавцы простых факторов производства обладают суммарным доходом именно в размере 24 млн. руб. Как же реализовать зерно с прибылью? Некоторые из наших юных читателей вероятно поспешат ответить, что зерно будет продаваться не только поставщикам факторов производства, а всем рыночным агентам, предъявляющим спрос. Верно. Но решительно все продавцы и покупатели заключают сделки купли-продажи на условиях эквивалентного обмена. Поэтому здравый смысл с неизбежностью возвращает нас к вопросу: как оказывается возможным извлечение прибыли? Крупнейший вклад в теорию прибыли внёс К. Маркс. Он определял прибыль как превращённую, модифицированную, затемняющую свою сущность форму прибавочной стоимости. Рабочий день распадается на необходимое и прибавочное рабочее время. За необходимое время производится эквивалент товара рабочая сила. Стоимость рабочей силы, а на практике заработная плата, зависит от рыночной стоимости товаров, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Истинная продолжительность рабочего дня выходит далеко за рамки необходимого времени. Разность между продолжительностью рабочего дня, например 8 час., и необходимым временем, например 5 час., образует прибавочное время. Продукция, произведённая в рамках прибавочного времени, ничего не стоит работодателю (капиталисту). Прибавочное время – источник неоплаченной стоимости или, по Марксу, источник прибавочной стоимости. Её создателем К. Маркс считал неоплаченный живой труд. С этим выводом трудно согласиться. Работодатель в рамках прибавочного времени бесплатно эксплуатирует все факторы производства, а не только рабочую силу. Всякий излишек стоимости продукта над стоимостью использованных факторов производства обязан своим происхождением неоплаченному в границах прибавочного времени комбинированному использованию труда, земли, капитала, предпринимательской способности. Итак, прибавочная стоимость существует в том смысле, что полный рабочий день не опускается до границы необходимого рабочего времени. Произведённую продукцию приобретают не только работники, занятые по найму, но и работодатели, продавцы и покупатели капитальных товаров, землевладельцы, государство, присваивающее часть прибавочного продукта. Товары потребительского назначения приобретают решительно все участники хозяйственной жизни, что способствует максимальному росту ёмкости рынка. Обмен товарными эквивалентами оказывается возможным по ценам, содержащим накопления (прибыль). К. Маркса вероятно меньше бы критиковали, если бы попытались синтезировать его теорию цены с теорией А. Маршалла. Продавец всякого товара, по Маршаллу, стремится установить продажную цену выше его субъективного представления о ценности реализуемого блага. Если продавец книги согласился бы реализовать её за 150 руб., а рыночная цена составляет 200 руб., то продавец, разумеется, удовлетворён рыночной ценой. При этом соотношении он извлекает излишек в 50 руб. Продавцы рабочей силы и других факторов производства не составляют исключения. Если рабочему за труд предлагают 15 тыс. руб в месяц, а он согласился бы и на заработную плату в 12 тыс. руб, то излишек составляет 3 тыс. руб. По мере демократизации общественной жизни прибавочное время не исчезает, а начинает использоваться всё более в интересах продавцов факторов производства. В цены факторов производства, в том числе в рыночную стоимость рабочей силы, включается излишек типа прибыли в пользу занятого по найму. Предлагая готовую продукцию по ценам, превышающим суммарную рыночную стоимость факторов производства, продавец в основном имеет дело с покупателями, способными оплатить товар. Продавцы капитальных товаров, например машин и оборудования, в цену своего фактора обязательно включают накопления в свою пользу, т. е. прибыль. В итоге прибыль в цене готовой продукции содержит не только накопления продуцента этой продукции, но и накопления продавцов факторов производства. Эквивалентность обмена не разрушается, но становится возможной с включением в цены прибыли. Вернёмся к примеру с производством зерна. Зерновое хозяйство пытается реализовать зерно на сумму 40 млн. руб., заплатив продавцам производственных факторов только 30 млн. руб. Сделки на этих условиях оказываются возможными по следующим причинам: - поставка производственных факторов предшествует поставке готовой продукции; временной лаг может достигать (а в сельском хозяйстве и достигает) значительных размеров; - получая прибыль от реализации средств производства, продавцы последних расширяют масштабы своей деятельности и формируют накопления (сбережения); - в результате поставленной готовой продукции, в примере на сумму 40 млн. руб., противостоят не только текущие факторные доходы в 30 млн. руб., но и часть накопленных доходов. Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т. е. труда, земли и капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наёмного труда, выделяют следующие определения прибыли. Во-первых, прибыль – это плата за услуги предпринимательской деятельности. Во-вторых, прибыль – это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В-третьих, прибыль – это плата за риск, за неопределённость результатов предпринимательской деятельности. В-четвёртых, это так называемая монопольная прибыль. Она рассмотрена ранее.
Процент. Цена капитала.
К основным видам факторных доходов относится процент. В современной экономической литературе это понятие имеет двоякое значение: в широком смысле процент – это доход, который приносит всякий капитал, отданный взаём и воплощённый в денежных, материальных или нематериальных активах; в узком смысле процент – это доход, который приносит заёмный капитал, выраженный только в денежной форме. Предположим, что читатель становится вкладчиком (инвестором) сберегательного банка России. Он открывает счёт на сумму 100 тыс. руб. (чего и желаем; не помешает!). Банк – заёмщик по отношению к нашему читателю обещает заплатить 8% годовых. Это означает, что через год банк вернёт вкладчику 108 тыс. руб. За готовность наделить его деньгами банк готов заплатить 8 тыс. руб. Читатель –инвестор (вкладчик) обменивает сегодняшние деньги на будущие, чем-то жертвуя. Компенсацией за жертву станут названные 8 тыс. руб. А ради чего на эту сделку пошёл банк? Очевидно, привлечённые деньги банкир не намерен держать мёртвым грузом. Он вложит их в дело, например, в государственные ценные бумаги с доходностью 15% годовых. По истечении года банкир получит по ценным бумагам 15 тыс. руб. чистого дохода, а вкладчику отдаёт только 8 тыс. руб. Валовая прибыль (маржа) банка по операциям составит 7 тыс. руб. (15 – 8). Кто же выиграл в результате капитализации 100 тыс. руб.: читатель или банкир? Ответ: выиграли оба, каждый участник сделки с деньгами имеет свои резоны, имеет выигрыши, перекрывающие временные жертвы. При других обстоятельствах сделка и не состоялась бы. Процент всегда рассматривается как порождение капитала и одновременно как цена капитала, отданного взаймы, в аренду и т. п. Кредитные отношения повсеместно прошли сложный путь развития, полный драматизма и человеческих страстей. Вплоть до XVI в. во всех странах мира процент как форма дохода нравственно осуждался и вызывал моральное неприятие. С другой стороны, ростовщический, а затем ссудный капитал демонстрировали свою эффективность для всех заинтересованных сторон. В результате, преодолевая экономические и нравственные преграды, процент как особая форма факторного дохода неуклонно, медленно, но верно утверждал себя. Ныне его научная состоятельность и практическая значимость не подлежит сомнению. Существует несколько точек зрения по поводу экономической природы процента. Марксистскому представлению соответствует трактовка процента как части стоимости прибавочного продукта, созданного неоплаченным живым трудом. Вторую точку зрения выдвинул П. Самуэльсон (р. 1915). Он полагает, что процент – это результат чистой производительности капитала, производительности, которой не было бы при использовании только труда и земли как факторов производства. Третью точку зрения выдвинул Морис Аллэ (р. 1911), который полагает, что процент – это форма вознаграждения инвестора в будущем за сокращение потребления в настоящем. Каждый подход к природе процента отражает момент истины, а в совокупности они характеризуют метод комплексного подхода к решению вопроса об экономической природе процента. Как и всякое экономическое явление, процент имеет не только качественную, но и количественную определённость. Процент рассматривается как абсолютная величина, т. е. денежная сумма дохода от заёмного капитала, и как относительная величина, которую принято называть нормой процента. Причём выполняется тождество:
Абсолютная величина процента Норма процента = ------------------------------------------------------* 100. Абсолютная величина ссудного капитала
Уровень и динамика нормы процента зависят от многих факторов: объёма спроса на ссудный капитал в стране и его наличного предложения, циклических колебаний производства, масштабов инфляционных процессов, экономической политики государства, международных факторов. В России фактором номер один по праву следует назвать инфляцию. За первое полугодие 2004 г. инфляция составила ≈ 6,1%. Если темп инфляции сохранится, в годовом исчислении она составит более 12%. Сберегательный банк платит по вкладам не более 8% годовых. По существу это банк, находящийся под патронажем государства и поэтому претендующий на роль образцового. Ясно, ято реальная ставка процента (r) для инвестора должна быть получена корректировкой номинальной ставки (i) на темп инфляции (π):
r = i – π. В данном случае r = 8 – 12 = -4%. Вкладчики сберегательного банка, вернеыего помощники, получают отрицательное вознаграждение за хранение денег! Элементарной справедливости здесь не усмотреть. Реальная доходность депозитных операций (операций по вкладам) должна быть срочно повышена. Коммерческие банки, выдавая деньги в ссуду, стремятся застраховать себя от потерь инфляционного типа, устанавливая высокую ставку процента, перекрывающую ожидаемую инфляцию. Особенно высока в России ставка процента по долгосрочным ссудам. Таким образом, в одностороннем порядке учитываются финансовые интересы банков как ведущих ссудо-сберегательных компаний. Последствия «однобокой» финансовой политики тяжёлые. Россияне неохотно капитализируют свои сбережения. Страна недополучает инвестиции, в которых остро нуждается. Нашим банкирам не помешало бы почаще вдумываться в выражение В. Шекспира: «Зарытый клад ржавеет и гниёт, лишь в обороте золото растёт». При заимствовании средств фирма учитывает многие обстоятельства. Прежде всего это ожидаемая рентабельность инвестиций. Допустим, привлечение заёмных средств компанией на осуществление реконструкции производства обещает рентабельность порядка 20% на весь авансированный капитал, а кредитор (банк) предлагает ссуду также из расчёта 20% годовых. Ясно, что брать ссуду не выгодно. После внесения платежей по ссуде предпринимательский доход стремится к нулю. Более взвешенное решение обеспечивает учёт эффекта финансового рычага. Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, которое получено благодаря использованию кредита. Поясним важное понятие на условном примере.
Задача 12.2.
Два предприятия имеют одинаковую рентабельность инвестиций на уровне 25%, т. е. получают 25 коп. прибыли в год в расчёте на рубль авансированных средств. Но у первого предприятия все средства собственные и составляют 50 млн. руб., а у второго половина средств из 50 млн. руб. представлена заёмными ресурсами. Предположим, далее, что второе предприятие выплачивает заимодателю (кредитору) процент из расчёта 15% годовых. Как велик эффект финансового рычага? Решение.
Рентабельность собственных средств у первого предприятия известна: Rb1 = 25%. У второго предприятия дело обстоит иначе. Получив 12,5 млн. руб. прибыли (50 * 0,25), предприятие часть заплатит кредитору, а именно: 50 / 2 *0,15 = 3,75 млн. руб. Остаток прибыли (предпринимательский доход) составит: 12,5 – 3,75 = 10,75 млн. руб. Рентабельность собственного капитала: Rb2 = 10,75 / 25 * 100 = 43%. Разность: Rb2 – Rb1 = 43 – 25 = 18 и есть эффект финансового рычага. Эффект финансового рычага возникает в тех случаях, когда норма прибыли на весь капитал выше, чем норма процента за кредит, вследствие чего рентабельность собственных средств фирмы оказывается выше общей рентабельности всего авансированного капитала.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.012 с.) |