Сущность и значение фискальной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и значение фискальной политики



 

В системе мер по государственному регулированию экономики и обеспечения финансирования общественных программ развития исключительное значение принадлежит средствам фискальной политики. С момента появления первых письменных свидетельств о налогах до настоящего времени фискальная политика характеризуется как область острых разногласий между органами власти, облагающими своих подданных налогами, и плательщиков налогов.

Конечно, это не случайно. Отношения по поводу сбора налогов и формированию бюджета образуют ту часть финансовых отношений, для которой не обязательна эквивалентность обмена. Когда мы приобретаем товар в магазине или продаём продукт собственного труда, то мы обмениваемся с контрагентом эквивалентами. Заработная плата как вознаграждение за труд может рассматриваться и рассматривается как эквивалент затрат труда – важного первичного фактора производства. Налоги – обязательные платежи, взимаемые в государственный (местный) бюджет с физических и юридических лиц – есть платежи безвозмездные. Плательщиками налогов могут быть одни граждане, а получателями трансфертов (социальных пособий) – совсем другие. Мобилизуя в бюджете налоги и другие доходы, государство сознательно перераспределяет их в целях социальной защиты малоимущих граждан.

В 2003 г. налоговые доходы в России составили 92,5% всех доходов федерального бюджета. Государству не прожить без налогов. В своё время П. Прудон метко заметил, что «в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве».

Фундаментальные принципы налогообложения были сформулированы ещё А. Смитом в его гениальном «Исследовании о природе и причинах богатства народов». Он выделял следующие основные принципы налогообложения:

- всеобщность;

- определённость;

- простота и удобство;

- минимальные издержки сбора налогов.

Эти принципы не потеряли своего значения и в современных условиях. К принципам А. Смита, опираясь на мировой и российский опыт, следует присоединить и другие требования к налоговой системе: однократность, стабильность, обязательность, справедливость налогообложения.

Налоги обязательны и противоречивы. Когда они слишком велики, подрываются стимулы к производительному труду. Когда налоги малы, государство не в состоянии финансировать программы социально-экономического развития, которые больше финансировать некому. По этому поводу замечательно сказал А. Ришелье в «Политическом завещании»: «Необходимо, чтобы деньги, извлекаемые государством от своих подданных, находились в соответствии с их возможностями и не только не разоряли, но и не наносили имуществу значительного ущерба. Но если не следует отягощать излишне, то не следует также и требовать меньше, чем это необходимо для государства».

Налоговая система выполняет три основные функции: фискальную, распределительную и стимулирующую. С помощью первой из них государство обеспечивает поступление потока доходов в бюджеты различных уровней и контроль за поступлением. С помощью второй – решает задачу наделения доходами всех уровней хозяйствования и относительного выравнивания доходов, исходя из жизненных стандартов. Огромное значение имеет стимулирование налогами научно-технического прогресса, повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции.

Российская налоговая система пока слабо выполняет все перечисленные функции. «Теневая экономика», по некоторым данным, производит почти половину ВВП и уходит от налогообложения. Доходы чрезмерно централизуются в федеральном бюджете, а субъекты федерации и местные органы управления испытывают острый дефицит средств. Достаточного стимулирующего заряда наша налоговая система не несёт. Она оказалась неспособна остановить инфляцию, заинтересовать бизнес в масштабных инвестициях, в быстром восстановлении и расширении производства.

Большое внимание уделяется сближению налоговой системы России с зарубежными. Это стремление представляется нам поспешным и слабо обоснованным. Налоговая система страны, как и хозяйственный механизм в целом, должна строиться с учётом собственного исторического и экономического опыта задач дальнейшего социально-экономического развития в конкретных условиях. Особенности решаемых обществом задач следует учитывать в полной мере.

Россия не имеет столь богатого опыта рыночных отношений, как страны Западной Европы и США. Конкурентная среда в нашей экономике совсем недавно просто отсутствовала. Поэтому средствами фискальной политики надлежит бороться с проявлениями монополизма и всякими попытками ценового диктата, ущемления интересов потребителей.

Вместе с тем понятно стремление российского руководства сблизить отечественную налоговую систему с зарубежными в той части, в которой это будет способствовать экономики России интегрироваться в мировую экономику. Немаловажное значение имеет и создание благоприятного инвестиционного климата в нашей стране средствами фискальной политики. Инофирмы будут охотно вкладывать средства в Российскую экономику только в том случае, если налоговый режим будет подобен привычному для них (инофирм) или окажется более льготным. Большое значение имеет и стабильность налогов во времени, стабильность при всех политических изменениях.

Наряду со страхованием зарубежных инвестиций средства фискальной политики способны стимулировать приток капитала в Россию. Особо следует позаботиться о льготном налогообложении инвестиций в государственные и корпоративные ценные бумаги, инвестиций, привычных для западных предпринимателей.

Постепенно в России создаётся благоприятный инвестиционный климат, в частности в результате уменьшения ставки налога на прибыль с 35 до 24%, прогнозируемого устранения ограничений на включение в себестоимость некоторых видов расходов, необходимых для ведения бизнеса. Среди них расходы на рекламу, привычные для западного бизнеса, на имущественное страхование и страхование от коммерческих рисков, а также расходы, связанные с уплатой процентов по кредиту.

Снижению налогового бремени равносильно широкое использование механизма ускоренной амортизации основного капитала. Мы знаем, что амортизационные отчисления относятся на себестоимость продукции, уменьшая налогооблагаемую прибыль при ускоренном списании амортизации. Названный порядок хорошо знаком зарубежным инвесторам. Поэтому распространение механизма ускоренной амортизации в России окажет стимулирующее воздействие на импорт капитала на выгодных для нас условиях.

К заданным стандартам целесообразно приближать и налогообложение, сопровождающее натуральный кредит-лизинг. Потенциал международных лизинговых контрактов используется в России недостаточно.

Таким образом, фискальная политика государства решает не только социальные задачи, в составе которых на первом плане борьба с бедностью. Маневрируя налогами и бюджетом, государство оказывает целенаправленное воздействие на макроэкономическую конъюнктуру, темпы экономического роста, инвестиционный климат, эффективность использования ресурсов, систему распределительных и перераспределительных отношений.

Фискальная (налоговая и бюджетная) политика государства – это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направление на обеспечение полной занятости, экономического роста по условиям производства неинфляционного ВНП, равновесия платёжного баланса.

Конкретный вариант фискальной политики зависит от состояния макроэкономической конъюнктуры и задач его (состояния) изменения. Стимулирующаябюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) имеет своей целью предопределение циклического спада экономики и основана на увеличении государственных расходов, снижении налогов, временном дефиците бюджета.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет целью сдерживание сильной макроэкономической конъюнктуры и инфляции спроса. Она предполагает обеспечение сбалансированности бюджета за счёт увеличения налогов, снижения государственных расходов или комбинирования этих мер.

Создатель макроэкономики как науки Дж. Кейнс считал фискальную политику самым действенным средством влияния государства на состояние экономики. Опыт социально-экономического развития России вполне подтверждает выводы великого экономиста. Страна испытывала самую большую социальную напряжённость и экономические проблемы при чрезмерном налоговом бремени или недостаточном внимании к средствам фискальной политики.

Современная экономическая наука оперирует понятиями дискреционной инедискреционной (автоматической) фискальной политики. Первая вызвана сознательными решениями правительства по управлению государственными расходами за счёт и в пределах бюджетных доходов с целью воздействия на реальный объём национального производства, занятость и уровень инфляции. Это активная фискальная политика государства.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства и основана на действии так называемых встроенныхстабилизаторов. Когда поток совокупных доходов и расходов чрезмерен и грозит инфляцией спроса, увеличивающиеся налоговые обязательства автоматически «остужают» конъюнктуру. В период спада деловой активности налоговые обязательства автоматически снижаются, стимулируя экономический рост. Недискреционная фискальная политика может быть названа пассивной.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.211 (0.006 с.)