Государственный бюджет выполняет две основные функции: а) распределительную и б) контрольную. Первая обеспечивает формирование и расходование денежных средств государства на удовлетворение общенародных потребностей; вторая призвана обеспечить расходование средств строго по назначению.
Важной задачей бюджета является выполнение им функции инструмента фискальной политики, инструмента регулирования макроэкономической конъюнктуры, уровня и структуры совокупного спроса в экономике.
Для финансирования бюджетных расходов и сдерживания инфляции широко используются государственные займы – особый вид кредита, при котором государство занимает деньги у предприятий, населения (внутренний долг) и за рубежом (внешний долг). Как правило, это делается путём эмиссии (выпуска) и размещения государственных и муниципальных облигаций.
При превышении расходов бюджета над доходами возникает бюджетный дефицит (недостаток средств), страна живёт в долг. На микроэкономическом уровне он служит одним из показателей банкротства фирмы; на макроэкономическом – одним из факторов провоцирования инфляции, показателем кризисного состояния государственных финансов. В государственном бюджете, как показывает опыт, допустим дефицит до 20% от доходной части бюджета или 7 – 8% ВНП.
При превышении доходов над расходами формируется профицит бюджета (излишек, сдерживающий инфляцию). В России после тяжёлых 90-х годов бюджет стал сводиться с профицитом. По отчёту за 2003 г. профицит федерального бюджета составил 227643900 тыс. руб. или 8,8% доходов. Профицит бюджета в настоящее время весьма полезен в связи с сильной зависимостью экономики России от цен мирового рынка на энергоносители. Он полезен и в плане окончательной победы над инфляцией, для оказания финансовой помощи регионам.
Но далеко от истины мнение, что в России наступило время макроэкономической финансовой стабилизации и бюджетного благополучия. По-прежнему значителен государственный долг, хотя теперь он и не представляет грозной опасности. К 2002 г. государственный долг составил около 45% по отношению к ВВП и на 9/10 состоял из внешнего долга.
Государственный (федеральный) и консолидированный бюджет России совершенно недостаточны в абсолютной сумме; неудовлетворительно финансируются фундаментальная наука, народное образование, без которых страна не имеет будущего, народное здравоохранение. Расходы на образование в 2003 г. составили 4,2% от всех расходов федерального бюджета против 3,07% в США в 2001 г. Но в абсолютной сумме наши расходы на образование составили 99,8 млрд. руб., а в США – 57,3 млрд. долл. Расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу в 2003 г. составили в России 41,6 млрд. руб.; в США – 19,9 млрд. долл. (2001 г.).
Высшая школа в России, по существу, перешла на смешанное финансирование: из бюджета и из средств домохозяйств. Причём создалась странная картина: домохозяйствам вузы продают свои услуги по ценам, содержащим накопления, а государство финансирует часть расходов в размере себестоимости вузовских услуг. Новым условиям жизнедеятельности высшей школы больше соответствует контрактная система взаимоотношений с государством-заказчиком услуг по подготовке специалистов с высшим образованием. Государственный заказ на подготовку специалистов мог бы размещаться на конкурентной основе и по контрактным ценам на уровне цен для домохозяйств.
Бюджетный потенциал страны следует использовать для устранения элементов иждивенчества там, где оно не обосновано и с успехом зарабатыванием доходов. Подтягивание в этой связи заработной платы работников социальной сферы до среднего уровня, типичного для материального производства не только социально справедливо и экономически эффективно.
Повышение доходов работников непроизводственной инфраструктуры за счёт бюджетных средств решает задачу стимулирования совокупного спроса, а на этой основе и задачу экономического роста.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.138 (0.006 с.)