Рыночные модели. Теория и практика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночные модели. Теория и практика.



 

 

Экономист-теоретик не может позволить себе исследовать последовательно каждую отрасль экономики. Такая задача была бы невыполнимой в рамках ограниченного лимита времени, с которым приходится считаться. Более реалистична другая цель – определить основные рыночные структуры, модели и установить, какая из них типична для отрасли, интересующей аналитика.

В экономической теории различают четыре рыночные модели:

1) чистая или совершенная (идеальная) конкуренция;

2) чистая монополия;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.

Особенно важно установить и проанализировать опознавательные признаки первых двух моделей. Третья и четвёртая модели представляют собой переходные состояния от второй модели к первой и обнаруживают родовые признаки каждой из них. Рыночные модели удобно исследовать с привлечением таблиц, представляющих экономисту полезную информацию в компактной форме (см. табл. 7.1).

В условиях чистой (совершенной) конкуренции существует большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (пшеницу, кукурузу и т. п.). Производство одного и того же продукта стандартного качества (гомогенного) многими фирмами при малой доле каждой из них в совокупном объёме продаж затрудняет контроль над ценами. В самом деле. Легко ли продавцу, реализующему на рынке картофель с приусадебного участка, диктовать цену? Доля отдельно взятого продавца в общем объёме продаж картофеля исчезающе мала. Если он установит цену выше конкурентов, у него картофель просто не будут покупать. С другой стороны, снижать цену невыгодно. Продавец добровольно отказывается в этом случае от части прибыли. Скорее всего продавец примет к сведению сложившийся уровень единой для всех конкурентной цены, которую примет за основу собственной коммерческой деятельности.

 

 

Таблица 7.1.

Характеристика основных моделей рынка.

 

  Характерные признаки   Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
  Число фирм   Очень много   Достаточно много Несколько и каждая контролирует значительную часть продаж   Одна
Тип товара Однородный Разнородный Разнородный Уникальный
Контроль за ценами Отсутствует со стороны отдельной фирмы Имеет место со стороны фирмы, но в узких рамках Значительный при картелировании (сговоре). В других случаях ограниченный. Значительный
Условия вступления на рынок и ухода с него Отсутствие экономических и правовых барьеров Преодолимые препятствия для вступления. Уход вполне возможен. Существенные препятствия Вступление блокировано. Уход блокирован или не выгоден
Неценовая конкуренция Конкуренция направлена на ресурсосбережение Значительные рекламные усилия. Внимание к торговым знакам, маркам Типична и применяется в разных формах Определённое внимание к рекламе, связи с общественными организациями
Сфера действия Рынки сельскохозяйственной продукции Розничная торговля, производство товаров народного потребления (одежды, обуви) Производство автомобилей, холодильников, телевизоров и других бытовых приборов Транспорт, связь, городское хозяйство

 

Готовность торговать по единой цене теоретически является важным достоинством конкурентного рынка. Чтобы победить в конкурентной борьбе, фирма концентрирует усилия не на повышении цен, а на снижении издержек. Конкурентный рынок теоретически вполне совместим со стратегией лидерства в минимизации издержек Конкурентная фирма выбирает такую технику и технологию, такую организацию труда и производства, которые позволяют добиться самых малых затрат на выпуск и реализацию продукции. Ресурсосбережение делает общество богаче. Товаропроизводитель заслуженно получает дополнительную прибыль.

Как показал российский опыт становления рынка, не всё обстоит так просто, как в нашей теоретической схеме. Формально конкурентный рынок может и не стать таковым по существу. Многочисленные фирмы-продавцы одного товара стандартного качества дружно повышают цену, сохраняя её единой. Явление в экономической теории известное и раньше и получившее название картель. Это сговор нескольких фирм по поводу цен и объёмов выпуска продукции в целях максимизации совместной прибыли. Если в картель объединяются все предприятия отрасли, то он ведёт себя как фирма-монополист.

Конкурентный рынок, как показал российский опыт последних 10 – 12 лет, автоматически не защищает покупателей умеренной ценой. В нашей розничной сети, по формальным признакам конкурентной, цены непрерывно растут.

О незрелости формально конкурентного рынка в России свидетельствует и ценовая дискриминация покупателей. Так называется практика назначения разных цен за один и тот же товар для различных категорий покупателей, когда для этого нет достаточных оснований. Дифференциация цены товара в зависимости от его качества, конечно, не ущемляет интересов покупателя и поэтому не относима к дискриминации. Ценовая дискриминация обычно имеет место при стандартном качестве продукции, свойственном рынку совершенной конкуренции.

Если плитка шоколада местного производства в С-Петербурге продается за 10 руб., а в Мурманске она же — за 12 руб., у нас нет доказательств дискриминации мурманчан. Разрыв в 20% в принципе может объясняться дополнительными транспортными расходами. Но если нам известно, что последние находятся в пределах 10% от базисной цены, дискриминация имеет место. Оправдано применение цены в 11 руб., но не в 12 руб.

Зачем продавец проводит ценовую дискриминацию? Не теряет ли он безнадежно репутацию честного участника рынка? Ответ дать непросто. Факт ценовой дискриминации, очень может быть, станет известным и не прибавит продавцу популярности. Но слишком привлекателен дополнительный экономический выигрыш. Назначая максимально возможную цену для каждого покупателя или, что более вероятно, для каждого рыночного сегмента, продавец получает дополнительную прибыль, присваивая себе часть того, что выше мы назвали потребительским излишком. Репутация несколько страдает. Но продавец уповает на непрозрачность рынка, спокойную реакцию покупателя, сталкивавшегося и раньше с дискриминационными ценами. Например, в ресторане наценка установлена не только на спиртные напитки, но и на продукты питания, прохладительные напитки. Государство всегда с пониманием относилось к подобной ценовой дискриминации и вероятно правильно поступало. Посетители ресторана вряд ли оставляют в нем последние деньги. В этом случае дискриминационные цены служат целям перераспределения доходов, в социальном отношении оправданного.

То же самое можно сказать по поводу дифференциации тарифов для пассажиров в зависимости от комфорта. Разрыв в тарифах на проезд в мягком и жестком вагонах больше разницы в соответствующих издержках железной дороги. Дискриминация части пассажиров имеет место. Но она в целом оправдана. Несколько ущемляются материальные интересы состоятельных граждан. С другой стороны, появляются средства для компенсации потерь от другого рода дискриминации, а именно — дискриминации продавца. Льготы в пользу пенсионеров, детей, студентов оборачиваются дискриминацией транспорта, так как средние издержки в расчете на одно посадочное место никак не зависят от того, занято это место ребенком или взрослым пассажиром. Не будем спешить с осуждением ценовой дискриминации, памятуя о том, что категоричность — признак ограниченности.

Единая цена товарного рынка появляется не сразу. Требуется накопить определенный опыт рыночных отношений, завоевать определенное экономическое пространство с относительно устойчивым составом участников сделок. Разовые сделки между сменяющими друг друга покупателями и продавцами всегда совершались по разным ценам.

Цивилизованный рынок возникает постепенно. Незрелый рынок допускает обычно дискриминацию покупателей. В ряде случаев и на молодом рынке ценовая дискриминация исключена в связи со своей откровенной несправедливостью. Так, коммерциализация высшей школы в России сопровождается ростом платы за обучение и дифференциацией ставок платы в разных вузах. Но отдельно взятый вуз устанавливает одинаковую плату за обучение для всех студентов, независимо от доходов их семей.

Главная причина, выравнивающая цены, — конкуренция. Российский рынок пока недостаточно конкурентен и поэтому совместим с ценовой дискриминацией покупателей. Дискриминация продавцов в нашей стране традиционно выступает элементом социальной политики государства. Пассажирские перевозки в пригородном (местном и дальнем) сообщении осуществляются по тарифам, не возмещающим затрат. При этом многие пассажиры имеют льготы и по сравнению с такими тарифами.

По нашему мнению, дискриминация продуцентов с помощью механизма ценообразования бесперспективна. Ей на смену повсеместно должно придти целевое субсидирование части нуждающихся покупателей из бюджетов различных уровней.

Ценовую дискриминацию покупателей можно критиковать, но трудно устранить. У покупателей обычно нет возможностей покупать там, где продают дешевле. В конце 80-х годов товарные дефициты в нашей стране привели к появлению “черного рынка” со спекулятивными ценами. В настоящее время продавец стремится устанавливать разную цену на свой товар, пытаясь интуитивно составить представление о платежеспособности покупателя. В условиях либерализации цен такая практика не наказуема и можно лишь сетовать на неэтичность рынка.

В конкурентной борьбе в принципе отсутствуют экономические и правовые барьеры для вступления в отрасль и ухода из нее. К конкуренции обычно способны производства с умеренной капиталоёмкостью. Необходимый для начала своей деятельности капитал в наличии у многих. Государство заинтересовано в развитии конкуренции, поэтому всячески способствует ей правовыми нормами.

Большинство рынков тяготеют к понятию несовершенной конкуренции, понятию собирательному, включающему в себя состояния монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредотачивающие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они способны существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются отношения между участниками рынка: товаропроизводители внимательно следят за поведением конкурентов и вырабатывают адекватную реакцию на экономическую стратегию конкурентов или проводят инициативные исследования с целью устранения конкурентов с рынка.

На рынке монополистической конкуренции товаропроизводитель пытается убедить покупателя, что его товар уникален в данной товарной группе. Стремление к дифференциации товара по качеству понятно и оправданно. Благодаря уникальному набору потребительских свойств товара, чаще всего и удаётся потеснить конкурентов. Примером служат рынки одежды, обуви, моющих средств. Данную товарную группу поставляют на рынок многочисленные фирмы, которым приходится считаться с требованиями моды, оригинальными решениями конкурентов и т.п.

Дифференциация товара позволяет товаропроизводителю самостоятельно устанавливать цену, не слишком считаясь с ценовой политикой конкурентов. Покупателя в конце концов привлекает качество исполнения, упаковка, дизайн, послепродажное обслуживание. Наши товаропроизводители на рынке обуви и одежды в советское время нередко проигрывали инофирмам не в ценовой войне, а в области качества, оригинальности оформления товара.

Контроль над рыночной ценой отдельно взятой фирмы здесь всё же ограничен, так как индивидуальный объём продаж относительно невелик.

Барьеры для вступления на рынок монополистической конкуренции вполне преодолимы, но потрудиться для этого требуется. Вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не настолько лёгок: в процессе завоевания рыночной ниши продавцы испытывают трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами.

Распространённой рыночной моделью является олигополия (от греч. – oligo – несколько). На олигополистическом рынке доминирует несколько крупных фирм. Эффект масштаба в производстве выражен явно, капиталоёмкость значительная. В результате средним и малым по размерам компаниям сложно преодолеть экономические барьеры для вступления в отрасль и на рынок.

Каждый участник олигополистического рынка должен тщательно следить за поведением соперников, оценивать последствия своих решений. Так, снижая цену за свой товар, олигополист должен считаться с возможностью быстрого последующего снижения цены конкурентами. Напротив, повышение цены не обязательно будет сопровождаться аналогичными решениями конкурентов. Они могут сохранить уровень цены на свой товар неизменным и попытаться таким образом победить в конкурентной борьбе.

Чистая монополия рассматривается с двух сторон: во-первых, как тип фирмы; во-вторых, как экономическое поведение фирмы. Монополист контролирует весь объём отраслевых продаж или, по крайней мере, доминирует на рынке. Не всякое крупное производство является монополистом, но монополист, как правило, крупное предприятие.

Монополистический рынок не этичен, если условия хозяйствования допускают ценовый диктат единственного товаропроизводителя. Степень использования монопольной власти в установлении цены зависит от наличия близких заменителей товара и места последнего в системе потребительских вкусов и предпочтений. Если товар (услуга) важен для всех покупателей, а монополизм имеет место, государство должно различными средствами блокировать монополистические устремления во вред покупателей. Так, производство коммунальных услуг монополизировано, а сами услуги не имеют заменителям. Поэтому государство должно обеспечить доступность услуг средствами ценовой политики и другими доступными средствами.

Фирма-монополист теоретически всегда имеет особо высокую, монопольно высокую прибыль. Не редко так бывает и на практике, что привлекает в отрасль конкурентов. Но экономические и другие барьеры часто становятся непреодолимым препятствием. Монополизированное производство особо крупных размеров отличается очень высокой капиталоёмкостью. Кроме того монополист в состоянии временно снизить цену на свою продукцию, чтобы показать потенциальным конкурентам бесперспективность борьбы.

В ряде стран Европы, Америки, а также в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (услуги подземного транспорта, связь, газо- и электроснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребления монопольной властью, защитить интересы граждан.

Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает единственному товаропроизводителю временно монопольные позиции на рынке.

Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии ограничивают выпуск продукции, стремясь к максимальной штучной прибыли. Высокие цены обуславливают усиление неравенства в доходах. Монополизм снижает жизненный уровень населения, что подтверждается зарубежным и отечественным опытом.

Фирмы-монополисты не используют в полной мере свои возможности в области научно-технического прогресса. У них отсутствуют достаточные стимулы для НТП, так как нет конкуренции. В СССР уровень монополизации производства был высоким, одновременно страна отставала в развитии производства на базе НТП. Этот факт не может быть случайным.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Крупная фирма способна организовать экономичное массовое производство однородной продукции на базе передовой технологии. Только крупная фирма на защищённом рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. Ниже будет особо сказано о способности монополиста полностью использовать эффект концентрации производства (эффект масштаба). Крупные монополистические объединения сдерживают падение производства и безработицу во время кризисов. Образно говоря, крупные монополии – это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительство стремится, когда это уместно, противостоять монополизму, поддерживать и поощрять конкуренцию. Средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство. Оно представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде. В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914 г. был принят закон Клейтона. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал формирование взаимопереплетающихся директоратов разных компаний, приобретение акций конкурирующих корпораций. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства неоднократно менялась на протяжении ХХ столетия; периоды его ужесточения и либерализации чередовались.

В Западной Европе антимонопольное законодательство было принято в послевоенный период. Имеются как различия, так и общие основы этого законодательства для всех стран. К последним можно отнести охрану и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке; контроль над ценами, защиту интересов потребителей и малого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления – контроль над ценами и контроль за слияниями компаний. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления уровня цен. Однако, как показывает российский опыт 1992 – 2004 г.г., этот запрет элементарно легко обойти. Документированный сговор отсутствует, но ничто не мешает ориентироваться на сложившуюся и хорошо известную на рынке цену, в том числе монопольно высокую.

За рубежом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает откровенно низкие цены, чтобы вытеснить с рынка конкурентов. Демпинг практикуется как недобросовестная конкуренция.

В нашей стране борьба с монополизмом в производстве представляет собой целую историко-экономическую проблему. По размерам концентрации производства Россия ещё 100 лет назад обогнала передовые страны. В 1910 г. на предприятиях с числом рабочих свыше 500 человек в России было занято 53,4% всех рабочих, в то время как в США – только 33%. В 1900 – 1917 г.г. в России возникло ≈ 200 монополистических объединений разных форм. Среди них синдикат «Продамет», игравший крупнейшую роль в тяжелой промышленности, и др. Синдикат – одна из форм монополистических соглашений картельного типа, преследующая цель устранить конкуренцию между монополиями в области сбыта и закупок сырья путём установления контроля над рынком. В синдикате реализация продукции его участников, а также закупки сырья осуществляются через единый орган – контору по продаже. Последняя концентрирует все заказы и распределяет их в соответствии с обусловленными квотами (долями) между монополиями, которые сдают свои товары конторе по определённой, заранее установленной цене. Участники синдиката сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но, в отличие от картеля, утрачивает коммерческую самостоятельность.

Кроме «Продамета» в России до революции действовали синдикаты «Продуголь», «Медь» и др. Синдикаты функционировали и в период НЭПа и были ликвидированы в 1929 – 1930 г.г.

В нефтяной промышленности России в начале ХХ в. сложилось господство монополий трестовского типа. Трест – форма монополий, при которой все объединяющиеся предприятия теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению. Юридически образование треста означает передачу контроля над ранее независимыми предприятиями в форме контрольного пакета акций группе крупных предпринимателей – создателей треста, объединённых в так называемый доверительный совет.

В начале ХХ в. в России монополистические союзы возникли в текстильной, табачной промышленности, на транспорте, в торговле. Две трети железнодорожной сети принадлежало государству, частным компаниям – одна треть. Ряд частных дорог, укрупнению которых помогало не раз царское правительство, имели монополистический характер. К таким дорогам относились Московско-Казанская, Владикавказская, Юго-Восточная и др. В речном и морском судоходстве за 1900 – 1917 г.г. было создано 20 монополий. В морском транспорте – на Черном и Азовском морях – господствующее положение занимал пароходный трест «Русское общество пароходства и торговли» (сокращённо «Рапит»).

Большое значение для ряда ключевых отраслей тяжелой промышленности имели казённые заказы с весьма выгодными для предприятий ценами. Одним из способов борьбы монополий с предпринимателями, оставшимися вне монополий, являлось применение «боевых цен». Система «боевых цен» была весьма коварной. Монопольные цены в районах, где конкуренция сильна, понижались и, наоборот, цены повышались там, где конкуренция слабее. Тем самым создавались предпосылки для разорения мелких конкурентов.

В советское время высокий уровень концентрации производства, вплоть до «гигантомании» получал партийную идеологическую поддержку. Экономическая политика государства была направлена на создание предприятий особо крупных размеров во многих отраслях материального производства. Отчасти монополистические устремления сдерживались практикой государственного планового ценообразования. Но после либерализации цен в 1992 г. потребовалась разработка специальных мер по борьбе с монополизмом.

Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась под воздействием следующих основных факторов:

1. Наличие административно-командной системы управления, что находило отражение в директивном планировании, в централизации большей доли доходов предприятий, в назначении в центре хозяйственных руководителей.

2. Устойчивый дефицит, который обострял конкуренцию потребителей и соответственно превращал всех производителей в монополистов. Удовлетворять потребности заставляло государство с помощью планов-директив и плановых цен.

3. Концентрация и специализация производства за рамками экономически обоснованных. В конце 80-х годов ХХ в. в руках государства было сосредоточено около 85% основных средств производства.

В 90-е годы проведена масштабная демонополизация производства, разгосударствление и приватизация. Осуществлён переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции. Выработан и принят пакет законов антимонопольного характера. В марте 1991 г. принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Согласно закону, фирма занимает «доминирующее положение», если её доля на рынке превышает 35% -- величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре 1991 г. ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий – монополистов». Для таких предприятий предусматривалось обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное представление статистической отчётности по объёму производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.

Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) монополистов в 1992 – 2004 г.г. пока не имеет осязаемого успеха. Цены росли повсеместно, в том числе и в отраслях с сильной монопольной властью. Требуется разработка мер по сдерживанию цен и инфляции, адекватных новым рыночным условиям.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.034 с.)