Критерии выделения различных типов рыночных структур. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии выделения различных типов рыночных структур.



 

 

Содержательны различные классификации рынков: по продуктовому, географическому признаку и др. Но особую аналитическую ценность имеет разделение рыночных структур по степени конкурентности. Первичные хозяйственные звенья, именуемые товаропроизводителями или фирмами, выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли.

Прибыль, или чистый доход, фирмы формируется как превышение выручки от продаж (валового дохода) над полными издержками фирмы. Каждая коммерческая структура функционирует ради удовлетворения каких-либо общественных потребностей и извлечения прибыли. Фирма покупает первичные факторы производства на рынках, задействует их в производстве и выпускает готовую продукцию. Ни одна коммерческая фирма не пойдёт добровольно на производство продукции (оказание услуг), если оно не обещает приращения стоимости над стоимостью израсходованных факторов производства, т. е. не обещает прибыли. Но к этой цели стремятся все фирмы. Успех одной из них вполне может обернуться потерями другой.

Приведём простой пример. В дни чемпионата Европы по футболу в оживлённых районах многочисленные торговые точки ежедневно продавали газету «Спорт-экспресс». Торговые точки располагались на малом расстоянии одна от другой. Выигрывали те продавцы, которые открывали киоск раньше, комбинировали продажу газеты с продажей других спортивных изданий, назначали умеренную розничную цену. А если они и раньше продавали спортивные издания по умеренной цене при высокой культуре обслуживания, мы становились верными их контрагентами – покупателями и не изменяли своим предпочтениям в горячую пору чемпионата. В этих условиях продавцы, игнорирующие ценовую политику конкурентов, рисковали получить в итоге малый объём продаж и прибыли. Следовательно, при сильной и реальной конкуренции продавцы должны действовать вдумчиво, с «оглядкой» на конкурентов. А неумеренная жадность, проявляющая себя в очень высокой цене, будет наказана и заставит продавца вспомнить известную народную мудрость: «скупой платит дважды».

Но возьмём теперь другой рынок, на котором в силу ряда причин конкуренция не наблюдается. Положим, в очень жаркий день мы замечаем торговую точку, реализующую хлебный квас. Иных торговых точек нет, а мы очень хотим пить и любим при этом именно хлебный квас. Напиток можно приобрести в ближайшем магазине в бутыли ёмкостью 2 литра. Вариант нас не устраивает. Достаточен один стакан. Надо полагать, что мы его приобретём в единственной торговой точке, причём согласны заплатить внушительную цену. Продавец прекрасно понимает наши трудности, как и преимущества своего положения. В данный момент и в данной точке он один, он монополист (моно – один). С действиями конкурентов позволительно не считаться и назначить монопольно высокую цену.

В условиях, когда конкуренция между продавцами, в том числе и ценовая конкуренция, отсутствует, покупатель не защищён от произвола единственного продавца. Материальные интересы покупателя страдают.

Критически настроенный читатель возможно подумает, что примеры мелковаты и не должны претендовать на обобщения. Спешим заверить, что это не так. Допустим, болен близкий нам человек. Срочно требуется импортное лекарство от сердечно-сосудистых заболеваний. В справочном бюро узнаём, что оно имеется в одной аптеке города, куда и поспешим. Но аптека называет цену, которую мы при всём желании заплатить не можем. Следовательно, монополизм, если он не сдерживается государством, способен быть общественно опасным состоянием рынка.

Откровенно монополизированный рынок есть основания назвать рынком продавца. Покупатели на таком рынке только формально равноправные контрагенты монополиста. На самом деле им очень трудно повлиять на ценовые и другие решения продавца. К этим другим решениям относится, например, стратегия монополиста в области качества продукции. Когда конкурентов нет, подрываются стимулы к повышению качества продаваемых товаров и услуг.

Незрелым состоянием рынка отмечена также монопсония – рынок одного покупателя при наличии многих продавцов. В слабо обжитых регионах таким может быть рынок труда. По поводу трудоустройства на единственное предприятие конкурируют многие претенденты – продавцы рабочей силы. В этом случае им очень не просто претендовать на достойную заработную плату.

В реальной действительности монополизм сочетается с конкурентностью рынка и между соответствующими состояниями рынка находится место и переходным состояниям. К анализу детализированных типов рыночных структур теперь пора перейти.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.004 с.)