Товар, его свойства и функциональные формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товар, его свойства и функциональные формы



 

Материальное богатство современных обществ выступает как огромное скопление товаров, а отдельный товар – как элементарная форма этого богатства. Каждую полезную вещь можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны качества, способности удовлетворить потребности людей (не будем говорить «разумные потребности»; разве алкоголь и никотин удовлетворяют разумные потребности?) и со стороны количества.

Полезность вещи делает её потребительной стоимостью. Эта сторона вещи не зависит от того, много или мало труда стоит человеку производство и присвоение вещи.

Полезность (потребительная стоимость) всегда соседствует с меновой стоимостью. Меновая стоимость выступает в виде количественного соотношения, в виде пропорции, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Известный товар имеет много меновых стоимостей, в зависимости от того, на какой другой товар он обменивается. Если оперировать рыночными ценами, то справедливы будут такие суждения: один килограмм винограда обменивается на одну книгу, или на пять тетрадей, или на 10 авторучек, или на 13 поездок метрополитеном и т. д. Как потребительные стоимости перечисленные товары удовлетворяют разные потребности, но обмениваются при существующих ценах в названной пропорции с виноградом. Следовательно, в 1кг винограда и 13 поездках метрополитеном есть что-то общее, что-то третье. Меновое отношение товара (винограда) и услуги (метрополитена) или винограда и тетрадей не есть отношение потребительных стоимостей. В этом качестве они не сопоставимы.

К. Маркс в этой связи утверждает, что у всех товаров есть одно важное свойство, а именно то, что они – продукты труда. В данном случае речь идёт не об определённых, конкретных видах труда. Они-то как раз качественно различны между собой (сравните труд аграрника и труд машиниста подземной железной дороги). Соизмеримыми товары и услуги становятся потому, что все они есть продукты труда вообще, т. е. затрат энергии человека, его интеллекта, мускулов, нервов и т. д. Следовательно, как продукты человеческого труда вообще они однородны и соизмеримы.

По Марксу, меновая стоимость служит формой стоимости. Последняя воплощает в товаре общественный труд, причём есть основания отвлечься от его качественной определённости, конкретного характера. Сам товар выступает как неразрывное, хотя и противоречивое единство двух своих сторон – потребительной стоимости и стоимости.

Двойственность товара, таким образом, обусловлена двойственным характером труда товаропроизводителя. В потребительной стоимости каждого товара аккумулирована определённая целесообразная производительная деятельность, или полезный труд. Это конкретный труд ткачихи, станочника, полиграфиста и т. д. Производительная сила труда есть продуктивность полезного, конкретного труда. Потребительная стоимость товара создаётся конкретным трудом.

Но в стоимости товара представлен просто человеческий труд, затрата человеческого труда вообще или абстрактного труда. Он может быть простым и сложным, но сложный труд означает только возведённый в степень или, скорее, помноженный простой труд. В стоимостях разных товаров, например сюртука и холста, исчезают различия его полезных форм – портняжества и ткачества. В качестве стоимостей сюртук и холст суть не более, как однородные сгустки труда, абстрактного труда.

Всякий труд есть расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, и в этом своём качестве одинакового, или абстрактно человеческого, он образует стоимость товара. Последняя определяется общественно необходимым рабочем временем, т. е. тем временем, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда её полезность для человека не опосредствована трудом. Таковы: воздух, девственные земли, естественные луга, дикорастущий лес и т. п. Вещь может быть полезной и быть продуктом человеческого труда, но не быть товаром. Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создаёт потребительную стоимость, но не товар. Чтобы произвести товар, он должен произвести не просто потребительную стоимость, по потребительную стоимость для других, общественную потребительную стоимость. Чтобы стать товаром, продукт должен быть передан в руки того, кому он служит в качестве потребительной стоимости, посредством обмена. Грибы, найденные в лесу и использованные в пищу самим грибником, товаром не становятся. Но если они проданы на рынке, то имеют именно товарную природу.

Наконец, вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления. Если она бесполезна, то затраченный на неё труд бесполезен, не считается за труд и потому не образует никакой стоимости. Таким образом, вещь может характеризоваться индивидуальными затратами труда любой величины и не иметь стоимости. Подобная крупная неприятность происходит с товаропроизводителем, когда он игнорирует заказ покупателя, пытается реализовать то, что выпустил, не сообразуясь с требованиями рынка. Товаропроизводитель несёт убытки в размере своих индивидуальных издержек, так как покупатель не признаёт его деятельность общественно полезной.

Анализом товара как элементарной формы богатства много и продуктивно занимался К. Маркс. На примере понятия «товар» Маркс выделяет три уровня рассмотрения экономических явлений.

Первый уровень – физическое бытие товара. По Марксу, это предмет исследования товароведения, а не политической экономии. Для обыденного сознания всякий товар предстаёт в виде некоторой полезной вещи, конкретной потребительной стоимости. Изготовление или заготовка таких вещей имеет одинаковую природу при любых общественных отношениях. Конкретные технологические процессы постройки дома или выплаки стали, приготовления варенья или выпечки хлеба – всё это, по определению Маркса, «целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей, всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни».

Второй уровень рассмотрения товара – стоимостной. В этом случае отдельный товар выступает уже не сам по себе. Он понимается как составная часть совокупного продукта труда общества. Как стоимости все товары соизмеримы независимо от их натурально-вещественной формы. Величина их стоимости определяется количеством труда, труда вообще, затраченного на их производство. Денежным выражением стоимости товара является цена.

К. Маркс представляет товар как производственное отношение между людьми. Взаимоотношения товаропроизводителей Маркс противопоставляет отношениям между участниками производства в нерыночной экономике.

В любом обществе существует задача координации взаимосвязанных трудовых функций, прежде всего пропорционального распределения совокупного рабочего времени. В гипотетическом хозяйстве Робинзона на необитаемом острове эта задача сводилась бы к распределению его собственного времени, а её решение было бы в его исключительной воле. В феодальном поместье аналогичные трудовые функции распределялись между разными людьми, так что координация функций перерастала в координацию их исполнителей. Но здесь, в отличие от хозяйства Робинзона, воля координатора (феодала, главы патриархальной крестьянской семьи) была отделена от воли координируемых, а между участниками производства складывались определённые общественные отношения, будь то отношения господства и подчинения между феодалом и его крестьянином или отношения семейного старшинства в крестьянском хозяйстве. Здесь перед нами отношения личной зависимости.

Иначе обстоит дело в обществе товаропроизводителей. Труд каждого товаропроизводителя предстаёт звеном в общественном разделении труда. Каждый товар изначально предназначен для продажи, для обмена на другие товары. Формируются отношения людей-атомов, лично друг от друга не зависящих. Единственный и непременный посредник в таких отношениях – товар.

В обществе товаропроизводителей рынок становится необходимым механизмом координации в условиях разделения труда, а производственные отношения закономерно принимают форму вещных отношений (в противовес личным отношениям в прежних типах хозяйства). Товары играют роль активных посредников во взаимоотношениях между людьми.

Интерес к механизму рыночной координации и конкуренции был характерен не только для Маркса. Рынком много занимались и маржиналисты. Однако их главный интерес был связан с процессом формирования рыночных цен, тогда как Маркс фокусировал внимание на динамике отношений между товаропроизводителями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.153 (0.008 с.)