Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятийный аппарат микроэкономики и его использование первичными субъектами хозяйственной жизни.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Как здание складывается по кирпичику, так и большие хозяйственные системы состоят из малых. Физические свойства стены здания в чем-то повторяют свойства единичного кирпича, а в чем-то отличны от них. Здесь уместно вспомнить о переходе количественных изменений в качественные. Так обстоит дело и в экономике. Экономика государства, производственный потенциал страны получается суммированием потенциалов отдельно взятых фирм (предприятий), коих много тысяч, домохозяйств и других субъектов хозяйствования. Микроэкономика имеет дело с анализом самых простых, первичных, далее неразделимых в правовом смысле экономических единиц. Эти единицы относительно невелики по масштабам деятельности на фоне государства, но достаточно велики, чтобы принимать самостоятельные хозяйственные решения. Производственный процесс, вообще всякая полезная деятельность на уровне первичных исходных единиц характеризуются завершенностью, законченностью с позиций субъекта хозяйствования. Так, организация производства подвижного состава некой вагоностроительной компанией – это законченный процесс с позиций трудового коллектива и руководства компании. С общественной точки зрения, производственный процесс не завершен. Подвижной состав должен поступить в распоряжение железных дорог, осуществляющих транспортный процесс. Следовательно, микроэкономика должна рассматривать и процессы взаимодействия отдельных субъектов хозяйствования, столкновения интересов. В курсе микроэкономики, таким образом, анализируется поведение экономических субъектов и их совокупностей. При этом поведение любых совокупностей экономических субъектов микроэкономика трактует как равнодействующую решений отдельных экономических единиц-атомов экономической деятельности. Экономический атомизм, подведем итог, первая особенность именно микроэкономического анализа. В условиях рынка и сопутствующих ему товарно-денежных отношений экономические исследования направлены на изучение рыночной среды. Объектом исследования в микроэкономике являются рынки вполне определенных товаров, спрос и предложение на них. Микроэкономика, будучи важнейшим разделом экономической теории, имеет свой объект изучения. Последний характеризуется сложным содержанием, представляющим собственный интерес и предмет изучения. Наконец, микроэкономика имеет свой метод, определяющий специфику ее подхода к объекту и выделения в нем ее предмета. Микроэкономика изучает экономическую деятельность людей с целью установления существенных общих закономерностей этой деятельности. Экономическая или хозяйственная деятельность направлена на удовлетворение их потребностей и включает в себя такие компоненты, как ресурсы, задействованные на удовлетворение потребностей людей, технику и технологию, материальные блага и услуги, их использование. Пункты возникновения экономических проблем обозначаются известными нам вопросами: Что производить? (блок потребностей), Как производить? (блоки ресурсов и технологий), Для кого производить? (блоки продуктов и их использования). Экономическая деятельность людей выражается в конкретном экономическом поведении. Последнее задано определенными формами, разнообразными взаимосвязями людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Подобные взаимосвязи и отношения, становясь повторяющимися, устойчивыми, типичными способами, нормами и правилами экономического поведения, закрепляются в соответствующих институтах и общественных структурах. Назовем в этой связи такие ключевые институты, как рынок, собственность, государство. К предмету микроэкономики относятся экономические субъекты, экономические блага и экономические действия. Экономические субъекты-это любые самостоятельные единицы хозяйствования, то есть граждане, группы, сообщества. К экономическим субъектам следует отнести предприятия (компании) любой не запрещенной законом организационно-правовой формы, граждан, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Во всех случаях экономический субъект представляет собой одно целое, ставящее перед собой единые цели, независимо от численности группы людей Экономический процесс жизнедеятельности сводим к двум видам: преобразованию одних объектов в другие и их использованию для собственных нужд. В первом случае перед нами товаропроизводители, во втором-потребители. Один и тот же экономический субъект выступает производителем в каких-то процессах и потребителем в других. Так, железная дорога-это производитель транспортных услуг и одновременно потребитель топлива, электроэнергии и т. п. Вообще, производственный процесс-это одновременно процесс производительного потребления. Топливо и электроэнергия, расходуемые на тягу поездов, потребляются производительно, так как потребление имеет место ради создания транспортной услуги. Будем отличать производительные потребление от непроизводительного. Потребление людьми пищи, к примеру, это разновидность непроизводительного потребления. Цель потребления здесь очевидна: поддержать силы, а не произвести новое благо. Благо- это любая ценность материального или нематериального рода, способная удовлетворить нашу потребность или способная быть использована для соответствующих целей производителем. В условиях рынка термин «благо» имеет собирательный смысл, за которым стоят различного рода товары и услуги. Содержательно разделение благ на два типа: производственные ресурсы и получаемые на их основе потребительские блага. Как известно, транспорт не производит материальных благ непосредственно в вещной форме. Он оказывает своим клиентам услуги. Процесс производства и потребления транспортных услуг един. Услуги, оказываемые грузоотправителям, позволяют продолжить и завершить процесс производства в широком смысле слова. С точки зрения технолога, процесс производства завершен, когда выпущенная продукция принята отделом технического контроля предприятия. С точки зрения экономиста, процессы производства и сбыта едины и включены в процесс кругооборота средств. Пока товар не доставлен до покупателя, кругооборот средств не завершен. Следовательно, транспорту принадлежит особая роль в сохранении созданных материальных благ, их перемещении во времени и в пространстве. Грузовой транспорт с полными на то основаниями относят к сфере производства средств производства, то есть к так называемому первому подразделению общественного производства. Услуги, оказываемые пассажирам, также невещны, важны и относимы к благам потребительского назначения. Пассажирский транспорт является частью второго подразделения общественного производства, то есть производства благ потребительского назначения. В целом транспорт по праву считается системой кровеносных сосудов государства. Особенно уместно такое название применительно к нашей стране, крупнейшей континентальной стране мира, осуществляющей огромный объем пассажирских и грузовых перевозок. Экономические действия экономического субъекта можно определить как принятие им определенных решений и их последующую реализацию. Экономические решения наших участников хозяйственной жизни, включая государство, далеки от оптимальных. В отдельный период времени в составе 90-х годов двадцатого века более 40 процентов российских фирм были убыточны. Между тем удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли (чистого дохода)-это смысл создания и функционирования коммерческих структур. Современная микроэкономическая теория сосредоточена именно на исследовании процессов принятия решений. Мы не должны слепо копировать опыт зарубежных стран, хотя учиться не зазорно. Время и обстоятельства обязывают нас быть творцами. Специфика момента в России состоит в том, что мы не опытны как экономисты-рыночники. Рынок в нашей стране в силу ряда причин исторического характера не имеет таких глубоких корней как на Западе. Страну поразил глубокий кризис. Распался СССР, по-новому приходится строить отношения со странами СНГ. Переход от экономики централизованного планирования (административно-командной экономики) к экономике рыночной событие судьбоносного порядка. Но программа реформ не была тщательно подготовлена, широко использовался «метод проб и ошибок», дорого стоивший стране и народу. Таким образом, предметом микроэкономики является принятие экономическими субъектами экономических действий по поводу экономических благ. Принципиальная черта микроанализа – предположение рациональности действий экономических субъектов. Суть концепции экономического рационализма заключается в предположении об определении экономическими субъектами, с одной стороны, выгод от своих действий, а с другой стороны, затрат, необходимых для достижения этих выгод. Выгодами при этом называют получаемые экономическим субъектом блага, а затратами – те блага, которых лишаетсясубъект, избрав определенное действие, а не другое альтернативное. Затраты ассоциируются в нашем бытовом представлении с какими-либо денежными платежами. Будем теперь осваивать и более глубокую и очень нужную практике трактовку затрат. Предположите, что перед стипендией кроме запаса денег на обеды Вы располагаете суммой 50 рублей. Не слишком большие деньги, а главное – последние. Допустим, конкурируют два варианта их использования: купить пособие по экономической теории или билет на футбольный матч авторитетных команд. Вы выбрали второй вариант. Матч разочаровал, и тогда Вы с досадой вспомнили об упущенной возможности приобрести учебное пособие. Допустите далее, что экзамен по экономической теории через два дня. В библиотеке имеются «толстые» и непонятные учебники. А от друзей Вы слышали хорошие отзывы об учебном пособии Ваших преподавателей. Но друзья его не уступят: самим сдавать экзамен…. Великодушный читатель не усмотрит скрытой саморекламы авторов. Он обязательно поставит вопрос: как велики мои затраты? С одной стороны, 50 рублей, израсходованные на футбольный матч. С другой стороны, ценность учебного пособия для студента, утраченная в связи с принятием неудачного решения в условиях денежного дефицита. Ресурсы, в данном случае финансовые, дефицитны всегда. Вспомним известную шутку, много объясняющую в нашей бренной жизни, о финансах, поющих романсы. Итак, учтем. Экономист под затратами часто подразумевает упущенную выгоду, ценность отвергнутого решения или решений. Рационально действующий экономический субъект в большинстве ситуаций выбора имеет больше двух возможностей. Поэтому приведенный пример отнесем к откровенно простым. Ресурсы ограничены (дефицитны) и важно израсходовать их оптимальным образом, с наибольшей выгодой. Всегда ли важно? – спросите Вы. В принципе всегда. Деньги, как известно, лишними не бывают. Но ограниченность средств повышает значение рационального выбора. Материальный достаток некоторых студентов таков, что они не будут выбирать между покупкой учебного пособия, посещением стадиона и другими радостями. Денег хватает на обе цели, а сверх того на приобретение символики любимого клуба на стадионе, приобретение спортивного костюма и т. д. Решения альтернативны в мире ограниченных ресурсов, то есть в мире наиболее типичных условий. Как же сравнить альтернативные решения? Экономическая теория дает принципиально правильный, хотя и не до конца конкретный ответ. Следует определять альтернативные издержки, то есть выгоду от наилучшей (оптимальной) из нереализованныхальтернативных возможностей. Если по любому из отвергнутых вариантов возможная выгода меньше той, которую мы получим, наше решение оптимально. В противном случае – нет. Товаропроизводители (продуценты) выгоду определяют в денежной форме. Денежные поступления от продаж товаров (услуг) они называют выручкой или валовым доходом. Затраты продуцента часто именуются расходами или издержками (cost). Разность между приходом и расходом денежных средств называют чистым доходом или прибылью. Если в кассе вокзала к концу дня накопилась сумма от реализации билетов пассажирам, равная миллиону рублей, то это отнюдь не прибыль, как рассуждают некоторые студенты. Это выручка (валовой доход). Прибыль еще предстоит получить вычитанием из выручки издержек железной дороги на соответствующий объем перевозок. Микроэкономический анализ называют предельным анализом или маржинальным анализом. Его сущность станет нам понятной, если мы учтем, что экономические процессы динамичны; изменение результатов и затрат интересует нас больше ранее накопленных результатов и затрат. Предстоящие затраты и соответствующие им результаты альтернативны. За нами свобода выбора хозяйственного решения. Напротив, состоявшиеся затраты и результаты безальтернативны. Повлиять на них нельзя. Рационально действующий экономический субъект сопоставляет не только общую выгоду и общие издержки от серии ранее состоявшихся операций, но и дополнительную (предельную) выгоду и дополнительные (предельные) затраты в связи с продолжением серии подобных действий. Если предельная выгода превышает предельные затраты, финансовый результат системы улучшается; в копилку системы как-бы вносится дополнительный вклад. Пусть железная дорога за минувшую часть года накопила объем перевозок 5 млрд. приведенных тонно-км. Она получила выручку от реализации своих услуг на сумму 0,5 млрд. рублей при издержках, равных 0,4 млрд. рублей. Существует возможность нарастить объем перевозок на 0,1 млрд. т. км. При этом выручка увеличится на 0,012 млрд. руб. и издержки – на 0,008 млрд. руб. Следует ли железной дороге наращивать объем перевозок и сохранять далее в плане именно такой дополнительный объём перевозок? Экономист ответит на вопрос без труда. Сложившиеся результаты работы следующие: Прибыль = Выручка – Издержки = 0,5 – 0,4 = 0,1 млрд. руб. Если включить в план дополнительные перевозки, их объем увеличится на 0,1 млрд. т. км. Это предельный объем перевозок в условно-натуральном выражении. Определим возможный прирост прибыли, то есть предельную (маржинальную) прибыль: Предельная прибыль = Предельная выручка – Предельные издержки = 0,012 – 0,008 = 0,004 млрд. руб. Значит, дополнительные перевозки позволят увеличить прибыль и новая ее величина составит: Полная сумма прибыли = Достигнутая сумма прибыли + Предельная прибыль = 0,1 + 0,004 = 1,004 млрд. руб. На практике перед экономистом-аналитиком встает еще один важный вопрос: выгоднее ли дополнительные перевозки по сравнению с базисными или нет? Можно его сформулировать иначе: ускоряется рост (прирост) прибыли или замедляется? Отвечая, замечаем, что абсолютный достигнутый объем перевозок много больше возможного дополнительного объема перевозок: это соответственно 5 и 0,1 млрд. т. км. Как же вести сравнение? На помощь приходят удельные (средние) показатели. В этом нет ничего удивительного. И в механике мы оперируем понятием «легкий» металл и «тяжелый» металл, сравнивая их по плотности (удельному весу). Аналогичный прием используют экономисты. Средняя выручка (сложившаяся) = общая выручка/объем перевозок = 0,5/5 = 0,1 руб/т. км Предельная выручка на 1 т. км. = Прирост выручки/Прирост объема перевозок = 0,012: 0,1= 0,12 руб / ткм. Таким образом, дополнительные перевозки по показателю выручки несколько выгоднее ранее осуществленных перевозок. Проверим положение с издержками. Средние издержки составили: общие издержки/объем перевозок = 0,4/5 = 0,08 руб/т.км. Предельные издержки = Прирост издержек / Прирост объема перевозок: Дополнительные перевозки по издержкам столь же экономичны, что и базисный состав перевозок. Предельная прибыль в расчете на 1 т.км = Прирост прибыли / Прирост объема перевозок = (Прирост выручки – Прирост издержек) / Прирост объема перевозок = 0,04 руб. / т. км. Можно найти этот показатель и иначе: Предельная прибыль в расчете на 1 т.км = Предельная выручка в расчете на 1 т. км – Предельные издержки в расчете на 1 т. км = 0,12 – 0,08 = 0,04 руб./ т. км Средняя же прибыль составляла: (Выручка – Издержки) / объем перевозок = руб. / т. км. Следовательно, дополнительные (предельные) перевозки выгоднее (рентабельнее) базисного состава перевозок. Подобные перевозки имеет смысл включать в план. Заметьте: скоординировав применение общих, средних и предельных показателей, мы смогли получить ценные для практики выводы. Завершая краткий обзор методов микроэкономического анализа, отметим большую роль так называемого равновесного подхода к исследованию динамичных экономических процессов. Микроэкономика, как и макроэкономика стремится изучать такие состояния простых и сложных хозяйственных систем, которые характеризуются относительной стабильностью. Состояние стабильности в широком смысле слова занимает большое место в нашей жизни и в мыслях. Материальная сторона жизни, изучаемая экономической наукой, не составляет исключения. На первых порах назовем равновесным такое состояние хозяйственной системы, при котором отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния; противоречивые факторы внутренней и внешней среды продолжают действовать, но система справляется с ними. Такое состояние системы называется устойчивым равновесием. Если же при незначительном изменении внешних условий ситуация изменяется существенным образом, удаляясь от исходного состояния, равновесие называется неустойчивым. С возмущающими воздействиями внешней среды приходится считаться всегда. Равновесие-это состояние, к которому система стремится. В конце концов устойчивое равновесие отличается от неустойчивого способностью вернуться к исходному равновесному состоянию, из которого возмущающие факторы систему вывели. Если при всякого рода внешних факторах в самой системе возникают силы, возвращающие ее в прежнее состояние, то такое (и только такое) равновесие будет устойчивым. Равновесие касается прежде всего баланса спроса и предложения на всех уровнях. Советский период нашей экономики был отмечен довольно острым дефицитом потребительских товаров. Спрос на них был больше предложения. В 90-е годы двадцатого века, благодаря переходу к рынку и либерализации цен, ажиотажный спрос сбит. Но не будем идеализировать рынок. К сожалению, равновесие на рынках товаров потребительского назначения обеспечено дорогой ценой. Пострадал сам размер потребления, многие россияне не доедают, плохо одеваются, отказывают себе в удовлетворении культурных запросов. Не достигнуто макроэкономическое равновесие на рынке трудовых ресурсов. Безработица окончательно не побеждена. Определенные сдвиги к лучшему есть в финансовой сфере. Обеспечен бездефицитный федеральный бюджет. Это означает, что совокупные расходы государства и субъектов федерации обеспечены доходами, причем доходами настоящими, а не просто напечатанными деньгами. К денежной эмиссии (выпуску дополнительной денежной массы в обращение), не обеспеченной товарным покрытием, наше государство прибегало еще сравнительно недавно для покрытия бюджетного дефицита. Метод хорошо известный в экономике и в экономической истории. Метод тупиковый, провоцирующий инфляцию и навлекающий на граждан тяготы инфляционного налога-самого тяжкого и неотвратимого бремени. Кто из нас не знает, как снижается покупательная способность денег, хотя номинально их в кошельках больше? Это и есть инфляционный налог, официально отсутствующий. Необоснованная денежная эмиссия с ее отрицательными последствиями ушла в прошлое. Но не будем слишком обольщаться. Финансовое равновесие пока неустойчиво и очень зависимо от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей. Равновесных состояний системы может быть много. Изменения внешних условий могут оказаться значительными. Тогда данная экономическая система может перейти из одного состояния устойчивого равновесия в другое. Подобные изменения, очевидно, с необходимостью имеют место на значительных временных интервалах, когда меняется объем производственных факторов, включая трудовые ресурсы, технику, технологию, организацию производства, систему жизненных ценностей и ориентаций. Как потребители благ, так и их (благ) производители стремятся к таким равновесным состояниям, которые позволяют им максимизировать свою полезность при минимальных издержках. Потребитель, оплачивая блага, расходует средства своего ограниченного бюджета. Он намерен каждую денежную единицу использовать оптимальным образом, с максимальной полезностью. Товаропроизводитель, чтобы выпустить продукцию (оказать услуги), должен оплатить на рынках первичные факторы производства, включить оптимальную их комбинацию в производственный процесс, получить по завершении последнего блага и предложить их потребителям. Счёт затрат и результатов товаропроизводитель ведёт в денежной форме. Он заинтересован в получении максимальных выгод в расчёте на единицу своих совокупных издержек. Как видим, в оптимизации хозяйственных решений потребителя и товаропроизводителя есть много общего. Это не случайно. Все участники хозяйственной жизни вынуждены считаться с дефицитностью своих средств. В способах оптимизации хозяйственных решений потребителя и товаропроизводителя имеются и различия. Обратимся теперь к более детальному анализу мотивов поведения первичных субъектов рыночной экономики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.240 (0.015 с.) |