Классификация издержек с учётом фактора времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация издержек с учётом фактора времени.



 

Если мы умеем учитывать фактор времени в экономике, мы умеем много. Временной аспект обязательно применяется к сведению при анализе издержек. Величина текущих издержек корреспондируется с производственной мощностью предприятия. Производственная мощность – это максимально возможный выпуск продукции (объем услуг) при наилучшем использовании всех ресурсов и их сочетании. Нарастить производственную мощность нелегко. Она определяется объемом применяемого основного капитала, техническим уровнем производства. Для увеличения производственной мощности требуются крупные инвестиции, а значит, требуется мобилизация всех финансовых ресурсов и время.

Представим себе, что в развитии железнодорожного транспорта настанет лучшее время. Спрос на его услуги велик и на первых порах удовлетворяется за счет растущей грузонапряженности магистралей. Однако в конце концов эти резервы окажутся исчерпанными. Дальнейшее увеличение объема транспортной работы возможно за счет капитального строительства, а это сложный, даже мучительный процесс, поглощающий ресурсы и время.

Будем называть краткосрочным тот период времени, за который производственные мощности остаются практически фиксированной величиной. Интервал времени в один год вполне подпадает под данное определение.

Стабильность производственных мощностей не исключает изменчивости объема производства (объема работ). Они (производственные мощности) могут быть загружены на 50 %, 70, а при наиболее благоприятной конъюнктуре и на все 100%. Маневр в применении большего или меньшего количества живого труда, сырых материалов, топлива, электроэнергии вполне доступен. Производственные мощности отдельно взятой фирмы относительно малы на фоне совокупных мощностей хозяйственной системы. Фирма найдет на рынках дополнительное количество первичных ресурсов.

Итак, сделаем важный вывод. Краткосрочный период не вмещает расширенного воспроизводства основного капитала, но оказывается достаточным для изменения затрат других ресурсов.

Наш любознательный читатель наверняка уже понял, как трактовать долговременный период. Это период времени, достаточный для изменения объема всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности.

Разделение временных интервалов на краткосрочный и долговременный используется в экономике для управления издержками в динамике. Издержки краткосрочного периода могут быть переменными и постоянными. В долговременном периоде переменны все издержки.

Пора те и другие определить и показать практическое значение классификации.

Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется, точнее меняется мало, в зависимости от изменения объема производства. Постоянные издержки фирма несет всегда, в том числе и в случае прекращения производственной деятельности. Дело в том, что они связаны с самим наличием оборудования, подвижного состава, полезных площадей и т.д.

Так, расходы на содержание железнодорожных вокзалов возникают с необходимостью и независимо от объема перевозок пассажиров или грузов. Величина этих расходов зависит от конструктивных особенностей зданий, времени года, но не от объема транспортной работы. Независимостью от объема перевозок характеризуются и многие другие издержки: амортизация пассивной части основных фондов, на содержание путевого хозяйства, на оплату труда части работников: вспомогательных рабочих, младшего обслуживающего персонала и др.

Постоянные издержки на железнодорожном транспорте велики и оказывают большое влияние на финансовые результаты деятельности.

При улучшении рыночной конъюнктуры и увеличении объема перевозок достигается относительная экономия на постоянных издержках; при ухудшении рыночной конъюнктуры и снижения объема перевозок имеет место, наоборот, относительный перерасход на постоянных издержках.

Приведем доказательства, привлекая условные данные.

Введем условные обозначения:

постоянные издержки – TFC;

объем производства продукции (услуг) – Q;

Средние постоянные издержки – AFC, причем AFC= TFC /Q.

Это издержки в расчете на единицу продукции (услуг), т.е. это удельные издержки с учетом специфики того или иного рода деятельности. Речь может идти о средних издержках в расчете на десять или один приведенный тонно-км пробега грузов или о средних издержках ВУЗа в расчете на одного студента и т.д.

Пусть железная дорога имеет в базисном периоде объем перевозок Q0, равный 10 млрд. приведенных т-км, при величине постоянных издержек0,5 млрд. руб. Требуется определить изменение средних постоянных издержек при увеличении объема перевозок (Q1) до 11 млрд.т-км.

Средние постоянные издержки в базисном периоде определить легко:

AFC0=TFC0 /Q0 = 0,5млрд.руб./10 млрд. руб.= 0,05 руб/т-км

По определению TFC0=const. Следовательно, при увеличении объема перевозок имеем:

AFC1=TFC1 /Q1 =0,5млрд.руб./11 млрд. руб.= 0,045 руб/т-км

Обеспечена относительная экономия на постоянных издержках (DAFC):

DAFC = (0,0045-0,05)/0,05*100= -10%.

Средние постоянные издержки снизились на 10%. Очевидно, что при уменьшении объема перевозок будет иметь место обратный процесс.

Обратимся теперь к другой части общих издержек, к издержкам переменным. Они в основном пропорциональны масштабам деятельности. Увеличение объема производства приводит к пропорциональному росту переменных издержек. Наоборот, сокращение объема производства вызывает пропорциональное снижение переменных издержек.

На транспорте достаточно много подобных издержек. Например, расход топлива или электроэнергии на тягу поездов пропорционален объему перевозок. Здесь, однако, необходимо принять к сведению существенный момент. На транспорте используется интегральный показатель объема перевозок – приведенные тонно-километры.

Объем перевозок в таких единицах может расти как за счет дальности перевозок, так и за счет увеличения массы груза. В первом случае издержки на тягу поездов действительно пропорциональны объему перевозок. При перевозке фиксированной массы груза на 200км, а не на 100км, при прочих равных условиях потребуется вдвое больше топлива. Во втором случае, то есть при увеличении массы груза, расход топлива растет, но не пропорционально массе груза. Зависимость достаточно сложная. Она должна быть объектом специального изучения в каждом конкретном случае. Вообще, зависимость издержек от объема производства сложнее, чем в теоретических моделях. Есть основание делить текущие издержки на условно постоянные и условно переменные, признавая сложный характер анализируемой зависимости.

С этими оговорками отнесем к условно переменным издержкам на транспорте кроме издержек на тягу поездов, также издержки на заработную плату при сдельной форме оплаты труда, впрочем редко используемой здесь в чистом виде.

Вернемся к предыдущему примеру. Пусть существует возможность увеличения объема перевозок железной дороги с Q0=10 млрд. приведенных тонно-километров до Q1=11млрд.. т-км. Переменные издержки в базисном периоде пусть составляют 0,7 млрд. руб. Требуется определить изменение средних переменных издержек.

Обозначим сумму переменных издержек TVC. Средние переменные издержки обозначим AVC, причем:

AVC = TVC/Q;

Средние переменные издержки, как и средние постоянные, определяются на единицу продукции (услуг).

Находим средние переменные издержки в базисном периоде:

AVC0 = TVC 0/Q0 = 0,7/1,1=0,07руб/т-км;

В динамике объем перевозок увеличивается в 1,1 раза (11/10). Предполагаем, что темп роста переменных издержек будет тем же. Тогда:

AVC1 = TVC 1/Q1 = 0,7*1,1/10*1,1=0,07руб/т-км;

Средние переменные издержки не изменились. Ответ ожидаемый, соответствующий содержанию переменных издержек. Таким образом, возможность маневра объемом производства (услуг) не сопровождается (теоретически) относительной экономией или перерасходом на переменных издержках.

А как же изменяются общие издержки?

Обозначим их ТС. Теперь мы знаем, что ТС=TFC+TVC.

Средние общие издержки (ATC) определим следующим образом:

ATC=TC/Q = TFC/Q +TVC/Q = AFC+ AVC.

Когда объем производства растет, средние общие издержки снижаются в меру относительной экономии на издержках постоянных. Наоборот, снижение объема производства вызовет рост средних общих издержек в меру относительного перерасхода на постоянных издержках.

А что произойдет, когда фирма прекратит всякую производственную деятельность? Теоретически переменных издержек фирма нести не будет. Сумма общих издержек сведется к издержкам постоянным:

TC = TFC;

Фирма понесет издержки в размере TFC, так как постоянным издержкам противостоит выручка, равная нулю.

Не показалось ли некоторым нашим юным читателям, что рассуждения об относительной экономии (относительных потерях) оторваны от жизни, имеющей дело с абсолютными результатами? Авторы намерены развеять скептицизм и для этого ставят очередной вопрос, имеющий большое значение для практики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.01 с.)