Семинарское занятие № 4 « фирма – как активный рыночный субъект» ( 2 Ч. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие № 4 « фирма – как активный рыночный субъект» ( 2 Ч. ).



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ.

Предпринимательство - особый вид экономической активности. Фирма - основная хозяйствующая единица предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы хозяйствования.

Издержки и выручка как исходные категории в теории фирмы. Понятие издержек и их виды (постоянные и переменные). Внешние (явные) издержки и внутренние (неявные) издержки. Экономический и бухгалтерский подход к определению затрат. Понятие выручки. Динамика издержек и выручки в условиях изменения объема выпуска фирмы. Общие, средние и предельные издержки фирмы.

Постоянные и переменные факторы производства. Понятие краткосрочного и долгосрочного временных интервалов. Закон убывающей производительности.

Экономическое содержание дохода и прибыли фирмы. Виды прибыли.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1. Фирма – как активный хозяйствующий субъект.

2. Издержки и выручка в структуре фирмы.

3. Динамика производительности факторов производства.

4. Прибыль фирмы как показатель эффективности хозяйственной деятельности.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Фирма. Производственное, коммерческое, финансовое, страховое, посредническое предпринимательство. Товарищества. Общества. Производственные издержки. Постоянные издержки. Переменные издержки. Вмененные издержки. Общие издержки. Средние издержки. Предельные издержки. Выручка. Общая выручка. Средняя выручка. Предельная выручка. Производительность. Закон убывающей производительности. Экономическая прибыль. Бухгалтерская прибыль.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМООЦЕНКИ ЗНАНИЙ.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы.

1. Дайте определение фирмы.

2. Перечислите, какие виды издержек фирмы Вы знаете?

3. В чем различия бухгалтерского и экономического подходов к определению величины издержек?

4. Что относят к «явным» затратам фирмы, а что к «неявным»?

5. Что представляют собой вмененные издержки фирмы?

6. Чем отличаются таки показатели как выручка и прибыль фирмы?

7. Если производительность факторов производства растет, как ведут себя предельные издержки и предельная выручка?

8. В чем сущность закона убывающей производительности факторов производства?

9. Какой из видов издержек (выручки) является показателем конкурентоспособности фирмы?

10. Назовите условие максимизации прибыли фирмы.

 

П р о е к т н ы е з а д а н и я.

 

1. Фирма расширяет производство с 80 ед. на 10 %. При этом совокупные издержки вырастают с 640 до 700 руб. Чему равны предельные издержки фирмы.

2. При каком условии фирма, стремящаяся к увеличению прибыли расширяет объем выпуска?

3. Вы решили организовать фирму-ателье по индивидуальному пошиву женской одежды. Аренда помещения по предварительным подсчетам составляет 1 млн. руб в год. Коммунальные платежи – 600 тыс. руб. Оплата труда шести наемных работников – 20 млн. в год., предполагаемый предпринимательский доход – 30 млн. руб. в год. Рыночная цена одной коллекции женской одежды – 3 млн. руб. Предполагаемая производительность одного работника – 30 женских костюмов в год. Чему равна расчетная бухгалтерская прибыль?

4. Общие издержки месячного производства холодильников липецкой фирмы «Веко» оцениваются в 10 млн. руб.. Объем производства – 20 шт. в месяц. Постоянные издержки фирмы в месяц равны 30000 руб. Рассчитайте переменные, средние издержки фирмы.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ.

1. Современная экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 2004.

2. Современная экономика. Материалы к семинарским занятиям./ Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 1999.

3. Чеканский Н., Фролова Н. Теория спроса, предложения и рыночных структур. – М.: ТЕИС, 1999.

4. Экономическая школа. Научно-популярный журнал. Выпуск 2. – М.: Экономическая школа, 1992.

5. Ивашковский И. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000.

6. Микроэкономика. Учебное пособие. / Под ред. Яковлевой Е. – М.:Акалис, 1998.

7. Сажина М., Чибриков Г. Экономическая теория. – М., 1999.

8. Экономика. / По ред. Булатова А. – М.: Изд-во БЕК, 1994.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 «КОНКУРЕНЦИЯ И РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ» (2 ч.).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ.

Понятие рыночной конкуренции. Обеспечение конкурентности фирмы. Характерные признаки рынка совершенной конкуренции. Способы увеличение прибыли фирмы – совершенного конкурента. Функции конкурентного механизма в рыночной экономике. Предложение совершенной конкурентной фирмы и отрасли.

Понятие «рыночная власть». Пути установления рыночной власти производителя. Абсолютная (чистая) монополия. Стратегия поведения на рынке фирмы монополиста. Общественная эффективность естественной монополии. Олигополия. Конкурентная и неконкурентная модель поведения фирм олигополистов. Тайный сговор фирм олигополистов и формы его реализации. Монополистическая конкуренция. Особенность формирования цены монополистического конкурента.

Цели и задачи антимонопольной политики государства. Инструменты антимонопольного регулирования.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1. Эффективность конкурентных рынков.

2. Рынок монополии. Рыночная власть производителя.

3. Рынок олигополии.

4. Рынок монополистической конкуренции.

5. Сущность и содержание антимонопольной политики государства.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Рыночная конкуренция. Рынок совершенной конкуренции. Входные барьеры. Однородный (дифференцированный) товар. Рыночная власть. Рынок чистой монополии. Монопольная рента. Естественная монополия. Рынок олигополии. Картельное соглашение. Лидерство в ценах. Рынок монополистической конкуренции. Антимонопольная политика. Переплетающиеся директораты. Слияние фирм. Ценовая дискриминация. Исключительные контракты.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМООЦЕНКИ ЗНАНИЙ.

 

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы.

1. Что характеризует степень конкурентности рынка?

2. Как производитель обеспечивает свою конкурентоспособность на рынке совершенной конкуренции?

3. Почему конкурентная организация рынка самая эффективная?

4. Какими признаками должен обладать рынок, чтобы называться конкурентным?

5. Какие рынки несовершенной конкуренции вы знаете?

6. Как реализуется рыночная власть производителя?

7. В чем состоит экономический смысл существования монополии?

8. Чем отличается естественная монополия от других монополизированных форм производства?

9. Что представляет собой «картельное соглашение» («лидерство в ценах»?

10. От чего зависит модель поведения фирм-олигополистов?

11. Чем характеризуется рынок мононополистической конкуренции?

12. От чего зависит увеличение спроса на продукцию фирмы монополистического конкурента?

 

П р о е к т н ы е з а д а н и я.

1. Заполните недостающие характеристики рынка монополии:

- фирма является ___________ продавцом;

- фирма производит ___________ продукцию;

- _____________ проникновение в отрасль.

2. Какую модель рынка представляют следующие отрасли:

- пошив модной одежды;

- сотовая связь;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- космическая промышленность;

- сельскохозяйственная техника;

- изготовление мебели;

- табачная промышленность.

3. Охарактеризуйте два типа стратегии поведения фирмы-олигополиста.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ.

1. Современная экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 2003.

2.Основы теории современной экономики. Двадцать пять лекций. – Ростов-на-Дону, 2000.

3. Современная экономика. Конспект лекций./ Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 2004.

4. Современная экономика. Материалы к семинарским занятиям./ Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 1999.

5. Основы экономической теории./ Под ред. Камаева В. – М.:Изд-во МГТУ им Баумана Н., 1996.

6. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории. / Под ред. Камаева В. – М.: Владос, 1998.

7. Рыночная экономика. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Деловая жизнь», 1996.

8. Долан, Эдвин Дж., Линдсей, Дэйвид Е. Рынок: микроэкономическая модель. – М.: Туран, 1996.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6. «ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ДОХОДОВ» (2 ч.).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ.

Рыночный принцип формирования доходов. Характеристика рыночного дохода и его виды (номинальный и реальный). Формы рыночных доходов.

"Функциональное" и "вертикальное" распределение доходов. Дифференциация рыночных доходов и проблема её измерения. Измерение фактического распределения доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни. Закон Парето.

Структура рыночного дохода. Потребление и сбережение. Цели и формы сбережения. Значение процентной ставки как регулятора объема сбережений. Потребительские расходы семейного бюджета и их основные направления.

Необходимость и сущность перераспределения доходов. Прямые и косвенные методы регулирования доходов. "Справедливость" рыночного формирования и распределения доходов. Уровень жизни и его измерение.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1. Рыночный доход, его виды и формы.

2. Распределение рыночных доходов.

3. Дифференциация рыночных доходов. Проблемы её измерения.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Доход. Рыночный доход. Заработная плата. Прибыль. Рента. Дивиденд. Процент. Арендная плата. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни. Закон Парето. Потребление. Сбере­жение. Номинальный доход. Реальный доход. Страховые сбережения. Защитные сбережения. Спекулятивные сбережения. Индексация дохода. Обязательный минимум заработной платы. Инфляционная спираль "цена-зарплата".

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМООЦЕНКИ ЗНАНИЙ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.027 с.)