Учебно - методические указания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно - методические указания



ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

 

 

Ростов-на-Дону

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. ПО ТЕМЕ: «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА». (2 ч.)

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ.

Производство - материальная основа экономики. «Производство» и «общественное производство». Основные тенденции развития производства: индивидуализация и обобществление. Процесс разделения труда. Интенсивный и экстенсивный типы развития производства. Ресурсы и факторы производства. Взаимодействие факторов производства. Производство и потребление. Цикличность экономического развития. Результаты общественного производства.

Сущность экономической организации производства. Эффективность как обьективный и главный критерий целесообразности производственной деятельности. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1. Источники и результаты производства.

2. Проблема ограниченности ресурсов и оптимальный выбор.

3. Модель кривой производственных возможностей.

4. Критерий эффективности организации производства.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Производство. Общественное производство. Разделение труда. Индивидуализация. Обобществление. Интенсивное производство. Экстенсивное производство. Концентрация. Деконцентрация. Вертикальная интеграция. Вертикальная дезинтеграция. Диверсификация. Продукт. Товар. Абсолютная ограниченность ресурсов. Относительная ограниченность ресурсов. КПВ. Альтернативные издержки. Альтернативная стоимость.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМООЦЕНКИ ЗНАНИЙ.

 

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы.

1. Назовите два типа развития производства.

2. Чем ресурсы производства отличаются от факторов производства?

3. Перечислите виды факторных доходов.

4. Какие ресурсы являются базовыми, а какие производными?

5. Охарактеризуйте условия эффективности организации производства.

6. Что показывает кривая производственных возможностей?

7. Что такое альтернативные издержки и в чем они выражаются?

8. Как изменяются альтернативные издержки при увеличении объема выпуска одного из товаров?

 

П р о е к т н ы е з а д а н и я.

1. Студент учится в университете и получает стипендию 300 руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом и получать 1000 руб. Рассчитайте его альтернативные затраты на обучение в университете.

2. Пусть Иванов затрачивает 1 ч. на производство табуретки и 2 ч. на производство стола, а Петров – 2 ч. на производство табуретки и 1 ч. на производство стола. А. Определите как выглядит кривая производственных возможностей их совместного труда в течение одного рабочего дня? В. Как изменится кривая производственных возможностей, если Иванов освоит технологию Петрова в производстве столов? С. Каковы альтернативные издержки производства первого стола, изготовленного суммарными усилиями по технологии Петрова?

3. Две гипотетические страны «Альфа» и «Бета» с равными прозводственными возможностями по разному реализуют свой производственный потенциал. Страна «Альфа» направляет большую часть ресурсов в отрасль производства средств производства, страна «Вета» - в отрасль производства средств потребления. Как изменятся производственные возможности двух стран через 10 лет?

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ.

1. Современная экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 2003.

2.Основы теории современной экономики. Двадцать пять лекций. – Ростов-на-Дону, 2000.

3. Современная экономика. Конспект лекций./ Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 2004.

4. Современная экономика. Материалы к семинарским занятиям./ Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 1999.

5. Основы экономической теории./ Под ред. Камаева В. – М.:Изд-во МГТУ им Баумана Н., 1996.

6. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории. / Под ред. Камаева В. – М.: Владос, 1998.

7. Макконелл К., Брю С. Экономикс. – М.: ИНФРА-М, 2001.

8. Ивашковский И. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000.

9. Нуреев Р. Микроэкономика. – М.: ИНФРА-М, 2002.

10. Носова С. Экономическая теория. – М.:Владос, 1999.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 «СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ В МЕХАНИЗМЕ РЫНКА» (4 Ч.)

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ.

Рынок как механизм взаимодействия продавцов и покупателей. Спрос. Закон спроса "Сам" спрос и величина спроса. Построение кривой спроса. Индивидуальный спрос и рыночный спрос. Инфляция и закон спроса. Предложение. Закон предложения. Факторы предложения. «Само» предложение и величина предложения. Построение кривой предложения. Ценовая эластичность спроса. Факторы ценовой эластичности спроса. Влияние эластичности на динамику величины спроса как фактора изменения цен. Эластичность предложения.

Механизм взаимодействия спроса и предложения. Сущность "равновесной цены". Влияние изменения рыночной конъюнктуры на динамику равновесной цены. Неравновесные ситуации на рынке. Административное регулирование рыночной цены.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 1.

1. Спрос в механизме рынка.

2. Предложение в механизме рынка.

3. Эластичность спроса и предложения.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 2.

1. Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие.

2. Неравновесные ситуации на рынке.

3. Административное регулирование рыночной цены и его последствия.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Рыночная экономика. Рынок. Потребность. Спрос. Закон спроса. "Сам" спрос. Величина спроса. Субститут. Компли­ментарное благо. Предложение. Закон предложения. Величина предложения. "Само" пред­ложение. Эластичность. Ценовая эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене. Ценовая эла­стичность предложения. Цена спроса. Цена предложения. Равновесная цена. Рыночная конъюнктура. Дефицит. Перепроизводство.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМООЦЕНКИ ЗНАНИЙ.

 

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы.

1. В чем отличие "рыночного хозяйства" от "административной экономики"?

2. Охарактеризуйте понятия "спрос" и "потребность".

3. Что представляют собой "парадоксы" закона спроса.

4. Какие факторы влияют на изменение "самого" спроса и изменение "величины" спроса?

5. Каким образом инфляция влияет на действие закона спроса?

6. Дайте определения закону спроса и закону предложения.

7. Что характеризует "эластичность спроса по цене"?

8. Какие факторы влияют на ценовую эластичность спроса?

9. Почему самая высокая цена назначается на рынке с наименьшей эластичностью спроса?

1 О. От чего зависит динамика предложения?

11. Что такое "рыночная конъюнктура"?

12. Как рассчитывается коэффициент ценовой эластичности спроса?

13. Что понимается под рыночным равновесием?

14. Что такое "цена спроса" и " цена предложения"?

15. Каковы причины возникновения "дефицита" и "перепроизводства"?

П р о е к т н ы е з а д а н и я.

 

1. Нарисуйте кривую спроса и покажите на графике изменение «самого» спроса и величины спроса.

2. Начертите график с произвольной кривой предложения российских самолетов. Как изменится ситуация на графике, если понизятся цены на самолеты иностранных фирм-конкурентов?

3. Предположим, правительство, пытаясь поддержать цены на сельхозпродукцию на высоком уровне, вводит премирование фермеров за сокращение посевных площадей. Как это повлияет на положение кривой спроса и кривой предложения сельскохозяйственных продуктов?

4. На рынке канцелярских товаров произошло повышение цены шариковой ручки с 5 руб. до 6 руб. При этом объем спроса сократился с 9 млн. шт. ручек в год до 7 млн. шт. Определите коэффициент и характер эластичности спроса на шариковые ручки.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ.

1. Современная экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 2003.

2. Современная экономика. Конспект лекций./ Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 2004.

3. Современная экономика. Материалы к семинарским занятиям./ Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 1999.

4. Основы рыночной экономики. / Под ред. Катаева В. – М., 1993.

5. Хейне П. Экономический образ мышления. – М., 1995.

6. Ивашковский И. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000.

7. Самуэльсон П. Экономика. 1 Т. – М., 2000.

8. Курс экономической теории. / Под ред. Чепурина Н. - М., 1997.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 «НАЧАЛА ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ» (2 ч.).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Потребитель - главный субъект рынка. Суверенитет потребителя и свобода его выбора. Критерий рациональности потребительского поведения. Индивидуализация предпочтений и максимизация удовлетворения полезности при ограниченном доходе.

Количественная теория полезности. Общая и предельная полезность. Ценность блага, полезность и спрос. Закон убывающей предельной полезности. Порядковая теория полезности. Кривые безразличия. Система предпочтений потребителя. Бюджетная линия. Система допустимых возможностей потребителя.

Потребительское равновесие. Условие максимизации общей полезности при ограниченном доходе. Излишек потребителя.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1. Суверенитет потребителя. Критерий рациональности поведения потребителя.

2. Количественная теория полезности. Общая и предельная полезность.

3. Порядковая теория полезности. Кривые безразличия.

4. Потребительское равновесие. Излишек потребителя.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Потребитель. "Суверенитет потребителя". "Свобода потребительского выбора". Рациональность потребителя. Полезность. Общая полезность. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Кардинализм. Ординализм. "Эффект замещения". "Эффект до­хода". Нормальный товар. Товар "низкого качества". "Товар Гиффена". Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Карта кривых безразличия. Бюджетная линия. Излишек потребителя.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМООЦЕНКИ ЗНАНИЙ.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы.

1. В чем проявляется "суверенитет потребителя "?

2. Каковы последствия ограничения свободы потребительского выбора?

3. Как Вы понимаете, рациональность в поведении потребителя?

4. Что такое "полезность"?

5. Как изменяется общая полезность с увеличением количества потребительских благ; предельная полезность?

6. Сформулируйте закон убывающей предельной полезности.

7. Каков смысл "потребительского равновесия" на рынке?

8. В чем отличие кардиналистского подхода от ординалистского в теории потребительского поведения?

9. В чем суть "эффекта замещения"? Приведите примеры.

10. Опишите" эффект дохода".

11. Приведите примеры "товаров низкого качества" и "товаров Гиффена".

12. Каков экономический смысл "карты кривых безразличия"?

13. Перечислите и докажите свойства кривых безразличия.

14. Что такое "излишек потребителя"?

15. Сформулируйте условие максимизации общей полезности.

 

П р о е к т н ы е з а д а н и я.

 

1. Предположим, в студенческой столовой на обед студент покупает три бутерброда. Максимальной ценностью для студента будет обладать первый, средний или последний съеденный бутерброд.

2. Нарисуйте карту безразличия и охарактеризуйте её содержание. Что она показывает?

3. Нарисуйте бюджетную линию и, покажите, как она изменится, если: А) увеличится доход потребителя; В) увеличится цена одного из двух товаров, входящих в данный набор благ.

4. Доход семьи Светловых равен 10000 руб. Каждый месяц они приобретают набор благ, состоящий из двух товаров «А» и «В». Цена товара А – 50 руб., цена товара В – 100 руб. Нарисуйте бюджетную линию семьи Светловых. Как изменится её положение, если цена товара В вырастет вдвое.

5. Постройте модель потребительского равновесия. Покажите набор благ: А) обладающий для потребителя максимальной полезностью; В) обладающий максимальной полезностью и соответствующий его бюджетному ограничению.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ.

1. Современная экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 2003.

2.Основы теории современной экономики. Двадцать пять лекций. – Ростов-на-Дону, 2000.

3. Современная экономика. Материалы к семинарским занятиям./ Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 1999.

4. Основы рыночной экономики. / Под ред. Катаева В. – М., 1993.

5. Нуреев Р. Микроэкономика. – М.:ИНФРА-М, 2002.

6. Чеканский Н., Фролова Н. Теория спроса, предложения и рыночных структур. – М.: ТЕИС, 1999.

7. Экономическая школа. Научно-популярный журнал. Выпуск 2. – М.: Экономическая школа, 1992.

8. Основы экономической теории./ Под ред. Камаева В. – М.:Изд-во МГТУ им Баумана Н., 1996.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.32 (0.033 с.)