Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектные задания. Модели макроравновесной динамики

Поиск

 

1. Как Вы думаете, в каком случае общество понесет большие потери при 3 %-й безработице, когда незанятые остаются без работы 1 год или при 6 %-й безработице, когда незанятые остаются без работы в среднем 6 мес.

2. Каким должен быть экономический рост, чтобы сократить фактическую безработицу с 8 до 6 % в течение одного года (при условии, что число Оукена составляет 2,5).

3. В таблице приведены данные, характеризующие объемы фактического и потенциального ВВП (млрд.дол.)

Год Потенциальный ВВП Фактический ВВП
     
     
    3712,5

Рассчитайте по данным, относящимся к 1999 г.

А) разницу между фактическим и потенциальным объемом ВВП;

Б) используя закон Оукена, определите уровень безработицы в 1996 г.

В) какой объем продукции был потерян из-за безработицы в 1996 г.

4. Темпы инфляции составляют 100 % в год. Каковы будут последствия инфляции для следующих лиц:

а) служащий, имеющий постоянный доход;

б) кредитор, предоставивший заем сроком на 1 год под 75 % годовых;

в) заемщик, взявший заем под 75 % годовых;

г) пенсионер, пенсия которого индексируется ежеквартально на 20 %;

д) квартиросъемщик, если плата за квартиру при этом увеличивается на 75 % за год.

5. Если индекс цен в прошлом году составил 110, а в этом году 121, то каковы темпы инфляции в этом году? Сколько времени потребуется для того, чтобы цены удвоились, если инфляция сохранится на уровне 5 %.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ.

1. Агапова Т., Серегина С. Макроэкономика. – М., 1997.

2. Макроэкономика. Учеб. Пособие. / Под ред. Яковлевой Е. – СПб, 1997.

3. Мэнкью Н. Принципы экономикс. – СПб, 1999.

4. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. – М., 1997 г.

5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 1995 г.

6. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. / Под ред. Грязновой А., Чечелевой Т. – М., 1998.

7. Казаков А., Минаев Н. Экономика. – М., 1996.

8. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. – М., 2000 г.

9. Микро- и макроэкономика. Практикум. / Под ред. Огибина Ю. – СПб, 1997.

10. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории. / Под ред. Камаева В. – М.: Владос, 1998.

 

ТЕМА «МОДЕЛИ МАКРОРАВНОВЕСНОЙ ДИНАМИКИ» (2 ч.).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ.

«Макроэкономическое равновесие». Совокупный спрос и совокупное предложение. Значение и роль макроэкономических моделей в экономической теории и практики. Основные модели макроравновесной динамики рыночной экономики: классическая, кейнсианская и монетаристская

Классическая модель равновесной динамики. «Закон Сэя». Основное (классическое) условие макроэкономического равновесия. Встроенные стабилизаторы и их роль в саморегулировании макрорынка. Роль денежного рынка в достижении равновесия на макроуровне. Классическая макроэкономика – экономика полной занятости.

Кейнсианская модель макроравновесной динамики. Приоритет совокупного спроса. Два варианта несовпадения реального и потенциального ВНП. ­Инфляционный и рецессионный разрывы между совокупным спросом и совокупным предложением. Фискальные инструменты воздействия на совокупный спрос. Инвестиции – главный фактор экономического роста. «Эффект мультипликатора». Достижение и недостатки кейнсианской модели макроравновесия.

Монетаристская модель равновесной динамики. Стагфляция – как проявление экономического кризиса. Кривая Филлипса. Значение денежных инструментов в экономической политике. Политика сдерживания. Проблемы монетаристского подхода к анализу макрорынка. Монетарное правило М. Фридмена.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1. Совокупный спрос и совокупное предложение.

2. Классическая модель макроравновесной динамики.

3. Кейнсианская модель макроравновесной динамики.

4. Монетаристская модель макроравновесной динамики.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Совокупный спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. Встроенные стабилизаторы. Инвестиции. Сбережения. Ставка процента. Уровень цен. Валовый национальный продукт (ВНП). Реальный сектор. Денежный сектор. Ликвидность. Предпочтение ликвидности. Эффективный спрос. Предельная склонность к потреблению. Предельная склонность к сбережению. Мультипликатор. Акселератор. Политика экспансии. Политика сдерживания. Монетарное правило.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМООЦЕНКИ ЗНАНИЙ.

 

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы.

1. Что такое совокупный спрос? Перечислите компоненты совокупного спроса.

2. Назовите основные детерминанты совокупного предложения.

3. Сформулируйте проблему макроэкономического равновесия.

4. Какое положение является исходным в классической модели макроэкономического равновесия?

5. Какой закон лежит в основе классической модели макроэкономики?

6. Охарактеризуйте классическую модель взаимодействия инвестиций и сбережений.

7. В чем принципиальное различие классической и кейнсианской модели макроэкономического равновесия?

8. Какой фактор оказывает влияние на инвестиционный спрос в кейнсианской теории?

9. На несовпадении каких двух показателей построена кейнсианская модель макроравновесия?

10. Что означает рецессионный разрыв в макроэкономике; инфляционный?

11. Какую роль играют деньги в кейнсианской модели?

12. Дайте определение мультипликатору. От чего зависит величина мультипликатора в кейнсианской теории?

13. В чем сущность и значение принципа «предпочтения ликвидности»?

14. Назовите основные черты монетаристской модели макроэкономического равновесия?

15. В чем сущность политики сдерживания в монетаристской концепции?

 

П р о е к т н ы е з а д а н и я.

1. Пользуясь приведенной выше таблицей, ответьте на следующие вопросы:

 

Возможные уровни занятости (в млн. чел.) Реальный объем производства (в млрд. руб.) Совокупные расходы (в млрд. руб.)
     
     
     
     
     

А) Возможен ли разрыв в экономике, если да, то какой, где полная занятость составляет 110 млн. чел.? Каковы последствия такого разрыва? Насколько должны измениться расходы в экономике при любом уровне ВВП, чтобы устранить этот разрыв.

Б) Какой разрыв наблюдается в экономике, если объем производства при полной занятости составляет 800 млрд. руб. Объясните последствия такого разрыва. Насколько должны измениться расходы в экономике при любом уровне ВВП, чтобы устранить этот разрыв.

В) Какова величина ПСП, ПСС и мультипликатора?

2. Заполните следующую таблицу:

 

Уровень производства и дохода (ВВП= РД) Потребление Сбережения ПСС ПСП
    -5    
         
         
         
         
         
         
         
         

 

3. Если потребители из каждой дополнительной единицы дохода сберегают 25 %, то чему будет равен мультипликатор.

4. Нарисуйте совокупного предложения в трех вариантах: классическую, кейнсианскую, монетаристскую.

5. Россия длительное время осуществляла значительные закупки зерна и мяса за рубежом. Макроэкономическое равновесие в экономике устанавливалось благодаря импорту сельскохозяйственных продуктов. Что произойдет с соотношением совокупного спроса и совокупного предложения на сельскохозяйственные продукты, если страна откажется от импорта этой продукции? Как это скажется на уровне цен и уровне потребления?

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ.

1. Современная экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 2004.

2. Введение в макроэкономику. / Под ред. Суворова Б. – М., 1997.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М., 2001.

4. Долан Э. Макроэкономика. – М., 1993.

5. Хейне П. Экономический образ мышления. – М, 1993.

6. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. – М., 2000.

7. Мэнкью Н. Макроэкономика. – М., 1995.

8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 1995.

9. Сажина М., Чибриков Г. Экономическая теория. – М., 1998.

10. Микро- и макроэкономика. Практикум. / Под ред. Огибина Ю. – СПб, 1997.

 

 

ТЕМА «РЫНОК ДЕНЕГ. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА»

(2 ч.).

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ.

Понятие и сущность денег. Функции и виды денег. Денежная масса и денежные агрегаты. Формирование спроса на деньги. Операционный и спекулятивный спрос на деньги. Формирование предложения денег. Банковский мультипликатор. Краткосрочное и долгосрочное макроэкономическое равновесие на денежном рынке.

Сущность и содержание денежно-кредитной политики государства. Основные задачи денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика «дорогих» и политика «дешевых» денег.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1. Природа и сущность денег. Виды денежных средств.

2. Структура денежной массы. Денежные агрегаты.

3. Формирование спроса и предложения денег.

4. Кредитно-денежная политика государства.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Банковская система. Деньги. Товарные деньги. Символические деньги. Кредитные деньги. Электронные деньги. Денежная масса. Денежные агрегаты. Денежная база. Квази-деньги. Банковский мультипликатор. Наличные деньги. Долговые деньги. Депозиты (чековые, бесчековые). Денежный спрос (операционный, спекулятивный). Денежное предложение. Денежное равновесие. Избыточные резервы. Нейтральность денег. Норма резервирования. Операции на открытом рынке. Учетная ставка. Политика «дорогих» денег. Политика «дешевых» денег. Фидуциарная эмиссия.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМООЦЕНКИ ЗНАНИЙ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.96 (0.008 с.)