Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая теория состоит из микроэкономики и макроэкономики.

Поиск

Предмет и метод экономики

Слово «экономика» происходит от греческого oikonomia – управление домашним хозяйством. Однако в современном языке оно более многозначно и имеет по меньшей мере три основных значения.

Во-первых, экономика – это совокупность отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей. По характеру этих отношений, по формам и методам ведения хозяйства различают, например, экономику рыночную и административно-командную, традиционную и смешанную.

Во-вторых, экономика – это хозяйство отдельного региона, страны, группы стран, всего мира.

В третьих, экономикой называют научную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни общества.

На основе этих трех значений можно предложить и наиболее общее определение экономики.

Экономическая теория изучает поведение людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Функции:

1) Познавательная – через статистические данные, анализ конкретных ситуаций, познает те или иные экономические процессы;

2) Методологическая – разрабатывает методики обработки и анализа наблюдаемых экономических явлений, формирует экономические законы;

3) Практическая – внедряет разработанные методики в экономическую практику.

 

Экономическая теория состоит из микроэкономики и макроэкономики.

Микроэкономика исследует деятельность отдельных экономических субъектов домохозяйств, фирм.

a) исследует поведение фирм, домохозяйств в рыночной системе;

b) исследует воздействие государства на фирмы, домохозяйства;

c) изучение конъюктуры и факторов определяющих её на частных рынках;

d) исследование интересов индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение.

 

Макроэкономика исследует экономику как единое целое в системе, комплексе всех её проблем на уровне народного хозяйства.

Предметом макроэкономики является: занятость, безработица, общая динамика цен, динамика национального дохода и расходов и т.д.

Методы:

1) Метод научной абстракции – он заключается в определении постоянных типичных характерных черт, с помощью этого метода формируется научные категории и строятся экономические модели;

2) Функциональный анализ – в экономической жизни явление органически связаны между собой и образуют функциональные зависимости;

3) Индукция – это движение мысли от частных к общим умозаключениям;

4) Дедукция – движение мышления от общих положений частным определением;

5) Позитивный анализ – исследуют взаимосвязи экономических явлений как они есть;

6) Нормативный анализ – основан на исследование того как должно быть, при этом выносятся оценки справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо;

7) Экономика математического регулирования – она позволяет по формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, а так же делает возможным прогнозирование экономических процессов;

8) Экономические эксперименты (экономические эксперименты необходимы и недостаток их в необходимости предсказать результаты).

 

 

Основные этапы развития ЭТ

Меркантилизм

( от итал. Мерканте – торговец. 16 -17 века ). Представители Ж.-Б. Кольбер, Т. Ман, А. Монкретьен. (Богатство нации – золото. Источником богатства служит торговля. Отсюда практические рекомендации: ввозить в страну меньше товаров, а вывозить больше, тогда в страну будет поступать золото. Государство должно поощрять развитие производства.).

Физиократы

( от греч. Физис – природа и кратос- власть, т.е. власть природы. 18 век ). Представители (Ф.Кенж, А.Тюрго). (Источник богатства нации с/х производство. Именно в с/х создается тот дополнительный продукт (превышение произведенного продукта над потребленным), за счёт которого и образуется богатство нации. Вывод: промышленность – «бесплодная сфера», т.к. только перерабатывает продукты земледелия.)

Английская классическая политэкономия ( 17 – 18 века ).

Представители У. Петти, А.Смитт «Исследование о причине и природе богатства народов»1776 год, Д.Дикардо. Источник богатства общество – труд в сфере материального производства, результаты которого (произведенные товары) и составляют богатства нации. Рынок и конкуренция без вмешательства государства создают наиболее благоприятные условия для развития производства. В условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но направляемые «невидимой рукой» А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов.

 

 

Марксистская политэкономия (середина 19 века).

Представители К. Маркс («Капитал», 1886г), Ф. Энгельс. Продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции, ликвидации частной собственности и замены ее общественной. Рынок следует заменить планом; всей экономической жизнью общества должно руководить государство.

Маржинализм ( от лат марго – край, предел 19 век ).

Представители: У.Джевонс, К.Менгер, Л.Вальрас, Е.Бем –Баверк. Предмет изучения экономической теории поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хоз. отношения. Последние руководствуются в своей деятельности прежде всего, собственными, субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности. Маржиналисты ввели в практику экономического анализа концепцию предельных величин, широко используемую в современных экономических теориях.

Неоклассическое направление (конец 19 века).

Представители А. Маршалл «Принципы экономической науки»,1890 г. Развивая идеи маржиналистов, А. Маршалл разработал современную теорию рынка. Он проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение, в частности, влияние фактора времени на рыночное равновесие и др.

Кейнсианство (20 век).

Представители Дж.М.Кейнс («Общая теория занятости,прцента и денег»,1936 г.). Такие негативные явления, как кризисы, инфляция, безработица, монополизация, внутренне присущи рынку и хотя рыночный механизм может самостоятельно справиться с этими явлениями, потери общества при этом могут быть очень велики. Чтобы их минимизировать, необходимо государственное вмешательство. Дж. М. Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым теорию смешанной экономики.

Монетаризм (20 век).

Представители М. Фридмен («Количественная теория денег», 1956 г.). Между темпами развития экономики и динамикой количества денег в обращении существует определенная связь. Следовательно, можно регулировать ход экономических процессов, изменяя количество денег в обращении, выпуск которых является прерогативой государства. Государство может влиять на темпы экономического развития, безработицу, уровень цен, регулируя количество денег в обращении.

 

 

Рыночный спрос и его факторы

 

Спрос — форма проявления потребностей населения, обеспеченная денежным эквивалентом.

Рыночный спрос представляет собой совокупность всех индивидуальных спросов на данном рынке, или спрос, предъявляемый на товар всеми покупателями (потребителями).

По характеру воздействия на спрос факторы могут быть=

· общими (уровень доходов, численность населения, цены на товары)

· специфическими (жилищное строительство, электрификация быта, численность молодежи, пенсионеров, детей, степень развития туризма и т.п.).

По возможности измерения спроса факторы бывают =

· поддающимися количественной оценке

· и не поддающимися (мода, предпочтения, привычки и др.).

 

Закон спроса — это выражение обратной зависимости величины спроса на определенный товар от уровня цен на него (при прочих равных условиях).

 

 

Подробнее

1. Сущность закона. При увеличении использования факторов растет общий объем производства. Однако, если ряд факторов задействован полностью и на их фоне увеличивается лишь один переменный фактор, то рано или поздно наступает момент, когда, несмотря на увеличение переменного фактора, общий объем производства не только не растет, а даже снижается.

Закон гласит: увеличение переменного фактора при фиксированных значениях остальных и неизменности технологии в конечном счете приводит к снижению его производительности.

2. Действие закона. Закон убывающей предельной производительности, как и другие законы, действует в виде общей тенденции и проявляется только при неизменности применяемой технологии и в короткий отрезок времени.

Для того чтобы проиллюстрировать действие закона убывающей предельной производительности, следует ввести понятия:

– общий продукт – производство продукта с помощью ряда факторов, один из которых является переменным, а остальные – постоянными;

– средний продукт – результат деления общего продукта на величину переменного фактора;

– предельный продукт – приращение общего продукта за счет приращения переменного фактора.

Если переменный фактор будет приращиваться непрерывно бесконечно малыми величинами, то его производительность будет выражаться в динамике предельного продукта, и мы сможем отследить ее на графике (рис. 15.1).

Рис. 15.1. Действие закона убывающей предельной производительности

(О графике)

 

Построим график, где основная линия ОАВСВ – динамика общего продукта:

1. Разделим кривую общего продукта на несколько отрезков: ОВ, ВС, СD.

2. На отрезке ОВ произвольно возьмем точку А, в которой общий продукт (ОМ) равен переменному фактору (ОР).

3. Соединим точки О и А – получим ОА. Отношение АР к ОР – средний продукт.

4. Проведем касательную к точке А. Ось переменного фактора она пересечет в точке N. Сформируется A APN, где NP – предельный продукт.

На всем отрезке ОВ средний продукт растет медленнее предельного. Следовательно, имеется возрастающая отдача от переменного фактора и закон убывающей предельной производительности своего действия не проявляет.

На отрезке ВС рост предельного продукта сокращается на фоне продолжающегося роста среднего продукта. В точке С предельный и средний продукт равны друг другу и оба равны. Таким образом, начал проявляться закон убывающей предельной производительности.

На отрезке СD средний и предельный продукты сокращаются, причем предельный – быстрее среднего. Общий продукт при этом продолжает расти. Здесь действие закона проявляется в полной мере.

За точкой D, несмотря на рост переменного фактора, начинается абсолютное сокращение даже общего продукта. Трудно найти предпринимателя, который бы не почувствовал действие закона за пределами этой точки.

 

 

Издержки производства

 

— это расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Для предприятия (фирмы) они выступают как оплата приобретенных факторов производства. Такого рода расходы покрывают оплату материалов (сырья, топлива, электроэнергии), заработную плату работников, амортизацию, расходы, связанные с управлением производством. При продаже товара предприниматель получает денежную выручку. Одна часть ее компенсирует издержки производства (т.е. затраты денег, связанные с производством товара), другая дает прибыль, то, ради чего организуется производство. Это значит, что издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли. Таким образом, издержки производства — это затраты на производство данной готовой продукции, в отличие от единовременных затрат, связанных с авансированием капитала, который нужен для первоначальной организации производственного процесса.

Издержки в коротком периоде

Краткосрочный период - это период времени слишком короткий для изменения производственных мощностей, но достаточно для того чтобы изменить интенсивность использования этих мощностей. Производственные мощности остаются неизменными в краткосрочном периоде, а объем выпуска может изменяться путем изменения количества рабочей силы, сырья, и других ресурсов применяемых на этих мощностях. Издержки производства какого- либо продукта зависят не только от цен на ресурсы, но и от технологий - от количества ресурсов, которое необходимо для производства.

Для определения степени влияния каждого вида ресурсов на динамику выпуска продукции используется анализ производственной функции во временных периодах. Основной критерий выделения временных периодов – скорость, с которой вовлекаемые в производство ресурсы могут менять свой количественный и качественный состав. Выделяют мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды.

В мгновенном периоде все издержки постоянны, поскольку продукт выпущен на рынок и поэтому уже нельзя изменить ни объем его производства, ни его издержки.

В краткосрочном периоде наблюдается деление издержек на постоянные и переменные. К переменным издержкам в краткосрочном периоде относятся денежные затраты на покупку сырья, материалов, затраты на оплату труда рабочих и т. п. К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относятся: затраты на оплату труда аппарата управления, арендная плата, амортизация основных средств.

В долгосрочном периоде фирма имеет возможность закупать не только большее количество сырья, материалов или увеличивать количество рабочих мест на предприятии, но и осуществлять капиталовложения. Поэтому считается, что в длительном периоде все издержки являются переменными.

Рассмотрим более подробно краткосрочный период деятельности предприятия. В краткосрочном периоде постоянные издержки не изменяются в ответ на изменение объема выпуска продукции. Зависимость динамики постоянных и переменных издержек от изменения объема выпуска продукции графически представлена на рис. 10.2 и 10.3.

Рис. 10.2. Постоянные издержки.

Рис. 10.3. Переменные издержки

Постоянные и переменные издержки в сумме составляют общие, или валовые, издержки производства. Графически зависимость общих издержек от динамики выпуска продукции может быть показана путем наложения графиков постоянных и переменных издержек (рис. 10.4).

Рис. 10.4. Общие издержки.

Для измерения издержек на производство продукции используются категории средних общих, средних постоянных и средних переменных издержек производства.

Средние общие издержки равны частному от деления общих издержек на количество произведенной продукции.

Средние постоянные издержки определяются делением общих постоянных издержек на количество произведенной продукции.

Средние переменные издержки определяются делением общих переменных издержек на количество произведенной продукции.

Средние издержки важны для определения прибыльности фирмы: если цена равна средним издержкам, то прибыль отсутствует. Если цена больше них, то фирма имеет прибыль в размере этой разницы, если меньше – фирма несет убытки и может обанкротиться.

Для определения максимального выпуска продукции, который может осуществлять фирма, рассчитывают предельные издержки. Это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с объемом выпуска. Предельные издержки важны для определения стратегии поведения фирмы.

Как можно заметить, все изменения в краткосрочном периоде связаны с переменными затратами. Реакция выпуска продукции на изменение переменных затрат определяется законом убывающей предельной производительности, который гласит: увеличение затрат переменного фактора с определенного момента дает все меньший прирост объема выпуска продукции.

Таким образом, в пределах краткосрочного периода деятельности фирмы ее производственные мощности считаются фиксированными. Она может использовать свои мощности более или менее интенсивно, однако имеющегося в ее распоряжении времени недостаточно, для того чтобы изменить размеры предприятия, поэтому в краткосрочном периоде издержки делятся на постоянные и переменные.

 

 

Основные модели рынка

 

1) чистая конкуренция, представляющая рынок совершенной конкуренции,

2) чистая монополия,

3) монополистическая конкуренция,

4) олигополия, представляющие вместе рынок несовершенной конкуренции.

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого участника рынка, его зависимостью от хозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в определенный период) и противоборством с другими претендентами за наибольший доход.

 

Рынок чистой конкуренции

характеризуется следующими показателями:

1) наличием множества фирм, ни одна из которых не может оказать значительного влияния на уровень текущих цен, поскольку каждой из них принадлежит небольшая доля рынка;

2) однородностью и взаимозаменяемостью конкурирующих товаров;

3) отсутствием ценовых ограничений.

В условиях чистой конкуренции на рынке действует большое количество фирм, причем ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка.

При расширении объема производства фирма, как правило, цену не меняет. Снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса монотонно убывает. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм, независимо от объема конкуренции.

В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта.

Таким образом, в условиях чистой конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складываются под воздействием спроса и предложения.

Фирмам приходится ориентироваться на сложившийся уровень цен. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует – никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Чистая конкуренция на практике довольно редка..

Чистая конкуренция является ясным и значительным отправным пунктом для любой дискуссии об определении цены и объема производства.

Функционирование чисто конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым может быть сравнена и по которому может быть оценена эффективность реальной экономики.

Чистая конкуренция – это модель рынка, которая имеет весомое аналитическое и некоторое практическое значение.

 

Монополия

Монополия – это крупный собственник (физическое или юридическое лицо), который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияния на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту получать высокую прибыль. На рынке, где один продавец контролирует предложение, выпуск продукции будет малым, а цены – высокими.

Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции.

Фирма, обладающая, монопольной властью проводит, политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма – монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.

Основные виды монополии:

1) естественная (возникает вследствие объективных причин, она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д.

2) административная (возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.)

3) экономическая (является наиболее распространенной; она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.)

Экономика бывшего Советского союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире.

оявление предприятий – монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализаций преимуществ крупного предприятия над малым.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия

2) монополия как соглашение

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта

 

Первый путь нелегок, и этот путь к монополии можно считать «порядочным», поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм.

Эти монополии могут преднамеренно изменить структуру рынка с помощью ряда подчиненных им организационных форм, таких как: картель, синдикат, трест и концерн.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем, выпуске продукции, продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.

Трест – монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый(денежный) контроль за всеми участниками.

Консорциум – временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведении финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

Рынок монополистической конкуренции состоит из многих фирм предлагающих свои товары по ценам, колеблющихся в большом диапазоне. Продукция не вполне взаимозаменяема и различается только по физическим характеристикам, качеству, оформлению, но и по потребительским предпочтениям. Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен.

 

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:

1) Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами.

Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами и характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующей фирме. Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным.

2) На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.

При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм приходится от 1% до 10% продаж на рынке в течение года.

3) Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж.

4) На рынке есть условия для свободного входа и выхода. При монополистической конкуренции легко основать фирму или покинуть рынок. Выгодная коньюктура на рынке с монополистической конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько легок, как он был при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями.

 

Олигополия

Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга.

Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов.

Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется, либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

Олигополистическая взаимосвязь может привести не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Последнее имеет место тогда, когда фирмы - олигополисты видят возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка.

 

 

Виды земельной ренты.

Дифференциальная рента — устой­чивая добавочная прибыль, полученная как результат разной производительности одинаковых затрат труда на участках раз­личного плодородия и местоположения. На лучших и средних землях образуется дополнительный доход, который и является дифференциальной земельной рентой.

Монопольная рента — особая рента, образующаяся при продаже определенных видов благ по монопольно высокой цене, значи­тельно превышающей их стоимость. Разность между монополь­ной и рыночной ценой данного сельскохозяйственного продук­та образует монопольную земельную ренту.

Экологическая рента образуется в регионах с относительно лучшими экологическими условиями жизнедеятельности и выражается в более высокой арендной плате за землю, расположенную в луч­ших природных условиях.

 

 

ВНП и его составляющие

 

В качестве основного показателя, характеризующего годовой объем национального производства, используется валовой национальный продукт. Валовой национальный продукт (ВНП, GNP) – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год. ВНП:

• измеряется в текущих ценах;

• включает в себя только конечную продукцию (т.е. продукцию, не идущую в дальнейшую переработку, а используемую для потребления, инвестиций и экспорта)

• учитывает результаты деятельности как производственной, так и непроизводственной сфер.

В то же время во избежание повторного счета в валовой национальный продукт страны не включают:

• государственные и частные трансфертные платежи. Трансфертные платежи это выплата денег, взамен которой никакие товары или услуги не поступают (пенсии, пособия, субсидии, стипендии и т.п.);

• сделки с ценными бумагами (купля-продажа акций, облигаций и т.п.);

• выручку от продажи товаров, произведенных в предыдущий период. Такая продажа не отражает текущего производства и потому не учитывается в ВНП данного года. Например, если Вы продаете в 1998г. «Жигули» выпуска 1992 г., то естественно, стоимость этой машины в объем производства (ВНП) 1998г. не входит.

ВНП может быть рассчитан тремя методами: производственным, на основании расходов и на основании доходов.

При расчете производственным методом ВНП определяется как разность между общим выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным продуктом – продуктом, произведенным в данном году и использованном в производственном процессе данного года (уголь, нефть, чугун, зерно и т.п.). ВНП таким образом представляет собой сумму добавленной стоимости, созданной в различных отраслях экономики. Добавленная стоимость – это разность между объемом продаж фирмы и стоимостью купленных у других фирм материалов. Она включает в себя:

амортизацию, заработную плату и прибыль.

Другие способы определения величины ВНП – это суммирование расходов всех хозяйствующих субъектов или суммирование их пофакторных доходов. Оба эти подхода представляют собой два разных взгляда на одну и ту же проблему: то, что затрачено потребителем на приобретение продукта, получено им в виде дохода за участие в производстве продукта. Результаты исчисления ВНП «по расходам» и «по доходам» должны совпадать.

ВНП как поток расходов включает в себя:

личное потребление (С) – расходы домашних хозяйств на различные виды товаров (текущего и длительного пользования) и услуг;

валовые инвестиции (I) – расходы, связанные с совершенствованием производства: затраты на приобретение машин, оборудования, строительство зданий, сооружений, предназначенные для возмещения износа имеющегося основного капитала (амортизация) и для его расширения (чистые инвестиции). Валовые инвестиции включают также прирост товарных запасов;

государственные закупки (G) – приобретение государственными предприятиями и организациями товаров и услуг, предназначенных как для производственных, так и для потребительских целей;

чистый экспорт (Е) – разница между объемом экспорта и импорта товаров.

GNP = С + I + G + Еn.

В ВНП как поток доходов входят:

заработная плата наемных работников (W), включая отчисления на социальное страхование, социальное обеспечение, в фонды медицинского обслуживания, занятости и т.п.

рента (R) доходы, получаемые владельцами земельных ресурсов;

процент (i) доход на реальный и денежный капитал;

прибыль (Р), получаемая владельцами индивидуальных (единоличных) предприятий и товариществами (некорпоративная прибыль) и корпоративная прибыль (прибыль акционерных обществ). Последняя распадается на три части: налоги на прибыль корпораций, нераспределяемую прибыль акционерных обществ, предназначенную для накопления (совершенствования производства), и дивиденды.

Кроме того, ВНП «по доходам» включает амортизацию (А) и косвенные налоги (Т) налоги, включаемые в цену товара.

GNP = W + R + i + P + A + Т.

Наряду с ВНП исчисляют его модификацию – валовой внутренний продукт (ВВП), который представляет собой стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, независимо от национальной принадлежности предприятий и гражданства работников. Иначе говоря, в ВВП включаются товары и услуги, созданные как отечественными, так и иностранными производителями. Отсюда, например, заработная плата турецких строителей, работающих в России, учитывается в ВВП России и в ВНП Турции.

О структуре ВВП России по доходам и по расходам можно судить на основе следующих данных.

Таблица 9.1

Модель «доходы – расходы»

 

Модель "доходы-расходы" - кейнсианская модель равновесия национального дохода, в которой:
- планируемые расходы (совокупный спрос) и национальный продукт (совокупное предложение) являются функцией дохода и не зависят от цен, которые остаются фиксированными; а
- национальный продукт равен национальному доходу, который, в свою очередь, равен располагаемому доходу вместе с чистыми налогами.

Кейнсианская модель

Кейнсианская модель макроэкономического равновесия экономики совокупные расходы - совокупный продукт. Кейнсианский крест, модель сопоставления совокупных расходов и реального объема внутреннего продукта.

Совокупные расходы (АЕ) – это расходы всех макроэкономических субъектов в экономике на покупку ВВП страны, в том числе:

· потребительские расходы домохозяйств (С) - основной компонент по массе;

· валовые внутренние инвестиции (Ig) - наиболее изменчивый компонент в рыночной экономике;

· государственные закупки товаров и услуг (G) - их уровень определяется деятельностью правительства и местных органов власти;

Чистый экспорт (NX), равный превышению экспорта товаров и услуг над их импортом:


AE = C + Ig + G + NX

Для потребительских расходов степень зависимости от величины личного располагаемого дохода (DI) как части ВВП наиболее высока. Потребление задается функцией:


C = C0 + k * DI

· C0 - автономное потребление, существующее даже при нулевом доходе (например, за счет займов);

· k - числовой коэффициент, равный предельной склонности к потреблению (МРС).

· МРС показывает, какая доля прироста дохода будет использоваться на покупку товаров и услуг.

MPC =?С /?DI, при этом MPC + MPS = 1

Уравнение равновесия в этой модели выглядит следующим образом:

ВВП = C + Ig + G + NX

Полученное уравнение макроэкономического равновесия иллюстрируется графиком, который называют кейнсианским крестом. Именно эта модель служила теоретической основой для кейнсианской экономической политики.

Деньги и их функции

Деньги — особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Функциональная подсистема

Деньги - это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.196 (0.02 с.)