Материально-технической базы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материально-технической базы



ПРЕДПРИЯТИЯ

Материально-техническая база автомобильного транспорта представляет собой совокупность средств производства и, прежде всего, средств труда, необходимых для выполнения перевозочного процесса (подвижной состав, автомобильные дороги, производственно-техническая база). Уровень развития материально-технической базы тесно связан с технологическими процессами в отраслях экономики. Автотранспортное производство испытывает на себе благотворное влияние прогресса технических средств автомобильной, машиностроительной, химической, нефтяной и других отраслей.

Материально-техническая база предприятия включает средства и предметы труда.

Средства труда представляют собой комплекс или совокупность вещей, при помощи которых человек воздействует на предмет труда. Средства труда подразделяются на механические (машины, механизмы, автоматы, инструменты, приборы) и материальные (производственные здания и сооружения, средства транспорта и связи, линии передачи электрической энергии,


каналы, земля, способствующие осуществлению производственного процесса).

Предметы труда — объект приложения сил человека, все то, на что направлен его труд, из чего изготовляется продукт. Они либо даны природой, либо сами являются продуктом предшествующего труда.

Средства и предметы труда, участвующие в процессе труда, выступают как средства производства.

Основные фонды — это средства труда, которые, участвуя в процессе производства на протяжении многих производственных циклов, сохраняют в течение длительного периода свои свойства и натуральную форму. По мере износа их стоимость постепенно переносится на стоимость готовой продукции.

Оборотные фонды — это предметы труда, которые принимают участие только в одном производственном цикле, в течение которого полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции.

Материально-техническая база предприятия представляет собой совокупность зданий, сооружений, технологического и энергетического оборудования, транспортных средств, инструментальной оснастки, организационных и вычислительных средств, с помощью которых происходит процесс воспроизводства в рамках основных, вспомогательных, обслуживающих и управленческих звеньев предприятия.

Средства производства (производственные фонды) в разных отраслях экономики имеют различное структурное соотношение. Для промышленности это соотношение составит 3: 1, а для предприятий автомобильного транспорта взаимосвязь основных и оборотных средств зависит от типа предприятия: транспортных — 9:1; промышленных— 4:1; автообслуживающих — 3:1 [11,37] (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Примерное соотношение основных и оборотных фондов по типам предприятий автомобильного транспорта, %

 

 

Тип предприятия Фонды
Основные Оборотные
Автотранспортные    
Промышленные    
Автообслуживание    

В состав материально-технической базы предприятий автомобильного транспорта включаются дороги, находящиеся на балансе предприятий. Они относятся к основным производственным фондам.

Каждому типу предприятий автотранспорта свойственна своя структура производственных фондов и их компонентов.

Структура основных фондов и оборотных средств предприятий каждого типа имеет свои особенности. Так, в основных фондах автотранспортных предприятий наибольший удельный вес занимает подвижной состав, в промышленных предприятиях — здания, сооружения и оборудование, в автообслуживающих — здания и сооружения.

Увеличение материально-технической базы за счет подвижного состава дает возможность увеличить объемы транспортной продукции. Классификация автомобильного подвижного состава с учетом величины осевой нагрузки на поверхность дороги, конструктивных схем, грузоподъемности, вместимости автомобиля и вида перевозки приведена в табл. 5.2. Изменение структуры парка грузовых автомобилей, автобусов и таксомоторов происходит в соответствии с изменением структуры перевозок [11, 37].

Таблица 5.2 Классификация автомобильного подвижного состава

 

 

Автомобили
Транспортные Специального назначения
Спортивные, пожарные, коммунальные, санитарные, автокраны
Грузовые Пассажирские
  Автобусы Легковые
По конструктивной схеме
Одиночные, автопоезда, специализированные, высокой проходимости Одиночные Сочлененные Автобусные автопоезда Двухдверные Четырехдверные Универсальные
По размерности
Грузоподъемность Вместимость и длина Рабочий объем цилиндров двигателя
Малая до 2 τ Средняя до 5 τ Большая свыше 5 τ Особо большая свыше 15 т Особо малая до 5 м Малая до 7,5 м Средняя до 9,5 м Большая до 12 м Особо малые до 1,2 л Малые 1,2-1,8 л Средние 1,8-3,5 л

Окончание табл. 5.2

 

  Особо большая свыше 16,5 м Большие более 3,5 л
По виду перевозок
Междугородные Городские Строительные Промышленные С/хозяйственные Торговые Городские Пригородные Междугородные Специальные по перевозке рабочих, школьников Личные Служебные Такси Прокатные

5.2. ПОНЯТИЕ ИМУЩЕСТВА,

ОСНОВНОГО, ОБОРОТНОГО

И УСТАВНОГО КАПИТАЛА

Предприятия могут иметь различную правовую (государственные, муниципальные, коллективные, акционерные, частные предприятия) и организационную (единичное предприятие, различные объединения предприятий) форму. Имущество государственного или муниципального предприятия находится в собственности Российской Федерации, входящей в ее состав республики, других субъектов Федерации или соответствующего муниципального образования; оно передается в хозяйственное ведение нанимаемому (назначаемому) собственником этого имущества руководителю предприятия. В дальнейшем предприятие осуществляет свою деятельность как самостоятельный экономический субъект, а государство и его органы, так же, как и муниципальные органы, не несут ответственности по обязательствам предприятия: они не обязаны платить его долги, неустойки при невыполнении договорных обязательств и т. п. Предприятие должно отвечать по всем его обязательствам своим имуществом. Таким образом, в своей хозяйственной и коммерческой деятельности государственные и муниципальные предприятия имеют довольно широкую свободу, хотя их руководители представляют интересы собственника (государства или муниципалитета) и проводят на предприятии его техническую, экономическую, финансовую и социальную политику. Предприятия и государство (му-


ниципалитет) взаимодействуют как равноправные коммерческие партнеры [20].

Имущество коллективных предприятий принадлежит его участникам на правах общей долевой собственности. На такой основе действуют полные и смешанные товарищества, акционерные общества закрытого типа.

Имущество акционерных обществ открытого типа формируется за счет продажи акций, вкладов участников-акционеров, предпринимательской деятельности. Основную часть этого имущества составляет уставный капитал, размер которого равен общей номинальной стоимости оплаченных акций. Акция удостоверяет право собственности акционера на долю в уставном капитале общества и на получение определенной части прибыли.

Имущество частного (индивидуального или семейного) предприятия образуется из имущества гражданина (семьи), доходов, полученных в результате приобретения государственного или муниципального предприятия.

Коллективные, акционерные и частные предприятия полностью самостоятельны и независимы (в рамках действующего законодательства) в своей хозяйственной и коммерческой деятельности.

Содержание производственно-хозяйственной — уставной деятельности — предприятия фиксируется в его уставе, в котором определяется, прежде всего, концепция его работы (бизнеса). Она, в свою очередь, характеризует направление деятельности в долговременном периоде, на которое предприятие ориентируется с учетом рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ. Обычно она формируется при определении предприятием своего сегмента на рынке товаров и услуг, т. е. такой области существующих или возможных потребностей, которая еще не занята или недостаточно используется конкурентами. Со временем такая «ниша» может вырасти в новый рынок для массового производства, чему существует масса примеров в различных отраслях.

На основе концепции формулируются основные цели предприятия, которые конкретизируют направления его деятельности [20]. Экономическое укрепление положения предприятия на рынке — это проникновение на новые рынки, сохранение или расширение существующих; обеспечение роста объемов продаж и доходов; инвестиционная политика; расширение действующего, создание нового производства, товаров и услуг, приобретение в собственность


действующих предприятий и т. п.; обеспечение доступа предприятия к ресурсам; связи с поставщиками ресурсов и т. д.

Производственное укрепление — обеспечение необходимых объемов производства и реализации товаров (услуг); осуществление производственно-технической политики; повышение уровня качества продукции (услуг); повышение организационно-технического уровня производства; совершенствование управления и т. п.

Финансовое укрепление — обеспечение эффективного использования ресурсов, роста прибыли, повышения рентабельности деятельности предприятия; формирование ценовой политики предприятия; контроль издержек производства и обращения товаров (услуг); определение кредитной политики и т. п.

Социальное укрепление — улучшение условий труда и быта персонала предприятия; формирование кадровой политики; выбор форм и систем оплаты труда персонала; связи с общественными организациями и населением региона; размещение предприятия; создание новых рабочих мест; благотворительная деятельность.

Экологическое укрепление — рациональное использование природных ресурсов; сохранение и восстановление окружающей среды и т. п.

Для достижения поставленных задач предприятию требуются разнообразные ресурсы. Они ограничены или редки, поэтому их приходится распределять между целями, выбирать между главными и второстепенными на данном этапе.

Как отмечалось ранее, основные и оборотные фонды составляют материальную (вещественную) основу уставного фонда предприятия, а они в свою очередь, вместе с денежными средствами, ценными бумагами, имущественными правами, составят имущество предприятия. Это собственные средства предприятия в отличие от привлеченных средств (кредитов, др. привлеченных средств, арендных средств), используемых в хозяйственной деятельности предприятия.

Совокупность собственных и привлеченных средств составляет хозяйственные средства предприятия, необходимые ему для производственной и коммерческой деятельности в соответствии с его миссией и целями. Взаимосвязь всех составляющих хозяйственных средств и ресурсов представлена на рис. 5.1 [20].


Рис. 5.1. Структура хозяйственных средств предприятия

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

ОСНОВНЫХ ФОНДОВ И ИХ

КЛАССИФИКАЦИЯ

Основные фонды — это вещественное выражение основного капитала предприятия. В зависимости от назначения и характера функционирования они подразделяются на основные производственные и основные непроизводственные фонды.

Основные производственные фонды (ОПФ) предназначены для выполнения основных, вспомогательных и обслуживающих производственных процессов производства продукции (или услуг). Как отмечалось ранее, они участвуют в ряде производственных циклов, сохраняют свою натуральную форму в течение всего времени их использования и переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции по частям по мере износа.

Основные непроизводственные фонды (ОНФ) функционируют в непроизводственной сфере (жилой фонд, здания и оборудование


учреждений медицинского, образовательного, социально-культурного назначения и т. д.).

Основные производственные фонды отличаются широким многообразием по своему составу и по степени участия в производственном процессе.

Наиболее распространенной является классификация основных производственных фондов автотранспортных предприятий, приведенная в табл. 5.3 [37].

Таблица 5.3

Классификация основных производственных фондов автотранспортных предприятий

 

Группы основных производственных фондов
Наименование Состав Назначение и функции
     
Здания Гаражи, цеха, ремонтные мастерские, профилактории, административные и бытовые здания, автовокзалы Создают условия для нормального хода производства: предохраняют подвижной состав и оборудование от атмосферных воздействий
Сооружения Открытые площадки для хранения автомобилей, погрузочно-разгрузочные устройства, эстакады, канавы для ремонта, топливо-заправочные колонки, навесы, заборы, водоемы, цистерны для воды и смазочных материалов, резервуары, водонапорные башни Создают необходимые условия для производственного процесса, выполняют функции по техническому обслуживанию производства
Передаточные устройства Трансмиссии, транспортеры, наружные электросети, трубопроводы Осуществляют передачу электрической, тепловой и механической энергии от машин-двигателей к рабочим машинам и т. д.
Машины и оборудование: силовые машины и их оборудование Электродвигатели, генераторы, трансформаторы, паровые турбины, двигатели внутреннего сгорания, передвижные электростанции, компрессоры Являются источниками энергии или ее преобразователями
Рабочие машины и их оборудование Станки ремонтных цехов и прочее оборудование (прессы, молоты, горны, Обеспечивают ремонтно-техническое обслуживание подвижного состава,

Окончание табл. 5.3

 

     
  электросварочные аппараты, моечные машины), т. е. оборудование, предназначенное для механического, термического и химического воздействия на предмет труда. Автомобили технической помощи изготовление и восстановление изношенных деталей для ремонтных нужд
Измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное оборудование Измерительные приборы и оборудование постов и станций диагностики, лабораторное оборудование и приборы, электроизмерительные приборы и устройства общего и специального назначения и т. п. Предназначены для регулирования, контроля и измерения параметров автомобилей и оборудования
Вычислительная техника Машины электронные, цифровые, с программным управлением, общего назначения, специализированные и управляющие, аналоговые, перфорационные и клавишные, электромеханические и вычислительные Обеспечивают автоматизацию управления и выполнение вычислительных и учетных работ
Прочие машины и их оборудование Оборудование АТС, пожарные машины, автомобили всех типов, используемые для хозяйственного обслуживания Создают условия для процесса производства
Транспортные средства Автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы Обеспечивают осуществление конечных целей автомобильного транспорта — перевозку грузов и пассажиров
Инструмент Электродрели, электровибраторы, рабочие зажимы, тиски, резцовые держалки и т. д. Рабочий инструмент для выполнения работ по техническому обслуживанию производства
Производственный инвентарь и принадлежности Рабочие столы, верстаки, ограждения для машин, шкафы производственного назначения, стеллажи, инвентарная тара Участвуют в производственном процессе, выполняют функции по его техническому обслуживанию
Хозяйственный инвентарь Конторский и хозяйственный инвентарь, мебель, переносные барьеры, диваны и т. д. Являются материально -вещественными элементами организации труда

Наряду с приведенной группировкой основных производственных фондов для анализа их структуры и оценки эффективности использования применяются и другие классификационные признаки, например, по формам собственности (частные, акционерные, государственные и т. п.), по отношению к основным, вспомогательным и обслуживающим процессам. По последнему признаку обычно основных производственных фондов подразделяют на две части: активную и пассивную.

К активной части обычно относятся рабочие машины, измерительные и регулирующие приборы, средства вычислительной техники, инструменты и приспособления, непосредственно осуществляющие основные (т. е. технологические) производственные процессы.

К пассивной части относятся все остальные составляющие основных производственных фондов.

Удельный вес активной части основных производственных фондов характеризует прогрессивность их структуры, поскольку чем он выше, тем, как правило, выше эффективность использования основных производственных фондов.

ОЦЕНКА И ДВИЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ

ФОНДОВ

Применительно к автомобильному транспорту, в зависимости от степени участия в процессе перевозок, структура основных производственных фондов представлена следующим образом:

активные основные фонды — автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы — непосредственно участвуют в транспортном процессе и обеспечивают перевозку грузов.

Силовые машины и оборудование, передаточные устройства, измерительные приборы и устройства, лабораторное оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь не принимают непосредственного участия в транспортном процессе, однако в значительной мере определяют техническую готовность автомобильного парка и эффективность его эксплуатации;

пассивные— здания и сооружения, обеспечивающие условия для нормального хода транспортного процесса.

Интересы производства требуют повышения доли наиболее активной части основных фондов — подвижного состава, который


оказывает определяющее влияние на производственный потенциал ПАТ.

Доля активных основных фондов определяется с помощью коэффициента технической оснащенности кт, который выражает отношение суммы основных производственных фондов к стоимости транспортных средств:

где СОФ — основные производственные фонды, тыс. руб.;

СА — активная часть основных производственных фондов, тыс. руб.

Анализ многих предприятий автомобильного транспорта показал, что нормативный коэффициент технической оснащенности колеблется в весьма незначительном интервале: 2,1... 2,2.

Фактически в структуре основных производственных фондов автомобильного транспорта почти 3/5 приходится на их наиболее активную часть — подвижной состав.

Характерной особенностью основных производственных фондов автотранспортных предприятий является меньшая доля зданий и сооружений в их общем объеме по сравнению с промышленными предприятиями и железнодорожным транспортом, а также большая доля активной части основных фондов — транспортных средств [2, 3, 6, 11, 19].

Это объясняется, прежде всего, тем, что в состав основных фондов автомобильного транспорта (в отличие от железнодорожного), согласно существующей системе учета, не входят автомобильные дороги и дорожные сооружения.

Для нормальной деятельности ПАТ структура основных производственных фондов (по стоимости) должна включать: 40...45 % подвижного состава и 55...60 % зданий, сооружений, производственного и силового оборудования и др.

Оценка основных фондов в натуральном выражении делается для определения их технического состава, производственной мощности предприятий, для установления путей повышения использования производственных мощностей.

Натуральная форма оценки проводится по данным паспортов основных фондов, в которых содержится развернутая техническая характеристика по каждому объекту. Основные фонды, учитываемые в стоимостном выражении, называются основными средствами, а в натуральной форме не изменяют своего названия. ■


Оценка в денежном выражении производится для установления при планировании их расширенного воспроизводства, а также для определения себестоимости продукции и рентабельности предприятий.

В связи с длительностью функционирования, постепенным изнашиванием основных фондов существует несколько способов их денежной оценки:

♦ первоначальная;

♦ восстановительная;

♦ остаточная;

♦ ликвидационная.

Первоначальная (балансовая) стоимость СБ определяется в ценах года приобретения и ввода в действие основных производственных фондов (ОПФ), т. е. фактической стоимости, включающей полную стоимость введенного в эксплуатацию объекта или прейскурантную цену машин, оборудования и других средств труда, а также стоимость доставки их к месту использования, монтажа и других затрат, связанных с вводом в действие фондов. Исходя из этого:

где Со — цена приобретения ОПФ, руб.;

Стр — транспортные расходы на доставку ОПФ к месту установки, руб.;

Ссмр — затраты на строительно-монтажные работы на месте эксплуатации, руб.;

Спн — затраты на пуско-наладочные работы, руб.

Восстановительная стоимость ОПФ СВt — это стоимость их

воспроизводства в действующих на день оценки ценах, т. е. по стоимости воспроизводства основных фондов в новых производственных условиях (данного года). Эта оценка позволяет сопоставить их стоимости в разные годы. Экономическое значение: позволяет оценить, во сколько бы обошлось создание действующих основных фондов в данный момент, в современных ценах, с учетом морального износа и изменения цен на строительно-монтажные работы (СМР). Восстановительная стоимость зависит, с одной стороны, от изменения уровня производительности труда в сфере производства данной группы ОПФ, с другой — от индекса инфляции как общего, так и группового.


где CBt — восстановительная стоимость, руб.;

IИ, — индекс инфляции (общий или поданной группе ОПФ) за t лет;

IПt — индекс производительности труда в сфере производства данной группы ОПФ за t лет.

Расчет восстановительной стоимости очень важен для определения как эффективного срока службы ОПФ, так и размера амортизационных отчислений, необходимых для воспроизводства ОПФ.

Поскольку меняется индекс инфляции и, следовательно, изменяются цены ОПФ, необходима их периодическая переоценка по восстановительной стоимости.

Расчет восстановительной стоимости очень важен для определения эффективного срока службы ОПФ и размера амортизационных отчислений, необходимых для воспроизводства ОПФ.

Первоначальная или восстановительная стоимость основных производственных фондов за вычетом износа называется остаточной стоимостью ОПФ. Экономическое значение этой оценки заключается в возможности не только оценить реальную стоимость, которая подлежит дальнейшему перенесению на стоимость выпускаемой продукции, но и установить степень изношенности основных фондов исходя из денежной оценки.

где Сиз — стоимостное выражение износа ОПФ, руб.

Остаточная стоимость ОПФ уменьшается по мере увеличения срока и интенсивности их эксплуатации. В конце срока службы полностью изношенные ОПФ оцениваются по ликвидационной стоимости — это стоимость металлолома и тех элементов, которые могут быть использованы для ремонта ОПФ [11].

В течение года ОПФ могут меняться по своему составу и структуре: часть из них выбывает СВЫБ вследствие износа или по другим причинам, вводятся в действие новые ОПФ СВВ. Это движение ОПФ отражается показателем среднегодовая стоимость ОПФ Сср г:

где Сн г — стоимость ОФ на начало планируемого года, руб.;

i, j — порядковые номера месяцев соответственно ввода и вывода ОПФ.


Кроме рассмотренных выше общих показателей, используются и некоторые частные показатели, характеризующие структуру и движение ОПФ, например:

средний возраст ОПФ:

где СПi. — первоначальная стоимость /-го вида основных фондов, руб.;

m — количество видов ОПФ на предприятии, ед.;

Т. — год эксплуатации i-ro вида основных фондов.

Удельный вес активной части ОПФ САФ:

где СА — стоимость активной части ОПФ (первоначальная или восстановительная), руб.

К показателям, характеризующим состояние основных фондов, относятся следующие [11]:

коэффициент обновления кОБН — дает возможность судить об
интенсивности ввода в действие новых производственных
мощностей:

где Сп — стоимость ОПФ вновь поступивших в эксплуатацию в отчетный период, руб.;

Ск — стоимость ОПФ на конец отчетного периода, руб.

коэффициент изношенности кИЗН — отражает степень износа
фондов предприятия:

коэффициент годности кг — выражает степень годности ос
новных фондов в стоимостных показателях:

коэффициент выбытия кв определяет необходимость попол
нения основных фондов:


где Св —стоимость ОПФ на начало отчетного периода, руб.;

Сн — стоимость выбывших основных фондов за отчетный период, руб.

Важнейшей характеристикой потенциальных возможностей и степени использования ОПФ является производственная мощность предприятия — максимально возможный объем производства в единицу времени продукции (работ, услуг) при данной номенклатуре и ассортименте, достигаемый на основе использования принципов рациональной организации производственного процесса (ритмичности, непрерывности, прямоточности и т. п.), труда и управления.

С целью обеспечения единообразия в оценке основных фондов, введенных в действие в разные годы, периодически они переоцениваются. Необходимость их переоценки определяется тем, что учет по первоначальной стоимости приводит к смешанной оценке, т. к. стоимость аналогичных средств труда, введенных в разные годы, различна.

Переоценки основных средств, регулярно проводимые в нашей стране, стали для бухгалтера обычными хозяйственными операциями.

Экономическая сущность переоценки основных средств состоит в максимально возможном приближении друг к другу двух оценок — первоначальной и восстановительной стоимостей.

При переоценке основных средств важным является контроль над правильностью ее проведения.

Если первоначально переоценки производились на всех предприятиях по единым для всех (в зависимости от вида основного средства и шифра амортизационных отчислений) коэффициентам, то начиная с переоценки на 1 января 1995 года в этот процесс внесен элемент субъективизма — для установления восстановительной стоимости отдельных объектов разрешено прибегать к услугам специализированных организаций по оценке или использовать цены реализации аналогичных объектов в торговой сети.

Главное, что остается неизменным при переоценке, — это коэффициент износа, т. е. соотношение между износом и первоначальной (восстановительной) стоимостью.

Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 года № 967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» предприятиям было предоставлено право осуществлять переоценку основных фондов путем


прямого пересчета их балансовой стоимости применительно к ценам, складывающимся на 1 января 1995 года на соответствующие виды основных фондов, а не только с использованием коэффициентов пересчета, предлагаемых Государственным комитетом по статистике РФ.

Цены, складывающиеся на момент переоценки на соответствующие виды основных средств, были признаны рыночными.

Для подтверждения рыночной цены на объекты основных средств по состоянию на момент переоценки могут быть использованы следующие способы:

♦ получение в письменной форме данных о ценах на анало
гичную продукцию от предприятий-изготовителей;

♦ справки торгующих или снабженческих организаций об
уровне цен;

♦ сведения об уровне цен, опубликованные в средствах мас
совой информации и специальной литературе;

♦ экспертные заключения о рыночной стоимости объектов ос
новных средств, подтвержденные консультационной или
иной специализированной организацией.

Все эти способы могут быть применены и для установления рыночной цены автотранспортных средств.

Вопрос о том, что более выгодно предприятию — переоценивать свои основные фонды по как можно более высокой цене (в этом случае увеличивается размер налога на имущество, но увеличивается и собственный капитал предприятия) либо переоценивать основные средства по минимальной цене (в этом случае уменьшается размер налога на имущество, процент амортизационных отчислений в себестоимости продукции, что делает ее более конкурентоспособной) — остается открытым.

Однозначно для всех предприятий он вряд ли будет решен, так как выбор того или иного варианта зависит и от организационно-правовой формы предприятия, и от финансовой ситуации, в которой находится предприятие, и от многих других факторов.

Но, что касается автотранспортных средств как элемента активной части основных фондов, то здесь следует помнить, что через определенное время надо будет их с баланса списывать (продавать, ликвидировать и проч.), поэтому лучше заранее побеспокоиться о том, чтобы сделать это с максимальной выгодой или минимальным ущербом для предприятия.

Учитывая, что рыночная стоимость автомобиля — это его остаточная стоимость на момент списания с баланса, а рынок автотранс-


портных средств, бывших в употреблении, перенасыщен, то для того, чтобы найти покупателя и при этом не нанести ущерба предприятию, цена автомобиля на момент выбытия не должна быть минимальной.

ПОКАЗАТЕЛИ И РЕЗЕРВЫ РОСТА

ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Кроме оценочных показателей основных фондов, существуют показатели, отражающие экономическую эффективность использования основных производственных фондов. Для анализа и оценки эффективности использования ОПФ используется довольно широкий круг различных показателей как обобщенных, относящихся ко всей совокупности ОПФ, так и частных, относящихся к отдельным группам ОПФ [6, 11, 19].

Основными обобщающими показателями являются фондоотдача ФО, фондоемкость ФЕ, фондовооруженность ФВ и рентабельность R ОПФ.

Фондоотдача характеризуется годовым объемом производства продукции в руб. на 1 руб. ОПФ:

где В — выручка от всех видов деятельности ПАТ.

В натуральном выражении — это количество продукции, приходящееся на 1 руб. основных производственных фондов:

где W — объем транспортной продукции в т, ткм или других единицах измерения.

Фондоемкость является величиной, обратной фондоотдаче, и

выражает потребность в основных производственных фондах в руб.

на рубль/год объема производства:

или натуральном и стоимостном выражении соответственно:


Фондовооруженность характеризует степень оснащенности каждого работника предприятия ОПФ, руб.

где Ncp сп — среднесписочная численность работников предприятия, чел.

Рентабельность основных производственных фондов определяется по формуле:

где Π — прибыль предприятия, руб./год.

Между показателями фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда существует тесная взаимосвязь:

где Д — доходы предприятия от всех видов деятельности, руб.

Математическая зависимость между этими величинами имеет экономическое содержание. Производительность труда растет под влиянием двух групп факторов: с одной стороны, связанных с капитальными вложениями и ростом основных фондов — внедрение нового подвижного состава, механизация работ по ТО и ремонту, с другой стороны, не связанных с ними — применение передовых методов организации перевозок, рост квалификации водителей и ремонтных рабочих.

Если повышение производительности труда обусловлено воздействием факторов первой группы, то может иметь место опережение роста фондовооруженности по сравнению с ростом производительности труда, а следовательно, снижение фондоотдачи. И, наоборот, при увеличении производительности труда за счет факторов, не связанных с увеличением основных фондов, имеет место опережающий рост производительности труда по сравнению с фондовооруженностью, а значит, и рост показателя фондоотдачи.

Повышение эффективности использования ОПФ достигается двумя основными путями:

♦ увеличением времени работы подвижного состава и других видов основных фондов, т. е. посредством более полного экстенсивного их использования;


♦ повышение отдачи средств труда в единицу времени, т. е. уси
лением их интенсивного использования.

Основными показателями экстенсивного использования ОПФ являются

♦ продолжительность работы в течение определенного кален
дарного периода — устранение сезонности перевозок, повы
шение коэффициента выпуска alphaВ и др.;

♦ эффективное использование времени нахождения подвиж
ного состава в наряде ТН за счет выполнения подготовитель
но-заключительных операций в нормативное временя tП-З,
сокращения времени простоя между операциями транспорт
ного процесса, применения АСУ, повышения сменности ра
боты подвижного состава.

При анализе для определения характеристики использования подвижного состава в течение суток рассчитывают коэффициент сменности ксм, который выражает отношение фактически отработанного количества часов во всех сменах за сутки к плановому фонду рабочего времени:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.128 с.)