Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование рабочего времени и времени отдыха

Поиск

Совершенствование организации труда и производства предусматривает эффективное использование рабочего времени. В состав нормируемого (планового) рабочего времени включаются самые разнообразные по виду и продолжительности затраты времени. Так, в состав нормируемого (планового) рабочего времени водителей автомобилей входят [63]:

♦ установленное нормативами подготовительно-заключитель
ное время для выполнения работ на предприятии перед вы
ездом на линию и после возвращения с линии, а при между
городных перевозках — для выполнения работ в пункте обо
рота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после
окончания смены;

♦ время проведения предрейсового медицинского осмотра во
дителей продолжительностью до 5 мин в смену;

♦ время движения автомобиля на линии;

♦ время стоянки в пунктах погрузки и выгрузки грузов, в мес
тах посадки и высадки пассажиров, в местах использования
специальных автомобилей;

♦ время остановок, предусмотренное графиком для кратко
временного отдыха в пути и на конечных пунктах, а также
время для осмотра подвижного состава и его обслуживания;

♦ время стоянки при междугородных перевозках в промежу
точных и конечных пунктах, предусмотренное графиком (за
данием) для охраны груза и автомобиля. Это время может
засчитываться водителю в рабочее время в размере 1/3 лишь
в тех случаях, когда он вынужден обеспечивать охрану авто
мобиля и перевозимого груза. Если на автомобиле работают
два водителя, время на охрану автомобиля засчитывается в
рабочее время только одному водителю;

♦ половина времени, предусмотренного заданием на рейс (рас
писанием, графиком) при обслуживании автомобиля, обо
рудованного спальными местами в междугородном сообще
нии, двумя водителями, когда один из водителей автомоби
лем не управляет.

В состав фактического рабочего времени водителей автомобилей, помимо перечисленных выше затрат рабочего времени,


может входить время простоев не по вине водителя (по организационным и техническим причинам), время выполнения непроизводительной работы (например, отклонение от маршрута, указанного в путевом листе, по требованиям организации дорожного движения), другие потери рабочего времени по причинам, не зависящим от водителя.

В соответствии с основами законодательства РФ о труде нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих предприятий не может превышать 40 ч в неделю. Однако режим работы водителей автомобилей во многом зависит от режима работы обслуживаемой клиентуры, графика (расписания) движения пассажирского транспорта. Поэтому для водителей может быть установлен:

♦ 7-часовой рабочий день в рабочие и 6-часовой рабочий день
в предпраздничные и предвыходные дни при 6-дневной ра
бочей неделе;

♦ рабочий день продолжительностью 8 ч 15 мин в рабочие дни,
8 ч — в предвыходные дни и 7 ч 15 мин — в предпразднич
ные дни при пятидневной рабочей неделе;

♦ рабочий день продолжительностью 8—10 ч в сутки (с раз
решения министерства, ведомства по согласованию с со
ответствующим центральным комитетом профсоюзов —
до 12 ч в сутки) с соблюдением норм рабочих часов за учет
ный период;

♦ ненормированный рабочий день. Он устанавливается ру
ководителями ПАТ по согласованию с местным комите
том профсоюзов для водителей легковых автомобилей
(кроме автомобилей-такси), а также для водителей, рабо
тающих в экспедициях и изыскательных партиях. Води
телям, работающим с ненормированным рабочим днем,
продолжительность рабочего времени определяется не
количеством отработанных часов, а выполнением круга их
обязанностей. Однако в графиках их работы должны со
блюдаться установленные нормы рабочих часов за учет
ный период.

На каждом ПАТ на основе табелей, путевых листов и других документов осуществляется контроль над соблюдением водителями установленного режима рабочего дня. Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего распорядка или графиком сменности, учи-


тывается ежедневно. Часы, которые водитель отработал сверх установленной продолжительности рабочей смены, считаются сверхурочными. Они не могут быть компенсированы недоработкой в другие дни или отгулами.

В связи со спецификой работы водителей во многих случаях для них устанавливается суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период (неделю, две недели, месяц) не должна превышать нормального числа часов, установленных законодательством. Часы, превышающие эту норму, являются сверхурочными и могут быть компенсированы недоработкой в другие дни.

Плановая (нормативная) величина рабочего времени за учетный период может быть уменьшена, если водитель отсутствовал по уважительным причинам (болезнь, отпуск, исполнение государственных обязанностей и т. д.).

Рабочее время водителей с ненормированным рабочим днем учитывается в рабочих днях (кроме рабочего времени в праздничные и выходные дни, которое учитывается в часах). Для водителей, которым установлен ненормированный рабочий день, время сверх нормальной продолжительности смены не считается сверхурочным.

Для регламентации рабочего времени, определения числа смен, количества дней отдыха разрабатываются графики сменной работы водителей [6, 63]. В основе разработки графиков лежат варианты закрепления автомобилей за водителями, которые определяют структуру рабочего периода: простую и сложную. Одним из важных признаков простой структуры является то, что водитель в течение рабочего периода работает только в одной смене. Сложная структура характеризуется чередованием смен в течение рабочего периода.

При построении графиков сменной работы необходимо соблюдать следующие основные требования. Продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы, предшествующей отдыху. На сменных работах при неодинаковой продолжительности еженедельного отдыха более длительный отдых целесообразно предоставлять перед ночной сменой или после нее. Время работы и время отдыха целесообразно чередовать регулярно и равномерно.

В графиках сменности, в которых продолжительность рабочих смен и отдыха отклоняется от нормальной, следует в пределах


месяца предусматривать дополнительные дни отдыха и отработки. При двух- и трехсменных работах: переходы из одной смены в другую нельзя проводить чаще, чем" через 5—6 дней. Выходные дни могут устанавливаться по скользящему графику.

При разработке графиков сменности необходимо добиваться нормальной продолжительности рабочего дня водителей при увеличении времени работы автомобилей на линии. Этого частично можно достичь путем использования двухсполовинной формы закрепления автомобилей за водителями.

При данном варианте графика 2 водителя закрепляются за первым автомобилем, 2 других водителя — за вторым, 5-й водитель поочередно работает то на одном, то на втором автомобиле. Такая форма организации труда получила наибольшее распространение при организации труда водителей: автобусов. Для водителей городских автобусов характерно установление рабочего дня с разделением смен на 2 части с двумя выходами на работу. Продолжительность перерыва между сменами должна быть не менее 2 ч, не включая время обеденного перерыва.

На ПАТ применяются и другие варианты графиков работы. Как правило, на одном предприятии используются несколько вариантов графиков. Это вызвано различными режимами работы обслуживаемой клиентуры, расстояниями перевозки.

Так, при осуществлении внутригородских перевозок грузов используются графики работы с небольшой продолжительностью рабочей смены водителей. Для водителей грузовых автомобилей, осуществляющих перевозку грузов на большие расстояния, а также водителей автобусов междугородных сообщений целесообразно использовать графики работы с большой продолжительностью рабочей смены (10—12 ч). Для обеспечения нормальных условий труда этих водителей необходимо при разработке графиков работы предусматривать дополнительное время на отдых и питание, которое должно учитываться в расписании движения.

График работы доводится до сведения трудящихся не позднее, чем за 2 недели. Если в связи с производственной необходимостью водители отвлекаются на выполнение других перевозок, то следует внести соответствующие изменения в графики их работы и вести строгий учет отработанного времени.

Для создания нормальных условий труда при разработке графиков работы водителей необходимо вводить ежедневный, междусменный, еженедельный и годовой отдых.


Ежедневный (внутрисменный) отдых водителей представляет собой обеденный перерыв и кратковременные перерывы на отдых и личные надобности.

Время обеденного перерыва не относится к рабочему времени. Оно устанавливается администрацией предприятия с согласия профсоюзного комитета с учетом следующих рекомендаций. Продолжительность обеденного перерыва может составлять от 20 мин. до 2 ч. Рациональная продолжительность обеденного перерыва около 1 ч. Обеденный перерыв должен устанавливаться в середине рабочего дня, но не позднее чем через 4 ч после начала смены с отклонением ± 1 ч.

Для водителей автомобилей при продолжительности смены более 8 ч целесообразно установление двух обеденных перерывов продолжительностью 45 мин каждый. При этом общая их продолжительность должна быть не более 2 ч.

Обеденный перерыв устанавливается с целью принятия пищи и уменьшения утомления, накопившегося за первую половину рабочего дня. Поэтому при разработке графиков работы водителей на междугородных перевозках необходимо создание условий на маршруте для приема пищи.

Кратковременные перерывы на отдых и на личные надобности, устанавливаемые в течение рабочей смены, предназначены для уменьшения утомления, развивающегося во время работы. Время этих перерывов (в отличие от времени обеденного перерыва) является частью рабочего времени и учитывается при нормировании труда. Оптимальная продолжительность одного перерыва составляет 5—10 мин. Для водителей автомобилей характерна активная форма проведения таких перерывов: гимнастика, чередование различных видов деятельности.

Для водителей автобусов городских маршрутов этот вид отдыха должен предусматриваться на начально-конечных пунктах маршрута, а для водителей грузовых автомобилей, осуществляющих перевозку грузов на небольшие расстояния, — в пунктах погрузки-разгрузки. Если водитель участвует в операциях по погрузке-разгрузке грузов, то кратковременные перерывы должны быть предусмотрены дополнительно.

На междугородных перевозках остановка для отдыха и питания (10 мин) предусматривается после 3 ч непрерывного вождения. Далее такие остановки предусматриваются после каждых 2 ч вождения.


Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания, а также временем простоя на конечных и промежуточных пунктах должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день.

Водителям, которым установлен суммированный учет рабочего времени, продолжительность ежедневного отдыха может быть уменьшена до 12 ч. При этом рабочее время в течение учетного периода не должно превышать предельно допустимое количество часов.

Водителям предоставляется еженедельный непрерывный отдых, продолжительность которого вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день составляет не менее 42 ч.

При суммированном учете рабочего времени допускается устанавливать еженедельные дни отдыха водителям в различные дни недели согласно графику сменности. При этом продолжительность еженедельного отдыха может быть снижена до 30 ч, но в среднем за учетный период она должна составлять не менее 40 ч в неделю.

Водителям предоставляется отдых в праздничные дни. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени за учетный период.

Ежегодный отдых (отпуск) предоставляется водителям в сроки, предусмотренные графиком отпусков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.19 (0.009 с.)