Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные группы норм и нормативовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВИДЫ НОРМ Принятая на автомобильном транспорте, как и во всех отраслях экономики, классификация норм в качестве основной и исходной выделяет норму времени Нвр. Она характеризует минимальное, но вполне достаточное время для выполнения конкретной операции или работы. В ее состав входят только элементы нормируемого времени и не включаются разного рода потери [15, 26, 56]. На основе нормы времени устанавливают еще три вида норм: нормы выработки Нв, нормы обслуживания НОБС и нормы численности Нч. Указанные виды норм применяются на всех предприятиях автомобильного транспорта и, будучи взаимосвязанными, хорошо дополняют друг друга. Так, норма выработки будучи величиной, обратной норме времени, наглядно выражает тот объем работы или продукции, который подлежит выполнить за единицу времени. Норма обслуживания представляет собой установленный объем работы, выражаемый количеством единиц машин, механизмов или оборудования, которое должно обслуживаться одним работником (реже группой работников). Нормы обслуживания используются при нормировании труда персонала, занятого обслуживанием. Их величина зависит от установленных норм времени на единицу обслуживаемых объектов и продолжительности рабочей смены (характерный пример — рабочие, занятые техническим обслуживанием автомобилей). Применительно к работникам аппарата управления ПАТ и объединений такую норму принято называть нормой управляемости. Норма численности работающих — это число рабочих соответствующей квалификации, необходимое для выполнения конкретной работы в установленное время и при условии наиболее эффективного использования оборудования. Например, количество маляров для окраски в среднем за год 5 тыс. отремонтированных автомобилей. К числу других признаков, по которым можно осуществлять классификацию норм, относятся: срок действия норм; ведомственная сфера их применения; структурное построение норм и метод их установления. Действие различных норм рассчитано на какой-то отрезок времени. С учетом этого различают разовые, временные и постоянные нормы. Разовыми называют нормы, рассчитанные на использование только 1 раз. Их разрабатывают на такие операции или работы,, которые исполняются однажды и больше на данном предприятии не повторяются. Такие чисто случайные работы наиболее характерны для единичных производств. Временными считают такие нормы, которые действуют в пределах непродолжительного периода времени и после этого заменяются. Такие нормы устанавливают на период освоения новой техники, продукции, технологии или новой организации труда. Постоянными принято считать нормы, действующие непрерывно довольно длительный срок с момента их установления до пересмотра, основание для которого может быть, например, внедрение комплекса организационно-технических и хозяйственных мероприятий. Наиболее постоянный характер имеют нормы, разрабатываемые на стабильные, мало изменяющиеся с течением времени работы. Однако постоянных в прямом смысле норм не существует. Любая из норм по истечении какого-то периода времени естественно устаревает и требуется замена ее новой, более прогрессивной. Таким образом, понятия временной и постоянной норм в определенной степени являются относительными (в среднем срок Действия временных норм на ПАТ составляет от трех недель до трех месяцев, а постоянных 1—3 года). Сезонными называются нормы, установленные на работы, которые выполняются на протяжении только одного периода года (сезона). Для ПАТ характерными сезонами являются периоды массовой вывозки зерновых культур, картофеля, овощей и т. д. Согласно принадлежности к той или иной ведомственной сфере нормы можно подразделить на единые, внутриведомственные и внутрипроизводственные. Едиными называются такие нормы, которые разработаны с учетом обязательного применения их повсеместно на всех предприятиях страны. Эти нормы устанавливают на операции, получившие достаточно широкое распространение на предприятиях данной отрасли независимо от их ведомственной принадлежности. На предприятиях автомобильного транспорта применяются свои единые нормы времени. Внутриведомственные нормы характеризуются тем, что область их применения ограничена рамками одного министерства (ведомства). Внутрипроизводственные нормы — это нормы, которые предприятия разрабатывают сами для своих нужд и которые действуют только в пределах данных предприятий. Преимущество такого вида норм состоит в том, что они точно учитывают специфику того предприятия, где они разрабатывались. Недостатком является то, что их трудно, а порой даже невозможно использовать на других предприятиях, где имеются такие же виды работ. С учетом характера построения различают три типа норм: дифференцированные, укрупненные и типовые. Дифференцированными принято считать такие нормы, которые устанавливаются на основе детального расчленения нормируемой операции на составляющие ее элементы. Укрупненные нормы, в сущности, являются прямой противоположностью дифференцированных. Они устанавливаются на довольно крупные объемы работ (ряд небольших операций), объединенных в единое целое. Данный вид норм довольно широко используется на автотранспортных и авторемонтных предприятиях. Типовые нормы — это нормы, разработанные на типовые операции, являющиеся составной частью типовых технологических процессов. Такие нормы обладают высокой точностью, достоверностью и другими положительными качествами. Однако для их внедрения на автомобильном транспорте в настоящее время имеется немало трудностей. Это прежде всего — значительная разоб- щенность предприятий, глубокие различия в уровне материальной базы, в построении технологических процессов и др. В зависимости от методов установления нормы делятся на технически обоснованные и суммарные. В представленной выше систематизации норм особо необходимо выделить так называемые нормированные задания, представляющие собой установленный объем работ, который должен выполнить рабочий или группа рабочих за рабочий день (рабочую смену). Нормированное задание может быть выражено в виде определенного отрезка времени, в течение которого должен быть выполнен заданный объем работ. МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМ В практике технико-нормировочной работы широко используется довольно много методов нормирования [6, 15, 37], однако все они сводятся к двум основным: аналитическому и суммарному. Аналитический метод представляет собой подлинно научный и технически обоснованный метод нормирования. При аналитическом методе нормирования технически обоснованную норму времени (выработки) рассчитывают после тщательной проверки производственных возможностей данного рабочего места, машины или оборудования. При этом детальному анализу подвергается буквально все, что связано с выполнением нормируемой операции (технологический процесс, сама производственная операция, составляющие ее элементы, уровень затрат труда и др.). Аналитический метод нормирования имеет две разновидности. Одна из них получила название аналитически-исследовательский метод, другая — аналитически-расчетный. При аналитически-исследовательском методе разработка технически обоснованных норм осуществляется на основе анализа и исследования, которые включают в себя непосредственные наблюдения, проводимые на рабочих местах, где выполняется нормируемая операция. При аналитически-расчетном методе нормирования нормы времени (выработки) устанавливают расчетным путем на основе использования готовых исходных данных. Такие данные содержатся в специальных справочниках по нормированию соответствующих видов работ. Вместо методов аналитического нормирования нередко используются методы суммарного нормирования. Суммарный метод нормирования — это метод, основанный на установлении нормы времени (выработки) на ту или иную операцию в целом без расчленения ее на составляющие элементы и без анализа условий выполнения этой операции. При опытном методе нормирования норма времени на операцию устанавливается на основе личного опыта нормировщика или мастера и имеющихся у них примерных данных о фактических затратах времени на такую же или аналогичную работу в прошлом. При статистическом методе нормирования норма времени на операцию определяется на основе материалов статистической отчетности или учета фактических затрат времени при выполнении данной работы. При сравнительном методе нормирования норма времени на операцию устанавливается путем сравнения ее с аналогичной операцией или работой, на которую норма времени уже определена. Иногда используются сочетания указанных методов (например, опытно-статистический метод нормирования). На многих предприятиях автомобильного транспорта использование норм, устанавливаемых на основе аналитически-исследовательского и аналитически-расчетного методов, по экономическим соображениям бывает затруднено. В этой связи для замены суммарных норм успешно могут использоваться методы укрупненного нормирования и методы нормирования по типовым нормам. Укрупненное нормирование представляет собой, по существу, одну из разновидностей аналитически-расчетного метода. Сущность такого метода заключается в укрупнении расчетных значений затрат нормируемого времени, а также в укрупнении самих объектов нормирования, т. е. операций или работ. Если нормируемая операция является сама по себе достаточно крупной, то укрупняются элементы, ее составляющие. Если производственная операция небольшая, то из ряда ей подобных мелких операций составляется комплекс, т. е. более крупная объединенная операция. Другим перспективным направлением в области нормирования является метод нормирования различных производственных операций на основе создания новых технологических процессов и разработки типовых норм. Этот метод обладает рядом преимуществ по сравнению с другими методами технического нормирования. Он может рассматриваться как одно из эффективных средств в деле всемерного сокращения числа норм, используемых на предприя- тиях автомобильного транспорта и, следовательно, снижения затрат труда на их установление. ВИДЫ НОРМАТИВОВ Как указывалось выше, аналитически-расчетный метод нормирования, обладающий рядом преимуществ перед другими методами, позволяет устанавливать затраты рабочего времени на нормируемые операции на основе использования нормативов по труду и нормативов режимов работы машин, механизмов, оборудования [15, 26, 37, 56]. Нормативы представляют собой исходные величины, в которых зафиксировано в количественном выражении влияние различных факторов на продолжительность времени выполнения нормируемой операции. Нормативы по труду включают: нормативы времени, нормативы выработки, нормативы обслуживания, нормативы численности. Нормативы времени являются исходными величинами для расчетов нормированной продолжительности затрат рабочего времени, необходимых для выполнения отдельных элементов операции. Эти нормативы служат определенного рода базой для расчета непосредственно на предприятии норм времени, норм выработки и норм обслуживания. Нормативы времени могут быть представлены в виде нормативов: оперативного времени, основного времени, вспомогательного времени, времени обслуживания рабочего места, времени, отводимого на отдых и личные надобности. Все перечисленные нормативы устанавливаются раздельно для каждого вида работ. Нормативами обслуживания называются исходные величины для установления необходимых затрат труда на обслуживание одной машины, механизма, агрегата и т. п. Нормативами численности называется регламентированная численность работников, необходимых для выполнения единицы объема работы. Для сферы управления производством нормативная численность выражает регламентированную численность работников, необходимых для выполнения определенной функции (контроля, диспетчерского регулирования, планирования и т. д.). Нормативы режимов работы оборудования устанавливают строгий регламент работы каждого вида оборудования (число оборотов, величина подачи, скорость резания, скорость перемещения рабочих органов и т. д.), а также время непрерывной работы оборудования и время технологических перерывов. В зависимости от характера, назначения и сферы применения нормативы подразделяются на внутрипроизводственные (местные), отраслевые, межотраслевые, единые. Нормативы времени являются наиболее распространенным видом нормативов. Они могут быть дифференцированными и укрупненными. На предприятиях автомобильного транспорта наибольшее распространение получили укрупненные нормативы. Дифференцированные нормативы применяются преимущественно на крупных авторемонтных предприятиях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.45 (0.013 с.) |