Износ и амортизация основных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Износ и амортизация основных



ФОНДОВ

Подвижной состав и другие элементы основных фондов автомобильного транспорта в процессе эксплуатации подвергаются износу, из-за чего постепенно утрачивают свои первоначальные


технико-эксплуатационные качества и стоимость. Для обеспечения непрерывности производственных и транспортных процессов необходимо планомерно возобновлять изношенные основные фонды как в натуральной форме, так и по стоимости. Решающее влияние на оборот основных производственных фондов оказывает интенсивность их износа. Различают два вида износа: физический и моральный [6, 11, 19].

Физический износ представляет собой материальное изнашивание, вызываемое трением, вибрацией, усталостью металла и другими разрушающими явлениями, которые возникают в процессе эксплуатации. Другое проявление физического износа основных фондов заключается в отрицательном воздействии на них времени и сил природы (коррозии, старения металла, разрушения изоляции и уплотнителей, выветривания материалов).

Таким образом, можно констатировать, что физический износ протекает в двух формах:

эксплуатационной — это износ основных производственных
фондов вследствие их использования по функциональному на
значению; интенсивность эксплуатационного износа зависит
как от исходных физико-механических свойств основных про
изводственных фондов и их элементов (например от прочнос
тных характеристик), так и от сроков и условий эксплуатации
основных производственных фондов;

естественной — это износ основных производственных
фондов вследствие воздействия на них окружающей среды
и не связанный непосредственно с их эксплуатацией (на
пример, коррозии металлов, эрозии строительных конст
рукций и др.).

Количественная характеристика физического износа отдельных видов основных фондов И'ф может быть дана исходя из продолжительности их службы:

где Тф — фактический срок службы основных фондов, годы;

ТСЛ — срок службы основных фондов по установленным нормам (амортизационный период), год.

Для оценки степени физического износа различных групп основных фондов могут быть использованы стоимостные измерите-


ли. В этом случае физический износ основных фондов И"ф определяют по формуле:

где СПЕР — полная первоначальная (восстановительная) стоимость основных фондов, руб.

Моральный износ основных фондов обусловливается техническим прогрессом, происходящим во всех отраслях народного хозяйства. Он имеет две формы проявления. Первая форма морального износа проявляется в удешевлении ранее произведенных машин или оборудования вследствие уменьшения стоимости их воспроизводства в современных условиях. Для второй формы морального износа характерно обесценение старого оборудования в результате научно-технического прогресса — появления более производительных и экономичных видов техники. В наибольшей степени моральному износу подвергаются активные основные фонды, в частности подвижной состав автомобильного транспорта.

При моральном износе фактические сроки службы различных машин и оборудования определяются относительной невыгодностью их эксплуатации по сравнению с новейшими, более прогрессивными орудиями труда. Моральный износ, таким образом, определяется не сроком службы фондов, а темпами технического прогресса.

Моральный износ первого рода выражается в относительном удешевлении производства одной и той же единицы основных производственных фондов в современных условиях по сравнению с теми, когда эта единица основных производственных фондов была действительно произведена. Эта форма морального износа отражается восстановительной стоимостью основных производственных фондов в сопоставимых ценах, а величина морального износа СИМ1:

или, учитывая экономический смысл понятия восстановительной стоимости:


Моральный износ второго рода основных производственных фондов является следствием научно-технического прогресса и появления новых более производительных и экономичных основных производственных фондов, которые позволяют более эффективно по сравнению с действующими основными производственными фондами использовать ресурсы, обеспечивают снижение затрат на единицу производимой продукции или услуг. Но в общем случае моральный износ второго рода может наступить и без появления новых основных производственных фондов: это может произойти тогда, когда уровень качества действующих основных производственных фондов окажется ниже технических и экономических требований, предъявляемых потребителями основных производственных фондов.

Величина морального износа второго рода СИМ2:

где Ун — технико-экономический или нормативный уровень новых основных производственных фондов.

Технико-экономический уровень — интегральный показатель, отражающий совокупность технико-экономических свойств новых основных производственных фондов по сравнению с оцениваемыми (действующими). Это безразмерный показатель. Для действующих основных производственных фондов он равен 1.

Таким образом, моральный износ первого рода выражается в снижении стоимости воспроизводства ОПФ, а моральный износ второго рода — в снижении их эффективности, в потере конкурентоспособности.

На темпы морального износа оказывают влияние следующие факторы:

♦ балансовые, связанные с ограничениями поставок новых ма
шин для замены морально изношенной техники;

♦ экономические, проявляющиеся в определенных потерях
овеществленного в изношенном оборудовании труда при за
мене техники более прогрессивной.

При появлении новой техники важное значение приобретает модернизация имеющихся активных основных фондов как условие доведения их технико-экономических показателей до уровня передовых.

В автомобильном транспорте основные фонды изнашиваются более интенсивно, чем в других отраслях материального производ-


ства. Это обусловливается относительно высокой долей машин в структуре основных производственных фондов, их мобильностью и особенностями эксплуатации автомобилей.

Износ основных фондов может быть полным или частичным [37]. При полном износе основные фонды возмещаются путем приобретения новых видов машин или капитального строительства. Частичный износ возмещается за счет ремонтов и модернизации подвижного состава (см. рис. 5.2).

Рис. 5.2. Кругооборот основных фондов

Источником для финансирования полного и частичного воспроизводства основных фондов является система амортизационных отчислений.

Под амортизацией понимается процесс перенесения стоимости основных фондов по мере их износа на вновь созданную продукцию. Амортизационные отчисления, накапливаемые после реализации готовой продукции, образуют в денежной форме амортизационный фонд. Средства амортизационного фонда входят в себестоимость перевозок и после реализации транспортных услуг возвращаются автотранспортному предприятию.

Амортизационный фонд должен обеспечить денежные средства как для частичного воспроизводства основных фондов в период их эксплуатации (капитального ремонта и модернизации), так и для замены выбывающих основных фондов.


Физический объем (масса накопленных средств, выраженных в неизменных ценах) и динамика основных производственных фондов в t году могут быть описаны балансовым уравнением вида [37]:

где С — физический объем основных фондов, руб.;

СВВ. t — объем годового ввода фондов, руб.;

СВ. t — объем годового выбытия фондов, руб.;

Кф t — годовые инвестиционные вложения в основные фонды, руб.;

ΔΝФ t — годовой прирост незавершенного производства, руб.

В процессе воспроизводства основных фондов можно выделить несколько стадий.

Первая стадия — превращение капитальных вложений во вводимые фонды (СВВ t -> Η СВВ. t+tл). Она характеризуется лагом капитальных вложений tЛ.

В условиях равномерного роста фондов:

где θ — темп прироста основных фондов. Поскольку

то

Вторая стадия — переход от ввода фондов к их выбытию (СВВ t -> Η СВВ. t+tл). Она характеризуется сроком службы фондов tСЛ. Если процесс износа происходит равномерно, то

где ζ — темп выбытия основных фондов.


Поскольку

то

Если tCЛ -> "бесконечность", то deltaСt = СВВ. t т. е. имеющиеся фонды практически не выбывают, а вновь вводимые идут на их прирост. Напротив, при tСЛ -> 0, deltaСt —> 0, т. е. все вводимые фонды идут на обновление производственного потенциала, а не на его расширение.

Амортизация основных фондов.

Образование и использование амортизационного фонда в отраслях экономики страны осуществляется планомерно, по утверждаемым правительством нормам.

Под нормой амортизации понимается размер годовых отчислений, установленных в процентах от балансовой стоимости соответствующих основных фондов. На автомобильном транспорте, как и в других отраслях, нормы амортизации установлены на полное восстановление (реновацию) Нв основных производственных фондов. Они разрабатываются как единые межведомственные нормативы, дифференцированно по видам и группам основных фондов. При их разработке учитываются следующие факторы: установленный срок службы, стоимость, условия эксплуатации и др.

Существуют три основных метода установления норм амортизации [37]: регрессионный, кумулятивный, пропорциональный, которые рассматриваются в табл. 5.4.

При кумулятивном методе расчета база списания амортизационных отчислений остается неизменной, а норма амортизации в каждом году на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля составит соответственно: 25 %, 21,3, 17,8, 14,3, 10,7, 7,2 и 3,6 %. Всего за 7 лет будет компенсировано 100 % первоначальной стоимости транспортного средства.

Как видно из приведенного примера, кумулятивный и регрессионный методы установления норм амортизации обеспечивают ускоренное начисление амортизационных отчислений и более


быстрое накопление средств для обновления парка. Эти методы позволяют в большей мере учитывать моральный износ и полнее соответствуют ориентации на ускоренное обновление имеющегося производственно-технического потенциала (см. табл. 5.4).

Таблица 5.4

Характеристика основных методов расчета норм амортизации

на реновацию

 

Метод расчета норм амортизации Расчетная формула Основные особенности метода
Регрессионный (метод уменьшающегося остатка) Отчисления производятся не от первоначальной, а от остаточной стоимости, т. е. стоимости за вычетом износа. Метод позволяет списывать большую часть (до 70 %) стоимости средств труда в первые годы их функционирования, что способствует более интенсивному обновлению парка машин. При использовании: трудоемкая работа по учету остаточной стоимости основных фондов; не обеспечивают полного возмещения остаточной стоимости
Кумулятивный (метод суммы чисел) Сложность использования в том, что размер амортизационных отчислений ежегодно производится по различным нормам. Он обеспечивает полное возмещение первоначальной стоимости
Пропорциональный Для метода характерно равномерное начисление амортизации; отличается простотой расчетов. Для системы ускоренного обновления производственного аппарата малоприемлем

Применяемые в настоящее время нормы амортизации основаны на пропорциональном методе расчета норм амортизации.

Система амортизационных отчислений на подвижной состав отлична от системы амортизационных отчислений на другие виды основных производственных фондов. Износ автомобилей определяется не временем работы, а его пробегом, поэтому интенсивность использования подвижного состава может быть отражена в нор-


мах амортизации по двум разным показателям: пробегу и сроку службы.

Норма амортизационных отчислений на полное восстановление по основной группе подвижного состава автомобильного транспорта определяется в процентах от балансовой стоимости на 1000 км пробега с учетом нормы пробега до капитального ремонта:

где Lн п — нормативный амортизационный пробег подвижного состава, км.

Для плановых расчетов ликвидационная стоимость принимается в размере 10 % от первоначальной.

Для групп автомобильной техники: грузовых автомобилей грузоподъемностью q < 2 т и сроком службы Тсл < б лет, автобусов особо малого класса с общей длиной до 5 м и Тсл < 6 лет, легковых автомобилей (кроме такси) с Тсл < б лет, специальных автомобилей с Тсл < 10 лет, норма амортизационных отчислений на реновацию не зависит от пробега:

На автомобильном транспорте нормы амортизационных отчислений дифференцируются по трем группам подвижного состава:

1) транспортным автомобилям, прицепам и полуприцепам;

2) автобусам;

3) специальным автомобилям.

Нормы амортизационных отчислений по грузовым автомобилям приведены в табл. 5.5.

В действующих нормах амортизации предусмотрены коэффициенты, позволяющие учитывать эксплуатационные и климатические условия использования подвижного состава. Для этого применяются следующие поправочные коэффициенты: 1,1 — для автомобилей, работающих с прицепами (не менее 70 % пробега), на каждый прицеп; 1,15 — для автомобилей-самосвалов при грузоподъемности до 25 т; 1,3— для всех групп автомобилей, прицепов и полуприцепов, которые постоянно используются в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в пустынно-песчаных


Таблица 5.5

Нормы амортизационных отчислений на полное восстановление подвижного состава

 

 

Группа и вид основных фондов Нормы амортизационных отчислений в % от
стоимости машин стоимости машин на 1000 км пробега
Автомобили грузоподъемностью тонн: от 0,5 более 0,5 до 2 более 2 с ресурсом до кап. ремонта, тыс. км: до 200 более 200 до 250 более 250 до 350 более 350 до 400 20,0 14,3 0,37 0,3 0,20,17
Прицепы и полуприцепы грузоподъемностью тонн: до 8 более 8 12,5 10,0  
Прицепы самосвальные 14,3  
Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы (ГМЗАГ) грузоподъемностью тонн: до 100 более 100 8,3 6,7  

и высокогорных районах, а также в тяжелых дорожных условиях (карьерах, котлованах и др.).

При необходимости применения к одной и той же норме амортизации одновременно двух и более поправочных коэффициентов предусмотрено их суммирование. Скорректированная норма определяется по формуле:

где Η — утвержденная норма, %;

K1, к2,..., кП—поправочные коэффициенты;

η — число поправочных коэффициентов.

В другом случае нормы амортизационных отчислений могут быть рассчитаны следующим образом (см. табл. 5.6).

Сумма амортизационных отчислений по подвижному составу, рассчитанная на основании норм амортизационных отчислений (табл. 5, 6), может быть представлена в виде табл. 5.7.


Таблица 5.6

Определение норм амортизации и отчислений при регрессионном

методе расчета

 

 

Год эксплуатации База списания, руб. Норма амортизации, % Сумма амортизационных отчислений
всего, руб. первоначальной стоимости, %
    28,1   28,1
    28,1   20,1
    28,1   14,4
    28,1   10,5
    28,1   7,5
    28,1   5,4
    28,1   3,9
ИТОГО   28,1 2702 90,0

По всем остальным (кроме подвижного состава) основным фондам автомобильного транспорта (зданиям, оборудованию и т. д.) нормы амортизационных отчислений устанавливаются в процентах от их балансовой стоимости. Сумма амортизационных отчислений на планируемый год рассчитывается по каждому виду или группе основных фондов путем умножения среднегодовой стоимости этих фондов на соответствующие нормы амортизационных отчислений для полного восстановления (реновации).

Таблица 5.7 Расчет амортизационных отчислений по подвижному составу

 

 

 

 

Показатели Способ и результаты расчета
Марки автомобилей В целом по ПАТ
     
         
Балансовая стоимость единицы подвижного состава с учетом затрат на приобретение, транспортировку без учета НДС, СБ, руб. СБi  
Общий годовой пробег автомобилей, LОБЩ, км, (см. производственную программу по эксплуатации) LОБЩ  
Нормы амортизационных отчислений на полное восстановление, Нв, % HBi  

Окончание табл. 5.7

 

         
Сумма амортизационных отчислений на полное восстановление, Авос, руб.,
Общая сумма амортизационных отчислений, Аобщ, руб.

В современных условиях хозяйствования создаются возможности усиления воздействия системы амортизационных отчислений на более интенсивное использование основных производственных фондов [37].

В настоящее время разработаны основные принципы амортизационной политики на автомобильном транспорте в условиях ускоренного научно-технического прогресса, которая должна отвечать ряду требований:

1) обеспечивать полное возмещение первоначальной стоимо
сти и создание необходимых средств для замены изношен
ных основных фондов;

2) объективно отражать двойственность процесса износа авто
мобильного парка, который происходит как от воздействия
времени, так и от объема выполненной работы;

3) стимулировать более интенсивное использование новой тех
ники и ускоренное накопление средств для обновления пар
ка на новой технической основе. Известно, что неизношен
ный автомобиль может сделать больший объем работы, чем
старый. Система амортизационных отчислений должна спо
собствовать лучшему использованию новой техники. В на
чальный период эксплуатации подвижного состава целесо
образны относительно большие амортизационные отчисле
ния, а в дальнейшем, наоборот, — большие ремонтные
расходы. Это оказывается возможным при использовании


методов ускоренного начисления амортизации. Для своевременного обновления основных фондов и ускорения научно-технического прогресса необходимо своевременно пересматривать нормы амортизационных отчислений во всех отраслях экономики. Это необходимо для обеспечения более полного учета нормативных сроков службы машин и оборудования и морального износа основных фондов, а также прекращения неэффективного капитального ремонта физически изношенного оборудования.

Поскольку Нв необходимо устанавливать в начальный год ввода ОПФ, а ее величина зависит от Тсл, то возникает задача определения оптимального срока службы. При этом следует подчеркнуть, что на величину Тсл будет оказывать влияние прежде всего физический износ ОПФ и его интенсивность, поскольку на этом этапе оценки Тсл практически невозможно учесть влияние морального износа. В процессе физического износа ОПФ обычно возрастают затраты на их техническое обслуживание и ремонты, а у машин и оборудования, кроме того, увеличивается расход топлива и энергии. Одновременно снижается производительность машин и оборудования, что приводит к более интенсивному росту всех затрат по мере увеличения срока эксплуатации ОПФ.

С другой стороны, увеличение срока эксплуатации приводит к снижению годовой суммы амортизации на реновацию. Поэтому очевидно существование такого срока эксплуатации ОПФ, при котором суммарные затраты на их эксплуатацию будут минимальными. Это и будет оптимальный срок службы ОПФ. Данное условие, например, для рабочих машин и оборудования, может быть представлено следующим выражением [37]:

при

 

где S(tЭ=TОПСЛ) — удельные текущие затраты на эксплуатацию машины в год эксплуатации tЭ, соответствующий оптимальному сроку службы ТОПСЛ, руб./ед.;


Wtэ годовая производительность машины в год tЭ, ед. производительности/год;

SF— элементы годовых эксплуатационных затрат, не изменяющиеся вследствие износа, руб./год;

Svtэ — элементы годовых эксплуатационных затрат, меняющиеся вследствие износа (на ТО, ремонты, энергию и т. п. руб./год.

Установлено, что:

1) новые нормы амортизационных отчислений предусматрива
ются только для полного восстановления основных фондов;

2) с введением в действие указанных норм все виды ремонта
основных фондов (текущий, средний и капитальный) дол
жны производиться за счет средств фонда ремонта, создава
емого на предприятиях и в хозяйственных организациях по
нормативам затрат на ремонт основных фондов, с включе
нием их в себестоимость продукции, работ и услуг.

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя понятие материально-технической базы пред
приятия автомобильного транспорта?

2. Дайте характеристику структуры хозяйственных средств пред
приятия.

3. Дайте характеристику экономической сущности основных фон
дов и их классификации.

4. Как классифицируются основные производственные фонды АТП?

5. Какие существуют способы оценки основных фондов?

6. Назовите показатели оценки эффективности основных фондов.

7. Раскройте понятия износа и амортизации.

8. В чем состоит сущность морального и физического износа основ
ных фондов?

9. В чем особенности основных методов расчета норм и сумм амор
тизации?


Глава 6

ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.73.187 (0.065 с.)