Сущность и значение, состав и структура трудовых ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и значение, состав и структура трудовых ресурсов



Весь персонал работников ПАТ делится на две группы: персонал основной деятельности и персонал неосновной деятельности. К персоналу основной деятельности ПАТ относятся [15]:

♦ водители грузовых и легковых автомобилей, автобусов, за
нятые на перевозке грузов и пассажиров;

♦ кондукторы;

♦ ремонтные рабочие, занятые техническим обслуживанием
и ремонтом автомобилей и агрегатов, выполняемых хозяй
ственным способом;

♦ вспомогательные рабочие, обслуживающие электрические
и тепловые сети, подстанции, работники по ремонту и со
держанию оборудования, водители-перегонщики автомобилей,
водители по хозяйственному обслуживанию, рабочие инст
рументальных участков и др.;

♦ работники информационно-вычислительных и вычисли
тельных центров, состоящих на балансе предприятия, а так
же в случае, если эти работники выполняют работы для дру
гих предприятий;

♦ инструкторы (методисты) по физической культуре, худож
ники-оформители, состоящие в штате предприятия;

♦ работники всех видов охраны, состоящие в штате данного
предприятия;


♦ работники аппарата управления со всеми отделами и бюро,
включая работников отдела материально-технического снаб
жения и сбыта, складов топлива и материалов, а также работ
ников по уборке производственных помещений и дворов;

♦ работники диспетчерских пунктов или автобусных станций
на линии, контрольно-ревизионный аппарат и линейный
персонал.

Фонд заработной платы работников отдела капитального строительства предприятий, осуществляющих строительство хозяйственным способом и контроль над ним, учитывается в плане по труду, относящемуся к строительству.

Если отдел капитального строительства предприятия не выполняет строительно-монтажных работ хозяйственным способом, а осуществляет только функции технадзора за строительством, является структурным подразделением предприятия и содержится за счет средств основной деятельности, то персонал этого отдела должен учитываться в составе промышленно-производственного персонала предприятия.

Если при расширении производственной мощности на действующем предприятии подготовка кадров производится за счет средств основной деятельности предприятия, то персонал, занятый подготовкой кадров, ученики, проходящие обучение, и начисленная им заработная плата за выполненную работу учитываются по промышленно-производственному персоналу.

К персоналу неосновной деятельности ПАТ относятся работники

♦ подсобных сельских хозяйств;

♦ занятые на капитальном ремонте зданий и сооружений, вы
полняемом хозяйственным способом;

♦ жилищного хозяйства;

♦ медицинских учреждений и детских яслей, состоящих на ба
лансе предприятия;

♦ баз отдыха, домов отдыха, пансионатов, детских лагерей от
дыха, детских садов и яслей-садов, состоящих на балансе
предприятия.

В зависимости от выполняемых функций работники предприятий автомобильного транспорта распределяются на такие категории: рабочие, руководители, специалисты, служащие.

К рабочим на автомобильном транспорте относятся те работники, которые непосредственно заняты перевозкой грузов, техни-


ческим обслуживанием и ремонтом подвижного состава, обеспечивают нормальные условия для осуществления транспортного процесса, выполняют обязанности кондуктора.

К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений: директора (генеральные директора), начальники, управляющие, заведующие, председатели, мастера, производители работ на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях; главные специалисты — главный бухгалтер, главный диспетчер, главный инженер, главный механик, главный металлург, главный сварщик, главный агроном, главный геолог, главный электрик, главный экономист, главный научный сотрудник, главный редактор; государственные инспекторы.

К категории руководителей относятся также заместители по названным выше должностям.

К служащим относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, в частности агенты, архивариусы, дежурные, делопроизводители, кассиры, коллекторы, коменданты, контролеры (не относимые к рабочим), копировщики технической документации, секретари-машинистки, смотрители, статистики, стенографистки, табельщики, учетчики, чертежники.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА

Потребность автомобильного транспорта в кадрах определяется по группам и категориям работающих. При этом различают явочный и списочный составы. Явочным составом называется число работников, которые в соответствии с установленным режимом в течение суток фактически принимают участие в производственной деятельности. Списочный состав превышает явочный, так как в него включаются временные работники и те, кто в тот или иной период болен, находится в командировках, на военных сборах, отпусках.

Методы определения численности рабочих зависят от особенностей их труда, качества нормативной базы и т. п. Доми-


нируют четыре метода расчета потребности в рабочих, основанных на расчете:

1) трудоемкости планируемых работ;

2) нормах обслуживания рабочих мест;

3) числе рабочих мест;

4) нормативах численности рабочих кадров.

Важным элементом планирования численности рабочих является фонд рабочего времени, который характеризует экстенсивность его использования в производстве и определяется дифференцированно для каждой группы рабочих. Различают календарный, номинальный и плановый фонды рабочего времени.

Календарный фонд рабочего времени — это число календарных дней в планируемом периоде (году, квартале, месяце).

Номинальный фонд рабочего времени содержит число дней в планируемом календарном периоде, из которого вычитается число выходных и праздничных дней.

Плановый фонд рабочего времени одного работающего определяется путем вычитания из номинального фонда дней невыхода на работу по причинам, предусмотренным действующим законодательством: очередные и дополнительные отпуска, неявки по болезни, пропуски в связи с выполнением государственных и общественных обязанностей и др.

Плановый и фактический фонды времени формируются с учетом двух групп факторов, действующих в противоположных направлениях. К первой группе относятся осуществляемые в стране меры, которые направлены на повышение трудовой дисциплины, улучшение условий и организации труда (предупреждение профессиональных заболеваний), ликвидацию потерь рабочего времени из-за прогулов и целодневных простоев.

Во вторую группу входят мероприятия по созданию стабильных кадров с высоким профессиональным уровнем. Это обусловливает увеличение средней продолжительности очередных отпусков водителей и других категорий работников. Увеличение средней грузоподъемности автомобильного парка, снижение текучести кадров и связанное с этим возрастание доли численности работников, которым полагаются дополнительные отпуска за стаж работы свыше 2 лет, а также в связи с обучением в вузах и техникумах без отрыва от производства, обусловливают повышение средней продолжительности отпусков. В табл. 7.1 приведен анализ основных методов определения потребности в рабочих [37].


Таблица 7.1

Методы определения потребности в рабочих на автомобильном

транспорте

 

Методы расчета Общая расчетная формула обозначения Особенности планированияконтингентовработников автомобильного транспорта
Расчет по трудоемкости работ Потребную численность водителей грузовых автомобилей, автобусов и автомобилей-такси определяют по сумме планового количества автомобиле-часов работы на линии и подготовительно-заключительного времени, равного 18 мин, или 0,3 ч на рабочую смену и 0,043 ч на 1 ч работы. Потребная численность ремонтных рабочих определяется в соответствии с производственной программой и трудоемкостью работ по ТО и ТР подвижного состава
Расчет по нормам обслуживания Данный метод применяется для определения численности и организации рациональной загрузки рабочих, занятых обслуживанием отопительных котельных различных типов. Для автозаправочных станций нормативы численности рабочих в смену находятся в зависимости от объема реализации нефтепродуктов и способа управления колонками (дистанционное и ручное)
Расчет порабочим местам По рабочим местам определяется численность рабочих, которые выполняют работу независимо от ее объема и связаны с конкретным объектом обслуживания (крановщики, стропальщики, водители на повременных автомобилях и т. д.)
Расчет понормативам численности Электромонтеры по обслуживанию электрооборудования и слесари-ремонтники планируются по нормативам, установленным исходя из количества единиц ремонтной сложности в закрепленном за ними оборудовании

Численность водителей на прогнозируемый период рассчитывается исходя из индекса изменения объема перевозок lОП и индекса изменения производительности водителя (автомобиля) lПТ. Расчет производится по формуле:

где ΝΒ.ΠΡОΓΗ, ΝΒБ — численность водителей соответственно в прогнозируемом и базисном периодах.

Расчет перспективной потребности в ремонтных и вспомогательных рабочих проводится нормативно-экспертным методом путем укрупненных расчетов на основе фактической трудоемкости работ в предпрогнозный период и предполагаемого изменения ее на перспективу. Прогнозируемая численность ремонтных и вспомогательных рабочих составляет

где ΤУД. ТО ТР — удельная исходная трудоемкость ТО и ТР на 1000 км общего пробега, ч;

lК — индекс коэффициента к, характеризующий изменение средней грузоподъемности (вместимости подвижного состава;

lК1 — индекс коэффициента, характеризующего изменение условий эксплуатации;

lК2 — индекс коэффициента к2, характеризующего изменения типов и модификаций подвижного состава;

l — индекс коэффициента к5, характеризующего изменения средних размеров ПАТ;

lто, тр— индекс коэффициента, характеризующего изменение исходной трудоемкости ТО и ТР в результате механизации и автоматизации, и т. д.;

ФРГ — действительный годовой фонд рабочего времени, ч;

ПТр — индекс роста производительности труда в результате сокращения потерь рабочего времени.

Фактическая удельная трудоемкость работ по ТО и ТР подвижного состава в расчете на 1000 км общего пробега определяется на основе отчетных данных с учетом участия водителей в ТО и ТР.

Планирование численности инженерно-технических работников и служащих отличается повышенной сложностью. В последнее


время в практике планирования численности ИТР и служащих используются нормативы, разработанные для каждой функции управления. На автотранспортных предприятиях весь процесс управления разбит на 9 функций (кроме функций линейного персонала службы эксплуатации) и разработаны корреляционно-регрессионные выражения для определения численности персонала [37] (табл. 7.2).

При проведении планово-экономических расчетов весьма важно установить рациональное соотношение между численностью специалистов и вспомогательного технического персонала (ВТП). Оно характеризуется следующим выражением:

где С — оптимальное количественное соотношение между ВТП и специалистами.

Таблица 7.2

Нормативная численность персонала автотранспортных предприятий по функциям управления

 

Функции управления Математические выражения для определения численности персонала
Общее руководство, H1
Технико-экономическое планирование, Н2
Организация труда и заработной платы, Н3
Бухгалтерский учет, Н4
Материально-техническое снабжение, Н5
Комплектование и подготовка кадров, Не
Общее делопроизводство, H7
Эксплуатационная служба, H8
Техническая служба, H9

Примечание: X1 — среднесписочное число автомобилей; X2 — коэффициент выпуска на линию; X3 — численность всего персонала; X4 — режим работы автомобилей (время их нахождения в наряде); X5 — численность ремонтно-вспомогательных рабочих.


Сейчас в стране наблюдается значительное несоответствие между потребностью автомобильного транспорта в специалистах и их фактической численностью.

В общем виде перспективная суммарная потребность автомобильного транспорта и органов управления им в новых контингентах специалистов N. может быть рассчитана в территориальном разрезе по нормативам, установленным на 1000 автомобилей:

где N. — удельная потребность автоэксплуатационных предприятий в специалистах определенного профиля на 1000 автомобилей грузового, автобусного и легкового парка народного хозяйства, чел. / 1000 авт.;

Асс б — автомобильный парк народного хозяйства в базовом году, авт.;

Ρ — предусмотренный среднегодовой темп роста автомобильного парка, %;

t — порядковый номер года, для которого производится прогноз;

k1, к2, к3, к4 — коэффициенты потребности отраслевой и территориальной сфер управления в специалистах соответственно: производственных управлений и аппарата министерства; отраслевых научных учреждений; производств по капитальному ремонту автомобилей и агрегатов; внеотраслевого государственного аппарата (плановых органов, ГИБДД, МВД и др.);

S — коэффициент относительного уменьшения потребности в специалистах в связи с совершенствованием организации и структуры управленческого аппарата;

кОББ— коэффициент фактической территориальной обеспеченности специалистами в базовом году.

Повышение эффективности общественного производства и ускорение производительности труда должны обеспечить снижение текучести кадров и улучшение их использования. Как свидетельствует опыт ряда предприятий страны, один из путей решения данной задачи — разработка и внедрение единых систем кадрового обеспечения, охватывающих организацию подбора, расстановки и использования работников.


Организация единой системы кадровой работы основывается на комплексном анализе численности и движения кадров, их стабильности и структуре трудового коллектива. Для оценки существующего уровня кадровой работы пользуются двумя основными показателями: коэффициентом текучести кадров q, показателем средней длительности незаполнения вакансий tCP [2].

Коэффициент текучести кадров q определяется делением числа работников предприятия, выбывших за определенный период Ру по причинам, не связанным с производственной или общегосударственной необходимостью (уволенных по собственному желанию за нарушение трудовой дисциплины и т. п.), на среднесписочное число работников за тот же период Р, %,

Показатель средней длительности незаполнения вакансий tcp определяется как частное отделения общей длительности существования вакансий t. (в днях) на общее число вакансий N за анализируемый период

Снижение текучести кадров и стабилизация трудового коллектива возможны благодаря осуществлению ряда мероприятий: во-первых, планомерному формированию внешнего и внутреннего резерва работников; во-вторых, совершенствованию системы кадровой работы для сокращения числа увольняющихся; в-третьих, повышению стабильности коллектива путем улучшения системы материального стимулирования и введения поэтапных надбавок к окладу за стаж работы на одном предприятии.

Экономическая эффективность от совершенствования кадровой работы обеспечивается за счет проведения мероприятий, позволяющих снизить потери времени от существования производственных вакансий и повысить производительность труда в результате сокращения текучести кадров.

Минимальное число вакансий на предприятии составляет

где Νπρ — число принятых работников за анализируемый период, чел.;


NЛ — лимит дополнительной численности, чел.;

NУB — число уволившихся заданный период работников, чел.

Экономический эффект от снижения потерь рабочего времени за счет кадровых вакансий, превышающих их оптимальное число, составит

где ВДН — средняя дневная выработка на одного работника, руб.;

ΝФДН — фактическое число вакансий, чел.

Поскольку прием на работу и выбытие работников ограничены числом имеющихся вакансий, необходимо учесть и другие составляющие общего эффекта. Экономический эффект в связи с предотвращением снижения производительности труда вновь принятых Эпр и увольняющихся работников Эув будет

где ППТ —процент снижения производительности труда вновь принятых работников в период их адаптации ТАД;

ПТУВ — процент снижения производительности труда работников, подавших заявление об увольнении в период их отработки Ту.

Учитывая, что ряд мероприятий требует дополнительных материальных затрат Здоп, общий экономический эффект от созданий единой системы кадровой работы

где Эорг — экономический эффект от совершенствования организации труда, руб.

Кадровая работа и ее организация в значительной мере определяют общую эффективность производственно-хозяйственной деятельности в отрасли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.035 с.)