Выбор (обоснование) типа и моделей подвижного состава 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор (обоснование) типа и моделей подвижного состава



Выбор типов и моделей подвижного состава является разделом планирования перевозок. Организуя перевозки, при минимальных потребностях в подвижном составе и транспортных затратах следует полно и высококачественно удовлетворять спрос обслуживаемых объектов в перевозке грузов, следить за их сохранностью. При выборе типов и моделей подвижного состава необходимо учитывать следующее [28, 19]:

♦ вид перевозок — технологические, внутригородские, внут
риобластные и межрайонные, междугородные, внешнетор
говые, централизованные, массовые, сборные, постоянные,

сезонные, временные;

♦ вид груза, его объемную массу, вид тары и упаковки;

♦ расстояние перевозок и дорожные условия;

♦ величину груза и суточную потребность в этом грузе полу
чателя;

♦ вид погрузочно-разгрузочных работ, а при механизирован
ной погрузке и разгрузке — производительность механизмов;

♦ фронт погрузки и разгрузки и размеры погрузочно-разгру
зочных пунктов;

♦ наличие определенных типов и моделей подвижного соста
ва на предприятии.


На выбор типов и моделей подвижного состава влияет вид перевозок. Так, при технологических перевозках на взрывных работах и при перевозке руды, угля в основном используют автомобили-самосвалы большой и особо большой грузоподъемности, а при технологических перевозках на строительных площадках, предприятиях - бортовые автомобили и автомобили-самосвалы малой и средней грузоподъемности. При междугородных перевозках следует использовать автомобильные поезда, автомобили-тягачи, автомобили большой грузоподъемности. При централизованных перевозках грузов когда объем перевозок постоянный, масса груза большая, а погрузочно-разгрузочные работы механизированы, следует также использовать автомобили большой грузоподъемности. Если партии грузов незначительны, суточная потребность в грузе небольшая, погрузка и разгрузка ручная, нужно использовать подвижной состав малой и средней грузоподъемности.

Кроме того, выбор тогоили иного подвижного состава зависит от характера, вида груза. Например, для навалочных грузов (земли, песка, гравия щебня) нужны автомобили-самосвалы; для длинномерных грузов (труб, древесины, сортового проката) - автомобили с прицепами-роспусками или специальные автомобили; для наливных грузов (бензина, воды, масла) - автомобили, оборудованные цистернами; для быстропортящихся грузов (фруктов,

мяса) - автомобили-рефрижераторы, фургоны.

При перемещении небольшого количества грузов на короткие расстояния следует использовать автомобили малой грузоподъемности; при перевозках на дорогах III категории эксплуатации -автомобили повышенной проходимости. При ограниченных размерах погрузочно-разгрузочных площадок - автомобили малой или средней грузоподъемности. При ручной разгрузке грузов в связи со значительным простоем подвижного состава во время выполнения этих работ нельзя использовать подвижной состав большой грузоподъемности.

На выбор типов и моделей подвижного состава влияют виды погрузочно-разгрузочных механизмов и их производительность [18]. Так, при перевозке навалочных грузов автомобилями-самосвалами следует придерживаться соотношения между грузоподъемностью автомобиля-самосвала и емкостью ковша qк.

В процессе механизированной погрузки навалочных грузов и перевозки их на автомобилях-самосвалах повышение производительности способствует ритмичной работе автомобилей-самосвалов


и погрузочных механизмов. В связи с этим за каждым погрузочным механизмом закрепляют определенное количество автомобилей-самосвалов определенной грузоподъемности. При этом исходят из равенства ритма погрузки Rп и интервала движения 1 подвижного состава.

Подставляя в это равенство размеры каждой величины, находят количество автомобилей, обеспечивающее равномерную, без простоев работу подвижного состава и погрузочных механизмов.

Перевозя массовые навалочные грузы на относительно большие расстояния, следует иметь в виду, что при фактическом среднем расстоянии груженого пробега, которое больше рационального расстояния, следует применять бортовые автомобили; если же расстояния меньше, то автомобили-самосвалы. Величину рационального расстояния определяют как по производительности, так и по себестоимости перевозок.

Типы и модели подвижного состава выбирают в зависимости от мощности эксплуатационного предприятия, так как на предприятиях с малой и средней мощностью, небольшим количеством автомобилей преобладают автомобили малой и средней грузоподъемности. Искусственные сооружения на дорогах (мосты) и подъезды к погрузочно-разгрузочным пунктам часто ограничивают использование автомобилей большой грузоподъемности.

В последнее время увеличивается выпуск автомобилей большой и малой грузоподъемности, а также прицепов и полуприцепов более совершенной конструкции.

Правильность выбора типов и моделей подвижного состава в конкретных условиях перевозок определяют такие показатели, как наибольшая производительность, наименьшая себестоимость перевозок, высокая скорость доставки грузов и пассажиров, наименьшие капиталовложения и срок их окупаемости.

При составлении плана для вновь проектируемого предприятия необходим выбор типа и расчет потребности количества подвижного состава.

При выборе типа подвижного состава, марки и модификации автомобиля следует учитывать характер и структуру перевозок, вид груза и его количество, вид упаковки и тары, расстояние перевозок, а также дорожные условия. Задача выбора подвижного состава трудоемка и требует сравнения нескольких, а иногда многих типов моделей автомобилей, прицепов и полуприцепов, что сопряжено с большим числом расчетов. Во многих случаях в зависимости


от конечной цели круг рассматриваемых типов подвижного состава можно сузить до сопоставления двух вариантов, отбросив заведомо мало удовлетворяющие заданным условиям [18, 51, 56, 75]. Исходные данные для расчета приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1 Исходные данные для выбора типа подвижного состава

 

Показатели Способ расчета I вариант II вариант
Автомобиль      
Грузоподъемность q (τ)      
Коэффициент использования грузоподъемности γ      
Техническая скорость VТ, км/ч      
Категория дорог      
Способ погрузки      
Способ разгрузки      
Норма времени погрузочно-разгрузочных работ (ч) на 1 ездку tП-Р      
Среднее расстояние перевозки Icp, км      
Коэффициент использования пробега β      
Время в наряде Тп, ч      
Постоянные расходы на автомобиле-год Zспoc, руб.      
Стоимость единицы подвижного состава Сб, руб.      
Переменные расходы на 1 км пробега Спер. руб.      

Π

Среднесуточный пробег Lсс, км:


Производительность автомобиля за рабочий день, WTKM: WTKM=q y В Lcc.

Производительность автомобиля за рабочий день, WT:

Норма времени простоя под погрузкой и разгрузкой Нт, мин:

Норма времени на 1 ткм, Нткм, мин:

где tДВ = 60 мин — время движения. Сдельная расценка за 1 т:

СТ = СМ · НТ,

где См — минутная тарифная ставка водителя, коп. Сдельная расценка за 1 ткм:

Сткм = См х Нткм.

Заработная плата водителя ЗПВ с учетом доплат за классность, дополнительной заработной платы и единого социального налога в размере Π %, руб:

Расходы на эксплуатацию автомобиля (автопоезда в течение рабочего дня САД):

Сад = СПЕР + Спос х Lcc + ЗПВ.


Приведенные затраты на один рабочий день:

Показатель «приведенные затраты» рассчитывается для инвестиций сроком окупаемости менее года при заданном (планируемом) коэффициенте эффективности Е.

Часовая производительность Wm, ткм/ч, и себестоимость С, руб/ткм, 1 ткм:

Размер эксплуатационных показателей, которые входят в формулу производительности и себестоимости, определяют для каждого сравниваемого типа и модели подвижного состава в зависимости от конкретных условий перевозок.

Себестоимость 1 ткм:

Приведенные затраты на 1 ткм:

Те типы и модели подвижного состава, которые обеспечивают наибольшую производительность и наименьшую себестоимость перевозок, являются оптимальными.

Количество подвижного состава, необходимое для перевозки каждого вида груза, определяется формулой:


где АСРСП — потребное количество автомобилей; Рткм — грузооборот по каждому виду груза, ткм; WГТKM — годовая выработка автомобиля, ткм.

Здесь Дк — количество дней в планируемом периоде.

ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Для того чтобы определить возможности выполнения заданной программы перевозок, рассчитывают производственную мощность предприятия. Под производственной мощностью (пропускной способностью) автотранспортного предприятия подразумевают объем работы, выполненной наличным подвижным составом предприятия при определенных технико-эксплуатационных показателях, сложившихся конкретных условиях [2, 56, 66].

Величина производственной мощности предприятия изменяется, так как на протяжении определенного планового периода возможно поступление новых и списанных старых автомобилей и прицепов.

Годовую производственную мощность для грузовых автотранспортных предприятий определяют по формуле:

Ргр = АД х ав х WД, ткм /год,

где АД — автомобиле-дни работы за год,

WД— годовая производительность одного автомобиля, ткм.
Программа перевозок включает разные виды грузов, транспор
тировка которых должна осуществляться автомобилями определен
ных типов и моделей, с прицепами (полуприцепами) и без них.
I Поэтому производственную мощность предприятия рассчитыва-

ют отдельно по типам и моделям автомобилей, а также по автомобилям и бортовым прицепам. Для этого вначале определяют коли-


чество автомобилей и бортовых прицепов на начало запланированного года, учитывая их количество, подлежащее списанию, и возможность поступления новых в текущем году. Затем устанавливают среднесписочное количество автомобилей и бортовых прицепов в запланированном году. При этих расчетах также учитывается возможность выбытия и пополнения подвижного состава по типам в планируемом периоде. Если точные сроки пополнения и выбытия подвижного состава неизвестны, условно принимают, что такое пополнение и выбытие осуществляется в середине каждого квартала [17].

Для подготовки к эксплуатации новых автомобилей, поступающих на предприятия, в среднем нужно 2—3 дня (смена масла, оформление документов, получение номерных знаков и т. д.), а для автомобилей, которые прошли капитальный ремонт, — 1 день.

Среднее количество учитываемых автомобилей (бортовых прицепов) каждого типа (модели) определяют по формуле:

а рабочее количество (ходовые автомобили):

Зная рабочее количество автомобилей и величину годовой выработки одного автомобиля, можно определить возможный объем транспортной работы всех автомобилей данного типа или модели. Далее сравнивают возможный и плановый объемы транспортной работы. Такие расчеты и сравнения производят по каждой модели автомобиля и бортовым прицепам.

При сравнении планового и возможного объемов транспортной работы в плановом году возможны два варианта: 1) плановый объем работы превышает возможный; 2) плановый объем работы меньше возможного.

При первом варианте, когда Qпл > QB03M и Рпл > Рвозм, повышают возможный объем работы следующими способами:

♦ улучшение эксплуатационных показателей — технической скорости, времени простоя под погрузкой и разгрузкой за транспортный цикл, коэффициента статического и динамического использования грузоподъемности, средней дальности,


груженого пробега, коэффициента выпуска подвижного состава на линию;

♦ повышение времени работы подвижного состава на мар
шрутах;

♦ повышение средней грузоподъемности подвижного состава;

♦ увеличение количества подвижного состава данной модели.

При сравнении планового и возможного объемов транспортной работы изыскивают возможности повышения грузоподъемности подвижного состава, затем определяют возможность увеличения времени пребывания подвижного состава в наряде. Такие мероприятия можно реализовать, продлевая время работы пунктов погрузки и разгрузки.

Если намеченные мероприятия ожидаемого эффекта не дают и Qпл > QBО3M, а Рпл > Рвозм, нужно изыскивать возможности пополнить предприятие соответствующими типами и моделями подвижного состава или изъять из плана определенное количество грузов, подлежащих перевозке [17].

Если Qпл < QBО3M, а Рпл < Рвозм, следует установить величину этого превышения. Если же величина превышения QBО3M по сравнению с Qпл незначительна, то это можно считать нормальным, ибо в ходе работы предприятия могут возникнуть дополнительные потребности в перевозках, которые будут удовлетворяться из этого резерва.

Когда QBО3M значительно превышает Qпл, необходимо искать возможности для заключения дополнительных договоров на перевозку грузов, так как без этого будут снижаться средние показатели работы предприятия.

Под производственной мощностью предприятий автомобильного транспорта промышленного типа понимается максимально возможный годовой выпуск продукции в натуральном выражении в сложившейся номенклатуре и ассортименте при принятом режиме работы, полном использовании производственного оборудования и площадей, внедрении передовой технологии, организации труда и производства и применении прогрессивных норм использования оборудования, а также максимальном использовании имеющихся резервов производства.

При этом рассмотрению подлежат входящая мощность (на начало планового периода) и исходная (на конец планового периода). Входящая мощность определяется с учетом имеющегося оборудования, технического оснащения предприятия на начало планового периода. Исходная мощность рассчитывается с учетом работ


по строительству и дооборудованию предприятия. Кроме того, учитывается модернизация оборудования.

Среднюю мощность определяют как средневзвешенную из величин по отдельным плановым отрезкам времени.

Плановое использование производственной мощности устанавливается отношением планируемого выпуска продукции предприятия к его мощности, а достигнутый уровень использования мощности — отношением фактического выпуска продукции к величине мощности.

Производственная мощность является динамичной величиной, которая изменяется вследствие внедрения принципиально новых технологических процессов, пополнения и модернизации парка оборудования, расширения производственных площадей и т. д.

Использование производственных мощностей зависит от организации производства на предприятии в целом. Основные пути, способствующие их улучшению, следующие:

♦ сокращение затрат основного и вспомогательного времени
на единицу продукции;

♦ улучшение использования времени работы оборудования;

♦ сокращение времени непроизводительной загрузки обору
дования.

Важнейшим результатом, характеризующим использование производственной мощности, является объем продукции с единицы оборудования за час, смену, год.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.155.163 (0.032 с.)