Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет и калькулирование себестоимости

Поиск

ПЕРЕВОЗОК

С целью контроля над затратами по местам их формирования, направлениям и определения затрат в расчете на единицу определенного вида продукции и применяется классификация затрат по калькуляционным статьям расходов.

Калькулирование себестоимости перевозок или других видов транспортных услуг— это определение величины плановых или фактических затрат, приходящихся на единицу транспортной работы (продукции, услуг). Калькуляция производится по всем видам перевозок и услуг с учетом особенностей их выполнения и порядка расчета с потребителями.

На стадии планирования для калькулирования себестоимости перевозок используют данные транспортно-финансового плана деятельности предприятия (плана экономического и социального развития предприятия), в частности данные плана перевозок, производственной программы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, плана по труду и заработной плате, материально-технического снабжения и финансового плана [3, 6, 11, 18, 19].

В зависимости от вида транспортных услуг и форм их оплаты устанавливают калькуляционную единицу. Так, при сдельной оплате транспортной работы за калькуляционную единицу обычно принимают 10 ткм, 1 т, 1 ездку, при повременной — 10 авто.-ч, при перевозке пассажиров на автобусах— 10 пасс.-км, при таксомоторных перевозках — 10 км платного пробега.

На автомобильном транспорте при учете и калькулировании себестоимости перевозок (работ, услуг) применяется следующая группировка по статьям затрат:

а) затраты, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг, в том числе

♦ заработная плата водителей (грузовых автомобилей, авто
бусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;

♦ отчисления единого социального налога;

♦ автомобильное топливо;


♦ смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

♦ износ и ремонт автомобильной резины;

♦ техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт
автомобилей;

♦ амортизация подвижного состава;
б) общехозяйственные расходы.

Основными задачами учета и калькулирования себестоимости перевозов являются

♦ своевременное, полное и достоверное отражение фактичес
ких расходов на перевозки, другие работы и услуги, выпол
няемые различными видами автомобильного транспорта;

♦ выявление фактических расходов по видам перевозок отдель
ным предприятиям и их частям, видам оплаты работ;

♦ контроль над рациональным использованием трудовых зат
рат, материальных ресурсов и денежных средств, расходуе
мых в процессе перевозок грузов и пассажиров и выполне
ния работ и услуг, в том числе подсобно-вспомогательными
производствами, и выявление ресурсов сокращения затрат;

♦ единообразное определение состава затрат, образующих се
бестоимость перевозок и других работ автомобильного
транспорта;

♦ применение единых в своей основе методов учета и кальку
лирования производственных затрат, обеспечивающих наи
более правильное исчисление себестоимости перевозок в
разрезе статей расходов и элементов затрат с применением
обоснованных способов распределения затрат между объек
тами калькуляции.

Данные учета затрат используются для анализа хозяйственной деятельности предприятий и их подразделений, организации внутреннего хозяйственного расчета, правильного определения величины взимаемого с предприятий налога, а также для установления фактической эффективности проводимых организационно-технических мероприятий.

В зависимости от порядка отнесения на себестоимость перевозок затраты подразделяются на прямые, непосредственно относимые на соответствующие виды перевозок, и распределяемые (или косвенные) [25].

Прямые затраты (по статьям: заработная плата водителей автомобилей, отчисления единого социального налога, автомобильное топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы,


износ и ремонт автомобильной резины, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, амортизация подвижного состава) непосредственно включаются в состав затрат на грузовые перевозки или прочие виды деятельности.

Косвенные затраты (по статье «Общехозяйственные расходы») в части, приходящейся на затраты по управлению предприятием, распределяются между видами перевозок и деятельности пропорционально общим суммам прямых затрат (без включения в них расходов по управлению), отнесенных на каждый из этих видов.

Общепроизводственные затраты, сборы и отчисления, непроизводительные затраты (вторая — четвертая части статьи «Общехозяйственные расходы») распределяются только между грузовыми и пассажирскими перевозками пропорционально общим суммам прямых затрат (без включения в них расходов по управлению), приходящихся на каждый из видов перевозок. Общая величина затрат по видам перевозок и работ определяется суммированием прямых и относимых на них косвенных расходов.

В статье «Заработная плата водителей и кондукторов автобусов» учитываются: все виды заработной платы водителей и кондукторов за работу на линии, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок в соответствии с принятыми на предприятиях системами оплаты труда, в том числе надбавки и доплаты за работу в выходные и праздничные (нерабочие) дни, в сверхурочное время; за совмещение профессий; денежные премии, начисленные водителям и кондукторам в соответствии с действующими положениями о премировании рабочих за результаты хозяйственной деятельности, включая премии за экономию топлива, сокращение износа шин и других материальных ресурсов. Затраты, относимые к данной статье, учитываются в составе элемента «Затраты на оплату труда».

В статье «Автомобильное топливо» учитываются затраты на все виды топлива по отпускным ценам, расходуемого автотранспортными предприятиями для выполнения перевозок (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ), с установленными скидками и надбавками, включая транспортно-заготовительные расходы. В эту статью включается также стоимость доставки автомобильного топлива от нефтебазы до емкости автотранспортного предприятия, соответствующая фактическому расходу топлива (в случае, когда это предприятие получает топливо не в талонах, а в натуре). Затраты, относимые к данной статье, учитываются в составе элемента «Материальные затраты».


Не учитываются затраты на топливо, расходуемое для отопления зданий и помещений, выработки электроэнергии и других технологических целей, не связанных с осуществлением перевозок.

В статье «Смазочные и другие эксплуатационные материалы» учитываются затраты на все виды масел, смазок, а также обтирочные и другие материалы, применяемые при эксплуатации подвижного состава, на брезент и прочие виды такелажа, используемые при перевозке топливно-смазочных материалов для нужд предприятия. Затраты, относимые к данной статье, учитываются в составе элемента «Материальные затраты».

В статье «Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей» учитываются затраты на все виды ТО и ТР (текущего и капитального) автомобилей и прицепов, включая затраты на ТО и ТР своими силами и оплату услуг по ТО и ТР, выполняемых сторонними организациями. При выполнении ТО и ТР своими силами в данную статью включаются

♦ заработная плата ремонтных рабочих и водителей, занятых
на проведении ТО и ТР с премиями (учитываются в составе
элемента «Затраты на оплату труда»);

♦ отчисления единого социального налога от затрат на оплату
труда ремонтных рабочих и водителей, занятых на проведе
нии ТО и ТР;

♦ стоимость запасных частей и материалов, смазочных мате
риалов, воды, идущей на технологические нужды, транспор
тно-заготовительные расходы и наценки снабженческо-сбы
товым организациям в части, приходящейся на стоимость
запасных частей, материалов и прочее, израсходованных для
выполнения ТО и ТР в отчетном периоде (учитываются в
составе элемента «Материальные затраты»);

♦ амортизационные отчисления по соответствующим основ
ным производственным фондам (учитываются в составе эле
мента «Амортизация основных фондов»);

♦ плата за аренду оборудования; помещений и прочее, износ
соответствующих нематериальных активов (учитываются в
составе элемента «Остальные прочие затраты»).

При образовании на предприятии ремонтного фонда фактические и плановые затраты, связанные с проведением и оплатой работ по ТО и ТР подвижного состава, относятся на ремонтный фонд в размерах, определяемых нормативом отчислений в ремонтный фонд на эти цели от балансовой стоимости подвижного состава.


При выполнении работ, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием на специализированных предприятиях (сторонними организациями), расходы по данной статье слагаются из сумм счетов за выполненные работы.

В статье «Износ и ремонт автомобильных шин» учитываются расходы на

♦ заработную плату с премиями рабочих в случае ремонта шин
силами автотранспортного предприятия (учитываются в со
ставе элемента «Затраты на оплату труда»);

♦ отчисления единого социального налога от затрат на опла
ту труда рабочих, занятых ремонтом шин (учитываются в со
ставе элемента «Единый социальный налог»);

♦ снятие и установку шин на колеса автомобилей, транспорт
но-заготовительные расходы и наценки снабженческо-сбы
товым организациям; на ремонт шин, проводимый на ши
норемонтных заводах по предъявлении счетов (учитывают
ся в составе элемента «Материальные затраты»).

В статье «Амортизация подвижного состава» учитываются затраты, отнесенные к элементу затрат «Амортизация основных фондов» в части собственного и арендованного подвижного состава.

В статье «Общехозяйственные расходы» (накладные расходы) учитываются:

а) затраты на содержание аппарата управления, включающие
основную и дополнительную заработную плату админист
ративно-управленческого и обслуживающего персонала с
премиями по действующим системам премирования; отчис
ления единого социального налога; расходы на разъезды и
служебные командировки работников аппарата управления;
на связь; на содержание, ремонт и амортизацию зданий, со
оружений, инвентаря административно-управленческого
характера; на содержание ВОХР; на канцелярские и типо
графские принадлежности; прочие расходы;

б) общепроизводственные затраты включают

♦ заработную плату с премиями эксплуатационных билетных кассиров, контролеров, вспомогательных рабочих и учеников, водителей автомобилей, работающих по хозяйственному и техническому обслуживанию предприятия, ремонтных рабочих за время переподготовки и повышения квалификации;


♦ отчисления единого социального налога и в различные
фонды;

♦ расходы на текущий ремонт станочного и другого обору
дования, стоимость пологов, других предметов такелажа,
используемых при перевозке грузов;

♦ расходы по охране труда и технике безопасности; на под
готовку и повышение квалификации кадров; совершен
ствование производства, на командировки водителей;

♦ ремонт и обслуживание основных производственных
фондов (за исключением подвижного состава и фондов
административно-управленческого назначения); на во
доснабжение;

♦ на топливо и электроэнергию для технологических нужд
и вспомогательные материалы;

♦ на содержание автомобилей хозяйственного и технологи
ческого назначения (включая заработную плату водителей
этих автомобилей);

♦ расходы на рекламу;

♦ уплату процентов по краткосрочным кредитам; оплату ус
луг банков по осуществлению факторинговых операций;

♦ приобретение патентов; лицензий; расходы на патентова
ние собственных изобретений;

♦ на арендную плату; оплату консультационных, инфор
маторских и аудиторских услуг; на приобретение блан
ков отчетности;

♦ затраты на противопожарные мероприятия, оперативно-
диспетчерскую связь и другие;

в) сборы и отчисления включают: платежи по страхованию иму
щества, грузов, пассажиров в пути; оплату технических ос
мотров автомобилей; оплату стоимости номерных знаков; за
пересечение контрольно-пропускных пунктов, погранпере
ходов, за проезд по дорогам и дорожным сооружениям; за
таможенные процедуры; местные регистрационные сборы
и прочие местные сборы, уплачиваемые предприятием при
выполнении перевозок и оказании других услуг;

г) непроизводственные затраты включают:оплату простоев ра
бочих из-за отсутствия топлива, запасных частей, шин, без
дорожья и другие; недостачу материальных ценностей в пре
делах норм естественной убыли; возмещение ущерба в слу
чае причиненного увечья, травмы работников, пособия в


связи с производственным травматизмом и другие. Непроизводственные затраты отражаются в учете в том отчетном месяце, в котором они выявлены.

В табл. 9.1 представлен расчет статей затрат, включаемых в калькуляцию себестоимости перевозок [48, 50].

Таблица 9.1 Калькуляция себестоимости перевозок

 

Статьи затрат Способ расчета
1. Заработная плата водителей Глава 5
2. Начисления на заработную плату водителей в социальные фонды 35,6 % от общего фонда заработной платы водителей
3. Автомобильное топливо
4. Смазочные материалы
5. Техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава
6. Износ и ремонт шин
7. Амортизация подвижного состава Глава 6
8. Общехозяйственные расходы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.009 с.)