Материально-техническая база туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материально-техническая база туризма



 

Для осуществления своей деятельности туристские хозяйствующие субъекты должны располагать разнообразными средствами труда. Совокупность средств труда, функционирующих в туризме, составляет его материально-техническую базу.

Материально-техническая база туризма включает сеть туристских сооружений (здания), их техническое оснащение (оборудование, инструмент), транспортные средства и другие основные фонды.

По характеру участия в производственно-обслуживающем процессе и способу перенесения стоимости подавляющая часть средств труда относится к основным фондам. Однако понятие “материально-техническая база” шире понятие “основные фонды”, что обусловлено следующим: во-первых, по действующему бухгалтерскому учету в состав основных фондов не включаются предметы, функционирующие менее одного года, независимо от стоимости и предметы стоимостью менее 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) за единицу независимо от срока их службы; во-вторых, материально техническая база туризма включает, кроме собственных основных фондов, также часть основных фондов, принадлежащих другим хозяйствующим субъектам и гражданам, которые предоставили их в аренду туристской фирме.

Материально-техническая база является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для обслуживания туристов полным комплексом услуг (размещение, питание, лечение, перевозка, экскурсии и др.).

В состав материально-технической базы туризма входит: туристская фирма (туроператоры, турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговля, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы, туристские клубы, станции и т.п.

Туристская фирма – крупное туристское предприятие, которое предоставляет туристам весь комплекс услуг туризма. Она занимается также разработкой туристских маршрутов, обеспечивает их функционирование, продает туры турагентам для выпуска их реализации путевок на них. Туристская фирма объединяет в своем составе гостиницу с предприятиями питания, автотранспортное предприятия, экскурсионное бюро и другие подразделения.

Классификацию объектов материально-технической базы туризма можно провести по следующим признакам: по видам предоставляемых услуг, по экономическим элементам и видам собственных объектов материально-технической базы.

По видам предоставляемых туристам услуг различают следующие типы предприятий: обеспечивающие туристов всем комплексом услуг (туристские фирмы, имеющие собственные гостиницы); предназначенные для организации туризма (турагенства, бюро путешествий и экскурсий, бюро реализации путевок, бюро приема); предназначенные для размещения туристов, т.е. проживания и ночлега (гостиницы, турбазы и др.); предприятия питания (рестораны, бары и др.); транспортного обслуживания; объекты культурного обслуживания туристов (театры, концертные залы и т.п.); предприятия, обеспечивающие экскурсионное обслуживание (бюро путешествий и экскурсий и др.).

По экономическим элементам объекты материально-технической базы подразделяются на основные фонды и оборотные производственные фонды (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы).

Основные фонды – это совокупность материально-вещественных ценностей (в стоимостном выражении), служащих в течение длительного периода времени и утрачивающих свою стоимость по часам. Основные фонды как средство труда многократно используются в хозяйственном процессе, не изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму.

Оборотные производственные фонды – это активы, целиком, потребляемые в одном производственном цикле и полностью переносящие свою стоимость на изготавливаемый продукт. Как правило, они не сохраняют свою натурально-вещественную форму и возвращаются хозяйствующему субъекту в денежной форме после завершения кругооборота средств. Оборотные производственные фонды состоят из предметов труда (сырье, материалы, топливо, тара и др.), средств труда (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы) со сроком службы менее года или стоимостью не более 100 минимальных размеров оплаты труда за единицу (в 1998 г.), незавершенного производства (полуфабрикаты), расходов будущих периодов.

По видам собственности объекты материально-технической базы подразделяются на собственные (принадлежащие данному туристскому хозяйствующему субъекту), арендованные этим субъектом у других хозяйствующих субъектов (например, аренда мест в муниципальных гостиницах) и арендованные у физических лиц (квартиры, комнаты).

По своему составу, мощности, количеству и качеству отдельных элементов материально-техническая база туризма в регионе должна соответствовать потребностям туристов. Без такого соответствия резко снижаются уровень и качество туристского обслуживания населения, что, в свою очередь, вызывает уменьшение объема выручки от реализации туристского продукта.

В туризме, как и во всем народнохозяйственном комплексе, денежные, трудовые, материальные и нематериальные ресурсы ограничены во времени и пространстве.

Производство туристского продукта по количеству, качеству и ассортименту услуг и товаров для туристов ограничено по сравнению с существующими туристскими потребностями и желаниями в определенном месте и в определенное время.

Поэтому увеличение производства одних видов услуг и товаров для туристов почти всегда ведет к уменьшению производства других видов услуг и товаров.

Такое положение можно охарактеризовать как упущенную туристскую выгоду.

Взаимосвязь между количественным объемом производства одних видов услуг туризма и объемом уменьшения других можно описать с помощью графика.

Пример. Необходимо определить количество гостиниц, которые следует построить в данном регионе для размещения туристов. Задача решается в три этапа.

Первый этап. Делаем прогноз спроса туристов на места их размещения (проживания) и определяем потребность региона в новых гостиницах.

Прогнозирование потребности туристов данного региона показало, что в этом регионе в течение трех лет должно быть построено всего 14 гостиниц, в том числе 3 пятизвездные, 5 четырехзвездных и 6 трехзвездных.

Второй этап. Определяем производственные возможности туристской индустрии данного региона. Для этого строим графики взаимосвязи, показывающие зависимость количества гостиниц одной категории от количества гостиниц другой категории.

График строится следующим образом. По оси Х располагаем четырехзвездные гостиницы (5 единиц), а по оси Y пятизвездные гостиницы (3 единицы).

Оси Х и Y пресекаются в точке К.

Прямая АКБ, проведенная через оси координат Х,Y и точку К показывает графическую зависимость между гостиницами указанных категорий.

Аналогичным образом строим графики взаимосвязи между четырех- и трехзвездными гостиницами (рис. 14) и между пяти- и трехзвездными гостиницами (рис. 15).

Анализ производственных возможностей туристской индустрии данного региона показывает, что:

-потребность в четырехзвездных гостиницах завышена и количество гостиниц этой категории следует уменьшить;

-реально имеющийся в регионе объем денежных, материальных и трудовых ресурсов меньше плановой потребности.

Изменить количество гостиниц разной категории следует так, чтобы не ухудшить качество и не снизить уровень услуг по размещению туристов.

В связи с этим возникает задача третьего этапа: сколько гостиниц и какой категории надо построить в регионе?

Этап третий. Выбираем количество и категории гостиниц для строительства.

Прием “экспертной оценки” показал, что количество четырехзвездных гостиниц надо уменьшить до трех единиц.

Исходя из графика 13 и 14 можно сделать вывод, что при наличии 3 четырехзвездных гостиниц должно быть построено 4 пятизвездные гостиницы и 8 трехзвездных гостиниц.

Общее количество гостиниц – 15 (3+4+8).

Однако производственные и строительные возможности региона позволяют построить не более 13 гостиниц. Кроме того, большое количество трехзвездных гостиниц может ухудшить качество услуг по размещению туристов.

Для более объективной оценки необходимого количества гостиниц (с учетом качества услуг) обратимся к графику взаимосвязи пяти- и трехзвездных гостиниц (рис. 15). Из графика следует, что при наличии 4 пятизвездных гостиниц надо построить 5 трехзвездных.

Это решение принимаем как окончательное.

Следовательно, с учетом имеющихся ресурсов и производственных возможностей туристской и строительной индустрии для достижения должного уровня услуг по размещению туристов в регионе целесообразно построить 4 пятизвездные, 3 четырехзвездные гостиницы и 5 трехзвездных гостиниц, т.е. всего 12 гостиниц (4+3+5).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.137 (0.012 с.)