Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика и социология труда

Поиск

ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

 

 

Методические указания к изучению дисциплины

И выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

 

Специальности:

080502(1)-Экономика и управление на предприятии машиностроения

080502(2)-Экономика и управление на предприятии городского хозяйства

080502(4) -Экономика и управление на предприятии природопользования

080502(5)-Экономика и управление на предприятии химической промышленности

080502(6)-Экономика и управление на предприятии строительства

 

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. экон. наук, доц. Д.Н. Десятко

 

Рецензент

д-р экон. наук, проф. Б.М.Генкин

 

Подготовлено на кафедре

управления трудовыми и социальными процессами

 

Одобрено научно-методическим советом университета

 

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

 

ã СПбГИЭУ, 2010

 

Содержание

 

1. Общие положения……………………………………………..  
2. Методические указания к изучению дисциплины…………..  
3. Методические указания к выполнению контрольной работы…………………………………………...  
4. Требования к оформлению контрольной работы…………………………………………………………..  
5. Список литературы…………………………………………….  
  Приложение1. Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины)………..  
  Приложение 2. Пример оформления титульного листа контрольной работы…………………………  
  Приложение 3. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине……………  
  Приложение 4. Фотография рабочего времени (ФРВ)………  

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина «Экономика и социология труда» является теоретической основой управления человеческими ресурсами (Human resourse management) общества и предприятия.

Развитие предприятий в условиях рыночных отношений требует от персонала повышения самостоятельности, творческой активности и ответственности. Исследованием экономических, социальных и организационных условий и мер эффективного управления производством, повышения мотивации активности работников в поиске новых форм и методов работы в этой области занимается экономика труда.

Целью дисциплины «Экономика и социология труда» является формирование знаний, умений и навыков по проблемам качества жизни, трудового потенциала, эффективности труда, мотивации и оплате труда, анализу рынка труда, управления социально-трудовыми отношениями на предприятиях и в обществе, изучению международных стандартов в регулировании социально-трудовых отношений и роль МОТ.

Основные задачи дисциплины:

· знакомство со структурой, основными функциями и правовым обеспечением системы управления человеческими ресурсами;

· изучение основ методологии комплексного подхода к исследованию социально-экономических проблем труда;

· овладение методами исследования трудовых процессов, оценки его эффективности, проектирования систем заработной платы, планирования численности работников;

· изучение основ рынка труда, его регулирования государством и роли профсоюзов на рынке труда, международных стандартов в регулировании социально-трудовых отношений роли МОТ;

· выработка навыков построения структур управленческих задач оптимизации трудовых и социальных процессов.

Базовыми дисциплинами являются: экономическая теория, экономика предприятия, социология, статистика.

В результате изучения дисциплины «Экономика и социология труда» выпускник должен:

знать:

- сущность ключевых категорий дисциплины;

- основы трудового законодательства;

- структуру и особенности рынка труда (занятость, безработица, дифференциация доходов), его регулирование государством и роль профсоюзов на рынке труда;

- показатели эффективности труда;

- структуру доходов работников;

- структуры заработной платы и фонда оплаты труда;

- модели заработной платы;

- теоретические основы анализа качества жизни;

- структуру комплексной модели человека;

- основные теории мотивации труда;

- формы и системы оплаты труда, основы формирования тарифной заработной платы, порядок установления доплат, компенсаций, надбавок и премий, способ обоснования эффективности премиальных систем;

- систему социально-трудовых отношений;

- международные стандарты в регулировании социально-трудовых отношений и роль МОТ.

уметь:

- пользоваться нормативно-правовыми документами, нормативными сборниками, первичными документами по труду;

- проектировать трудовые процессы, системы мотивации с учетом взаимосвязей технических, экономических, психофизиологических и социальных факторов;

- оценивать экономическую эффективность мероприятий по совершенствованию трудовых и социальных процессов.

владеть:

- методикой оценки резервов роста продуктивности труда и влияния их использования на результаты хозяйствования,

- методами расчета продуктивности и рентабельности труда, индекса развития человеческого потенциала; качества трудового потенциала; расстановочной, явочной и списочной численности, среднесписочной численности, показателей движения кадров;

- навыками согласования интересов разных социальных групп предприятия и экономического обоснования выбора оптимального управленческого решения в области регулирования трудовых отношений.

Успешность работы студента оценивается в ходе текущего и промежуточного контроля остаточных знаний.

Текущий контроль

- проведение блиц-опросов по контрольным вопросам и ключевым понятиям к темам прослушанных лекций;

- тестирование по пройденным разделам дисциплины;

- обсуждение фрагмента методического материала;

- решение и обсуждение задач.

Промежуточный контроль (зачет) осуществляется по окончании изучения дисциплины в виде устного ответа на вопросы.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины включает: курс лекций, практические занятия и самостоятельную (индивидуальную) работу (см. Приложение 1).

В лекциях излагается основное содержание разделов программы, раскрываются важнейшие теоретические и методические проблемы дисциплины, определяются основные направления самостоятельной работы студентов. Изложение лекционного материала предполагается вести в активной, проблемной постановке, проводить со студентами дискуссии, опираясь на опыт передовых отечественных и зарубежных предприятий, результаты научных исследований, в том числе проводимых преподавателями кафедры управления трудовыми и социальными процессами СПбГИЭУ.

Практические занятия направлены на выработку умений и навыков у студентов по оценке эффективности хозяйствования предприятия.

Самостоятельная работа студентов нацелена на развитие научно-исследовательских навыков. Она предусматривает расширенное изучение тем дисциплины, работу с первоисточниками и нормативными материалами, знакомство с дополнительной литературой, проведение тематических исследований в рамках проводимых практических занятий, участие в конференциях. Самостоятельная работа проводится в следующих формах:

- реконструкция текста как учебная задача (конспекты, рефераты).

- изучение конкретных тем (подразделов, дополнительного материала) не предусмотренных лекционными занятиями.

- решение конкретных экономических задач по отдельным темам, не предусмотренных практическими занятиями.

- подготовка устного сообщения или доклада на семинарском занятии.

- выполнение учебно-исследовательских работ.

 

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙРАБОТЫ

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ по дисциплине «Экономика и социология труда», для студентов заочной формы обучения подготовлены в соответствии с учебным планом подготовки специалистов по специальности (080502) Экономика и управление на предприятии (по отраслям).

Целью контрольного задания является закрепление и углубление знаний, полученных при изучении дисциплины посредством решения конкретной задач, изучения рекомендуемой учебно-методической и научной литературы.

Контрольная работа предусматривает проработку слушателем следующих контрольных заданий:

1. Расчет и распределение заработной платы бригады рабочих;

2. Расчет норм труда при циклическом многостаночном обслуживании.

Контрольная работа предусматривает 10 вариантов ее выполнения; выбор своего варианта слушатель осуществляет по последней цифре номера зачетной книжки.

Перед выполнением контрольной работы слушатель должен по литературным источникам ознакомиться с рядом программных вопросов, подлежащих изучению по дисциплине «Экономика и социология труда».

После ознакомления с этими вопросами слушатель изучает методические указания к выполнению контрольных работ и приступает к их выполнению и составлению пояснительной записки.

3.1. Методические рекомендации к выполнению

контрольного задания № 1 «Расчет и распределение

Пример расчета индивидуальной заработной платы

Членов бригады

Таблица 1

Табельный номер рабочего Заработная плата по тарифу, руб КТУ факт. Отработано часов за месяц Сумма коэффициенто- часов и КТУ Общебригадный Заработок, подлежащий распределению Доплаты, руб Всего
за бригадирство за сверхурочную работу за работу в ночное время
                   
  ... ... ... ... ... ... ... ... ...
  ... ... ... ... ... ... ... ... ...
... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
Итого ... ... ... ... ... ... ... ... ...

Порядок проведения расчетов и заполнения формы следующий:

1. Определяется заработная плата по тарифу каждого рабочего по формуле (гр. 2):

где Ст – тарифная ставка рабочего, в соответствии с присвоенным ему тарифным разрядом, руб/ч;

Фотр – фонд отработанного времени за месяц, ч.

2. Определяется фактический КТУ (гр. 3) по данным табл. 3 и 4. Для этого к базовому значению КТУ, равному 1, добавляются (или снимаются) баллы в зависимости от факторов, влияющих на его величину. Величина КТУ может варьировать в пределах от 0 до 2.

3. Сумма коэффициенто-часов (гр. 5) определяется произведением гр. 3 на гр. 4 и на тарифный коэффициент рабочего.

4. Общебригадный заработок, подлежащий распределению между всеми членами бригады, Збр состоит из коллективной премии, сдельного приработка и тарифной заработной платы отсутствующего рабочего (при работе с меньшей численностью).

Для расчета премии используются данные табл. 2. Например, объем работ по плану составил 100 бригадокомплектов, фактически было изготовлено 105. Процент перевыполнения задания составит

(105/100)*100-100=5%,

а размер премии: 30 + 5*2 = 40%.

Размер коллективной премии Пр устанавливаем в процентах к сумме тарифной заработной платы всех членов бригады (итог гр.2).

Величина сдельного приработка Пт определяется по формуле:

где Зсд - сдельный заработок бригады, руб;

Σ Зт - сумма тарифной заработной платы бригады (итог гр. 2), руб.

В свою очередь

Зсд = Рсд.к * Q = Нв * Ст * Q,,

где Рсд.к комплексная сдельная расценка, руб/шт.;

Q – количество произведенной продукции бригадой, шт.;

Нв – комплексная норма времени, нормо-ч;

Ст – тарифная ставка, соответствующая среднему разряду работ, руб/ч.

В контрольном задании стропальщик, находящийся на повременной оплате труда, отсутствовал по болезни в течение 12 рабочих дней, поэтому тарифная заработная плата за время его отсутствия должна включаться в бригадный заработок, подлежащий распределению между членами бригады, т.е. в итог гр.6. Таким образом,

где Зто – заработная плата по тарифу отсутствующего рабочего.

5. Определяется величина заработной платы, приходящейся на один коэффициенто-час, руб:

где Σ Кч - сумма коэффициенто-часов.

 

6. Доля общебригадного заработка для каждого рабочего (гр. 6) определяется умножением гр. 5 на Кбр.

7. Доплата бригадиру за руководство бригадой устанавливается в размере 10% его тарифного заработка.

8. Доплату за сверхурочную работу начисляют индивидуально исходя из следующих условий: за первые два часа после окончания рабочего дня работа оплачивается не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном размере.

9. Доплату за работу в ночное время начисляют индивидуально в размере не менее 40% часовой тарифной ставки.

10. В гр.10 определяется заработок каждого члена бригады (гр.2 + гр.6 + гр.7 + гр.8 + гр.9) и бригады в целом.

Исходные данные к выполнению

контрольного задания № 1 «Расчет и распределение

Ее члена за месяц

Таблица 4

Таб. Номер Рабочего Профессия Форма оплаты Разряд Отработано часов Факторы, влияющие на КТУфакт
Всего в том числе
в ночное время сверхурочно
  Шлиф. – бригадир Сдельная          
  Шлифовщик "         Совмещал проф. зуборезчика и стропальщика в течение. 5 дней
  Токарь "         Повысил производительность труда на 10%
  " "         Совмещал профессию стропальщика в течение 7 рабочих дней
  " "         Получил право работать с личным клеймом
  " "         Совмещал проф. стропальщика в течение 1 смены
  Шлифовщик "          
  " "         Отказался выполнять задание бригадира
  " "         Получил травму в результате нарушения правил техники безопасности
  Зуборезчик "         Прогулял 1 смену
  " "          
  Стропальщик Повременная          

 

Пример

tc = 3 мин,

tз = 2 мин,

Кан = 0,6,

Кзн = 0,8.

Определяется предварительное значение Но

В нашем примере Но1 = 3/2 + 1 = 2,5 станка.

Графики строятся для двух возможных вариантов: Но = 2 станка и Но = 3 станка (см. рисунок).

В нижней части графиков приведены цифры, характеризующие число действующих Аr, обслуживаемых Вr и ожидающих обслуживания Сr станков в каждую минутуцикла многостаночной работы.

На основе этих значений определяются соответствующие средние величины, необходимые для выбора оптимальной нормы обслуживания. Например, при Но = 2: А = (1+1+1+1+2)/5 = 1,2; В = (1+1+1+1+0)/5 = 0,8; С = 0.

При Но = 3: А = 1,5; В = 1,0; С = 0,5.

 

tц = 5 мин tц = 5 мин  
           
             
               
                   
  Аr                
  Вr                
  Сr                

 

 

                             
  tц = 6 мин     tц = 6 мин        
                             
             
                 
                 
                 
                   
                     
  Аr                  
  Вr                  
  Сr                  

Рис. Графики многостаночного обслуживания

Условные обозначения:

  - tз   - tс   - tпт

Коэффициенты использования фонда времени оборудования и занятости рабочих определяются соотношениями:

В нашем случае:

при Но = 2: КА = 0,6; Кз = 0,8

при Но = 3: КА = 0,5; Кз = 1,0.

Оптимальной нормой обслуживания будет вариант, удовлетворяющий ограничениям (1) и (2), т.е. Но = 2 станка.

Определяется длительность цикла:

tц = tз + tс + tпт,

где tпт – время перерывов в работе станка из-за ожидания рабочего-многостаночника.

При циклических процессах величина tц определяется по графикам многостаночного обслуживания:

при Но = 2: tц = 5 мин

при Но = 3: tц = 6 мин.

Дальнейшие расчеты по определению нормы длительности и нормы трудоемкости производятся для оптимального вариантанормы обслуживания. Норма длительности операции для станка

где Тсм – продолжительность рабочей смены (Тсм = 480 мин); Тнп – время нормированных перерывов в работе оборудования за смену, обусловленных техническим и организационным обслуживанием рабочего места, подготовительно-заключительной работой и отдыхом рабочего, мин (время Тнп приведено в исходных данных).

Определяется норма трудоемкости

 

3.4. Исходные данные к выполнению контрольного задания № 2 «Расчет норм труда при циклическом многостаночном обслуживании»

Найти оптимальную норму обслуживания станков-дублеров, норму длительности и трудоемкости в условиях циклического многостаночного обслуживания. Исходные данные по вариантам приведены в таблице 6.

 

Исходные данные по вариантам

Таблица 6

Показатели Вариант
                   
tс, мин                    
tз, мин                    
Кзн 0,96 0,94 0,95 0,96 0,94 0,93 0,95 0,96 0,94 0,95
Тнп, мин                    

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа должна быть набрана на компьютере и распечатана. В виде исключения контрольная работа может быть исполнена в рукописном варианте.

Стиль оформления основного текста должен содержать следующие установки:

Шрифт – кегль 14, гарнитура «Таймс».

Межстрочный интервал-1,5.

Интервал между словами – 1 знак.

Абзацный отступ-1,25.

Выравнивание - по ширине.

Перенос автоматический «Сервис – Язык - Расстановка переноса».

Нумерация страниц располагается внизу по центру страницы.

Формат страницы - А4 (210Х297 мм).

Поля верхнее - 20 мм; нижнее - 20 мм; левое - 30мм; правое - 15мм.

Заголовки разделов и пунктов не должны быть оторваны от текста и находиться внизу страницы.

Таблицы должны быть расположены правильно: без «разрывов», без отрыва головки (шапки) от самой таблицы; при переносе таблицы на следующую страницу головку (шапку) нужно повторить и добавить над ней слова «Продолжение табл…» («Окончание табл…»). Размер кегля внутри таблиц – 14 пт., минимальный размер кегля внутри таблицы (только при необходимости) – 12.

Таблицы, формулы, графические материалы, сноски к примененным в работе цитатам, текстам законов, других научно-литературных источников, приложения оформляются в соответствии с ГОСТ 7.32-2001.

Список литературы, необходимый для выполнения контрольных заданий, должен быть оформлен в соответствии с действующими правилами библиографического описания (ГОСТ 7.1 – 2003) и содержать следующие элементы: фамилия и инициалы автора, наименование работы, где издана работа, издательство, год издания, количество страниц.

В настоящее время допускаются различные способы группировки литературы в библиографических списках: алфавитный, систематический, топографический, хронологический, по видам источников.

Алфавитный:

В порядке обратной хронологии:

1) Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти:

- Конституция Российской Федерации;

- Международные соглашения;

- Кодексы Российской Федерации;

- Федеральные законы Российской Федерации;

- законы субъектов Российской Федерации;

- указы Президента Российской Федерации;

- постановления Правительства Российской Федерации;

- постановления Центрального Банка Российской Федерации;

2) Ведомственные правовые акты;

3) Источники статистических данных;

4) Документы и материалы государственных архивных учреждений;

В алфавитном порядке:

5) Книги и статьи на русском языке;

6) Книги и статьи на иностранных языках.

Систематический: (по отдельным отраслям знаний, вопросам и темам в их логическом соподчинении, подразделении на основную и дополнительную и т. п.).

Топографический: (по местностям, которым посвящена литература: по странам, областям, городам, т. д.).

Хронологический: (хронология публикации документов или хронология событий).

По видам источников: (официальные документы, исторические источники, научная литература, справочная литература, т. д.).

Какой бы способ группировки источников ни был выбран, в начале списка располагаются законодательные и нормативные документы и акты. Они группируются в порядке от более значимых к менее значимым, а документы равной значимости, в порядке обратной хронологии.

Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с абзацного отступа. Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия. Номер записывается арабскими цифрами.

Страницы контрольных заданий должны иметь сквозную нумерацию (первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится).

В Приложении 2 приводится пример оформления и заполнения титульного листа контрольной работы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные документы

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Макетинг, 2001. – 39 с.

2. Всеобщая декларация прав человека [Текст]. – М.: Права человека, 1996. – 15 с.

3. Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда [Текст]: [принята Международной организацией труда 18 июня 1998 г.].

4. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон от 21 декабря 2001 г. № 197-ФЗ]: офиц. текст: по состоянию на 22 августа 2004 г. – 9-е изд. - Ростов-н/Д: Феникс, 2005. – 251 с.

5. О занятости населения в Российской Федерации [Текст]: [закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1]: офиц. текст: по состоянию на 25 июля 2001 г. – М.: Ось-89, 2002. – 32 с.

6. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности [Текст]: [федер. закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ]: офиц. текст: по состоянию на 29 июня 2004 г. – 2-е изд. - М. Ось-89. – 32 с.

5.2. Основная литература

7. Генкин Б.М. Экономика и социология труда [Текст]: Учеб. для вузов. - 8-е изд., доп. – М.: НОРМА, 2009. – 448 с.

8. Экономика и социология труда [Текст]: Учеб. для вузов./ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2005.

9. Практикум по экономике и социологии труда [Текст]. Б.М.Генкин, Д.Н. Десятко, И.А. Никитина и др.; Под ред. Б.М. Генкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: СПбГИЭУ, 2006.

5.3. Дополнительная литература

10. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке [Текст]. – СПб.: Экономич. шк., 1998. – 230 с.

11. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда [Текст]: Учеб. для вузов.– М.:ЮНИТИ, 2000.– 407с.

12. Беккер Г.С. Человеческое поведение: Экономический подход. Избранные труды по экономической теории [Текст]: Пер. с англ. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 672 с.

13. Ролз Дж. Теория справедливости [Текст]: Пер. с англ. - Новосибирск: НГУ, 1995. - 536 с.

14. Руководство сотрудниками фирмы [Текст]: Учеб. пособие / Н.В. Родионова, Н.Д. Эриашвили, Ю.А. Цыпкин, П.В. Алексий и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 352 с.

15. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение [Текст]: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989. – 522 с.

16. Управление персоналом организации. Практикум: [Текст] / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 365 с.

17. Шапиро С.А., Равикович Н.Е. Сколько стоит труд [Текст]: Учеб. пособие. – М.: Вершина, 2003. – 304 с.

18. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности [Текст]: Пер. с англ. / Под ред. В.С. Кардаш. – М.: Экономика, 1992. – 224 с.

19. Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика [Текст]: Пер. с англ. – М.: МГУ, 1996. – 800 с.

Журналы «Человек и труд», «Человек», «Труд за рубежом», «Уровень жизни населения России».

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное)

 

Содержание дисциплины

(Извлечение из рабочей программы дисциплины)

 

Социологии труда

Тема 1.1. Введение в дисциплину

Актуальность и необходимость изучения проблем экономики и социологии труда в период формирования в России социально ориентированной рыночной экономики. Предмет, цель и задачи дисциплины. Основные вехи в истории науки о труде. Особенности гуманитарного подхода к исследованию социально-экономических проблем труда и его основные отличия от технократического.

Труд как социально-экономическая категория. Экономический и социологический аспекты проблем труда и их взаимосвязи. Проблемы, изучаемые в курсе «Экономика и социология труда», и их взаимосвязи с проблемами, исследуемыми другими науками.

Основные методологические подходы к исследованию экономических и социальных проблем труда: комплексный, метаэкономический и синергетический. Концепция устойчивого развития.

 

Системах

Цели трудовой деятельности человека. Социальные основы трудовой деятельности. Модели поведения человека: модели «экономического», «социального», «социологического», «психологического», «политологического человека». Структура комплексной модели человека. Сущность и взаимосвязи целей, ценностей, потребностей, трудового потенциала и мотивов трудовой деятельности человека в комплексной модели.

Цели и ценности как основание трудовой деятельности. Взаимосвязи социально-экономической категории «труд» с общесоциологическими и философскими категориями «цель» и «ценности». Цели деятельности человека: анализ философских, психологических, теологических и экономических концепций. Теория ценностей В. Франкла. Взаимосвязи целей и ценностей.

Регулирование

Сущность понятия «социально-трудовые отношения». Предметы социально-трудовых отношений: профессиональное обучение; отношения найма и увольнения, условий и оплаты труда; пенсионное обеспечение. Типы социально-трудовых отношений: патернализм, партнерство, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация, конфликт. Конструктивные и деструктивные социально-трудовые отношения в производственных коллективах. Причины трудовых конфликтов. Способы их профилактики и предотвращения. Методы формирования рабочих групп. Проблема отчуждения работников: бессмысленность, беспомощность, отстраненность. Неблагоприятные экономические, политические и психофизиологические последствия отчуждения. Формы участия сотрудников предприятия в принятии управленческих решений. Условия преодоления состояний отчуждения на предприятии.

Социально-экономические аспекты справедливости социально-трудовых отношений. Теория справедливости Дж. Ролза. Сущность справедливости как равенства возможностей. Взаимосвязи показателей эффективности и справедливости.

Синергетический анализ моделей взаимодействия людей в производственных системах: модели конкуренции и модели сотрудничества. Условия достижения синергетического эффекта.

Основы профессиональной этики. Взаимосвязи этики и экономики. Эффективность морали. Общее и частное в профессиональной этике. Проблемы девиантного поведения на предприятиях. Профилактика экономических преступлений. Эффективность доверия.

Труд как предмет государственной политики. Способы регулирования социально-трудовых отношений. Субъекты социально-трудовых отношений: наемные работники, работодатель, профессиональный союз, государство. Структура и общая характеристика систем управления человеческими ресурсами. Международная организация труда. Система общегосударственных органов по вопросам труда, занятости и социальной политики. Органы управления человеческими ресурсами в регионах и вопросы их компетенции. Системы управления человеческими ресурсами на российских и зарубежных предприятиях. Их отличия. Основные функции специалистов по проблемам труда на предприятиях и в государственных органах. Правовые основы систем управления человеческими ресурсами. Генеральное соглашение, отраслевые и территориальные соглашения, коллективный договор. Формирование кадровой политики предприятия.

Теоретические основы и предпосылки социального партнерства. Сущность социального партнерства. Социальное партнерство как условие устойчивости экономики государства.

 

Нормирования труда

Структура нормативов: нормативы режимов работы оборудования, времени, темпа выполнения работ, численности.

Системы нормативов. Их многоуровневое строение. Способы достижения единства нормативов.

Дифференцированные нормативы времени. Микроэлементные нормативы. Укрупненные нормативы времени. Однострочные табличные нормативы. Уплотненно-строчные нормативы. Нормативы технологической трудоемкости. Применение нормативов.

Различие между нормами и нормативами по содержанию, сфере применения и длительности действия.

Требования к нормативам: соответствие общему критерию оптимальности; обеспечение заданной точности норм; учет условий выполнения нормируемых работ; удобство в применении.

Сборники нормативов.

Методика разработки нормативов: подготовительные работы, исследование производственных процессов, установление нормативных зависимостей, проверка нормативов в производственных условиях; корректировка, согласование и утверждение нормативов.

Методы установления нормативных зависимостей. Многофакторные зависимости как совокупность однофакторных зависимостей. Метод планирования многофакторного эксперимента. Графоаналитический метод. Корреляционно-регрессионный анализ.

 

Деятельности

Сущность категории «эффективность». Показатели общей, сравнительной и предельной эффективности хозяйственной деятельности. Парето-эффективность. Продуктивность и рентабельность использования ресурсов. Действенность (результативность) и экономичность.

Оценка эффективности и продуктивности труда. Взаимосвязи показателей эффективности труда и хозяйственной деятельности. Система критериев эффективности и качества труда. Сущность, методы оценки и измерения показателей продуктивности и рентабельности труда. Выработка и трудоемкость как основные показатели продуктивности труда. Рентабельность труда и норма прибавочной стоимости. Рентабельность труда в макроэкономическом аспекте. Эффективный, производительный и рентабельный труд.

Оценка влияния на эффективность экстенсивных и интенсивных факторов труда. Взаимосвязи динамик продуктивности труда и средней заработной платы. Снижение себестоимости производства в результате опережения темпов роста продуктивности труда рабочих относительно темпов роста их средней заработной платы. Динамика показателей продуктивности труда, средней заработной платы и норм расхода ресурсов.

Особенности влияния регламентированного, творческого и духовного труда на эффективность деятельности. Источник повышения благосостояния в различных теориях стоимости. Творчество как источник повышения благосостояния людей. Аналогия влияний творческого потенциала и природных факторов на благосостояние людей. Творчество как производственный ресурс и признак цивилизованной экономики. Влияни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.80.247 (0.01 с.)