Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международный валютный фонд (МВФ)Содержание книги Поиск на нашем сайте
МВФ - специализированное учреждение ООН - создан в 1945 Местопребывание - Вашингтон (США). Цели МВФ: — поощрение международного сотрудничества в области валютной политики; — способствование сбалансированному росту в области валютной политики; — способствование сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве главной цели экономической политики; — поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции; — участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансфер валюты; — предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов государств-членов. Функции МВФ: — соблюдение согласованного кодекса поведения; — финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса; — консультирование и сотрудничество. .Кредитная деятельность МВФ: МВФ за счет собственных или привлеченных ресурсов предоставляет кредиты в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов стран-членов. Кредитные операции осуществляются только с официальными органами стран-членов Фонда. МВФ предоставляет средства своим членам для преодоления временных трудностей платежного баланса в пределах года (с возможностью продления до 4—5 лет) равными кредитными траншами В рамках Фонда системной трансформации МВФ предоставляет странам, испытывающим трудности в торговой и платежной системах в связи с переходом к рыночной экономике, В рамках Фонда компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств МВФ предоставляет финансирование до 3—5 лет государствам-членам в случае понесения ими убытков при экспорте, значительном увеличении мировых цен и т.д., если эти убытки носят временный характер и не обусловлены действиями государств; при необходимости поддержания темпов реформ, проводимых в соответствии с одобренными МВФ соглашениями. С помощью системы финансирования развития сырьевых ресурсов МВФ может предоставлять финансовую помощь для восстановления запасов сырья в связи с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках на срок до 3—5 лет. Одной из форм межгосударственного валютного и кредитного регулирования является создание специальных фондов путем заимствования ресурсов. Роль МВФ заключается в посредничестве при получении нуждающимися странами средств. 68. Влияние транспортного фактора на развитие мирового рынка товаров. - В условиях внешнеэкономической деятельности транспортный фактор как количественно определенный элемент в стоимости продукции играет важную, а в ряде случаев решающую роль при обосновании целесообразности той или иной внешнеторговой сделки. При этом транспорт и внешнеэкономическая деятельность находятся в тесной взаимосвязи и взаимной обусловленности, делая большое влияние друг на друга, Так, повышение производительности транспортных систем приводит к сокращению удельных транспортных издержек, способствуя развитию внешнеэкономических отношений, вовлекая в сферу международных экономических отношений все новые и более отдаленные и сложные рынки товаров. Вместе с тем увеличение масштабов внешней торговли и концентрация грузопотоков на отдельных направлениях позволяют использовать современные транспортные технологии, сокращая тем самым транспортные расходы на единицу перевозимой продукции. 69. Международный рынок транспортных услуг - Международный рынок транспортных услуг служит для осуществления процесса купли-продажи услуг по транспортировке различных грузов, которые в свою очередь могут быть прямые или бесперегрузочные, смешанные, когда используется два и более вида транспорта, а также прямые смешанные, когда используются разные виды транспорта, но по одним и тем же транспортным документам.Процесс доставки товара между странами включает в себя перевозку товара внутри страны-экспортера вплоть до пограничного пункта либо порта, перевозку товара от пограничного пункта импортера до пункта его непосредственного потребления, а также морскую или транзитную перевозку.Необходимо отметить, что международный рынок транспортных услуг включает в себя не только перевозочную деятельность, но и ряд сопутствующих операций, таких как погрузка, выгрузка, охрана грузов, временное хранение или переоформление документов. Затраты, которые связаны с оплатой магистральных видов транспорта, а также оплату сопутствующих операций, в основном и составляют транспортные расходы грузовладельцев.На международном рынке транспортных услуг в основном действуют фирмы-грузовладельцы и фирмы-перевозчики, которые заключают между собой соответствующие договоры перевозки. Вдобавок к ним в транспортных операциях могут участвовать фирмы-стивидоры или операторы грузовых терминалов и фирмы-экспедиторы, выполняющие некоторые функции диспетчера грузоперевозок. Согласно договору экспедиции грузовладелец поручает экспедитору выполнение оговоренных операций с грузами, таких как погрузка и выгрузка, а также хранение грузов и оформление таможенных и грузовых документов.Также грузовладелец может заключить договор непосредственно с экспедиторской фирмой, которой поручается организация всей перевозки в целом. Такой генеральный экспедитор может заключать от имени грузовладельца различные договоры с перевозчиками, имеющими разные виды транспорта и занимающимися разными видами грузоперевозок. 70. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве - Интеграционные процессы характерны для всех регионов мира. Интенсивные, наиболее зрелые процессы характерны для Европы, Северной и Южной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона. Это регионы развитой интеграции. Наиболее известные интеграционные структуры в Европе – Европейский Союз (ЕС), в Северной Америке – Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), в Южной Америке – Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), в Азиатско-Тихоокеанском регионе – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС) и Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Самым успешным региональным союзом является Европейский Союз - ЕС. 71. Интеграция как высшая форма развития мирового воспроизводственного процесса - Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый. Международная экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА. Самая простая, начальная форма международной экономической интеграции — зоны свободной торговли. В этом случае отменяются торговые ограничения для стран — участниц интеграционной группировки, и прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины. В результате создается преференциальная зона, характеризующаяся наличием в ней условий для свободной от тарифных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами. Соглашения о зонах свободной торговли соответствуют современной международной внешнеэкономической практике и концепции Всемирной торговой организации, направленным на либерализацию внешней торговли и стабилизацию торговой политики стран-участниц. Как показывает практика, межгосударственные соглашения о создании зон свободной торговли обычно предусматривают постепенное, в течение ряда лет, взаимное снижение таможенных Пошлин на промышленные товары и услуги вплоть до последующей их отмены, а также устранение нетарифных ограничений на товары и услуги. Часто на особом месте оказывается сельскохозяйственная продукция, по отношению к которой, как правило, Интегрирующиеся государства проводят политику с определенной долей протекционизма в защиту национальных фермеров. Либерализация таможенных тарифов в части сельскохозяйственной продукции осуществляется дифференцированно по позициям. Соглашения о зонах свободной торговли обычно предусматривают обязательства партнеров не повышать в одностороннем порядке таможенные пошлины и не возводить новые торговые барьеры, т.е. придерживаться принципа взаимного моратория на ограничение и ухудшение условий внешней торговли. При этом в соглашениях о зонах свободной торговли могут быть предусмотрены особые случаи, в которых договаривающиеся стороны могут расширить на определенный срок при взаимно согласованных обстоятельствах сферу распространения защитных мер, включая увеличение таможенных пошлин на оговоренную величину. В правовом аспекте международные соглашения о зонах свободной торговли имеют преференциальный статус по отношению к внутренним законодательным актам стран — участниц соглашения. Участие в зонах свободной торговли может осложнить положение стран-производителей, так как либерализация импорта создает благоприятные условия для соперников из числа стран — участниц соглашения, продукция которых может быть более высокого качества и технического уровня. Усиление конкуренции грозит банкротством для национальных производителей, не выдерживших соперничества с иностранными поставщиками товаров и услуг. Формой более тесного сотрудничества является таможенный союз. Для него характерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного объединения установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В ряде случаев таможенный союз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной системы. В рамках таможенного союза, представляющего собой более совершенную, чем зоны свободной торговли, интеграционную структуру, страны-участницы проводят скоординированную внешнеторговую политику, главным образом в области таможенно-тарифных правил и процедур. Это дает им возможность регулировать товарные потоки в интересах развития производства, экспорта и более полного удовлетворения импортного спроса стран — участниц таможенного союза. Практика показывает, что таможенный союз создает более привлекательные условия для иностранных инвесторов, что также положительно сказывается на экономическом развитии стран-участниц. Если устанавливаемый на внешних границах стран — участниц таможенного союза тариф на какой-либо товар становится выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до создания интеграционной группировки, то страны-участницы ограничивают внешние источники снабжения с целью развития внутрисоюзных ресурсов. Тогда возможна совместная разработка природных ресурсов, новых материалов, технологий, наукоемких изделий, чтобы сократить зависимость от импорта. В случае установления уровня внешнего тарифа ниже средневзвешенного для стран — участниц таможенного союза последние ориентируются на рынки третьих стран и, следовательно, принимают меры для усиления конкуренции между внутренними и внешними производителями, чтобы создать стимулы для отечественных производителей к изготовлению конкурентоспособной продукции. 72. Сущность и формы международной экономической интеграции: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз - Международная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней: 1) зону свободной торговли; 2) таможенный союз; 3) общий рынок;
4) экономический союз и политический союз. Все эти ступени имеют характерную особенность, которая заключается в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. В итоге в пределах интеграционного объединения формируется общее рыночное пространство, где разворачивается свободная конкуренция, и под действием рыночных регуляторов (цен, процентов и т.д.) возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Из-за этого все страны только выигрывают, так как увеличивается производительность труда и экономятся расходы на таможенный контроль. В то же время каждая ступень интеграции имеет специфические черты. Зона свободной торговли – участвующие в ней страны добровольно отрекаются от защиты своих национальных рынков только во взаимоотношениях со своими партнерами по данному объединению. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли определяет свои собственные тарифы. Такой вид интеграции используется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группами. Таможенный союз. Участники союза совместно устанавливают единый таможенный тариф для третьих стран, что дает возможность более надежно защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и представляется на международной арене в качестве объединенного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения лишаются части своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции осуществлялся в рамках Европейского союза. Общий рынок. Здесь остаются значимыми все условия таможенного союза. Кроме того, в рамках общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран-членов данного интеграционного объединения. При этом свобода межстранового передвижения требует более высокого организационного уровня межгосударственной координации экономической политики. Общий рынок не является завершающим этапом развития международной экономической интеграции. Для формирования зрелого рыночного пространства необходимо выполнить следующие мероприятия: 1) сделать одинаковые уровни налогов; 2) устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и отраслям; 3) преодолеть различия в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах; 4) унифицировать национальные технические и санитарные стандарты; 5) скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Реализация этих мероприятий и дальнейшая координация национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников данного интеграционного блока повлечет за собой создание единого внутрирегионального рынка. Эту ступень интеграции принято называть экономическим союзом. На данном этапе объединяющиеся страны создают управленческие структуры, способные не только наблюдать и координировать экономические действия, но и принимать оперативные решения от имени всего интернационального блока. Предпосылки для высшей ступени региональной интеграции политического союза образуются с развитием экономического союза в странах. Этот вид региональной интеграции предусматривает преобразование зрелого единого рыночного пространства в единый хозяйственно-политический организм. В результате перехода от экономического союза к политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран перестраиваются во внутригосударственные. Проблема международных экономических отношений в границах данного региона перестает существовать. 73. Основные региональные экономические интеграционные группировки в мире (НАФТА, МЕРКОСУР, АТЭС и др.).- НАФТА. Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994 г. В значительной мере оно было инициировано администрацией США под влиянием американских транснациональных корпораций, так как достигнутый уровень срастания американской экономики с канадской и мексиканской требовал его межгосударственного оформления. К этому же подталкивали радикальные изменения в политической и экономической ситуации в мире к началу 90-х гг.: ЕС резко ускорил расширение и углубление интеграционных процессов в своем регионе; Япония, Китай и страны Юго-Восточной Азии стремительно наращивали экономический потенциал; усилилось Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Сложившаяся обстановка поставила перед США задачу активизации интеграционных процессов на своем континенте, чтобы сохранить конкурентоспособность американских корпораций на мировом рынке. Ведущие компании США, Канады и Мексики рассчитывали соединить финансовые, научно-технические и предпринимательский потенциалы США и Канады с важнейшим фактором – конкурентоспособности, низкими издержками производства, характерными для условий Мексики. В частности, один час рабочего времени в Канаде в 1993 г. стоил 5,75 долл., в США – 4,5 долл., а в Мексике – 50 центов. В первую очередь намечалась либерализация товарообмена с Мексикой, так как в канадо-американской торговле барьеры к моменту подписания соглашения НАФТА уже были устранены. Соглашением предусматривалась либерализация внешнеэкономических отношений, демонтаж таможенных барьеров и организация единого континентального североамериканского рынка для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы, разделяющие три государства. В первую очередь было намечено освободить от ограничений торговлю готовыми изделиями. Уже в 1994 г. пошлины во взаимной торговле промышленными и продовольственными товарами были снижены на 65 %. На рынках энергоресурсов, сельскохозяйственных товаров, автомобилей и текстиля также была предусмотрена плавная либерализация. В течение 15-ти лет намечено ликвидировать почти все торговые и инвестиционные барьеры и подойти к слиянию трех национальных рынков, сформировав зону свободной торговли с населением более 375 млн человек, совокупным валовым продуктом в сумме боле 10 трлн долл. и долей в мировом экспорте порядка 17 %. Кроме того, предусматривается принятие тремя странами совместных законов в области окружающей среды и по труду. Соглашение носит строго императивный характер – невыполнение принятых аналогичных законов влечет за собой наказание виновных штрафами или определенными санкциями. Правда, по состоянию на 1 января 1998 г. в рамках НАФТА еще не были созданы наднациональные органы управления, регулирующие ход сотрудничества, – Экономическая комиссия, Совет министров, суд и т. д. По своему экономическому потенциалу северный и южный партнеры по НАФТА многократно уступают США: ВВП Канады составляет около 10 % от ВВП США, а Мексики – 5 %; если ВВП на душу населения Канады находится на уровне примерно 90 % от США, то Мексики – 15 %. В отличие от ЕС, где менее развитым странам и регионам (Греции, Ирландии, Португалии) предоставляется финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА не предоставляет Мексике такой поддержи. Тем не менее, по оценкам экспертов, участие в НАФТА позволит Мексике сократить период реформирования своей экономики и достижение уровня развитых стран с 50-ти до 10–15 лет. Самый большой выигрыш от вступления в НАФТА Мексика получает в виде стремительного роста поступлений иностранного капитала, в первую очередь из США. По объему прямых иностранных инвестиций, имеющих первостепенное значение для развития производства, в 2003г. Мексика оказалась на первом месте в Латинской Америке. Если в 1986–1991 гг. в страну поступало в среднем за год 3,1 млрд долл., то после 1994 г. этот показатель не опускался ниже 8 млрд долл. С оживлением инвестиционной деятельности в стране повысился уровень оплаты труда в среднем, в реальном исчислении в 2007 г. на 29 % по сравнению с 1990 г. Возрастающую роль в развитии обрабатывающей промышленности Мексики играют «макиладорас» – предприятия по обработке и сборке поступающих в Мексику из США материалов и комплектующих. В то же время участие в НАФТА налагает на Мексику целый ряд обязательств. По сельскохозяйственным продуктам она заключает двусторонние соглашения с США и Канадой в отдельности. Чтобы облегчить доступ высокотехнологичной продукции северных партнеров на свой рынок, Мексика полностью отменила прежнюю 20 %-ю пошлину на компьютеры американского и канадского производства. Пошлина на аналогичную продукцию из третьих стран сохраняется: она будет постепенно снижаться до 3,9 %. Это поможет северным партнерам вытеснить с мексиканского рынка дешевую японскую и южнокорейскую технику. В течение десяти лет Мексика должна отменить большинство ограничений на импорт автомобилей, что сулит американским экспортерам резкое расширение их сбыта. Кроме того, с 1994 г. в Мексике введен закон, расширяющий возможности иностранных инвесторов. Во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства иностранцам разрешается вкладывать капиталы «в любых пропорциях». Правда, долевое участие иностранцев в разведке и добыче энергоносителей и радиоактивных руд, транспортной и коммуникационной инфраструктуре пока ограничено. Со временем Мексика обязалась отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях. Когда это произойдет, американский и канадский финансовый капитал сможет взять в свои руки контроль приблизительно над 1/3 мексиканского страхового рынка. Деловые круги США связывают с НАФТА большие надежды, ожидается значительное расширение американского экспорта и связанное с этим увеличение числа рабочих мест. Перенесение трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику позволит снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность многих изделий американской промышленности. В долгосрочном плане с помощью участия в НАФТА американские ТНК рассчитывают на расширение своего экономического участия в Латинской Америке с целью завоевания рынков сбыта, создания новых рабочих мест на своих предприятиях, повышения конкурентоспособности и прибыли. Канада рассчитывает с помощью НАФТА расширить рынки сбыта, сократить издержки производства и повысить прибыльность новых высокотехнологичных отраслей. Кроме того, формирование свободного рыночного пространства континентальных масштабов будет стимулировать приток в Канаду прямых и портфельных инвестиций из третьих стран, главным образом из стран-членов ЕС и Японии. К концу 90-х гг. еще мало накопилось статистических данных для оценки эффективности функционированияНАФТА. Однако уже можно сделать вывод, что это не формальная, а реальная международная интеграционная структура. В частности, за 1994–1997 гг. товарооборот США с Мексикой и Канадой вырос на 44 %. В то же время ряд латиноамериканских стран выражают недовольство североамериканской интеграционной группировкой, так как, согласно условиям НАФТА, 62,5 % комплектующих изделий производители транспортных средств США, Канады и Мексики обязаны закупать у фирм НАФТА. Кроме того, приток инвестиций в Мексику, по мнению южноамериканских аналитиков, осуществляется за счет сокращения прямых иностранных инвестиций в другие страны Латинской Америки. МЕРКОСУР. К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской Америки следует отнести Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн человек и более 1 трлн долл.ВВП. В нем сосредоточено 45 % населения этого континента, свыше 50 % совокупного ВВП, 40 % прямых иностранных инвестиций, более 60 % совокупного объема товарооборота и 33 % объема внешней торговли стран Латинской Америки (по состоянию на конец 90-х гг.). Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно- финансовой сфере. В январе 1994 г. страны-участницы МЕРКОСУР приняли программу продвижения к таможенному союзу и наметили срок (до 2000 г.), когда 85 % взаимного внешнеторгового оборота будут полностью освобождены от любых тарифных барьеров. Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривал до 2000 г. отмену нетарифных ограничений на подавляющее большинство товаров (за исключением торговли вооружением и боевой техникой, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, предметами национального культурного достояния). Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел; исполнительный орган – Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со штаб-квартирой в Монтевидео; десять технических комиссий, подчиняющихся группе общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней торговли, таможенное регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая политика, наземный и морской транспорт, промышленные технологии, сельское хозяйство и энергетика. Предпринимаются меры по созданию специального трибунала для разрешения торговых конфликтов между странами-участницами. Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об определенных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность таможенного союза. Объем внутриблокового экспорта в 1991–2007 гг. увеличился почти в четыре раза, в то время как суммарный экспорт государств – участников интеграционной группировки в третьи страны за этот период возрос немногим более чем на 30 %. При этом доля внутриблокового импорта в общем объеме вывоза товаров из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20 %. Расширение взаимных внешнеэкономических связей в рамках МЕРКОСУР распространяется и на иностранные инвестиции из третьих стран. Например, японская корпорация «Тойота», вложившая в сооружение автомобилестроительного завода в Аргентине около 100 млн долл., намерена выпускать в этой стране 20 тыс. легких грузовиков-пикапов в год. Половину этих автомобилей намечено вывозить в Бразилию в обмен на комплектующие изделия, производимые бразильскими предприятиями. Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без трудностей и противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально намеченному сроку – 1 января 1995 г. Не удалось им также согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран. Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90 % общего ВНП стран-членов МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей промышленности – производства компьютеров и телекоммуникационного оборудования. В частности, в середине 90-х гг. Бразилия выступала за введение импортных пошлин в торговле с третьими странами на продукцию электронной, нефтехимической промышленности и тяжелого машиностроения на уровне 35 %, Аргентина – на уровне 12 %, а Уругвай и Парагвай, опасающиеся технологической зависимости от Бразилии и Аргентины, были за минимальные пошлины. Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные. На пути дальнейшего развития странам-участницам этой группировки предстоит преодолеть существующие противоречия, значительную разницу в экономических потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных механизмов с регулирующей ролью государства в условиях специфики латиноамериканского региона, еще недавно находившегося под властью авторитарных режимов и под сильным влиянием корпораций США. ^ АСЕАН и АТЭС. В Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время функционирует ряд интеграционных объединений, наиболее значительными из которых являются АСЕАН и АТЭС. АСЕАН. Эта группировка была создана в 1967 г. после подписания Бангкокской декларации в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин (в настоящее время членами АСЕАН являются также Мьянма, Бруней, Лаос и Вьетнам, а в перспективе в нее должна войти и Камбоджа) с целью содействия социальному и экономическому развитию стран-членов, сотрудничества в промышленности и сельском хозяйстве, проведения научно-исследовательских работ. В 1976 г. на первом совещании руководителей стран-членов АСЕАН были приняты Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация АСЕАН, являющиеся основными документами, которыми руководствуется Ассоциация в своей деятельности. Декларация АСЕАН провозглашает, что страны-члены будут выступать с общей позиции по важнейшим вопросам и проблемам региональных и мировых экономических отношений. Высшим органом АСЕАН является конференция глав государств и правительств, которая собирается один раз в три года, а центральным руководящим органом – ежегодная встреча министров иностранных дел. Постоянный комитет состоит из министра иностранных дел страны, являющейся председателем АСЕАН в данный период, и послов остальных пяти государств. На регулярных встречах министров экономики стран-членов АСЕАН принимаются решения по вопросам экономического сотрудничества. Встречи других министров (образования, энергетики, здравоохранения, науки и технологии, юстиции, охраны окружающей среды) готовятся соответствующими комитетами. Функционирует и несколько специализированных учреждений АСЕАН, таких, как Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет, Финансовая корпорация и др. Секретариат АСЕАН возглавляет генеральный секретарь, который сменяется каждые три года. Каждое государство-член АСЕАН располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координации текущей работы и подготовки решений Ассоциации. Одиннадцать комитетов, состоящих из руководителей дипломатических представительств государств-членов, поддерживают внешние связи АСЕАН в столицах третьих стран: Бонне, Брюсселе, Вашингтоне, Веллингтоне, Женеве, Канберре, Лондоне, Оттаве, Париже, Сеуле, Токио. АСЕАН как единая организация имеет официальные отношения с другими странами и торгово-экономическими группировками. Россия в последние годы значительно укрепила свои контакты с Ассоциацией, на которую приходится около 8 % всей российской торговли со странами Азии (не считая азиатских стран-членов СНГ). В целом в сфере экономики планируется создание зоны свободной торговли АСЕАН к 2012 г., а также углубление сотрудничества через распространение его на такие сферы, как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда, сельское хозяйство, транспорт и здравоохранение. В области политики предполагается создание региона мира, свободы и нейтралитета, углубления сотрудничества, особенно с Австралией, Канадой, ЕС, Японией, Южной Кореей и США. АТЭС. Эта организация была учреждена в 1989 г. как межправительственный форум, объединяющий 18 государств региона (Австралию, Бруней, Гонконг, Канаду, Китай, Кирибати, Малайзию, Маршалловы Острова, Мексику, Новую Зеландию, Папуа-Новую Гвинею, Южную Корею, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), а затем 21 государство (в АТЭС вошли Вьетнам, Перу и Россия). Хотя АТЭС формально имеет консультативный статус, фактически в рамках его рабочих органов вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Такими органами являются Комитет по торговле и инвестициям, Фонд образования, Экономический комитет и рабочие группы (по инвестициям, научным исследованиям в промышленности и технологиям, телекоммуникациям, транспорту, развитию людских ресурсов, энергетическому сотрудничеству, торговой и инвестиционной статистике, сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательству). В 1993 г. (в Сиэтле, США) состоялась первая встреча лидеров стран-членов АТЭС, в ходе которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности распределения благ от развертывающихся в регионе интеграционных процессов. По оценкам экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту реальных доходов стран-членов на 2 %, однако выгоды получают прежде всего наиболее конкурентоспособные страны. На совещании в верхах в 1994 г. (в Богоре, Индонезия) было принято решение о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы к 2020 г. (для развитых стран – до 2010 г.). Снижение таможенных барьеров будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в ГАТТ/ВТО. Однако в целом Богорская декларация характеризуется большой расплывчатостью. В ней, в частности, говорится, что «те страны, которые не готовы участвовать в снятии барьеров в торговле и инвестиционной сфере, могут присоединиться к этим мерам на более поздних стадиях». Другим недостатком этой декларации является отсутствие четкой градации между развитыми и развивающимися государствами. С учетом нерешенных проблем возможны три варианта развития АТЭС в ближайшие годы. Согласно первому варианту данная организация будет следовать по пути, начертанному в Богорской декларации. Однако из-за ее расплывчатости сохраняются возможности для обхода и фактического невыполнения достигнутых договоренностей. Второй (наиболее вероятный) вариант закрепит за АТЭС роль форума для обсуждения проблем экономических взаимоотношений в бассейне Тихого океана. Однако в этом случае неизбежны раздоры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что приведет к ослаблению организации. В таких условиях возрастет значение других, более целенаправленных региональных группировок, например АСЕАН. Третий вариант не исключает возобладания протекционистских настроений в США и Западной Европе, что будет препятствовать быстрой либерализации мировой экономики и угрожать раздроблением глобальной системы экономических связей на региональные блоки. В Азии в этом случае особое значение приобретет формирование зоны свободной торговли в АСЕАН или расширение сотрудничества в рамках АТЭС, но главным образом между ее азиатскими участниками. В последние годы наблюдается быстрый рост доли Азиатско- Тихоокеанского региона (АТР) в мировой экономике. На его страны уже приходится около 60 % мирового производства ВВП. Опережающими темпами расширяются внутрирегиональная торговля и инвестиционные потоки. Если в 70-е гг. географически страны АТР ориентировались во внешней торговле на Европу и другие расположенные вне региона страны, то уже в 80-е и 90-е гг. наблюдается резкий рост взаимной торговли между азиатско- тихоокеанскими странами и расширение внутрирегиональных связей (удельный вес АТР в мировой торговле увеличился до 40 %). В своем стремлении сохранить эту динамику, своевременно адаптироваться к воздействию технологических и финансовых факторов мировой экономики многие развивающиеся страны АТР встают на путь экономических реформ, включая изменение регулирующей роли государства, преобразования в банковской сфере, либерализацию внешней торговли и иностранных инвестиций. 74. …………. 75. Международные экономические организации Международные экономические организации - система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной произв
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.47 (0.02 с.) |