Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и предмет транспортного права↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие и предмет транспортного права Транспортное право - комплексная отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области транспортной деятельности. Эти нормы формируются в составе нормативноправовых актов специального транспортного законодательства и входят в состав нормативноправовых актов фундаментальных отраслей права. Предмет транспортного права, это то, на что непосредственно направлено отраслевое регулирование, т.е.: оказание услуг и выполнение работ по перевозке транспортными средствами пассажиров и различных грузов, багажа и грузобагажа, почты, как в коммерческих, так и внекоммерческих целях; выполнение различных иных функций с использованием транспортных средств; эксплуатация путей сообщения общего пользования, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств; эксплуатация гражданами в личных целях на путях сообщения общего пользования транспортных средств, находящихся в их пользовании.
Виды транспорта.Управление транспортом В зависимости от типа используемых для перевозки транспортных средств различают следующие виды транспорта: автомобильный; железнодорожный; воздушный; внутренний водный; морской; К особенностям железнодорожного транспорта относятся универсальность, высокая провозная способность и регулярность перевозок. Экономическая эффективность железных дорог во многом зависит от объема перевозок, и поэтому железные дороги строятся при больших потоках массовых грузов, измеряемых миллионами тонн в год. Преимуществами морского транспорта являются: наличие естественного глубоководного пути, отсутствие ограничений в грузоподъемности транспортного флота, малая энергоемкость. Средняя себестоимость перевозок грузов морским транспортом ниже на 20% по сравнению с железнодорожным. Речной транспорт обладает теми же достоинствами, что и морской, но с существенными ограничениями: сезонность работы, необходимость держания гарантированных глубин, продолжительность навигации на реках — около 200 суток. Автомобильный транспорт характеризуется высокой маневренностью, возможностью прямой доставки грузов «от двери до двери» и сравнительно высокой скоростью доставки грузов. Средняя себестоимость перевозок грузов на автомобильном транспорте в 20-25 раз выше, чем на железнодорожном. К преимуществам воздушного транспорта относится наличие естественной среды, играющей роль «транспортного коридора», высокая скорость доставки грузов и пассажиров в любые, самые отдаленные точки суши. Себестоимость перевозок весьма высокая и в 60-70 раз выше железнодорожной. К недостаткам следует отнести высокую энергоемкость, зависимость от погодных условий, ограниченность габаритов и веса перевозимого груза. Управление транспортом имеет своей задачей своевременно и качественно обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование транспорта страны, связанного с жизнедеятельностью всех отраслей экономики, и на этой основе содействовать более полному удовлетворению материальных и культурных потребностей общества. Различают пять основных видов транспорта: железнодорожный, морской, воздушный, речной и автомобильный. Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте производится централизованно и относится к исключительной компетенции ОАО "Российские железные дороги". Главными целями деятельности акционерного общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли. Для достижения целей, указанных в Уставе ОАО "Российские железные дороги, оно вправе осуществлять следующие основные виды деятельности: оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с предоставлением этой инфраструктуры; выполнение работ по эксплуатации, содержанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования; перевозка пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе для государственных нужд, воинские и специальные железнодорожные перевозки; обеспечение недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей обществу и т.д. Морской, речной, автомобильный и воздушный транспорт входят в транспортный комплекс, управление которым осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации. Управление морским, речным, автомобильным и воздушным транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации (государственной службой гражданской авиации, государственной службой морского флота, государственной службой речного флота, службой автомобильного и городского пассажирского транспорта). Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, определяющих порядок функционирования транспортного комплекса, контролирует в пределах своей компетенции исполнение законодательных и иных нормативно-правовых актов, анализирует практику их применения в транспортном комплексе; согласовывает, утверждает в установленном порядке и издает обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы, инструкции и другие нормативные акты, в том числе межведомственного характера, по вопросам, отнесенным к его компетенции, и дает по ним разъяснения. В качестве основных структурных единиц выступают территориальные органы Министерства транспорта - федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения (порты, аэропорты, предприятия автомобильного транспорта и т.д.).
Понятие источников транспортного права Источник права — это совокупность нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы права. Свое выражение правовые нормы находят в законодательстве. Источником транспортного права является совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих транспортную деятельность. Высшим юридическим актом, регулирующим транспортные отношения, является Конституция РФ, в п. «и» ст. 71 которой указывается, что в ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт и пути сообщения. Следующую ступень нормативно-правового регулирования занимает Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ), в котором сосредоточены только наиболее важные правила поведения лиц, участвующих в транспортных обязательствах, носящих имущественный характер. Такое положения дел связано с тем, что соответствующие отношения традиционно регулируются транспортными уставами и кодексами, которые с 1964 г. действовали наряду с гражданскими кодексами, а до этого времени считались основными нормативно-правовыми актами в рассматриваемой сфере деятельности. Договор буксировки Договор буксировки является разновидностью договора возмездного оказания услуг, предусмотренного главой 39 ГК. Сторонами договора выступают заказчик (владелец другого судна или плавучего объекта) и исполнитель (владелец буксира или буксирующего судна). Это консенсуальный, возмездный, двусторонний договор. В соответствии с Законом о лицензировании на буксировку судов и иных плавучих объектов необходимо получить соответствующую лицензию. КТМ(Кодекс торгового мореплавания) различает два вида буксировки: а) морская буксировка - буксировка судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние; б) портовая буксировка - выполнение маневров на акватории порта (в том числе ввод судна в порт либо вывод его из порта). Морская буксировка (иногда ее называют экспедиционной буксировкой) обычно осуществляется с целью доставки судна или иного плавучего объекта, которые не могут самостоятельно передвигаться (например, несамоходное или аварийное судно) из одного пункта (места) в другой. Портовая буксировка является наиболее часто используемым видом буксировки. Для крупных судов заключение договора такой буксировки в большинстве случаев является обязательным. Услуги буксиров необходимы для оказания помощи при осуществлении маневров, особенно на ограниченной акватории порта. Поскольку в подавляющем большинстве случаев услуги, оказываемые на основании договора буксировки, заключаются в перемещении судна (объекта) на определенное расстояние или в содействии при осуществлении маневра, из определения договора буксировки исключено упоминание о буксировке "в течение определенного времени", которое содержалось в КТМ 1968 г. В статье 226 КТМ, как и в других аналогичных статьях, подчеркивается принцип автономии воли и имущественной самостоятельности сторон при заключении договора буксировки. Согласно п.4 ст.421 ГК в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условия договора определяются диспозитивной нормой. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п.1 ст.422 ГК). Глава XII КТМ не содержит императивных норм, и все ее правила носят диспозитивный характер.
Узловые соглашения Узловое соглашение - договор, заключаемый между перевозчиками различных видов транспорта исодержащий: расписание, объем работы, нормы перегрузочных работ, порядок взаимного информирования,санкции и др. В узловых соглашениях применительно к местным условиям, как правило, предусматриваются: а) порядок совместного сменного и суточного планирования работы пункта перевалки; б) места передачи грузов; в) сроки погрузки и выгрузки отдельных вагонов, групп вагонов, маршрутов, автомобилей, судов; г) порядок подачи, расстановки и уборки железными дорогами груженых и порожних вагонов; д) фронты погрузки и выгрузки вагонов; е) в необходимых случаях - расписание подачи железной дорогой в порты (пристани) вагонов под погрузку и под выгрузку, расписание подхода автомобилей, судов; ж) порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о подходе грузов к пункту перевалки и о прибытии груженых вагонов, судов, автомобилей, о подаче вагонов, их готовности к уборке и т.п. Договор перевозки грузов ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ договор, по которому транспортная организация (перевозчик)обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному наполучение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленнуюплату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Д.п.г.- возмездный договор, основная форма регулирования взаимоотношенийперевозчика и клиентуры. При заключении и исполнении Д.п.г. все его стороны имеют одну цель (она и характеризует предмет Д.п.г.) ивыражают совпадающее и направленное на достижение этой цели волеизъявление - доставить принятый кперевозке груз в установленное место и выдать (получить его) управомоченному лицу. Заключение Д.п.г. можно разделить на две части. Первая - заключение договора между грузоотправителем иперевозчиком, в котором грузоотправитель сдает в надлежащем порядке груз. а перевозчик, принимая его,обязуется доставить его по назначению. Вторая часть - это подключение к договору грузополучателя. Вбольшинстве случаев этим моментом является поступление в его адрес грузовой квитанции (коносамента),что, как правило, происходит задолго до прибытия самого груза. С момента получения такой квитанции угрузополучателя возникают не только права, но и обязанности (принять груз в установленном порядке,уплатить провозные платежи и т.д.). Однако возможны случаи, когда грузовая квитанция (либо коносамент) потем или иным причинам не получена. Тем не менее согласно ст. 37 ТУЖД и ст. 92 УВВТ СССР грузоотправитель (грузополучатель) вправе и в этомслучае осуществить переадресовку груза (в указанных статьях ничего не говорится о необходимости иметь вэтот момент грузовую квитанцию). В соответствии со ст. 102 УВВТ предусмотрена обязанностьгрузополучателя дать в установленные сроки указание перевозчику о том, как поступить с грузом,задержанным в пути в связи с помехой в виде длительного препятствия к движению. Поэтому грузополучательявляется стороной в Д.п.г. и без наличия грузовой квитанции. По своей правовой природе Д.п.г. является трехсторонним договором, в котором все его участники имеютопределенные права и обязанности. Претензии и иски Претензия — письменное требование, адресованное должнику, об устранении нарушений исполнения обязательства. Документ предусматривается на досудебном этапе урегулирования правового спора. В претензии указываются суть требованийкредитора, их причины, срок их удовлетворения и предупреждение о возможном обращении в суд в случае неисполнения. Этот документ должен содержать все реквизиты заявителя, быть надлежащим образом заверен, датирован и подписан. К претензии рекомендуется прилагать копии документов, подтверждающих обоснованность претензионных требований. Иск — применительно к российскому законодательству — это требование, предъявляемое истцом в судебном (гражданско-правовом, арбитражно-правовом, третейском) порядке, и вытекающее из принадлежащего истцу права в силу договора или по иным основаниям, предусмотренным в законе. Х Предприятия, учреждения, а также граждане вправе в установленном транспортными уставами и кодексами порядке обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов. Однако для обращения за защитой своих прав в суд в целях реализации права на принудительное осуществление требований по отношению к нарушителю этих прав предприятие, учреждение, а также граждане должны выполнить определенные действия. Статья 797 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами. Суть претензионного порядка, действующего при исполнении транспортного обязательства, заключается не только в том, что одна сторона направила другой стороне претензию. Стороны спорного правоотношения обязаны принять все меры для того, чтобы урегулировать возникшие между ними разногласия: сверить расчеты, рассмотреть обоснованность предъявленных требований и т.д. Претензионный порядок считается соблюденным, если: 1) претензия заявлена в установленный срок; 2) претензия заявлена надлежащим заявителем; 3) претензия заявлена к надлежащему перевозчику; 4) к претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента. Транспортные уставы и кодексы устанавливают различные сроки для предъявления претензий. Претензии могут предъявляться в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов - в течение сорока пяти дней. Это касается железнодорожного и воздушного транспорта [203]. Указанные сроки исчисляются: а) по претензиям, относящимся к полной утрате груза, - по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки, а при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении - по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. На воздушном транспорте - через 10 дней по истечении срока доставки (ст. 126 ВК); б) по претензиям, связанным с повреждением или частичной утратой груза, а также с просрочкой его доставки, - со дня выдачи груза; в) по претензиям, связанным с невыполнением принятой заявки на перевозку груза, - по истечении срока, установленного для уплаты штрафа (на морском транспорте). На железнодорожном транспорте указанный срок исчисляется по истечении пяти дней с момента взыскания штрафа (ст. 123 УЖТ). На воздушном и речном транспорте такие сроки не установлены; г) во всех остальных случаях - со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии. Право на предъявление претензии имеют: а) в случае утраты груза - грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления накладной (коносамента - при морских перевозках), грузовой квитанции (накладной) с отметкой железнодорожной станции (порта, аэропорта) назначения о неприбытии груза (при железнодорожных, речных и воздушных перевозках) либо при условии представления подтвержденного банком или иной кредитной организацией документа об оплате стоимости груза. Отметку о неприбытии груза станция (порт, аэропорт) назначения обязана сделать на предъявленной правомочным лицом грузовой квитанции. Отказ станции (порта, аэропорта) сделать такую отметку может быть обжалован в установленном порядке. Доказательством уклонения станции (порта, аэропорта) от отметки в грузовой квитанции о неприбытии груза является копия жалобы и документ, подтверждающий подачу жалобы (почтовая квитанция, расписка в приеме жалобы). Эти доказательства должны прилагаться к претензии; б) в случае недостачи, повреждения (порчи) груза - грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления транспортной (грузовой) накладной, а также коммерческого акта или соответствующего документа об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта; в) в случае просрочки доставки груза или в случае задержки выдачи груза - грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления транспортной (грузовой) накладной (коносамента). Транспортное страхование Транспортное страхование является подразделом имущественного страхования. Само имущественное страхование представляет собой страхование имущества физических и юридических лиц, находящегося в собственности страхователя либо арендуемого им. Страховщик несет ответственность за прямой физический ущерб, нанесенный имущественным ценностям. Наряду с возмещением убытков страховщик должен предусмотреть проведение мероприятий по предотвращению или снижению потерь, обеспечению сохранности имущества. Понятие и предмет транспортного права Транспортное право - комплексная отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области транспортной деятельности. Эти нормы формируются в составе нормативноправовых актов специального транспортного законодательства и входят в состав нормативноправовых актов фундаментальных отраслей права. Предмет транспортного права, это то, на что непосредственно направлено отраслевое регулирование, т.е.: оказание услуг и выполнение работ по перевозке транспортными средствами пассажиров и различных грузов, багажа и грузобагажа, почты, как в коммерческих, так и внекоммерческих целях; выполнение различных иных функций с использованием транспортных средств; эксплуатация путей сообщения общего пользования, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств; эксплуатация гражданами в личных целях на путях сообщения общего пользования транспортных средств, находящихся в их пользовании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.144.139 (0.011 с.) |