ТОП 10:

РЕВОЛЮЦИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА



Огромную роль в изменении общества, орудий производства, технологий, играет научно-техническая революция. Однако, за НТР кроется нечто большее. Сам термин НТР отражает больше буржуазное восприятие происходящих в человечестве изменений. Для капитализма действительно видится лишь научно-техническое перевооружение производства. Исторический материализм принципиально связывает с изменением орудий труда и изменение производственных, а вслед за ними и общественных отношений. НТР - не только технические и технологические средства получения материальных благ, прибыли и повышение уровня жизни людей. НТР - это революционный этап преобразования общества в коммунистическое.

Главным положением К. Маркса в определении общественно-экономических формаций является форма собственности на средства производства, определяющая условия производства в том или ином конкретно-историческом обществе, господствующая в производственных отношениях этого общества. Именно господствующая, потому что в одном и том же обществе могут сосуществовать разные формы собственности равно как и разные способы производства. По форме собственности К. Маркс делит (см. письмо к Вере Засулич) всё историческое развитие человеческого общества на большие общественно-экономические формации: частнособственническую формацию и формации с господствующей общественной собственностью. Этот главный признак определяет грандиознейшие исторические периоды развития человечества: первобытнообщинный строй, частнособственническое общество, коммунистическое общество. Отношения собственности определяют все прочие производственные (и общественные) отношения. Исключение составляет лишь взаимодействие производительных сил и производственных отношений, которое более всеобще и определяет всё развитие общества, включая и форму собственности. Противоречие между формами собственности -- второе по значению противоречие, двигающее развитие производства любой общественно-экономической формации, но наибольшей силы оно достигает в периоды смены господства одной из форм собственности другой формой.

Один полный цикл двух форм собственности является меройразвития и определяет ступень общественного развития. Такую ступень развития человечество прошло от начала первобытнообщинного строя до Великой Октябрьской Социалистической революции. Она соответствует современному антропологическому типу человека. Половина цикла развития форм собственности, соответствующая господству одной из них, представляет большую общественно-экономическую формацию. Степень зрелости формы собственности определяется верхним уровнем развития орудий труда, производительных сил, создающих условия для производственных отношений всей большой общественно-экономической формации и создающих её собственное главное противоречие. Так, в частнособственнической формации развитие определяется борьбой классов имущих и неимущих членов общества, множественным разделением труда в общественном производстве. В общественно-собственнической формации происходит обратный процесс соединения разделённого ранее труда, гармоничного всестороннего взаимодействия членов общества, сопровождаемого всесторонним развитием способностей и знаний их в соответствии с этим соединением труда. Каждая из больших формаций проводит преобразование постепенно, по мере созревания отдельных коллективов и частей человеческого общества, пока ни достигнется максимальный уровень этих преобразований.

Развитие нового общества начинается с единичной его структуры. Общеизвестная ошибка В. И. Ленина, связанная с ожиданием мировой социалистической революции сразу в большинстве развитых капиталистических стран, определялась игнорированием закона развития по стадиям от единичного к групповому и далее во всеобщее. По этому закону, социализм и не мог победить иначе, как в одной отдельно взятой стране. Так же ошибался и Троцкий и большинство коммунистических теоретиков революции. И только жизнь, практика -- главный критерий теории -- убедили в этой закономерности, которую удалось взять за основу И. В. Сталину. Жизнь и далее, после Второй Мировой войны, подтвердила группированием новых стран социализма действие этого закона, который и сегодня ещё не осознаётся обществом.

Большие общественно-экономические формации в зависимости от способа производства К. Маркс и Ф. Энгельс делят на малые общественно-экономические формации: первобытнообщинные способы производства (род, племя, союз племён), малые частнособственнические формации (рабовладельческий строй, феодализм и капитализм) и коммунистическое общество. Если каждая стадия первобытного и частнособственнического способа производства представляет собой общественно-экономическую формацию, то и каждую стадию коммунизма есть смысл считать формацией коммунизма, например, коммуна, коммунные комплексы, коммунная цивилизация. Это позволит не только почувствовать новый общественный строй во времени, но и находить специфические законы каждой такой формации.

Если коммунистическая формация содержит фазы (стадии) социализма и собственно коммунизма, то коммунистическая революция состоит из двух этапов: социалистическая революция и коммунистическое эволюционное преобразование общества. Коммунистический этап революции проходит на уровне производственного предприятия. Поэтому НТР -- это коммунистическая революция. Это требует теоретического осмысления. Именно с НТР общество, заканчивая ступень развития материального производства, переходит в новую ступень -- ступень интеллектуального производства, интеллектуального общества.

Социализм уничтожает крупную частную собственность на средства производства, уничтожает буржуазию как класс, эксплуатацию человека человеком, уничтожает буржуазное государство, устанавливает обязательность труда для всех, общественную собственность на средства производства и на этой базе – плановую систему национального хозяйства, утверждает социалистическое государство, совершая социалистическую революцию в национальных пределах. Смена же качества в способе производства происходит на уровне производственного предприятия и потому, хотя революционный скачок и существует, но ввиду малости его эффекта в общей системе национального хозяйства и разновременности возникновения коммун, переход от социализма к коммунизму происходит постепенно, эволюционно в сосуществовании с социализмом, капитализмом и другими остатками способов общественного производства.

«Чистых явлений ни в природе, ни в обществе нет и быть не может…- говорит В.И. Ленин, - На свете нет и быть не может «чистого» капитализма, а всегда есть примеси то феодализма, то мещанства, то ещё чего-нибудь». (В.И. Ленин. Полное СОБР. Соч., т.26, стр. 241-242).

Сосуществование всех неантагонистичных к социализму способов производства и хозяйственных укладов утверждается ещё и невозможностью, либо неэффективностью авто-матизации множества процессов производства, которые будут использоваться по-прежнему, так, как они возникли, «как мать родила», дополняя и сопутствуя социалистическому хозяйству, коммуне, вместе неся «золотые яйца». Так, садоводческие товарищества, пенсионеры-дачники, производя значительную долю производства овощей, фруктов и ягод, вполне органично вписываются в социалистическое хозяйствование и требуют всяческой поддержки государством, льгот и потребительской кооперации, организации инфраструктуры и сбыта продукции. Учитывая, что численность садоводов-огородников велика в России, государство не может не отражать их интересы. Аналогично, общества рыбаков-охотников, народных промыслов, творческие союзы и общества, производственные кооперативы и т. п.

Таким образом, место и задача социализма в историческом развитии человеческой цивилизации состоит в том, чтобы утверждать и удерживать организацию общества такой, когда осуществляется общенациональное владение средствами производства, национальное хозяйство ведётся планово, невозможна эксплуатация человека человеком, труд обязателен для всех и оплата его осуществляется по результатам труда и с использованием общественных фондов потребления.

Место и задача коммунизма определяется возникновением нового типа производ-ственного предприятия, основанного на высокоавтоматизированной интеллектуализированной технической базе и естественном разделении труда в производстве и, как следствие, всей общественной жизни, базирующейся на социалистическом фундаменте. Это порождает новый способ производства, новую большую общественно-экономическую формацию, новую ступень развития человечества, новый тип человека.

 

 

ЧТО ТАКОЕ КОММУНА ?

 

Коммуна - первичная ячейка коммунистического общества, в которой её члены на основе аренды общенародных высокоавтоматизированных орудий производства, и естествен-ного разделения труда коллективно осуществляют материальное и интеллектуальное производство, а также всю многогранную жизнедеятельность своего коллектива. Коммуна является территориальным объединением людей как в производстве, так и во всех прочих видах деятельности их. Совмещая промышленное, интеллектуальное и сельскохозяйственное производство, все члены коммуны участвуют во всех видах труда, а также во всех сферах общественной деятельности: управлении, воспитании, науке и культуре... Все материальные ценности коммуны находятся в безвременном пользовании её коллектива и являются общенародной собственностью, за что коммуна вносит определённую плату, материальный и интеллектуальный вклад в национальный (государственный) бюджет. Коммуна является хозяйственной единицей планово ведущегося общественного производства, участвует в культурной и научной жизни страны, несёт ответственность за экологическую безопасность используемой территории, готовность к защите территории от военной угрозы. Частная собственность отсутствует. Распределение и потребление осуществляются преимущественно через общественные фонды общины. Обмен продукта производства осуществляется преимущественно в рамках планового общенародного хозяйства. Все виды деятельности людей сконцентрированы в одной территории коммуны (город-дом), промышленное производ-ство преимущественно опущено под землю, которая как дефицитное средство производства используется для сельскохозяйственного производства в закрытом грунте. Воспитание производится преимущественно на общественных началах (самовоспитание) при использовании интеллектуальных систем обучения и информации, с привлечением посторонних высококлассных специалистов, учёных, деятелей искусства. Занятие одним видом труда кратковременно и регламентируется расписаниями, распорядками и графиками.

Точка зрения, что тот или иной способ производства в данном регионе развивался только под воздействием внутренних факторов, ошибочен. Если для данного региона и можно различать внутренние и внешние факторы, то рассматривая его как часть общечеловеческого развития, мы должны и внешние связи этого региона считать внутренними для всего человечества. Подобно тому, как кристалл льда есть организованные внутренними связями кристалла молекулы, но он же есть и органическая составная часть всей массы воды, окружающей его, подобным же образом и любой регион есть лишь часть человеческого общества, как бы малы ни казались его связи с другими частями человечества, и закономерности его развития не только объективны внутренне, но и строго соответствуют общему развитию. Другой пример, все клетки живого (в том числе и человеческого) организма общаются («разговаривают») между собой, обмениваются информацией, и если у одной из них есть «проблемы», болеть будут все. В этом – одно из проявлений всеобщей связи и единства явлений материального мира. Мы видим, что чем дальше территориально находились древние народы от центров цивилизаций, чем ограниченнее были их связи с этими центрами, тем больше они отставали в развитии. Но, с другой стороны, американские ацтеки и инки находились к концу XV столетия на стадии перехода от племенных союзов к государственности, так же как многие народы Азии и Африки, хотя видимых связей с более развитыми народами у них не наблюдается. И письменность зародилась в далёких друг от друга частях человечества примерно в одно и то же время.

Коммуна не является результатом развития какой-то нации и тем более хозяйственного предприятия. Коммуна - результат развития всего человечества. Она являет собой революцию в способе производства. Коммунистическая революция имеет две фазы: социалистическая и собственно коммунистическая. Первая осуществляет переход от большой частнособственнической общественно-экономической формации к большой коммунистической формации. Она создаёт условия для коммунистического развития (общенародная собственность, плановое хозяйствование, всеобщая обязательность труда), но сама не способна ещё изменить способ производства. Такое преобразование производит коммунистическая фаза революции, которая материализует коммунистический способ производства в коммуне.

Коммуна не может основываться ни на каких других орудиях производства, кроме как на высшей степени автоматизированных комплексах, охватывающих весь производственный процесс. В идеале это завод-автомат с гибкой самонастраивающейся безотходной технологией. Это автоматизация до автономизации с искусственным интеллектом. Только такой уровень производства требует и позволяет разделённому частнособственническим производством производителю вновь собрать свои части воедино, превратиться из частичного рабочего при частичной машине в цельного производителя, способного сполна использовать своё производство. Только такой уровень производства позволяет производить столько продукта, что его хватает для удовлетворения потребностей всех производителей, участвую-щих в совместном труде. Только такой уровень позволяет настолько сократить время, затра-чиваемое одним производителем на производство продукта, что высвобождается достаточное количество времени на гармоничные занятия другими видами деятельности, что является обязательным условием коммунистических производственных отношений. Наконец, только такой уровень производства объективно требует всесторонне развитых людей.

Автоматизированное производство не требует постоянного присутствия человека вблизи работающих автоматов, и может осуществляться оператором дистанционно. Это позволяет сократить затраты на освещение цехов, вентиляцию и др. Это позволяет также перенести промышленное производство под землю, экономя таким образом земельные площади под сельскохозяйственное производство. Это обстоятельство со временем будет иметь (а во многих странах уже имеет) огромное значение, т. к. поверхность Земли будет максимально использоваться людьми под производство продуктов земледелия и животноводства, будет максимально использоваться энергия Солнца для получения биомассы как источника питания людей. Коммуна приблизит жильё к производству и другим местам деятельности и исключит тем самым городской транспорт в сегодняшнем понимании его. Город-дом, коммуна, решает эти вопросы на самом выгодном энергетическом уровне. Для внутреннего функционирования коммуны не нужны ни автобусы, ни автомобили, ни поезда, создающие сегодня в мегаполисах непригодную для жизни экологию, гибель множества горожан (только в России ежегодно погибают в ДТП 30 – 40 тысяч человек, не считая раненых, что сравнимо с потерями в большой войне), огромные потери времени работающих, энергетические затраты и длинные магистрали дорог, систем снабжения, на обслуживание которых расходуется рабочее время и пр. В пустой повседневной гонке по жизни люди растрачивают большую часть всех имеющихся у них ресурсов. Предельно короткие линии связи лифтами, эскалаторами, движущимися тротуарами, другими экологически приемлемыми транспортными средствами сочетаются в коммуне с рациональным размещением жилья коммунаров вблизи мест их жизнедеятельности в соответствии с возрастом и половым делением их на группы и перемещением в новое жилище при смене этих возрастных категорий. Жильё, как и средства производства, находится в безвременном пользовании коллектива и передаётся от одного поколения другому путём перемещения старших групп в новое жилище с передачей своего жилья младшим. Определённая автономность коммун, их самоуправление, дополняются интенсивными внешними хозяйственными, политическими и культурными связями с использованием скоростных и экономичных видов транспорта, средствами информационных технологий.

Комплексная автоматизация сельскохозяйственного производства многократно повышает его эффективность. Постоянная зависимость земледелия и животноводства от капризов природы толкает людей к мелиорации и орошению земель, постройке теплично-парниковых хозяйств, к автоматизации производства в теплицах, к созданию оптимальных условий роста растений и животных, при которых эффективность повышается многократно. Этот опыт наследуется коммуной.

В автоматизированном комплексе в закрытом грунте исчезает сезонность работ, которые можно проводить методично, равномерно, по наперёд составленным программам, управляя развитием растений и животных и их селекцией. Животные обеспечиваются свежим зелёным кормом круглый год, повышается продуктивность животноводства. Исчезают штурмы сенокосов, сборов урожаев, неравномерность загрузки транспорта и людей. Выводятся растения, рост которых настолько велик, что позволяет ежедневно давать новый урожай, поедаемый на месте животными. Такой опыт был в СССР с выращиванием мягких кактусов для корма овец). Овощи показывают фантастические урожаи в оптимальных условиях (такой опыт с томатами получен в Японии, в Краснодарском крае…).

Если бы мы уделяли хотя бы в последние 20 – 30 лет должное внимание этому, то уже производили бы в закрытом грунте в достаточном количестве, чтобы обеспечить свои потребности во всех необходимых продуктах сельского хозяйства. Неразвитость производи-тельных сил, часто сопровождается невежеством, создаёт в обществе критическое отношение к труду на земле. Благо, радость этого труда не открываются людям прежде всего из-за примитивных орудий производства, условий труда. Возможности современного общества уже позволяют изменить это положение.

Радость труда на земле, общение с растениями и животными в коммуне, хотя и берёт начало в объективной необходимости, но уже осознаётся как радость общения с живой природой и так же естественна, как для нас поход в лес за грибами или на охоту и рыбную ловлю, выращивание цветов и овощей на даче. А созданные уже сегодня материалы (например, плёночные покрытия) позволяют закрывать сразу целые поля и фермы и ждут коммуны, оставаясь пока никому не нужными.

Возможно, у некоторых людей создаётся впечатление фантастичности коммуны. Мы же заметим, что фантастичным является то, что при всех уже существующих необходимых условиях организации коммуны, она до сих пор кажется вымыслом, что при всей несправедливости существующих условий жизни общества, так мало делалось для изменения этих условий, что при уже полуторавековом существовании теории научного коммунизма, находятся люди, видящие коммуну в фантастическом свете и нет «мечтателей» времён ГОЭЛРО. Очевидно, не случайно проиграна информационная война СССР.

В то время как в идейном противоборстве мы соревнуемся в изощрённости пропаганды с буржуазной идеологией, отстаивая от её нападок детали идей коммунизма, обрастая с головой этими доказательствами, как куколка шелкопряда коконом, в то время как у обеих противоборствующих сторон пена летит изо рта от усердных споров об этих деталях, сама теория развития общества топчется на месте, не родив практически ничего нового. Поэтому-то и зарываемся мы в паутине доказательств, необходимость в которых была бы потеряна, если бы мы хоть на шаг продвинулись в теории научного коммунизма, и уж тем более в её претворении в жизнь. Создай мы сегодня хоть одну практически функционирующую коммуну, и спорить было бы не о чем.

Уродливое наследие предшествующего развития с гипертрофией крупных городов и отсталостью сельских районов делает более эффективным организацию коммуны на выделенной территории в специально построенных для неё предприятиях, с учётом всех необходимых требований её функционирования.

Создавая коммуну на Земле, человек тем самым уже готовит прообраз космического предприятия, т. к. и то и другое является пространственно ограниченной микроэкосистемой, ведущей материальное и интеллектуальное производство на основе комплексно автоматизированных орудий труда, всю жизнедеятельность людей. Будущие производства поселениями людей на астероидах, планетах, в космическом пространстве и становление коммун на Земле дополняют друг друга опытом их организации, функционирования всех элементов, обменом техники, науки, технологии и др. Человечество вынуждено в недалёком будущем создать для себя многоуровневую экосистему, где вся жизнедеятельность людей станет безотходной технологией и обмен с внешним миром будет производиться лишь энергией, продуктами труда и сырьём для их производства. Возникнет изменение и контроль биологии человека на принципах генетики, устранение генетической предрасположенности к болезням. Ожидается, что в ближайшее время резко возрастёт использование интеллектуальных программных систем и специализированных баз научно-технической информации, доступных компьютерной обработке для инженеров-изобретателей, число которых требуется срочно увеличить, как минимум, на порядок.

Коммуна не так далека от нас, как мы всё ещё считаем, и от нас во многом зависит, насколько осознанно будет возводиться её здание. Всё необходимое для её материально-технической базы есть. Нужно только предоставить необходимые условия людям, чтобы сознательно сформировать функционирование нового способа производства. Заблуждением являются сложившиеся в прошлом пережиточные представления, о коммунизме как о заоблачных высях рая. Всё намного проще. Коммуна уже рядом. Её надо лишь рассмотреть. И от нас зависит, будем мы ей содействовать, или препятствовать.

Принципиально важным отличием коммунистической эпохи от стихийно развивавшегося в прошлом производства и общества является его сознательная и целенаправленная организация на основе использования познанных и подчинённых человеку объективных законов развития. Пора перестать относиться к коммуне как к далёкой идеализированной фантастике. Такие представления несут много вреда, тормозят наше развитие, мешают видеть реальность.

Пора видеть в коммуне орудия производства, сельскохозяйственную территорию, экономику, производственные и общественные отношения, организацию производства, общину. В условиях угрозы войны строительство коммунных комплексов позволяет рассредоточить производство по стране (благо территории нам хватает и потребность в заселении многих регионов велика), укрыть предприятия под землю, обеспечить защиту людей и оборудования от оружия массового поражения, обеспечить минимальное производство продуктов питания. Экологическая замкнутость коммуны -- важнейшее достоинство её в военных условиях, но это и более эффективный способ производства, к которому наше общество неуклонно движется, как бы ни был тернист и сложен путь к нему.

Вскоре после возникновения коммуны станут привычным фактом, как стали привычными сегодня космические полёты. Но едва появившись, они покажут, что им очень неуютно в окружении прочих хозяйственных предприятий, которые, в отличие от ритмично и равномерно работающих коммун, производят нестабильно, зависят от рыночных условий и человеческого фактора, подвержены кризисам и авариям. Это потребует от окружающих такой же как в коммуне организации. Возникнут новые коммуны, группирующиеся с первоначальными в коммунные комплексы. Как уже отмечалось в главе 3, группирование отдельных элементов приводит к появлению у них новых свойств, не присущих ни одному из них ранее. Так, объединение западноевропейских стран в Евросоюз привело к созданию новой региональной валюты Евро, общего для объединившихся стран органа управления, беспошлинной торговли, стимулировало интеграцию культур вошедших в Евросоюз народов, упростило и интенсифицировало туризм внутри этих стран, создало единую военную и внешнеэкономическую стратегию и т. д. Следует ожидать, что и объединение отдельных коммун в группы будет связано с появлением у них новых ранее отсутствовавших свойств: новых упрощённых кооперационных связей в производстве и обмене товаров, интеграции научной, культурной, спортивной жизни, экологии, туризма и т. п. Это усилит потенциал всей жизнедеятельности людей.

Коммуны могут и будут сосуществовать с другими социалистическими формами произ-водства, будут органично сотрудничать с ними, включать их в свои филиалы, подразделения, кооперироваться в общем производстве, производить обмен, финансовое взаимодействие и др. Непримиримость к коммуне, которую до сих пор демонстрируют буржуазные политики и философы выглядят смешно, т. к. делить в принципе нечего и при достаточном ограничении и контроле крупной буржуазии сосуществовать всем способам производства не только можно, но и выгодно. И правы китайцы, говоря: «Неважно какого цвета курица, если она несёт золотые яйца».

Можно ли было раньше приступить к созданию коммун? Видимо нет. Даже сегодня нужно решить целый ряд вопросов, прежде чем приступить к делу. Все прошлые попытки организации коммун обречённо гибли, так как базировались на примитивных производительных силах и при коллективном владении средствами производства были не прогрессивной формой кооперации людей, а, напротив, архаичной, пережиточной, первобытной и противоречили развитию, тормозили его, тянули назад в первобытнообщинный способ производства.

Однако сегодня, когда отчётливо видны черты новых производительных сил, создаваемых НТР, когда необходимые условия достаточно созрели для коммунистического преобразования общества – сегодня мы вполне можем приступить к соединению научного коммунизма с НТР на практике. Коммуна – это та бомба, которая взорвёт весь капиталистический мир, а в социализме вызовет новый небывалый подъём энтузиазма, производительности труда, новой переоценки каждым человеком материальных и духовных ценностей. Социализм ещё больше расширит свои позиции и окрепнет, потому что главная цель его - коммунизм – начнёт осуществляться. Коммуна -- это наше знамя, вера в себя!

Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на практическое решение тех или иных вопросов организации коммунистического общества хорошо видны из их отношения к коммунистам-утопистам.

Несмотря на неразвитость крупной промышленности, а следовательно и связанных с нею антагонизмов капитализма, средств для преобразования общества и классовой борьбы, когда «незрелому состоянию капиталистического производства, незрелым классовым отношениям соответствовали и незрелые теории, и… решение общественных задач… приходилось выдумывать из головы», (К. Маркс, Ф. Энгельс, ПСС,т.20, стр. 269), утописты-социалисты смогли дать миру «прорывающиеся на каждом шагу сквозь фантастический покров зародыши гениальных идей и гениальные мысли»… (там же, стр.269).

«Ветер веет над Европой, ветер коммунизма», - говорят об этом времени К. Маркс и Ф. Энгельс в своём «Манифесте коммунистической партии». Подобно тому, как гениальные догадки античных философов предвосхитили многие теории более поздних времён, так и гениальные идеи социалистов-утопистов развивались позднее в научные теории, основанные на анализе более позднего и потому более развитого капиталистического способа производства. Этим утописты и заслужили при всех своих ошибках глубокое уважение основоположников научного коммунизма.

Такими гениальными идеями утопистов Ф. Энгельс называет всеобщую обязательность труда, расстановку классов в революции, соотношение политики и экономики, отмена государства у Сен-Симона, человека с гениальной широтой взгляда, «вследствие чего его воззрения содержат в зародыше почти все нестрого экономические мысли позднейших социалистов». (Там же, стр. 270). Ф. Энгельс отмечает «критику существующего общественного строя… с большой глубиной анализа» у Фурье, провозглашающего «способность человека к безграничному совершенствованию», счастье для всех, критикующему «буржуазную форму отношений между полами и положение женщины в буржуазном обществе», диалектически исследующему историческое развитие человечества. Ф. Энгельс особо останавливается на реформах Роберта Оуэна, человека «с детски чистым благородным характером» и в то же время «прирождённым руководителем» «каких немного», решившим осуществить «свою любимую идею и тем самым внести порядок в … хаос» капиталистических преобразований, начавшихся в Англии.

Новые могучие производительные силы, служившие до сих пор только обогащению единиц, и порабощению масс, представлялись Оуэну основой для общественного преобразования и должны были работать только для общего благосостояния всех в качестве их общей собственности … А в своём окончательном плане будущего строя Оуэн разработал все технические подробности с таким знанием дела, что если принять его методы преобразования общества, то очень немного можно возразить против деталей, даже с точки зрения специалистов». (Там же, стр. 273 – 274). Оуэн выступил против частной собственности, религии, современной ему формы брака. «Он же организовал – в качестве мероприятий для перехода к общественному строю, уже вполне коммунистическому, - с одной стороны, кооперативные общества …, с другой стороны – рабочие базары, на которых продукты труда обменивались при помощи трудовых бумажных денег, единицей которых служил час рабочего времени». (Там же, стр. 274). Оуэн проповедовал и «проводил на практике в течение пяти лет» «самый решительный коммунизм» «с равной для всех обязанностью труда и равным правом на продукт, - равным соответственно возрасту», создал «вполне разработанный проект здания для коммунистической общины будущего, с планом, фасадом и видом с высоты птичьего полёта». (Там же, стр. 276).

Мы нигде не встречаем возражений ни Маркса, ни Энгельса «против деталей этого коммунизма. Критикуется реформаторский «метод преобразования» общества, просветительский характер приведения его в жизнь, ведущий к отказу от классовой борьбы, без которой невозможно завоевание политической власти пролетариатом – главного условия коммунистических преобразований.

«Уже утописты,- говорит Энгельс,- вполне понимали последствия разделения труда, видели калечение, с одной стороны, рабочего, а с другой стороны – самой трудовой деятельности, сводящейся к тому, что рабочий в течение всей своей жизни однообразно механически повторяет одну и ту же операцию. И Фурье и Оуэн требовали уничтожения противоположностей между городом и деревней, как первого и основного условия для уничтожения старого разделения труда вообще. Согласно взгляду обоих, население должно распределяться по стране группами в 1600 – 3000 человек; каждая группа занимает в центре своей территории громадный дворец и ведёт общее домашнее хозяйство.

И хотя Фурье говорит местами о городах, однако сами эти города состоят только из четырёх или пяти таких дворцов, расположенных по соседству друг с другом. Согласно взгляду обоих, каждый член общества занимается и земледелием и промышленностью…, оба они выдвигают требование, чтобы и в земледелии, и в промышленности существовало возможно большее чередование занятий для каждого отдельного лица и чтобы, сообразно с этим, юношество подготовлялось воспитанием к возможно большей всесторонней технической деятельности. Согласно взгляду обоих, человек должен всесторонне развивать свои способности путём всесторонней практической деятельности, и труд должен вновь вернуть себе утраченную вследствие его разделения привлекательность – прежде всего посредством указанного чередования занятий и соответствующей этому небольшой продолжительности «сеанс» (употребляя выражение Фурье), «посвящаемого каждой отдельной работе» (К. Маркс, Ф. Энгельс, ПСС, изд. 2-е, т. 20, стр. 304).

Вот какие «гениальные идеи», вот какой «решительный коммунизм» не только видит Энгельс у утопистов, но и восхищается их предвидением будущего. Эти же мысли относительно будущего устройства коммунистического общества мы встречаем и в работах самого Ф. Энгельса («Принципы коммунизма», «Анти-Дюринг»).

В ближайшее время возникнет острая потребность в предложении проектов коммунных комплексов. В связи с этим, есть смысл уже сегодня продумывать такие проекты, учитывая их сложность, новизну технических, технологических, архитектурных, педагогиче-ских, культурных, военных, экологических и множества других задач. Неудачи создания коммун в прошлом, современная антикоммунистическая пропаганда создали образ утопичности самой коммунистической идеи. Однако, ошибки прошлого были связаны с неразвитостью материально-технической базы производства того времени, отсутствием ясного представления об организации и функционировании коммунистического предприятия. Вместе с водой выплеснули и ребёнка. Сегодня время коммун пришло. Есть все необходимые условия для их создания. Есть и потребность в них. Есть и ясное представление об этапах их становления.

Проектов коммуны может быть множество в зависимости от вида производства, осо-бенностей климата и культуры страны, удалённости предприятия от экономических центров, количества и особенностей земельных угодий, окружающей территории и пр. Начальный проект может быть типовым образцом, упрощающим наращивание таких предприятий, отрабатывающим технологии общественного уклада их. С этой целью, следует отделить чисто производственный блок комплекса от общинного. Производственный блок не может быть типовым и будет иметь разнообразные решения, зависящие от его технических и технологических особенностей. Расположенный в непосредственной близости общинный блок с центральным постом дистанционного управления производством достаточно независим от производственных особенностей комплекса и его есть смысл типизировать. Подобно тому как были типизированы все казацкие уклады по периметру России.

Общинный блок должен состоять из мужской и женской половин, детского сектора, общего сектора, включающего отделения здравоохранения, общественного питания, конференцзалы общего назначения, ЦПУ производства и управления общинным блоком, энергоцентр, спортивно-концертные площадки, воспитательные, культурные и научные помещения, склады-автоматы разного назначения. Деление общинников по возрасту требует раздельного их расселения по этажам комплекса. Так же поэтажно в соответствии с возрастом должны располагаться и образовательные и научные помещения.

Прилегающая к комплексу территория должна использоваться под автоматизирован-ное сельскохозяйственное производство, природоохранные, культурные, спортивные, военные цели, для внешнего транспорта и иного назначения в зависимости от ландшафтных, климатических и иных условий.

Несколько подземных этажей обеспечивают помещения коллективной защиты при военной и иной чрезвычайной опасности, хранение запасов, имеют энергоцеха общинного блока.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.199 (0.017 с.)