Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические ступени развития человека и обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Всякое явление развивается в результате взаимодействия соединённых взаимоисклю-чающих друг друга противоположностей. Взаимодействие (борьба) противоположностей в их единстве есть сущность и причина развития явления. Взаимодействие, в конечном счёте, упрощённо, идеализированно, существует в природе как притяжение и отталкивание. Притяжение и отталкивание - сущность взаимодействия. Притяжение и отталкивание во времени суть синтез и анализ. Следовательно, борьба противоположностей проявляется как синтез и анализ в пространстве и времени. В результате взаимодействия противоположностей господствующее влияние каждой из них на явление релятивно. Явление развивается под нарастающим воздействием то одной, то другой противоположности попеременно, т. е. как результат то преимущественно анализа, то синтеза. Это развитие не хаотично переходит от одного воздействия к противоположному, а подчинено закономерной смене форм по пути от простого к сложному и обратно, количественно-качественным преобразованиям каждой из противоборствующих сторон явления под влиянием анализа и синтеза на структурные элементы развивающегося явления. Развитие проходит по стадиям как расщепление явления анализом на составляющие его структурные элементы, проходящие саморазвитие, а затем выделение синтезом наиболее весомых из них, наиболее внутренне развитых и соединение этих элементов в новой форме. Происходит концентрация в новой форме более развитого за период анализа содержания, включающего возникшие внутри них новые связи. Прохождение явлением цикла анализ-синтез даёт меру (квант) взаимодействия и приводит к возникновению новой ступени развития явления. Анализ и синтез проявляются в разных явлениях по-разному. Так, например, в человеческом обществе они принимают форму производственных отношений на базе частной собственности (анализ) и общественной (синтез). Последовательное прохождение обществом развития на основе двух форм собственности приводит к новому явлению – новому физическому или социальному типу человека, приспособившемуся за цикл развития к освоению той стороны природы, с которой происходило основное взаимодействие человека. Каждая из противоположностей проходит путь развития по стадиям: зародышевая или эмбриональная; возникновение и формирование новой формы структурного элемента ; зрелость процесса или образование групп структурных элементов, увеличение их числа до максимального значения; отмирание противоположности за счёт потери ею структурных элементов явления, переходу их в другую противоположность; разрушение или смерть, заканчивающее развитие процесса, полная потеря противоположностью структурных элементов явления как неспособных к выживанию. Развитие на стадии зрелости вблизи его максимального значения имеет свои особенности, отличающие его от предыдущего, ускоряющегося процесса, что позволяет выделить этот этап в самостоятельную стадию. Именно на этой стадии проявляются и развиваются внутренние противоречия и антагонизмы данной противоположности, несоответствие её формы развившемуся содержанию структурного элемента явления, замедляется развитие, усиливается всестороннее воздействие другой противоположности, создаются предпосылки возникновения новой формы, зарождается эмбрион нового. Развитие замедляется, как бы отдавая часть своей энергии развития зарождающейся новой (эмбриональной) структуре. Стадийное развитие материальных явлений объективно закономерно, основано на присущей материи самоорганизации и неравномерности её движения. Оно есть дискретная формализация неравномерности развития материального мира, а вместе с ним и идеального, являющегося отражением, преломлением человеческим сознанием объективно существующих процессов и явлений материальной действительности. Ни одно явление не возникает в уже развитом виде. Ни одно качество не переходит в свою противоположность всё сразу. Ни одна устаревшая форма не «уничтожается» сразу в полном объёме её содержания. Однако, всякое развитие, основываясь на предшествующем ему, где вызревают для него условия в виде зародышей, начинается с простейших форм, единичных явлений, переходящих во времени в более сложные и многочисленные формы, сливающиеся по мере развития воедино и создающие антагонизмами своего внутреннего развития условия для своего «уничтожения» другой противоположностью. Эмбриональная стадия есть внешняя для новой формы стадия развития, на которой новое как таковое ещё отсутствует, а имеются лишь его предпосылки в виде формы с переходным состоянием содержания с характерными признаками как старого, так и нового. Образно выражаясь, новое здесь возникает как неспособный к самостоятельной жизни зародыш в чреве растящей его матери. Эмбриональная стадия, осуществляя зарождение будущего нового, совмещается со стадией максимального развития старого, обострения всех его противоречий. Эмбриональная стадия нового перерастает в среде старого в первую стадию нового. Условия, возникшие в одной противоположности явления, реализуются другой противополож-ностью созданием ею единичных структурных элементов, которые она в будущем будет матричным способом производить и собирать в группы. Новое в течение всей первой стадии находится в элементарной форме. Отрабатывается типовой элемент нового, его внутренние связи. Новое фрактально развивается изнутри старого. Объединение типовых элементов в группы, расширенное их производство есть сущность происходящего на второй стадии развития – стадии зрелости, групповой стадии, когда внутри старого вокруг единичных элементов первой стадии нового складываются группы элементов, к которым присоединяются всё новые и новые элементы, возникающие из элементов старого. Старое и новое сосуществуют в «противоборстве» друг с другом. Новое выходит из старого. При этом старое не исчезает, а сохраняется как фундамент нового. Невозможно сохранение нового при исчезновении старого. Образующиеся группы не есть механическое соединение составляющих их элементов, а представляет собой новую структуру, имеющую свои собственные, отличные от составляющих элементов, свойства. Это новая форма развития. Причиной этому является многогранное взаимодействие, в которое вступают между собой в группе образующие её элементы, возникновение результирующего взаимодействия и влияние этого результата на окружающее пространство. Можно привести множество примеров групповой стадии как из материального, так и из идеального мира. Как ни основываются на ощущениях более высокие формы чувственного отражения – восприятие и представление - они не просто сумма ощущений, а качественно новые формы. Соединяя определённым отношением различные понятия в мышлении, мы получаем новую форму – суждение, которое при всех свойствах входящих в него понятий устанавливает и новое свойство - связь этих понятий. Вводя в органическую кислоту гидроксильную группу (или в спирт карбоксильную группу), мы получаем оксикислоту - соединение со смешанными функциями. Новое вещество имеет свойства и кислоты (образует соли, сложные эфиры, амиды и т. д.) и свойства спиртов (образует алкоголяты, простые эфиры, замещает гидроксил галогеном). Однако, это не просто сочетание двух функционально разных веществ. Это новое вещество, имеющее свои собственные свойства, связанные со взаимным влиянием вошедших в него функциональных групп. Оно, например, образует циклические формы, непредельные кислоты, внутренние сложные эфиры, что недоступно составляющим его функциональным группам в отдельности. На третьей стадии развития наращивание групп продолжается. Результирующее действие между притяжением и отталкиванием устанавливается по разному при прохождении развития в анализе и синтезе. На третьей стадии анализа саморазвитие структурных элемен-тов приводит к преобладанию отталкивания внутренних составляющих содержания друг от друга. Происходит дифференциация частей содержания и развитие их в самостоятельные структурные элементы другой противоположности. При синтезе, напротив, разрастающиеся группы элементов соприкасаются друг с другом на третьей стадии и, не имея достаточного пространства для своего расширения, сдавливаются, создавая условия для возникновения эмбриональной формы нового в поисках равновесного взаимодействия близкого к равенству притяжения и отталкивания в условиях воздействия окружающей среды. Когда концентрация содержания элемента достигает уровня, близкого к новой форме, эта форма квантообразно заменяет старую, установив равновесие взаимодействия внутри элемента на новом уровне. Качество переходит в свою противоположность. За время кванта преобразования качества количество в нём не изменяется, но меняется взаимодействие, благодаря чему старое прекращает своё существование, превратившись в новое. При этом возникает такое переходное состояние, когда уже нет старого, но ещё нет и нового. Развитие прерывается. «Движение есть единство непрерывности… и прерывности…» (В. И. Ленин, Философские тетради. Москва, 1978 г., с. 231). Если изменение по стадиям есть количественное изменение материи (прибавление, отнятие элементарных структур того же качества), то переход между противоположностями есть изменение взаимодействия без изменения количества, есть квант изменения энергии. Происходит попеременное изменение количества материи и количества энергии её движения. «Таким образом, невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения …» (Ф. Энгельс. Диалектика природы. Москва, 1982 г., с. 45). На этом восходящая ветвь третьей стадии развития заканчивается и начинается отмирание старого, его нисходящая ветвь. Будучи всеобщим, трёхстадийное развитие свойственно не только явлению, но и всем его стадиям и стадиям стадий. Да и само это явление есть часть какого-то другого, более общего. Это так же бесконечно, как основанное на материальном единстве мира бесконечное ступенчатое, скачкообразное развитие от простого к сложному, при котором новое качество всегда генетически связано с предшествующим ему, наследуя в системе противоположностей систему взаимодействия. «Отдельное, - говорит В. И. Ленин, - не существует иначе как в той связи, которая ведёт к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного». (Ленин, ПСС, т. 29, с. 318). Движущие силы и причины развития человека и человеческого общества возникают при взаимодействии человека с природой. Это взаимодействие происходит неравномерно, скачками, что связано с тем, что человек вступает в свои отношения с различными сторонами природы по разному. Отношения с природой складываются, главным образом, через какое-то одно её свойство, преодолевая которое, человек приспосабливается к стихийным законам природы, подчиняет их себе тем или иным путём. В доисторические ступени, т. е. в период дикости и предшествующие ему ступени, приспособление человека к природе проходило путём изменения его биологии (анатомии и физиологии) с целью удовлетворения его природных потребностей. Однако, наряду с этим главным способом приспособления в эти периоды человек развивал и свои способности социального характера. Он учился сооружать совместно с другими людьми жилище, примитивные орудия труда, учился использовать огонь для общих нужд своих сородичей, возникла и развивалась речь, зарождались искусства. Но эта вторая сторона находилась тогда в зачаточном состоянии и не определяла развитие человека, не являлась главным фронтом взаимодействия человека с природой. Она лишь готовила условия для дальнейшего, исторического развития человека. Доисторический путь развития человека пока ещё плохо изучен и потому трудно определить, с какими именно свойствами природы пришлось взаимодействовать человеку, проходя, видимо, несколько ступеней своего развития. Как бы то ни было, но на заре человеческой истории анатомия и физиология в основном исчерпали свои возможности, человек достиг совершенства своих органов и их функционирования настолько, что выделился из окружающей его природы как сознательное социальное существо, научившееся создавать и использовать орудия труда, обеспечив себе удовлетворение основных природных потребностей и определённую власть над природой. Человек прошёл очередную ступень своего развития, создав законченный антропологический тип. Далее развитие его не стимулировалось определяющим образом через биологию. Конечно, изменение биологии человека продолжалось, да и сегодня ещё продолжается, но это уже не является главным способом подчинять природу. К этому времени человек научился производить в труде посредством множества орудий труда нужные ему продукты. Постепенно материальное производство становится главным способом приспособления человека к природе, выживания его в условиях окружающей среды. Начиная развитие в своей противоположности, новое существует на первой стадии в единичных структурных элементах, не связанных воедино, т. е. первую стадию проходят лишь немногие элементы. Основное же развитие проходится на групповой стадии, когда происходит выделение форм изнутри уже нового и приращение к группе вновь образующихся элементов. При этом элементы (единичные формы), примыкая к группе, сразу вступают во вторую стадию, минуя первую, а время развития в первой стадии у разных элементов может варьировать. Структурные элементы, возникающие и присоединяющиеся к группе на третьей стадии сразу вступают в эту стадию, минуя две первых. Именно поэтому многие народы в своём развитии не знали стадий рабовладельческого и феодального способов производства и прямо вступали из первобытнообщинного строя в капитализм, а то и в социализм. Человеческое общество, основываясь на материальном производстве, подчиняется всем общим законам развития материального мира, в том числе и развитию по ступеням и стадиям. Но оно имеет и свои собственные законы, и главный из них - открытый К. Марксом закон соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил. Производственные отношения, охватывая производство, распределение, потребление и обмен, основываются на отношениях общественной собственности на средства производства (первобытнообщинный строй, коммунизм) или на отношениях частной собственности (рабо-владельческий строй, феодализм, капитализм), которые в своём единстве и противоборстве определяют ступени и стадии исторического развития человечества. Каждая из противобор-ствующих собственностей, поочерёдно сменяя друг друга, проходит свой собственный постадийный путь в восходящей и нисходящей ветвях развития. Восходящая ветвь частнособственнической части развития образует три стадии, три общественно-экономические формации: рабовладельческое общество, феодализм и капи-талистический способ производства. Точно так же и первобытнообщинный строй проходит в своём восходящем развитии стадии, которые могут быть названы формациями по аналогии с частнособственническими формациями. Первой формацией первобытнообщинного строя выступает родовая община - та самая элементарная ячейка, из которой в дальнейшем развитии строится вся структура первобытного общества. Родовая община – основа этого общества - существует самостоятельно, пока формируется её внутренняя организация, пока общин так мало, что они практически не связаны между собой. Крайне тяжёлые условия существования людей этого времени ограничивали длительность человеческой жизни двадцатью – сорока годами. Поэтому родовая община долгое время была немногочисленна, нередко погибала в борьбе за выживание. Только с развитием орудий труда и технологий охоты, рыболовства, собирательства, земледелия и скотоводства продолжительность жизни людей возросла настолько, что родовая община стала складываться в большие семьи, вмещающие несколько поколений родственников. Родовая община – основа родового строя – существует самостоятельно, пока число её членов ни превысит возможности окружающей среды давать им пищу, после чего родовая община распадается на отдельные коллективы, поселяющиеся в отдалении друг от друга на новых территориях, способных их прокормить. Община плодит себе подобных, связанных кровным родством. Образуется племя, т. е. развитие первобытнообщинного общества переходит во вторую формацию (групповую). Племя - это не просто сумма родовых общин, оно имеет свои внутренние устойчивые связи, основанные на кровном родстве, обмене, разделении труда между родами, большей численности. Племя становится более устойчивым в природе, в защите от врагов. Племена расширялись, отделялись новые племена, которые уходили в поисках незаселённых земель, т. к. в эту пору человек больше всего зависел от принадлежащей его общине территории, её размеров и способности прокормить людей. Когда же доступная племенам территория была заселена, и увеличившемуся населению уходить стало некуда, а достигнутый уровень ведения хозяйства не обеспечивал материальные потребности людей, родственные племена стали объединяться в союзы, что означало вступление первобытного общества в третью формацию. Союзы племён – наиболее бурная стадия развития первобытнообщинного строя. Объединение делало племена могущественными, они стали вихрем проноситься через другие племена и народы, покорять и грабить, брать дань и уничтожать, разрушать жилища (а позднее и города) и изгонять другие народы с их земель, появляются начальные формы частной собственности, а затем и крупного рабовладения. Великое переселение народов, войны, образование и распадение союзов перемешали в водовороте движения народы, привели их на новые территории. На базе союзов племён сложились народности (этносы). Возникнув как военнополитические союзы, союзы племён склонны к длительным и дальним завоевательным походам и подчиняют этой цели всю свою организацию, создают новый способ производства. Даже после распада союза остаются, как правило, тоже союзы, хотя и более мелкие, но стремящиеся к новым объединениям, либо поглощаемые более могущественными союзами. Являясь предпосылкой государственности, союз уже содержит начала общественного неравенства. Союзы племён известны в Европе, Азии, Африке, Америке. Это высшая историческая форма общности первобытнообщинного строя, соответствующая высшей форме его производственных отношений. На стадии союзов племён происходит разложение первобытнообщинного строя частной собственностью. На стадии племени такого разложения не наблюдается. Ф. Энгельс об этом говорит: «Следующий шаг ведёт нас к высшей ступени варварства, к периоду, во время которого все культурные народы переживают свою героическую эпоху – эпоху железного меча, а вместе с тем железного плуга и топора… Возрастающая плотность населения вынуждает к более тесному сплочению как внутри, так и по отношению к внешнему миру… Военачальник, совет, народное собрание образуют органы родового общества, развивающегося в военную демократию. Военную потому, что война и организация для войны становятся теперь регулярными функциями народной жизни». (Ф.Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства», Москва, 1980 г., с. 187 – 189). Как ни велики были завоевательские возможности союза племён, основным способом удовлетворения материальных потребностей людей было собственное производство, а могу-щество союза чаще было защитой от врага, чем способом содержания племён «за чужой счёт». Тем не менее, наиболее сильные и воинственные союзы, покорив другие племена, заставляли покорённых работать на себя, что стало одним из источников нового способа ведения хозяйства, основанного на использовании труда рабов на наиболее тяжёлых работах. Возникли крупные племенные рабовладельческие хозяйства – эмбрионы, а затем и элементарные ячейки, рабовладельческой формации. Параллельно происходит имущественное расслоение первобытного общества, возникает семья и частная собственность. На этом проиходит водораздел двух больших общественно-экономических формаций: общество, основанное на общем владении средствами производства (три стадии) и частнособственнического общества (три стадии). Две больших общественно-экономических формации (шесть стадий, или малых формаций) составляют меру, или ступень развития общества. Частная собственность, при которой её владелец своими силами ведёт хозяйство, не используя для этого эксплуатацию чужого труда, есть фундамент всего частнособствен-нического способа производства, его условие. Утверждение в обществе этой формы хозяйства есть предпосылка дальнейшего развития человечества на базе частной собственности. На этой базе из крупных племенных хозяйств, применяющих труд рабов на благо племени, вырастает крупное частное рабовладение, рождается рабовладельческий способ производства - строй, при котором в общей среде разлагающегося первобытнообщинного общества и мелких частнособственнических хозяйств ведётся в единичных формах крупное хозяйство на основе эксплуатации рабов. Первоначально, более воинственные племена (например, кочевники) облагали данью более слабые (нередко оседлые земледельческие) племена, покупали или захватывали в набегах и военных операциях рабов для торговли или тяжёлых строительных и мелиоративных работ. Даже в позднем развитом виде рабство -- это отдельные разрозненные хозяйства, отдельные колонии, города-государства, отдельные центры цивилизаций. Рабовладельческая малая формация – первая стадия общества частной собственности, стадия формирования крупного частного хозяйства. Именно крупное частное хозяйство является элементом структуры всего частнособственнического производства, трёх стадий большой частнособственнической формации. В эпоху возникновения и формирования феодализма сосуществующие общества первобытнообщинного и рабовладельческого способов производства подвергаются интенсивному перемешиванию. Старые связи разрушаются, проходя многократную ломку и переестройку. На их место устанавливаются новые связи, определяющие новое качество, новый способ производства - феодализм - синтез рабства и разлагающегося первобытнообщинного строя, который тем глубже и раньше проявляются, чем ближе народы примыкают к центрам рабовладельческой цивилизации. С III века начинается общий кризис Римской империи в Европе. Крупному рабовла-дельческому товарному хозяйству не хватало дешёвых рабов. Только дешёвый раб и в больших количествах был экономически выгоден. Воспроизводство рабов в самих хозяйствах почти отсутствовало, т. к. раб жил мало, умирал рано, не имел семьи, быстро истощался от тяжёлой работы. Добыть рабов в нужном количестве можно было только в войнах, грабитель-ских экспедициях и в работорговле. Сильные соседи и ослабление самой Римской империи изнутри уменьшили возможности победных войн. Рабы стали дорогими. Вести хозяйство прежним способом стало неэкономично. Нужно было найти новые способы хозяйствования. В это же время в Римской империи существовали другие способы ведения хозяйства (субстраты для эмбрионов второй стадии частнособственнической формации): общинный, колонат, прокарий, эмфитевзис. В период расцвета рабства эти способы хозяйствования были мало значимы ввиду малости хозяйств, которые велись этими способами, и, как правило, были связаны с поселением освобождённых рабов на землю, что было весьма редко, а также с освоением пустующих земель и в других редких случаях приобретения колоний земли. Однако, в период разложения рабовладельческого строя, эти другие способы хозяйствования, будучи не связанными с использованием рабов и основанными на личной заинтересованности земледержателей в повышении производительности своего труда, от которой зависело повышение их собственного благополучия, эти хозяйства стали выделяться своей экономичностью и получали всё большее распространение. (Эмбрион развивался). Рабовладельцы стали охотно сдавать земельные участки в аренду первоначально свободным, а затем и закреплённым разорившимся общинникам соседней общины. Вначале арендование шло на короткое время, и со значительными свободами арендаторов (прекарий, эмфитевзис), затем условия арендования стали жёстче, а сроки длительными. В 332 г. указом Константина I колоны были прикреплены к земле навечно и стали наследственными держателями. Имея в своей основе эксплуатацию полурабов-полусвободных колонов, эти способы хозяйствования были переходом от рабства к феодализму. Появление первых крупных земельных хозяйств, основанных на эксплуатации закреплённых наследственных земледержателей крупными земельными собственниками - феодалами - имеющими свой судебно-административный аппарат и военную дружину, знаменует собой первую стадию феодализма. Феодализм -- вторая формация частнособственнического способа производства -- создаёт группы крупных хозяйств с феодальной иерархией. Число таких хозяйств растёт не только в пределах территории бывшего крупного рабовладения. Быстро расширяется эта территория за счёт окружающих центры цивилизаций варварских народов стадии союза племён. С быстротой эпидемии возникают всё новые и новые феодальные государства, подчиняющие множество феодалов (феодальных хозяйств) главному феодалу - королю, царю, эмиру, хану и т. п. Обратим внимание, что в это же время сосуществуют все ранее существовавшие способы производства: роды, племена, союзы племён, рабство и феодализм. Позже мы вернёмся к этому. Феодализм проходит три стадии восходящего развития. Раннее средневековье (1-я стадия) - формирование феодализма – характеризуется сосуществованием всех известных к тому времени способов производства, образованием крупной земельной собственности (элементарных форм феодализма), подчинением свободных общинников феодалам, этнической интеграцией, установлением единого государства в территориальных границах, т. е. группирование крупных частных хозяйств. Расцвет феодализма (2-я стадия) - феодальная раздробленность (в Азии в меньшей степени), рост числа феодальных хозяйств, полное подчинение крестьян феодалам, установление иерархии господствующего класса, подъём городов (мест образования будущих зародышей капитализма), рост товарно-денежных отношений (выстраивание связей, основы будущих капиталистических отношений), позже – ослабление крепостной зависимости крестьян, появление свободного городского населения (главной производительной силы капиталистических предприятий), централизация власти государства, образование феодальных народностей, зарождение гуманизма, усиление классовой борьбы. 3-я стадия феодализма - обострение противоречий, острая классовая борьба, завершение централизации феодальных государств, абсолютизм, зарождение капиталистических отношений. Капитализм, в целом, есть третья стадия развития частнособственнического общества, стадия, зарождающая в себе коммунизм, т. е. весь способ производства на основе общественной собственности на средства производства, новую ступень человечества, новый тип человека. Капитализм также развивается по стадиям. Это как раз тот случай, когда вызревают практически одновременно два эмбриона, каждый из которых создаёт предпосылки развития разных сторон нового явления. Первый ставит фундамент будущих производственных отношений большой коммунистической формации – устанавливает господство общественной собственности на средства производства. Второй на этом фундаменте создаёт и отрабатывает единичный элемент нового общества, его кирпичик. Зародившись в недрах феодализма, капиталистический способ производства начинается в капиталистической мануфактуре, использующей ещё несложные орудия труда, но, в отличие от докапиталистических производств (мелкотоварное производство, ремесленные мастерские, цехи, феодальные мануфактуры), установившей собственное узкоспециализированное разделение труда в производстве, при котором каждый рабочий изготавливает не всё изделие полностью, как раньше, а лишь часть изделия, становясь, по определению К. Маркса, частичным рабочим, и, как следствие, частичным человеком. Капиталистическая мануфактура отличается от сосуществующей с нею ремесленной мануфактуры, главным образом, разделением труда в ней и тем эффектом производительности, который заложен в этом разделении труда. Это ещё не вполне капиталистическое предприятие, т. к. ещё не выросли для этого орудия производства. Однако, начиная с него как с эмбриона (развивающаяся элементарная ячейка), как с основы для развития машинного производства, капитализм по трафарету разделения труда создаёт машины, заменяющие рабочих на выполняемых ими операциях производственного процесса. Частичный рабочий приставляется к частичной машине, сливается с нею. Появляются фабрики - структурные элементы капиталистического производства. Начинается первая стадия капитализма- домонополистический капитализм. Оттачивается внутренняя организация, методы производства, развиваются орудия производства, формируется пролетариат и буржуазия. Фабрика становится типовой формой нового способа производства. Эту стадию капитализм проходит в борьбе с абсолютной монархией за условия хозяйствования. Он нуждается в постоянных кадрах наёмных рабочих, полностью оторванных от средств производства и в большом количестве, что тормозится феодализмом. Это противоречие переходит в антагонизм и разрешается в буржуазной революции. Получив теперь всё необходимое для своего развития и отработав элементарную структуру, капитализм быстро охватывает производство, вытесняя феодализм. Начинается 2-я стадия – монополистический капитализм. Срастаются (группируются) не только однородные предприятия. Соединяются в едином производстве промышленность, банки, государство. Капитализм быстро распространяется на весь мир, создаёт всемирный рынок. «Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские нации. …Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т. е. становиться буржуа. Словом, она создаёт себе мир по своему образу и подобию». (К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения в 3-х томах, т. 1, 1979 г.). Вступив на третьей стадии в империализм, капитализм производит раздел мира между крупнейшими странами капитала. Дальше территориально распространяться нет возможности. Возможна лишь концентрация производства, либо новый раздел мировых территорий в пользу одних стран за счёт других. Возникают мировые войны, обостряются противоречия, всюду в мире создаются военные, политические, экономические и прочие союзы стран. Устанавливается гегемония отдельных государств. Многочисленные противоречия раздирают капитализм. Кризисы перепроизводства, неизбежное следствие развитого частнособственнического производства, разрушают его изнутри. Громадная армия «лишних людей» демонстрирует неспособность частной собственности обеспечить обществу не только развитие, но и существование. Классовая борьба, всегда присутствовавшая в частнособственническом обществе, достигает такого размаха, что всё его здание потрясается до основания. Общество страдает от двух главных зол: частной собственности и капиталистического способа производства. Бедствия, причиняемые царящей в нём частной собственностью, становятся настолько велики, что необходимость её уничтожения осознаётся, теоретически обосновывается и классовая борьба пролетариата осуществляет это уничтожение в социалистической революции, устанавливающей общественную собственность на средства производства через новую государственную машину – диктатуру пролетариата. Обязанность трудиться для всех. Распределение продукта по труду. Уничтожение классовых антагонизмов путём запрета эксплуатации человека человеком. Разумное плановое использование общественных производительных сил, дающее новые возможности их развития. Вот основные следствия социалистической революции. С социалистической революции начинается эмбриональное развитие всего бесклассового общества, большой общественно-экономической формации. Устанавливаются отношения общественной собственности, регулируется распределение общественного производства. Но проводимые ею преобразования не охватывают сам способ производства, основанный на разделении труда, которое единственно только и отделяет теперь коммунизм от капитализма. Разделение же труда не есть что-то самостоятельное, независимое, а неразрывно связано с уровнем развития производительных сил и прежде всего с развитием орудий производства. Машинное производство по своей природе может использовать только узкоспециализированное, созданное капитализмом разделение труда, и поэтому, пока есть такое производство, как бы ни был высок уровень его развития может применяться только частичный рабочий при частичной машине. Независимо от того, капиталистическое или социалистическое предприятие использует данный процесс производства, пока есть машинное производство, есть и узкоспециализированный рабочий, потому что узкоспециализирована машина, которую он обслуживает, с которой он сросся в единый орган производства. Но стоит заменить на этом процессе машины автоматизированной линией, автоматом, полностью изготавливающим данное изделие, как частичные рабочие соединяются в цельного рабочего, потому что в автомате объединились операции частичных машин. Таким образом, автоматизация, соединяя частичные процессы машинного производства воедино, устраняет узкоспециализированное разделение труда. Очевидно, рабочий, обслуживающий автомат, должен знать все те частичные процессы (операции), которые соединил в себе этот автомат, знать технологию процесса производства, материально-техническую базу, т. е. этот работник должен быть достаточно многогранен, разносторонне подготовлен, чтобы выполнить стоящую перед ним задачу. Если же автоматизация производства достигает уровня завода-автомата, очевидно, работник должен знать все производственные процессы, всю технологию этого завода, а так как это требует знания и техники, и технологии, и экономики и ряда других наук, то разносторонность подготовки работника становится непременным условием автоматизированного производства. Такая подготовка требует времени и обязательной связи с данным производством, многократного тренинга в данных конкретных производственных условиях, непосредственного участия в них. Процесс производства сливается с процессом подготовки рабочего, его воспитанием. Накопленные работником знания и опыт, оказывая на него обратное воздействие, толкают его на совершенствование средств производства с целью обеспечения своего труда, сокращения рабочего времени, а следовательно, повышение производительности труда. Такое совершенствование производства доступно лишь человеку, достаточно хорошо знающему его. Взамен узкому специалисту появляется новый работник, такой же полный, как автоматизированное производство, в котором он вырос, как синтезированный комплекс наук о данном производстве. Техника, таким образом, делает людей равными в личностном отношении, т.к. только подготовленный работник может быть допущен к управлению высокотехнологичным производ-ством, а подготовленные работники равны по способности участвовать в производственных процессах, по положению в обществе (коллективе). Но равные личности не могут вступать в отноше<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.27 (0.015 с.) |