Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этногенез в советском обществе

Поиск

Более тридцати лет назад Лев Николаевич Гумилёв предложил свою концепцию этногенеза. Согласно этой концепции, человечество время от времени взаимодействует с космическими полями, облучается Космосом и таким образом получает возможность приспо-собиться к постоянно меняющимся ландшафтным условиям его обитания, вырабатывая и закрепляя новые особенные поведенческие признаки, что и составляет сущность этногенеза.

Люди, как носители новых этнических черт, получают сильный психический заряд энергии, названный автором пассионарностью. При этом, приобретённый этносом энергетический потенциал у разных представителей этноса неодинаков. По энергетическому потенцииалу особи условно подразделяются на пассионариев, т. е. людей с очень сильным потенцииалом психической энергии, на обывателей, т. е. людей с невысоким энергетическим возбуждением, и на людей с отрицательной пассионарностью, т. е. социально вредных особей, уголовников. Пассионарии составляют 10 – 20 % этноса. Столько же насчитывают и апассионарии. Остальные 60 – 80 % приходятся на обывателей.

Продолжительность нормальной (не прерываемой чрезвычайными событиями) жизни этноса колеблется около 1500 лет. При этом, как и любой природный процесс этногенез проходит ряд стадий развития и заканчивается разрушением этноса.

В начальный период своего становления и утверждения в природной среде этнос определяется прежде всего активностью поведения своих пассионарных членов, подавляющих апассионариев и ведущих за собой подчиняющихся им обывателей. Обыватели, будучи несогласными со многими порядками пассионариев, вынуждены поддерживать последних в борьбе за выживание своего этноса, в приспосабливании его к природе, в столкновениях с соседними этносами за право жить в занимаемой экосистемной нише.

В этот период жизнь этноса бурлит внутренними и внешними конфликтами, войнами, созданием базы для дальнейшей жизни этноса, потомков его. Каждый из этнических слоёв по- своему решает задачу выживания и обеспечения будущего, по разному видит ценности своего бытия, хотя и объединены они общеэтнической целью и образом жизни.

Пассионарии видят смысл жизни в бескорыстном служении своему этносу, тщеславных подвигах и победах на благо будущих поколений, готовы без колебаний принести свою жизнь в жертву на благо соотечественников, считая высшей наградой для себя память потомков.

Обыватели, восхищаясь и поощряя подвиги пассионариев, сами воздерживаются от активного утверждения своего этноса, предпочитая по крупицам накапливать богатство, знания в науке, культуре, хозяйстве, видя в этом наибольшую защиту потомков, прибегая для этого к политическим интригам, изменам, коварству и предательству, но являясь при этом стабилизирующим слоем этноса, цементирующим его, накапливающим и сохраняющим для потомков научные и культурные достижения этноса, богатство его духовной и материальной культуры.

Апассионарии же сдерживаются и подавляются порядками, установленными в этносе, вплоть до грубого насилия, заточения в тюрьмах, изгнания из этноса, лишения их жизни.

Бурная жизнь этноса в первый период его существования ведёт к гибели большей части пассионариев. Этнос всё больше и больше теряет свою активность как внутри себя, так и по отношению к своим соседям. Когда пассионариев становится недостаточно, чтобы задавать линию поведения этноса, верх берут обыватели. Всё, что ранее почиталось подвигом, считалось святым, чем гордился этнос, всё это становится чуждым, становится объектом насмешек и издевательств обывателей. Пересматриваются духовные и материальные ценности, внутренняя и внешняя политика.

Этнос переходит в стадию спокойного доживания второй половины своей жизни. Он всё больше и больше теряет завоевания своих предков, уступая соседям, претендующим на его богатства, откупаясь от соседей. Войны, конфликты считаются злом. Этнос всё более сокращается в числе особей, всё меньше желание его членов увеличивать свою численность.

В то же время, этнос этого периода высоко ценит образование, культуру, науку, традиции как источник благосостояния, дохода. Оставшиеся пассионарии, не видя себе активного применения, отдаются с головой подвигам в науке, культуре, технике, хозяйственной и политической жизни.

Всё больше становится влияние апассионариев. Нарастает разгул криминала, бандитизм, уголовщина. Апассионарии всё больше запугивают, задавливают, подчиняют себе обывателей, не способных на серьёзное сопротивление, предпочитающих откупаться от давления апассионариев, нежели активно им противодействовать. Множество обывателей сами переходят в криминал, будучи подчинёнными апассионариями.

На этой основе этнос постепенно угасает, меняя от поколения к поколению свои идеалы в сторону спокойной, безмятежной жизни в роскоши, благосостоянии, богатстве, разврате, пошлости. Теряет авторитет наука, культура, образование. Падает деторождение, наступает демографический кризис. Этнос теряет способность защищать себя, деградирует, растворяется в других этносах.

Конец приходит дряхлением, либо потерей свободы, смешением с представителями других этносов, дроблением на этнические группы. Смесь дряхлых этносов может стать базой, субстратом для образования других, новых этносов. И всё начнётся сначала. Если начнётся. Если в это время произойдёт новый сеанс космического облучения, пассионарный толчок.

Все эти наблюдения выдающегося учёного позволяют анализировать события нашей сегодняшней истории, объясняя множество происходящих исторических и политических процессов последнего времени.

Стареющие этносы Европы, потерявшие своих пассионариев во множестве войн, расселившихся по Земному шару в поисках новых земель, состоят, главным образом, из обывателей (так называемый «средний класс»), не способны более на противодействие активности сравнительно молодых суперэтносов и обществ, таких как Китай, США, Канада, уже значительно окрепших и жаждущих случая «почесать кулаки» в стычках с другими этносами за господство в регионах мира. Уступает Европа позиции и новым мусульманским и африканским суперэтносам. Хотим мы того или нет, но глобализацию человечества будут оспаривать наиболее пассионарные этносы, берегущие, к тому же, своих пассионариев и очень ими дорожащие.

Дряхлые и продажные этносы древних стран не способны защищать себя при любой степени вооружённости их армий. Это мы видели в Ираке. Потеряв в прошлых сражениях лучших своих сынов, эти этносы живут идеалами обывателей, для которых единственной ценностью являются деньги, богатство и не зазорно предательство. Они смеются над идеалами патриотизма, бескорыстностью служения своему народу.

Американский суперэтнос, сложившийся за двести лет своей истории вдали от европейских и азиатских межэтнических конфликтов, хорошо окреп и чувствует сегодня своё превосходство не только и не столько в оружии, сколько в своём воинственном духе этнического роста, в своей пассионарности. История знает множество примеров такого этнического возраста, когда этнос сильный духом, пассионарностью способен небольшим числом своих членов противостоять большим и хорошо обученным армиям противника и побеждать. Спартанцы Леонида остановили огромную армию персов, выставив всего лишь триста своих воинов. Малочисленный армянский отряд ополченцев остановил турецкие войска. Да и в российской истории масса примеров, когда воевали «не числом, а умением», силой духа, зажжённой пассионарностью воинов. Такой же силой духа и пассионарностью отличались армия и народ молодого, только образующегося советского суперэтноса. Разве ни такой пассионарностью всего народа отстояли советские люди Москву, Ленинград, Кавказ и всю Советскую Родину в Великой Отечественной войне?!

В то же время, история знает немало примеров падения и сдачи без боя мощных крепостей и хорошо вооружённых армий, потерявших пассионарность этносов. Так, Л. Н. Гумилёв приводит пример падения Константинополя и разграбления его крестоносцами, когда жители города отказались его защищать, предпочитая возможность откупаться золотом.

Попробуем рассмотреть через гумилёвскую теорию этногенеза события в России, Советском Союзе. Как определил Лев Николаевич, великорусский этнос стал складываться в 14-м веке через объединение русских княжеств Москвой. Обладая высоким потенциалом пассионарности начального развития, великорусский суперэтнос сравнительно быстро расширился в географических пределах, вовлекая в себя разлагающиеся и оживающие в новых рамках древние соседние этносы, в том числе славянского, монгольского, тюркского, финского происхождения. Объединительной идеей стало православие и абсолютизм, противопоставленные другим религиям, другим формам власти, а также поведенческим признакам других соседних этносов.

За пять веков пассионарного развития Россия стала огромным и сильным государством, с которым считались все соседи, и только объединения соседних стран могли противостоять российскому суперэтносу в его расширении на Юг и Запад. Однако, к XIX веку уже почувство-валось ослабление российской пассионарности, её способности изменять свой социальный порядок под требования времени. Основанный на православии, российский этнос сохранил царизм как своё главное поведенческое (культурное) отличие от других этносов, как фунда-мент своего образования на православии. Личная жизнь человека находилась под постоянным контролем церкви, устанавливавшей нормы поведения в этносе, этническую культуру, утверждавшей, что всякая власть от Бога, венчавшая на трон царей как представителей Бога на Земле, утверждавшая сакральность власти. Монархия и Православная церковь были неразрывно связаны, как две стороны одной медали. Одна без другой теряла свои устои.

Столкновение социальных и этнических тенденций развития вызвало к жизни бурные конфликты. Неспособность царизма к компромиссу и уступкам социальным потребностям развития были связаны прежде всего с православной культурой – основой великорусского этногенеза. Отказ от монархического устройства общества означал бы отказ от основопола-гающего условия российского этногенеза, заложенного православием, означал бы крушение этноса. А так как этнос сохраняет свои поведенческие отличительные особенности (менталитет) подсознательно, жертвуя особями, но защищая этнические основы поведения (культуру), то изменения государственного устройства, требуемые социальным развитием, могли произойти только ценой потери этноса. К этому же вела и многоэтничность российской цивилизации. Как следует из теории Л. Н. Гумилёва, смешение этносов ведёт к гибели, взаимоуничтожению их всех, возникновению на их субстрате нового этноса.

Таким образом, соединение этнических и социальных причин привело к крушению великорусского суперэтноса через революции и войны, в которых смешивались, фильтрова-лись и формировались субстраты соединяющихся этнических групп и рудименты этносов для возникновения нового высокопассионарного советского этноса. Вновьвозникший этнос был суперэтносом, охватившим огромные территории и большое число субэтносов и этнических групп, проживавших на этих территориях, соседствуя, но не смешиваясь.

Пассионарность этого суперэтноса складывалась из пассионарностей вошедших в него мелких этносов, которым вдруг открылась возможность сравнительно свободного саморазви-тия собственными пассионарностями, благодаря добровольности нового этнического союза. Эта пассионарность позволила советскому суперэтносу дважды отстоять своё право на жизнь в борьбе со значительно более сильными врагами в войнах 1918 - 1922 и 1941 -1945 годов. И не случайно И. В. Сталин как одну из главных причин победы в тяжелейших войнах назвал дружбу народов СССР и государственный советский строй.

Как и в других этногенезах в первые стадии развития этносов, в советском этносе в этот период проявляется жертвенность, беззаветная преданность идеям, бескорыстие и чистота помыслов особей этноса в борьбе за будущее своих детей. Конечно, пассионарность осново-положников нового суперэтноса была так велика, что приводила нередко к большим крово-пролитиям, насилию, диктатуре, злоупотреблению властью, тем более, что в борьбу были вовлечены массы необразованных людей, получивших власть, право вершить судьбы.

Однако, что бы ни говорили последующие ценители истории, дела эти вершились, во многом подсознательно, самой природой, геобиоценозом, ноосферой, были по природе своей неуправляемы, так как были пассионарны. Природа, Космос, материя, вершили свой процесс развития этносферы независимо от воли людей. Люди осознавали социальные изменения, но не могли управлять этногенезом, как не могут они управлять развитием своего организма по программе ДНК, или естественным отбором. Образно говоря, особи в этносе подобны клеткам их организма и выполняют ту функцию, какую им определила природа. Поэтому, сколько бы сейчас ни поливали помоями большевиков, монархов, Ленина, Троцкого, Сталина или монархистов, все они были пассионарно обречены природой делать то, что они делали, и если бы их не было, на их месте были бы другие, делавшие подобную работу. Отличаться могли детали, но не сущность.

Вспомним становление западноевропейского суперэтноса на основе западного христиан-ства! Крестовые походы, инквизиция, завоевание новых земель в Америке и уничтожение индейцев, колонизация Африки, Азии и Австралии, Варфоломеевская ночь, религиозные бойни в Германии, Франции, Англии, Голландии, Средиземноморье. А становление мусуль-манского суперэтноса, религиозная нетерпимость, геноцид армян! А Китай, монголы, скифы, тюрки! Если бы сегодня зарождался новый этнос, подобные деяния повторились бы снова! Мы имели возможность почувствовать это по нашей так называемой перестройке (впрочем, как её называть, до сих пор нет определения: вернее сказать, это была всё та же «цветная революция»). Североамериканский этнос уже прошёл стадию своего становления, на которой также наблюдалось немало подсознательных злодеяний на благо будущих поколений.

Складывающийся советский суперэтнос (советский народ) потерял в войнах множество своих пассионариев, чем ослабил свою пассионарность. На историческую сцену вышли обыватели и апассионарии. Послышались требования свобод, осмеивается патриотизм, вызывает недоумение стремление к сохранению собственной валюты, главным мерилом жизни, успеха, общественного положения, значимости человека, становятся деньги, богатство, благополучие, процветает коррупция. Если прежде убивали за идею, измену Родине, своему народу, то сейчас это наказуемо, осуждается, а убивают за деньги, власть как основу дохода. Пошлость, проституция, насилие внушаются населению через средства массовой информа-ции. Падение рождаемости – признак власти обывателей, т. е. постепенной деградации этноса, потери им своей пассионарности. Обыватель требует демократии, с которой он не знает, что делать, как справиться, так как безволен и не способен противостоять набирающим силу и влияние апассионариям.

Бескомпромиссно объявлены вне закона авторитаризм и диктатура. США ведут свои войска и устраивают погромы в чужих далёких от них странах, чужих этносах, мотивируя только тем, что в этих странах монархия, диктатура, что там не такая, как в Соединённых штатах, система власти. А кто определил, что демократия лучше диктатуры? По каким объективным или субъективным критериям? Ведь диктатура – это не сплошное насилие, а лишь запрет действий, недопустимых с точки зрения правящей власти. Но если это – пассионарная власть, она всегда бескорыстна, направлена во благо своему этносу. В то время как демократия -- это обывательское пренебрежение интересами этноса, народа, это сплошь и рядом предательство интересов своей страны ради денег и наживы. Примером могут служить наши олигархи, вывезшие из страны всё, что могли вывезти, готовые в любой момент выехать из страны (а многие уже и не въезжают), презирая интересы её народа, который они грабили и грабят, пока могут. Народ, отработавший лучший в истории человечества экономический механизм народного хозяйства, где все его узлы работали синхронно, как часы (в отличии от хаоса рынка), после захвата власти обывателями, апассионариями в виде олигархов и их рабов, получивших в премию за услужение кости с барского стола, этот народ оказался в развалившемся общественном производстве, в обществе, неспособном накормить своих граждан, рожать детей, давать им современное воспитание, и даже элементарных условий существования бездомному подрастающему поколению при номинальном владении самыми большими природными ресурсами мира.

Вот на какой стадии этногенеза и социогенеза мы оказались! А ведь хорошо знать, где мы находимся и куда движемся по историческому пути!

Разгромленный, но не побеждённый, молодой советский суперэтнос сосуществует сегодня со старыми этносами Российской империи. Народам бывшего СССР старательно навязывают этничесскую вражду, взаимную ненависть с целью вернуть их из советского суперэтноса назад в прошлый, основанный на религиозной непримиримости этнический мир. Для этого всемерно насаждаются прежние религиозные идеологии, усиленно строятся культовые сооружения. Новый суперэтнос, советская цивилизация (советский народ) может существовать только в добровольном отрицании, отделении от государства всех религий, атеизме, как общей для всех этносов базе. Посеяв межэтническую вражду между недавно братскими народами, обыватели-демократы без конца кричат о запрете межнациональной розни, тщательно скрывая свои истинные сионистские интересы и цели, разрушая рассыпающиеся этносы (особенно русский народ) и как части единого советского суперэтноса, и изнутри каждый субэтнос, превращая их в этнический субстрат, население, не имеющее объединяющей национальной (этнической) культуры, насаждая обывательские и криминаль-ные идеалы аполитичности, служащие враждебным мировым силам, порабощающим народы, разводя их границами и языками.

Разврат, неудержимое стремление к роскоши, богатству, религиозное унижение гуманизма, воспитание рабского преклонения перед «богом избранным народом», суеверий, неравенства, поклонение «золотому тельцу», извращение истории СССР, разрушение остатков советского менталитета - всё в соответствии с Катехизисом еврея в СССР, доктриной Аллена Даллеса и другими сионистскими руководствами - можно видеть ежедневно в СМИ, несущих российскому обществу так называемую буржуазную демократию, в которой от демократии и есть-то лишь название, которая и подразумевает-то внутренне не власть народа, а либерализацию экономики страны, т. е. право на свободное разграбление богатств страны криминально-олигархическими кланами, ведущими междоусобную борьбу за раздел и передел России.

Но причина страданий народа не только в стадии его этногенеза. Большую роль в этом играет и наложение на этногенез социальных закономерностей развития общества. Соединение этих двух причин губит не успевший укрепиться советский суперэтнос.

Параллельно этническим процессам в социальной жизни советского общества происходили свои эволюционные изменения. Народ, отвергший монархию, провозгласил в качестве новой поведенческой основы (идеологии, менталитета) коммунистические идеалы, бесклассовое общество. Это в корне изменило не только социальное устройство общества, но и весь образ жизни людей, мышление, идеалы, этническую культуру. Зарождался одновре-менно и новый суперэтнос и новый социальный порядок, новая общественно-экономическая формация. Огромная держава противопоставила себя всему остальному миру. Именно так и происходит зарождение нового этноса.

Противопоставление поведенческих, культурных основ советского народа предыдущему суперэтносу - великоросскому – естественно отрицало православие как основу менталитета нового народа, хотя и наследовало его как исторические и культурные традиции не определяющего значения. Носителями прежних традиций были рудименты старых этносов Российской империи, продолжавшие сосуществовать с советским. Советский этнос -- преемник великоросского этноса по языку и культуре. Русский язык был общим языком суперэтноса, языком государственным, межнациональным. Над всеми субэтносами объеди-няюще утверждалась советская социалистическая культура. Зёрна русской литературной классики, посеянные в человеческой цивилизации, возрастают гражданственной советской литературой, из которой вызревает плодоносная литературная нива коммунистического общества. Современные этносы всё более характеризуются не родством их членов по крови, а общей культурой, языком, территорией, образом жизни и, главное, отнесением к этносу себя самого индивидом, принятие им культуры этноса, языка как своего, полное осознание себя членом этноса, вплоть до самопожертвования ради него.

Однако, процесс социальной перестройки требует времени, экономического, техниче-ского, энергетического, научного и культурного потенциала, которого в этот период войн и разрушений у страны не было. Народ бросился срочно создавать материально-техническую и культурную базу социальной перестройки и делал это на уровне подвига пассионарного этноса. Достижения этого времени впечатляющи и неоспоримы. Строить же производство было возможно на уровне достижений человечества того времени, т. е. на уровне материально-технической базы капитализма, что диктовало и организацию производства, его машинное, капиталистическое разделение труда и распределение продукта.

Сложилась социалистическая система производственных и общественных отношений, при которой общенародная собственность на средства производства и централизованное планирование всего хозяйства страны, являвшиеся главными признаками новых, коммунисти-ческих установлений, вступали в противоречие с полученными в наследство капиталистиче-скими разделением труда в производстве и соответствующими им распределением произведённого продукта и потреблением.

Устранить это основное противоречие социализма в этот период было невозможно ввиду недостаточного уровня развития материально-технической базы производства. Такая возможность наступает лишь с высоким уровнем автоматизации производственных процессов. Нищая, разорённая революцией и войнами страна делала, что могла: набиралась сил в хозяйстве, интеллектуальном развитии населения, шла в ногу с научно-техническим прогрессом.

Добившись за 10 – 15 лет невероятных успехов во всех областях самоутверждения нового суперэтноса, страна вновь была ввергнута в разрушительную войну с германским фашизмом. Созданный потенциал страны, государства, умноженный на пассионарность нового этноса и новые социальные отношения, позволили совершить непостижимый для других народов подвиг и одержать победу в войне, заплатив за неё потерей большей части своих пассионариев, что сразу же ощутилось.

И всё же сил советского суперэтноса хватило, чтобы вновь совершить всенародный подвиг восстановления разрушенной войной страны. Слишком молод был этнос и пассионарен. И потенциал страны, государства стал быстро набирать силу, благополучие и благосостояние народа расти. Страна богатела.

Однако, накапливаемое богатство народа распределялось неоднородно. Распределение продукта труда производилось в соответствии с разделением труда. Иначе и быть не могло. Один из основополагающих принципов социализма – оплата по труду. Поэтому произведённый в обществе продукт распределялся таким образом, что одни его члены получали прожиточный минимум, в то время как у других постепенно появлялся и накапливался избыток оплаченного труда. Излишек средств к жизни, или сэкономленные средства накапливались в виде денег, имущества, богатства отдельных людей. Это были богатства честно заработанные, часто накопленные ценой отказа себе во многих благах, а иногда и в необходимом.

Но неравенство в оплате труда приводило к дифференциации населения. Выделялась элита – часть населения с высоким доходом, способная накапливать богатство в виде денежных банковских вкладов, личного имущества. Такие накопления богатства в элитных слоях общества, как правило, близких к власти, хорошо образованных, часто беспринципных обывательских карьеристов, близких к влиятельным особам, требовали от владельцев этих богатств изменения отношения к государственным порядкам. Деньги нуждались в возможностях их использования. А этому мешало социальное устройство общества, государство. У элиты возникла потребность изменить государственный строй.

К концу 80-х годов перерождение общества было очевидно. Печать, телевидение, литература, кино всё чаще и чаще показывали как на смену старшему (уже так или иначе принявшему постулаты частнособственнической идеологии) идёт молодое, новое поколение, активная часть которого уже не принимает социализма (отцы и дети), готово идти на изменение государственных порядков. Напомним, например, кинофильм Э.Рязанова 1988 года «Дорогая Елена Сергеевна». Неверие в коммунистическое устройство общества стало повсеместным, хотя социализм ещё поддерживался большинством советского народа.

И грянула «перестройка». Срабатывали закономерности общественного развития, главное противоречие социализма. Нарастающее обострение противоречия между машинным (капиталистическим) разделением труда, распределением, обменом и потреблением в частном порядке, с одной стороны, и организованным на коммунистических началах общественным производством (общественная собственность на средства производства, плановость всего хозяйства страны, социалистическое государство), с другой стороны, балансировавшие в обратимом равновесии, получили регрессивный вектор развития по мере роста общественного богатства, не имея назревшего преобразования общества в направлении коммунизма. Последовало контрреволюционное переустройство государствен-ного строя, реставрация капитализма.

История показала, что как только чрезвычайность положения в стране перестала осозна-ваться и допущена «оттепель», т. е. ослаблена государственная власть – диктатура пролетариата – немедленно классовый враг, и ранее не дремавший, перешёл в наступление и при попустительстве власти (чего не допускал И. В. Сталин) всеми доступными путями приступил к захвату государства, к контрреволюции. Отсутствие и в дальнейшем противодействия власти, одурманенной «песнями» о демократии (т. е. скрытой основе капиталистического возрождения), позволило буржуазии захватить все опорные посты управления обществом. Диктатура пролетариата связана с тем, что страна, в которой классовая гражданская война продолжается до сей поры, должна находиться на военном положении, в чрезвычайном режиме.

Антисоветчики обвиняют И. В. Сталина в предвоенной чистке в партии и в армии. Но, если бы этих чисток не было, то война без сомнения осложнилась бы внутренними антисоветскими выступлениями, на которые рассчитывал и Гитлер. Ведь известно, что был и заговор генералов по свержению государства, было множество затаившихся в тайно продолжавшейся гражданской войне классовых врагов. Даже после чисток гитлеровцев во многих местах встречали как освободителей и причиной были не репрессии, а чисто классовая ненависть предков тех, кто и сегодня скрежещет зубами при одном упоминании о Советской власти. А вот отсутствие таких мер после смерти вождя привело к государствен-ному перевороту. Не следует думать, что буржуазия вообще когда-либо смирится с пораже-нием. В погоне за наживой она беспощадна. И несмотря на относительную малочисленность, как показала жизнь, она всё ещё способна к контрреволюционным мятежам.

Сложение этногенезного межстадийного кризиса с социальным привело к глубокому кризису советского суперэтноса, общества, к распаду его на ряд самостоятельных этносов, регрессу социального развития. Все наблюдаемые в этот период пороки общества вполне закономерны и объяснимы. Происходит варка социально-этнических процессов в огромном котле человеческого развития, в развитии биосферы Земли, Космоса, самоорганизующейся материи.

Следствием этого, безусловно станет общество нового типа, новый суперэтнос, новая цивилизация. Не следует считать советский период ошибочным, и уж тем более тупиковым. Природа, материя прошли лишь маленькую переходную стадию развития, очередную ступеньку к дальнейшим преобразованиям общества, мутации Человека разумного в Человека Космического, коммунистического. Социальным признаком этого общества станет общинное производство и жизнедеятельность людей, организованных на естественном разделении труда. Суперэтническим признаком станет общинная организация всей жизнедеятельности людей на базе высокоавтоматизированного интеллектуализированного производства, функционирующего на трудоэкономичных, компьютероуправляемых технологиях, широкой информированности людей, активном участии их во всех сферах жизни общества. Впервые в истории определяющей этнической средой становится техносфера. Это предъявляет человеку новые мощные и ранее не имевшие большого значения требования: электромагнитное излучение, замкнутый характер жизни, повышенная психологическая напряжённость в автоматизированном производстве и др.

Для количественного роста этноса необходимы возможности территориального расширения зоны его обитания и (или) культурного роста. В условиях России, СНГ, постсоветского мироустройства рост территории для увеличения численности этносов не требуется. Территория позволяет активно расти всем населяющим её этносам. Демография народов определяется культурной средой, политическими процессами, повышающими или понижающими культурный уровень этносов. Большая часть народа постсоветского простран-ства остаётся советским этносом по менталитету. Политические, экономические, общекультур-ные, религиозные порядки постсоветского пространства противоречат менталитету этносов, населяющих страны бывшего СССР, менталитету советского народа. Это угнетает этносы, ведёт к их разрушению, вымиранию (этносы, отброшенные в прошлое, по Л. Н. Гумилёву, деградируют на последних стадиях существования). Только восстановление социалистических основ общества способно устранить это противоречие, изменить демографию народов, придать этносам направление количественного роста, вектор развития, направленный в будущее. А разделение труда по полу в коммуне способно придать взрывной характер этому росту. Демография – показатель этнического возраста. Падение деторождения, рост смертности населения России говорят о вырождении старых (досоветских) этносов. Только объединение старых этносов, придание им направления развития в единый советский этнос на социалистической основе, переводящей развитие в коммунизм, способны возродить численный рост российского населения. Все проблемы демографии решаются путём придания вектора (смысла) развития народов, веры в будущее. Материальные же стимулы носят лишь вспомогательный характер.

Переформировавшись, этносы перейдут в новую стадию своего развития, а социалисти-ческая организация общества постепенно, шаг за шагом будет уступать ведущие позиции коммунистическим формам. При этом всё, созданное человечеством за свою историю, будет сосуществовать, как сосуществуют архаичные этносы с новыми (например, ненцы Русского Севера живут «по законам предков» первобытными общинами). Это закономерные метаморфозы природы, материи. Возраст этноса субъективно относителен, так как любая периодизация условна.

Старые этносы, общества будут молиться старым богам, новые – новым, как бы они ни назывались – Природа, Материя, Биосфера, Космос – не принципиально. Новый Человек поднимется над Homo Sapience так же высоко, как последний встал над предшествующими ему типами.

Разновременность «созревания» этносов, соответствующих им способов производства, формаций, соотносятся и с формами государственного правления - племенная демократия, рабовладельческая демократия, царизм, феодальный деспотизм, буржуазная демократия, диктатура, социалистическая демократия… Каждый народ в нормальных условиях имеет то управление, которому он соответствует. Когда сионизм, глобализируя планету, прикрываясь показным стремлением цивилизовать народы мира до лживой буржуазной демократии (пере-строить мир под себя), он нарушает гармонию соответствия формы правления этнической организации народа. Это не плохо бы учитывать и в России.

Ни один этнос, и даже суперэтнос, не может быть свободен от влияния других так или иначе взаимодействующих с ним этносов и наций от влияния культурных, социальных, производственных, экологических и многих других процессов, происходящих в человечестве. Такое всеобщее и всеобъемлющее взаимодействие их приводит к группированию народов в цивилизации. В настоящее время различают (по определению Семьюэля Хантингтона) шесть глобальных цивилизаций:

- Европейская протестантско-католическая цивилизация (Северо-атлантический

регион);

- Православно-славянская цивилизация (Географическая ось истории);

- Азиатско-конфунцианская цивилизация (Азиатско-тихоокеанский регион);

- Арабо-исламская цивилизация (Ближний Восток и Северная Африка);

- Латино-католическая цивилизация (Южная Америка, Карибское море,

Центральная Америка);

- Африканская цивилизация (Африка южнее Сахары).

Можно сюда добавить и переживающую глубокий кризис Советскую цивилизацию.

Человечество -- живой развивающийся организм и можно ожидать дальнейшего слияния и распадения и перегруппирования цивилизаций, особенно в процессе локальных, межцивилзационных и мировых войн. Немалую роль в этом играет и миграция населения, перераспределение сырьевых и энергетических ресурсов, рынков труда и сбыта, мировое противоборство теллурократических и талассократических государств.

Все российские этносы сегодня стоят перед выбором: этническое смешивание с другими народами, либо этническое обособление, интеграция или замкнутость в собственной этнической среде (синтез и анализ, интернационализм и национализм). Даже переход из российской сферы влияния в любую другую (западноевропейскую, турецкую, китайскую, арабскую) не снимет необходимость этого выбора будущего пути народов. Интеграция несёт народу развитие, укрепление здоровья этноса, расширение среды его обитания, культуры, развитие языка. Обособление, замыкание в себе, означает ухудшение крови (здоровья) этноса, его деградацию, потерю территории, завоевание и поглощение другими этносами, застой в развитии языка, культуры, к его гибели. Однако, и смешивание с другими этносами определяет, в каком направлении пойдёт дальнейшее развитие этноса в зависимости от партнёра по интеграции, вплоть до деградации. Как говорится, с кем поведёшься, от того и наберёшься.

Самоуправление российских этносов должно иметь вектор направленности на общие для всех народов цели, сплачивающие их на социалистической основе в советский народ, переплавляющие их обособленную культуру этносов в советскую культуру как основу нового суперэтноса, советской нации.

За советскую эпоху народами пройдено большее развитие, чем за всю предыдущую историю. Энтузиазм от осознания этого поднимал ощутимую значимость созданного народом, поднимал его дух, веру в себя, в величие целей, объединял народы в особую единую советскую нацию.

Когда И. В. Сталин говорил (1941 г.) о русском народе как о народе Пушкина, Белинского, Плеханова, Герцена, Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова, это соответствовало своему времени: советская нация ещё только складывалась. Можно считать, что принципиально советские народы как единая нация сформировались в связи и во время Великой Отечественной войны. Поэтому, раздавая сегодня георгиевские ленточки, проводя парад Победы, мы подтверждаем, что мы Советский народ, мы живы, мы всё равно победим и снова водрузим над Кремлём знамя нашей победы, снова установим соци<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.10.213 (0.022 с.)