Естественное разделение труда - стержень 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Естественное разделение труда - стержень



КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Автоматизированные орудия производства объективно приводят к важнейшему принципу организации производства и, как следствие, общества - естественному разделению труда. Именно оно делает производственные, а вслед за ним и все общественные отношения принципиально отличными от наших, делает их коммунистическими. Ни какое-то там высокое сознание, а тем более сознательность (как иногда говорят) рождает коммунизм (это чисто идеалистический подход к экономике и политике, ибо бытие определяет сознание, а не наоборот), а естественное разделение труда по возрасту и полу, основанное на высоко развитой автоматизированной производственной базе определяет всю «фантастичность» коммунистических общественных отношений.

Почему естественное? Во-первых, потому, что складывается оно естественным образом по возрастным слоям, которые определяются не чьим-то желанием, а воспитательно-производственным процессом. Представим себе хозрасчётное предприятие в уже сложившемся, устоявшемся виде. Ведомственные детские ясли, сады, лицей, где учащиеся обучаются в материально-технической базе предприятия, профтехучилище, готовящее ему рабочих также в его производственных условиях - всё это уже видимые ступени разделения труда по возрасту. Далее, выпускники профтехучилищ работают на данном предприятии, повышая свою квалификацию, расширяя полученные знания и навыки. При предприятии действует готовящий ему специалистов ВУЗ (завод-ВТУЗ). Мастер, бригадир, инженер, начальник цеха или участка при одновременной учёбе в ВУЗе. Эти ступени роста людей в цельном и направленном производственно-воспитательном процессе также связаны с соответствующим возрастом. Если учесть, что современная техника и технологии развиваются так быстро, что выпускник ВУЗа, не пополняющий свои знания систематически, через пять лет значительно дисквалифицируется и требуется периодическое (а в ближайшем будущем -- постоянное) повышение квалификации, а расширение знаний требует всё более длительной и тщательной подготовки, и специфическая сложность и самобытность предприятий требует не столько абстрактной, сколько конкретной производственной подготовки людей в условиях именно используемой ими производственной базы, то очевидно производственно-воспитательный процесс растягивается на всю жизнь людей.

Человек познаёт предмет науки не полгода-год, а всю жизнь по крошкам, накапливая свои знания и умение применять познанное. Иначе (что чаще всего и происходит сегодня) скоротечно полученные даже не знания, а всего лишь сведения по учебной дисциплине, так же быстро улетучиваются, оставив в человеке лишь самоуверенное мнение, что он изучил и знает дисциплину, специальность, науку. И не случайно поступающему на работу молодому специалисту говорят: «забудь всё, что учил в ВУЗе (который сам отстаёт от жизни, производства), и делай как мы. Большая часть изучаемого в ВУЗе никогда будущему специалисту не потребуется и забудется, если не сразу после зачёта, то через пять лет, будучи никак не связанным с реальным производством, в которое попадает специалист.

Таким образом, уже в таком несовершенном предприятии со временем возникает и устанавливается естественное разделение труда по возрасту. Его можно видеть и в воинской деятельности и в других направлениях общественной жизни, везде, где рост людей идёт естественно, не прерываясь, не останавливаясь по каким-либо причинам.

Что же касается разделения труда по полу, то его истоки лежат в специфичности полов, охране материнства и детства, демографических потребностях общества.

Как видим, естественное разделение труда - не выдумка, а реально существующая организация людей в рамках их кооперации при определённых условиях производства. Оно потенциально существовало всегда и проявлялось в большей или меньшей степени в зависимости от реальных условий труда кооперированных в производстве людей.

В высокоавтоматизированном производстве ступень рабочего является промежуточной, имеющей больше воспитательный, чем производственный характер на пути обучения работника. Производство требует, главным образом, инженерного труда, технологических и экономических знаний. Поэтому в отличие от машинного производства, где естественный рост рабочего прерывается, в автоматизированном производстве такой рост становится непрерывным, а следовательно, возникает и укрепляется естественное разделение труда, превращаясь из потенциальной возможности его в реальность. Происходит переход к коммунистическим производственным отношениям, к коммуне.

Естественное разделение труда предполагает равенство людей в производстве. Одно без другого невозможно. Однако, равенство может принимать разные формы. Кроме того, оно так же относительно, как и всё в реальном мире. Естественное разделение труда выравнивает всех членов общины в том смысле, что каждый из её членов в течение своей жизни по необходимости проходит весь путь от начальных шагов воспитания до высших постов управления, а следовательно, выполняет равный объём необходимого труда и получает равный со всеми продукт его. При этом, нельзя не видеть, что дифференциация людей по возрасту и полу порождает такую же по возрасту и полу дифференциацию их потребностей и соответствующее распределение продукта. Впрочем, это не тот продукт, который мы привыкли иметь в виду, говоря о распределении, так как необходимые потребности людей будут удовлетворяться полностью (по потребности). Появляются и усиливаются новые формы распределения: общественные фонды потребления и время.

Люди с частнособственнической психологией и идеологией никак не могут понять, каким это образом можно распределять продукты потребления по потребности. Связывают это с особой честностью, сознательностью коммунаров. Но вся соль в том, что коммуна стоит на такой материально-технической базе, в которой люди вынуждены потреблять, главным образом, через общественные фонды, а частная собственность никому не нужна, ввиду того, что сама организация общества (коллектива) делает её бесполезной, громоздкой и обузной. Как можно разделить, например, стадион, парк, зрительный зал на части в соответствии с количеством людей их потребляющих, если всем обеспечен свободный доступ? Но сколько бы ни находилось там людей, каждый из них потребляет не часть парка, стадиона, зала, а целиком, в соответствии с потребностью индивида, по его запросам. Никому не придёт в голову устраивать себе запасы провизии, если питание в общественной столовой всегда доступно, свободно и качественно. Сама постановка вопроса о частном потреблении через общественные фонды при их доступности для всех и совместном владении абсурдна.

Особое место в общественных отношениях занимают нематериальные формы распреде-ления и прежде всего, время. Частая смена занятий в коммуне, короткое время участия индивида в материальном производстве, соединение жилья и производства, ускоренный ритм жизни - всё это поднимает ценность времени. Вся жизнедеятельность, направленная на сокращение занятости в материальном производстве и перенос всё большей доли труда в духовную сферу, в науку, культуру, общественную жизнь ставят особо вопрос о цене времени. Время становится важнейшей координатой жизни людей, а успехи в производстве всё больше оцениваются сокращением рабочего времени, пока оно, в конце концов, ни совместится с другими видами труда, находясь как бы в поле зрения человека, занятого уже не материальным производством, но по сигналам о работе автоматов всё же контролирующего их работу. Однако, это придёт значительно позже. В период же перехода к коммунистическому производству, формированию коммуны время будет ценным вознаграждением за труд людей.

В каждом коллективе деление по возрастным слоям будет различным и само установится в процессе труда в зависимости от технологических и др. особенностей производства, поэтому нет необходимости излишне детализировать всю многогранность такого деления. Важно лишь в принципе понять это. Никакого предварительного воспитания особого сознания (или сознательности) здесь не требуется, его просто невозможно воспитать вне материальных условий, предварительно.

Какую бы из назревших проблем мы сегодня ни взяли, при внимательном и непредвзятом рассмотрении её можно увидеть, что наилучшее разрешение её находится в коммуне. Кризисы мегаполисов, экология, образование, производство, развитие личности, семья, дети и родители, спорт, наука и культура, управление и самоуправление предприятий, социальная защищённость граждан, жильё и транспорт, агрикультура – все вопросы естественно и при минимуме затрат решаются в коммуне.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.007 с.)