Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В историческом развитии обществаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Производство возможно лишь в обществе. Поэтому, по-настоящему, человек как социальное существо, существо труда, начинается с первобытно-родовой общины. Не сразу люди стали производить повсеместно в коллективах. Когда-то под давлением обстоятельств случайно возникли первые не связанные между собой родовые общины, объединения людей, связанных кровным родством в большую семью, с которых всё и началось. Всё же остальное человечество оставалось в дикости, оставалось вооружёнными зверьми, применяя примитивные орудия руда единолично, эпизодически, случайно. Коллективный труд стимулировал развитие орудий труда, передачу опыта и навыков их использования. Вероятно, родовая община возникла в разных частях человеческого общества стихийно, как временное объединение для различных целей родственных по крови людей. Возникала и распадалась. У многих народов и сегодня можно наблюдать временные кровнородственные объединения по различным поводам как пережиток далёкого прошлого (например, постройка дома молодожёнам родственниками, защита от наводнений, пожаров, врагов и т.п.). Наконец, родовые общины укрепились. Люди осознали коллективность как лучший способ своей жизнедеятельности, выживания. При этом, опыт коллектива оставался в нём, не выходя за пределы родовой общины. Когда воспроизводство людьми самих себя создавало количественно большой коллектив, окружающая его природа переставала обеспечивать общину продуктами потребления в достаточном количестве. Добывание продуктов природы стало требовать дальних и утомительных походов. Возникало много затруднений, связанных с ростом числа членов рода. Естественным выходом из затруднения становилось разделение рода и переход его частей на новые территории. Возникают новые роды, родственные по крови. Это родство объединяет роды в племя. Каждый род, усвоив опыт предков, идентичен в образе жизни и в производстве. Это отмечал К. Маркс в «Капитале». Важно заметить при этом, что развитие родов, племён идёт изнутри. Не из числа пребывающих в дикости людей возникают новые роды, а путём выделения части членов из уже существующих родов. Видимо, выделение родов из дикости возможно лишь на определённом этапе развития человечества, природы, как случайный процесс (мутация) определённых условий и позднее неосуществим. Здесь, как и вообще в природе, осуществляется всеобщий закон развития - развитие изнутри. Всю историческую эпоху (ступень Homo Sapiens) развитие человека определялось, главным образом, развитием орудий производства, т. е. развитием производства материальных благ. Как и в предыдущей ступени, в период нашей истории шло развитие и биологии, и многих других сторон человека, в том числе и духовное развитие (науки, искусства), но определяло развитие человечества именно материальное производство, т. е. приспособление человека к природе через использование орудий труда, удовлетворение природных потребностей человека через производство. В этом особенность исторической эпохи человечества, открытая К. Марксом. Орудия труда являются как бы продолжением органов труда самого человека, и он развивал их как своё продолжение, находясь в центре их, в их генетическом начале. (Ещё обезьяна использует палку как продолжение своих рук). Развитие орудий труда оказалось более гибким, чем биология самого человека, и потому человек сам зависел от возможностей и развитости орудий труда. Задачей человека было не только создать орудия труда, но и сделать их своим организмом, наиболее важной его частью с точки зрения покорения природы, с точки зрения производства. Образно сказать, уже с этого времени человек начинает превращаться в киборга. И он сам приспосабливается к новым орудиям труда, к накопленному опыту предков, вступая в те или иные производственные отношения с другими людьми. За ступень развития кроманьонского человека, пройдя две больших общественно-экономических формации, человек развил орудия труда до крупного машинного производства, достигнув невероятной производительности труда, энерговооружён-ности и могущества, сравнимых с силами природы. Наиболее общим законом развития общества и производства, по К. Марксу, является закон соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил. В каждом данном процессе производства человек всегда использует орудия труда, созданные до этого процесса производства, поэтому он вынужден брать их в уже готовом виде, в том виде, в каком они были созданы в предшествующих данному процессах производства, часто даже другими людьми. Это требует от него способности познать их, приспособиться к этим орудиям труда и, при необходимости, изменить себя для того, чтобы быть пригодным к использованию этих орудий труда, чтобы соответствовать им. Поэтому прежде всего орудия труда определяют характер производственных отношений, в которые вступают люди в процессе живого производительного труда, процессе производства, как бы ни велика была роль целенаправленной деятельности человека. В зависимости от того, какого уровня орудия труда используются, те же самые люди могут вступать в производственные отношения различного способа производства. Однако, невозможно установление производственных отношений на основе орудий труда, несоответствующих этим производственным отношениям. Поэтому идеалистически несостоятельна точка зрения, будто бы для установления коммунистического способа производства нужно в первую очередь воспитать человека, ибо общественное бытие определяет общественное сознание. Любое воспитание сознания возможно и необходимо лишь на основе реально существующей производственной базы. Соединившись с человеком в процессе живого труда предметы труда и средства труда образуют процесс производства. Однако, соединение это должно быть органичным, не механическим. И воспитание сознания здесь даёт то, что человек, как главная сила труда, должен уметь так использовать средства труда, чтобы при их воздействии на предметы труда производился продукт, пригодный для удовлетворения потребности человека (личной или общественной), причём продукт труда должен получаться человеком сознательно, целенаправленно, заранее ожидаемым. Уровень сознания при тех же средствах производства может соответствовать их уровню или отставать от него, что и определяет противоречие производственных отношений. Сознание самым тесным образом связано с производствен-ными отношениями и воспитывается ими. Вне производственных отношений невозможно воспитать соответствующее им сознание, можно лишь создать предпосылки для такого воспитания. По определению Ф. Энгельса, «…все приобретаемые нами знания по необходимости ограничены и обусловлены теми обстоятельствами, при которых мы их приобретаем». (Ф. Энгельс, «Развитие социализма от утопии к науке» с. 39). Однако, и орудия материального производства имеют предел своего развития. Этот предел - автомат. Достигнув уровня автоматов, автоматизированных систем, орудия труда исчерпывают возможности развития и больше не могут определять развитие человека. Производство материальных благ достигает такого уровня, когда человек способен удовлетворить все свои материальные потребности и нет необходимости далее развивать это производство. Человек, основываясь на автоматах может удовлетворить все материальные потребности, затрачивая на производство минимальное время. Развитие в этом направлении резко замедляется. Кончается мера развития, проходится ещё одна ступень развития человека. К этому времени, как и в прошлом переходе через ступень, у человека развивается взаимодействие с природой на новой основе. Эта основа - наука, технологии. Развитие интеллекта становится важнейшим условием дальнейшего развития человека. Научно-техническая революция - это тот революционный процесс, который переводит человека в новую эпоху развития, в новое общество, к новому типу человека. И хотя его биология мало меняется, это всё же новый тип человека, отличный от предыдущего в принципе взаимодействия с природой, в развитии сознания, мозга. Фундаментально меняется среда обитания человека на техносферу, информационные технологии, автоматизацию всех областей производства, что наряду с изменением биологии принципиально меняет человека как вид. Техносфера требует специфичной защиты человека от электромагнитных излучений, других специфичных воздействий её, либо изменения его физиологии. Возникает вопрос: что же полученный К. Марксом закон определяющего развития орудий труда устарел? И да, и нет. Да, потому что орудия труда в производстве материальных благ перестают развиваться определяющим образом. Задача человека сводится к удерживанию их на уровне автоматов, подобно тому, как он вынужден удерживать свою биологию на высшем уровне её развития (это хорошо знают космонавты, вынужденные тренировать своё тело искусственно, чтобы не потерять свою биологию). И нет, потому что на смену орудиям труда материального производства приходят орудия интеллектуального труда. Как и в прошлом обществе, новый человек, человек высокоразвитого автоматизированного производства, становится генетическим центром массы орудий интеллектуального производства, являющихся продолжением его органов чувств, мозга. Память, мышление человека расширяются в огромной степени, благодаря ЭВМ, АСУ и т. д. Пределы чувствительности органов ощущений расширяются в неизмеримых масштабах бесконечным множеством приборов. Знания, способности людей растут безгранично, и человек вынужден так перестроить свою деятельность, чтобы, находясь в центре всего этого множества новых орудий производства, быть способным так же органично использовать их, как он это делает с собственной памятью, мышлением, ощущениями. Появляются новые области интеллектуаль-ной деятельности людей (трансгуманизм и т. п.), новые науки. Увеличивается скорость речи людей, скорость чтения, скорость пердачи, усвоения и переработки информации. Причина перехода общества к определяющему развитию науки, орудий интеллектуаль-ного производства заключается в том обстоятельстве, что возможности материального производства (уровень которого требуется постоянно поддерживать и даже увеличивать) исчерпываются быстро, благодаря применению высокопроизводительных орудий труда. Прежде всего, сокращаются запасы сырья и источников энергии, которые ранее были сравнительно доступны. Нечто подобное наблюдалось при переходе от непосредственного потребления готовых продуктов природы к материальному производству. Пока природа давала достаточное количество средств к существованию людей, производство было лишь изредка возникающим занятием. Сокращение продуктов природы, рост численности человечества потребовали от него всё более и более производить замену природных продуктов продуктами, созданными в совместном труде. Современные энергетические, сырьевые, экономические, финансовые кризисы и затруднения становятся не случайным явлением, а серьёзной постоянной проблемой, без решения которой невозможно и материальное производство. Решение же этой проблемы заставляет людей идти вглубь Земли, на дно океана, наконец, к другим планетам и космическим телам, к другим мирам. Всё это не только невозможно без науки, но делает её главной производительной силой человеческого производства. Человечество идёт к освоению Космоса, к добыче и доставке на Землю сырья, энергоносителей, и даже продуктов производства, с других космических тел с помощью автоматов, готовит колонизацию других планет. Этот путь скоро станет, если не единственно возможным, то, во всяком случае, основным. И всё это требует небывалого и приоритетного развития науки. По прогнозу Space.com, к 2061 году миллионы людей побывают в космосе, а тысячи будут жить там. Будут основаны постоянно действующие лунные базы и нога человека ступит на Марс. Человеческая цивилизация стала настоящим бедствием для планеты Земля. Природные катастрофы, как планетарного характера, так и Вселенского, грозят людям гибелью всей земной биосферы, или, как минимум, большими катаклизмами. Но интеллектуальный труд - это тоже производство. То зачаточное состояние её, когда Аристотель, гуляя по саду и беседуя с учениками, умозрительно делал догадки об устройстве общества и природы, уже далеко позади. Сегодня даже такое мощное орудие умственного труда как книга не в состоянии обеспечить человеку полноту и скорость передачи информации для дальнейшего развития. Появились в огромном числе дорогостоящие и высокопроизводительные орудия умственного труда, интеллектуального производства. В их числе ЭВМ, ускорители, космические автоматические лаборатории, приборы и системы подводных исследований, интернет и т. д. Именно овладение этими орудиями труда обеспечивает человечеству единственную возможность сегодняшнего его существования, его место в природе. Это новая ступень производства, использующая орудия труда, заменяющие человеку многие функции более тонких органов, восполняющих несовершенство мозга, слуха, зрения и др., и даже природный недостаток вовсе несуществующих у него органов. Это принципиально меняет дальнейшее развитие общества. После очередного разделения труда и выделения науки, интеллекта, в решающую производительную силу на ведущее место в общественном развитии выходит та часть общества, которая является носителем и движущей силой интеллектуального труда. Если авангардом позднего капиталистического общества является сознательный рабочий класс, главная функция которого в уничтожении крупной частной собственности и буржуазии, то в дальнейшем развитии общества рабочий класс объективно ограничен узостью своей специальности, недостатком культурного и образовательного уровня, наконец, частнособственническим мировоззрением, которое, хотя и содержит предпосылки для коллективного общественного производства, но в зачаточном состоянии. «Именно потому, что индивиды преследуют только свой особый интерес, не совпадающий для них с их общим интересом, и что всеобщее вообще является иллюзорной формой общности, - это всеобщее выступает как «чуждый» им «независимый» от них, т. е. опять-таки особый и своеобразный «всеобщий» интерес, или же они сами вынуждены двигаться в условиях этой разобщённости, как это происходит в демократии. А с другой стороны, практическая борьба этих особых интересов, всегда действительно выступавших против общих и иллюзорно общих интересов, делает необходимым практическое вмешательство и обуздание особых интересов посредством иллюзорного «всеобщего» интереса, выступающего в виде государства». (К. Маркс, Ф. Энгельс. СС в 3-х томах, т. 1, с. 25). Слова внутри текста взяты Ф. Энгельсом в кавычки в связи с использованием им выражений из книги М. Штирнера «Единственный и его собственность». Иными словами, своя рубашка ближе к телу. Частнособственническая психология рабочего как особый интерес индивида отделяет его от общего интереса, отягощаясь узостью рамок его специальности. Противоположностью рабочего является полный производитель, знающий всё своё производство, и потому требующий коренных изменений производственных отношений. Предпосылкой к полному производителю является социальный слой общества, который можно рассматривать как дальнейшее совершенствование рабочего класса, являющийся по своему правовому положению в обществе наиболее образованной частью пролетариата, который наиболее отвечает потребностям развитого автоматизированного производства, широтой производственного кругозора, наибольшей идеологической подготовленностью к общественному ведению производства, восприимчивостью к таким новым (а в дальнейшем -- важнейшим) стимулам труда как сокращение рабочего дня, нематериальные формы стимули-рования (туристические поездки, участие и посещение крупных общественных мероприятий и т. п.). Этот слой общества - инженерно-технический персонал производства социалистического общества. И только зрелого социалистического общества, когда диктатура пролетариата постепенно отмирает вместе с государством. Сама постановка вопроса о равенстве положения рабочего и инженера, о рабочем как конечном результате развития человека, является тормозом общественного прогресса. Зачем учиться, терпеть множество лишений, нести ответственность за производственные дела, если это приводит даже к худшему материальному положению? А именно к лучшему материальному положению он и стремится. Сложность сегодняшнего исторического момента в том, что в обществе происходит сразу два ведущих процесса (как мы ранее отмечали, развиваются два зародыша будущего общества: социалистическое развитие, быстро распространяющееся по миру – эмбрион большой коммунистической общественно-экономической формации, и эмбрион первой малой коммунистической формации – коммуны. Поэтому и носители прогресса общественной жизни существуют в двух формах. Одна форма – рабочий класс – стоит на страже социальных завоеваний, социалистических преобразований. Другая форма -- инженерно-технический состав производства и научные работники -- носители зрелых социалистических и коммунистических преобразований (прежде всего, в орудиях труда). Переход от определяюще материального производства к определяюще интеллектуальному происходит не по прихоти людей, а исходя из самых жёстких требований объективной реальности. Поэтому человек – по-прежнему не царь природы, а целиком от неё зависит, только на новом, более высоком уровне, более опасном и жестоком, т. к. здесь ошибки деятельности могут сплошь и рядом приводить не только к гибели индивида, но и к гибели всей цивилизации, всей Земли, всей Солнечной системы. Но и существование Земли, связанное с воздействием Космоса (астероидная опасность и т. п.), может зависеть от способности человека защитить её. Природа предъявляет людям тем больше требований, чем могущественней они становятся. Противоречие нарастает. Познав часть природы и став властелином этой её части, человек оказывается в новой области, более могущественной и требовательной, и он не в состоянии что-либо изменить в этом. Он вынужден идти дальше. Интеллектуальное производство базируется на высшей степени автоматизированных комплексах, охватывающих весь производственный процесс (завод-автомат с гибкой самонас-траивающейся безотходной технологией), требующей и позволяющей разделённому частно-собственническим производством производителю вновь собрать свои части воедино, превратиться из частичного рабочего при частичной машине в цельного производителя, способного использовать своё производство сполна. Только такой уровень производства позволяет производить столько продукта, что его вполне хватает для удовлетворения материальных потребностей всех производителей, участвующих в совместном труде. Только такой уровень производства позволяет настолько сократить время, затрачиваемое одним производителем на производство продукта, что высвобождается достаточное количество времени, чтобы гармонично заниматься другими видами деятельности, что является обязательным условием коммунистических производственных отношений. Наконец, только такой уровень производства объективно требует всесторонне развитых людей. Производство на базе машинной техники слабо стимулирует рост рабочего в инженеры. Такой рост охватывает лишь отдельных рабочих. В то же время, демократизация и самоуправление предприятий требуют значительных и широких знаний, без которых невозможно решать не только стратегические, но и текущие вопросы современного производства. Самоуправление на базе машинной техники мало привлекает рабочих, оставаясь по уровню образования действительно доступным лишь инженерно-техническому составу предприятия. Иное дело в коммуне. Люди, сознание которых впитало лучшие достижения человечества, получившие с раннего детства всестороннее развитие своих способностей, страстей творчества, не могут уже остановить внутренних потребностей к познанию, которое становится для них главным личным и общественным интересом. Интеллектуальный расцвет человеческой индивидуальности и является целью жизни этих людей. Получаемые человеком знания стимулируют у него расширение этих знаний. Чем больше человек познал, тем больше он хочет расширить познанное. Выражение развитых индивидуальных природных особенностей каждого и делает всех истинно свободными людьми в многогранном гармоничном развитии их личности. Насколько для обеспечения жизнедеятельности людей необходимо материальное производство, настолько интеллектуальное производство является фундаментом уровеня воспитания людей, соответствующего уровню и характеру материально-технической базы производства. Следовательно, развитие личности, прежде чем оно станет свободным развитием, должно пройти путь необходимого воспитания. И именно потому, что «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (К. Маркс и Ф. Энгельс, «Манифест коммунистической партии. Избр. произведения в 3-х томах, т. 1, 1979 г., стр. 127), общество не может позволить ни одному своему члену игнорировать интеллектуальное производство, считая его таким же обязательным, как труд в материальном производстве. Свобода же выбора конкретного личного интереса каждым в общей интеллектуальной деятельности даёт гармоничное развитие и наиболее эффективное проявление его способностей по мере воспитания. «Царство свободы начинается в действительности лишь там, - говорит К. Маркс, - где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью. Следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства… Свобода в этой области может заключаться лишь в том, что ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль… Но остаётся царством необходимости. По ту сторону от него начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своём базисе. Сокращение рабочего дня - основное условие». (К. Маркс, Капитал, т. 3, кН. 2, стр. 892 – 893). Интеллектуальная деятельность побуждается не столько абстрактным желанием познавать мир, сколько поиском совершенствования своего производства через смежные технологии и технику, через общие внутренние задачи общины, совершенствование культурных, научных и образовательных сфер, общественных отношений, через участие коллектива в общенациональном разделении труда.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.100.101 (0.015 с.) |