Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устранение противоречия между городом и деревней.

Поиск

Одним из важнейших противоречий современного общества является противоречие между городом и деревней.

Выделившись на заре большой частнособственнической формации в самостоятельное производство, ремесло стало основой роста городов. Произошедшее разделение труда в общественном производстве стало мощным рычагом его развития, но оно породило и противо-речие между основными видами труда, лишив одних людей возможности участвовать в земле-делии и скотоводстве, а других – активно заниматься ремеслом и, в конечном счёте, лишив городской культуры, науки, благоустроенного жилища, способа городской жизни. Разделение труда между городом и деревней появляется с разложением первобытнообщинного строя, с появлением частной собственности и исчезает с отмиранием частнособственнического производства. Частная собственность по мере её развития делит труд на всё более частичные виды его, вплоть до капиталистического разделения труда в процессе производства. Общественная собственность, наоборот, соединяет все разделённые ранее виды труда воедино. Происходит анализ и синтез, соединение и разобщение, сегрегация и интеграция.

Выделение ремесла, города, из общественного производства происходило не путём постепенного уменьшения доли земледельческого труда у части членов общества и увеличения доли ремесленного труда этих же людей. Возникновению ремесленной мастерской в городе предшествовала утрата крестьянином в деревне земли, заработка, дохода. Опролетаренный крестьянин, обедневший помещик перебирались в город, где обучались мастерству, либо создавали свою технологию, свои орудия труда и организовывали производство на новом месте. Между сельскохозяйственным производством и ремесленным был непроизводственный период. Параллельно с вновь организованной мастерской оставались и деревенские крестьяне и горожане многих отраслей, что создавало иллюзию постепенности перехода к новому способу производства, хотя такое эволюционное выделение ремесла в обществе в целом сопровождалось революционным преобразованием в конкретной мануфактуре.

Возникновение мануфактур, городов, носило скачкообразный, квантообразный характер. Ремесленник должен был окончательно порвать с землёй, переселиться на новое место, объединиться с другими такими же ремесленниками, создать общие условия жизни и производства, управления, защитные сооружения, оборонные средства и др. Только после этого общество разделяется на город и деревню. А вернее, из деревни выделяется город.

Соответственно и соединение города с деревней идёт обратным путём, не перерастанием деревни в город, а квантообразным соединением обоих видов труда в каждом человеке, участвующем в этом процессе. Не одновременно всем обществом, а выделением той его части, производственные отношения которой соединяют одновременно оба вида труда в каждом человеке. Никакое постепенное перерастание разделённого труда в соединённый не существует. Разделение труда для того и существует, чтобы не допускать его соединения. И пока оно правит в обществе, разница между ними не только не может уменьшаться, но она не может не возрастать. Не могут не углубляться противоречия между видами труда с развитием средств производства и знаний о производстве.

Поэтому естественным образом разделение труда не отмирает, а скачкообразно устраняется сознательной деятельностью людей, волей и разумом человека при достижении обществом необходимого уровня развития производительных сил, формы собственности на основное производство, осознании необходимости и путей этого устранения, познании объективных стихийно действующих законов развития и подчинения этой стихии потребностям человека.

«Общественные силы, подобно силам природы, действуют слепо, насильственно, разрушительно, пока мы не познали их и не считаемся с ними. Но раз мы познали их, поняли их действие, направление и влияние, то только от нас самих зависит подчинять их всё более и более нашей воле и с их помощью достигать наших целей». (Ф. Энгельс, «Развитие социализма от утопии к науке», с. 69).

Разделение труда (образа жизнедеятельности) всегда было и остаётся важнейшей производительной силой в природе: неживой мир – растительный мир – животный мир – человек. Живые организмы в течение всей истории Земли дифференцировались на типы (классы, виды и т. д.). Люди, выделились из животного мира, благодаря разделению труда в общине (роде).

Согласно системно-векторному психоанализу, первое разделение труда у людей, принципиально изменившее психотип человека, произошло 50 000 лет назад путём разграничения обязанностей в общине (роде) на восемь групп:

- стратеги-вожди-старейшины, ответственные за расширение жизненного пространство и рост числа членов рода;

- советники вождя;

- добытчики и хранители пищи + воины, охраняющие внешнюю границу территории рода;

- хранители жилища (пещеры), костра, домашнего очага, наставники, передающие и накапливающие знания и навыки;

- дневные охранники территории рода;

- ночные охранники территории рода;

- рядовые работники, строители, воины;

- загонщики добычи на охоте.

Эти психотипы (векторы, по терминологии системно-векторного психоанализа) навсегда закрепились в человеческом обществе, образуя комбинации, комплексы, изучение которых сегодня необходимо всем давать со школьной скамьи и уж, по крайней мере, всему взрослому населению. Каждый последующий этап развития общества был связан с очередным разделением труда.

Нельзя согласиться с мнением, что уничтожение противоположности между городом и деревней может быть достигнуто, благодаря выравниванию условий труда в них, благодаря использованию машинного производства, равенства экономических условий жизни людей. Это иллюзия. Разделение труда перестало бы быть самим собой, если бы оно допустило при любом равенстве условий труда превращение горожанина в земледельца и наоборот. Будь даже в несколько раз условия труда и быта в деревне благоприятнее, чем в городе, всё равно земледелец останется земледельцем, а промышленный рабочий – промышленным рабочим, потому что разделены не условия труда, а сам труд разделён на виды, при которых один человек работает на земле, выращивает скот, а другой, живя в городе, лишён возможности производить на земле, один трудится в живой природе, другой – в бетонном лабиринте зданий, площадей, машин, один лишён (полностью или частично) городской культуры, другой – деревенской живой природы, труда в ней. Каждый односторонне развит. Изменить это положение можно лишь уничтожением самого разделения труда на городской и сельский, а не изменением условий. Только соединение в каждом человеке обоих видов труда может сделать людей способными в равной мере пользоваться преимуществами каждого отдельного вида: и деревенского, и городского. Радикальным образом это возможно лишь с устранением труда в крупных городах, а ещё вернее -- в коммунах, где промышленному производству сопутствует сельскохозяйственная территория, на которой расположена коммуна, где каждый человек полноценно и с меньшим рабочим временем трудится и на земле, и в промышленности, и в общественной и культурной сферах, и в науке. Но пока есть деление труда на виды, пока есть грузчик и композитор как представители разделённого труда, пока есть полевод и станочник, крестьянин и рабочий, до тех пор нет и не может быть равенства между ними, как бы мы ни перекладывали с места на место условия труда и жизни, потому что сам труд разный, односторонний, разделённый.

Можем ли мы восхищаться современным сельскохозяйственным комбайном, сельскохозяйственной машиной? И да, и нет. Да, если сравнивать их с ещё недавним ручным трудом, господствовавшем в деревне. И мы не имеем права в этом случае не оценить громадной производительности машины. И нет, если сопоставить их с современным промышленным автоматизированным производством, в сравнении с которым эта сельскохозяйственная техника остаётся лишь машиной. И здесь лучший трактор, лучший комбайн – всего лишь деревянная соха современности. Передний фронт технической базы сегодняшнего производства – автоматизированное производство, независящее от капризов погоды и сезона работ, создающее оптимальные условия для развития растений и животных, способное изменять эти условия по потребности.

Гармонично развивающееся общество, включает в себя все предшествующие способы производства. Поэтому не исчезнет полностью и деревня. Она будет постепенно вытесняться коммуной экономически из общественного производства. По мере роста числа коммун основная масса сельскохозяйственной продукции станет производиться коммунистическим способом. Сосуществующая же с коммуной деревня будет иметь подсобный характер, подобно крестьянскому индивидуальному хозяйству, дополняющему государственное и колхозное производство. Регулируется доля производства той и другой стороны экономически. Преувеличение и недооценка любой из сторон вредны.

Надвигающийся мировой продовольственный кризис объективно выдвигает требование изменить способ производства сельскохозяйственной продукции, приблизив его к потребителю. С другой стороны, в школах США стали возникать учебные плантации для воспитания учащихся выращиванию растений и животных, агрикультурному труду. Ученики охотно и с большим энтузиазмом учатся ботанике, зоологии в живой природе. Были подобные пришкольные участки и в советских школах. Это - признак приближения человечества к изменению системы образования на способ воспитания в производстве, совмещение школьной парты с живым трудом, что осуществляется в коммуне наилучшим образом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.231.197 (0.011 с.)