ТОП 10:

ЕСТЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА



Естественное разделение труда, как основа организации всей жизнедеятельности общества, есть принципиальный признак всех бесклассовых обществ, основанных на общественной собственности на средства производства. Как и почему оно складывается в коммуне?

Общественные отношения устанавливаются как следствие производственных отношений, а последние должны, если они не находятся в противоречии, соответствовать уровню и характеру производительных сил, существующих в обществе. Естественное разделение труда (а в коммуне трудовые и общественные отношения – единое целое) устанавливается как необходимое условие воспитания работника развитого автоматизированного производства, как вырастание производителя во всесторонне развитую личность, что является требованием для равного отношения к общим средствам производства в результате равного использования их для общих целей обеспечения материальных потребностей при неограниченных возможностях развития всех природных способностей людей и в общих интересах. Всестороннее развитие каждого является условием развития всех, условием возможности вести жизнедеятельность в автоматизированных орудиях производства. Это -- не желание людей самоцельно развиваться ради самих себя, а необходимое условие организации труда в условиях такого производства. Нет необходимости предварительно воспитывать в людях какое-то особое сознание, сознательное отношение к труду, общественным порядкам так как это сознание самопроизвольно устанавливается самим образом жизни в коммуне: общественное сознание определяется общественным бытием. Иное невозможно.

Уже сегодня подготовка специалистов в ВУЗах, колледжах, училищах, в отрыве от дейст-вующего производства, в котором будет работать обученный специалист, является малоэф-фективной, схоластической, отнимающей много учебного времени на ненужные ему знания и не образующие его в специфике его будущего труда. Бесценный опыт и знания предприятия специалист постигает уже в процессе непосредственной работы, сумбурно, стихийно, интуитивно, частично и бессистемно. Потери накопленного предприятием опыта и знаний невосполнимы.

Коммуна процесс воспитания работников ставит на наиболее эффективный уровень. Комбинирование воспитания коммунаров в условиях действующей коммуны, непосредственно в производстве с параллельной одновременной подачей им знаний своими и приглашёнными извне высококвалифицированными специалистами разных областей знаний, известных деятелей науки, культуры и коллективов с использованием интернет-вебинаров, системных учебных и научно-популярных фильмов, экскурсий и тренингов на лучших отраслевых объектах – создаёт наиболее современную основу воспитания коммунаров в течение всей жизни.

В естественно и последовательно происходящем процессе воспитания люди проходят определённые возрастные уровни становления. Большинство людей в нормальных условиях проходят такие ступени: детские ясли – детский сад – начальная школа – средняя школа – ВУЗ – производство (повышение квалификации) – научная работа. Каждому периоду воспитания – свой возраст, своя возрастная группа. В армии при естественном росте военнослужащего также хорошо видно возрастное деление, связанное с воспитанием, образованием, опытом, знаниями. Такое деление на периоды воспитания и труда, связанное с возрастом людей, и устанавливает естественное разделение труда, т. е. складывающееся естественно, по мере воспитания, с возрастом.

В коммуне используется автоматизированное высокотехнологичное производство, требующее больших знаний, опыта и навыков, что связано с тяжёлыми последствиями аварий и потерь от так называемого человеческого фактора. Такое производство невозможно изучить в школьном классе, вне производства. Как бы ни был высок уровень теоретической подготовки, требуется обучение навыкам непосредственно в условиях конкретного предприятия. Такое обучение работника проходит по ступеням: детство (с поэтапным приобщением ко всем видам деятельности коммунаров) – школьный период (овладение простыми рабочими процессами и навыками) – высшее образование (с поэтапным последовательным овладением производственными процессами) – академическое образование (с овладением знаниями и навыками управления всем комплексом коммунного управления) – научная деятельность (творчество по совершенствованию материально-технической базы коммуны – свободный творческий процесс по своим талантам, способностям и интересам. Эти ступени совмещённого воспитательно-образовательно-творческого процесса и создают естественное разделение труда в коммуне по возрасту. Производственная деятельность в автоматизированном коммунном предприятии занимает столь малую часть времени, которая по мере совершенствования техники и технологий всё больше сокращается, что оставшееся от производства время коммунары могут и обязаны использовать для участия во всех других видах труда, максимального развития и реализации своих природных способностей и талантов.

Автоматизация позволяет сократить рабочее время работника в конкретном производст-венном процессе до 4 – 1 часа в сутки, а в дальнейшем и ещё менее. Освободившееся время работник обязан отдавать теоретической подготовке, творчеству, научной работе, другим видам деятельности, которые коммунары вынуждены выполнять сами, без наёмных работников. Равное отношение людей к общему средству производства требует от них равного по времени распределения обязанностей. Главной ценностью становится время.

Человечество всё более приходит к технологиям, где преобладает интеллектуальный труд. В коммуне интеллектуальный труд каждого приравнивается к труду производственному, постепенно шаг за шагом получая всё большее значение, большую отдачу. Высокий уровень воспитания коммунаров, максимальное развитие их способностей и талантов, интеллектуализация труда, приводят коммунаров к производственным отношениям нового типа. Материальное производство становится всего лишь необходимой базой всей жизнедеятельности людей, обеспечением их природных материальных потребностей и регламентируется внутренним распорядком как графики равного участия всех в производстве по ступеням в соответствии с возрастными воспитательными уровнями. Интеллектуальное производство не регламентируется обязательным участием в конкретных процессах, но становится обязательным по виду деятельности. Это значит, что все обязаны заниматься какой-то научной работой по собственному выбору, каким-то видом спорта по своим запросам, участвовать в какой-то деятельности в культуре и т. п.

Разделение всей жизнедеятельности коммунаров по полу, составляющее вторую часть естественного разделения труда, описано в предыдущей 5-ой главе ГЕНДЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

На естественном разделении труда основано и равенство всех членов коммуны, которое подразумевает не как механическое равенство ребёнка, старика, взрослого мужчины и женщины, а как равенство пути, проходимого каждым коммунаром за свою жизнь, равенство возможностей для развития и реализации всех своих способностей, но не как равенство труда, равенство способностей, например, физической силы, памяти, склонности к каким-то определённым видам искусства – такие способности у всех от природы разные, а вот возможности для их реализации по способности – у всех равны. Напротив, чем уникальнее способности людей, тем они ценнее для общества. Совокупность всех свойств каждого коммунара считается равной совокупности всех уникальных свойств любого другого члена коммуны. Наблюдающийся в последнее время рост числа людей с несколькими векторами в коммуне, вероятно, ускорится в результате воздействия общественного коллективного бессознательного запроса на разностороннее развитие людей.

Некоторые философы предлагают концепцию перехода от социализма к коммунизму как пошаговое осуществление государством сокращения зарплат трудящихся с одновременным соответствующим увеличением общественных фондов потребления. Они даже называют такие преобразования коммунистической революцией. Их опасения оторваться от последовательного перерастания социализма в коммунизм можно понять: развитие должно идти от жизни, от уже существующего состояния общества, базируясь на предшествующем. И этот путь, вероятно, будет иметь место в совершенствовании социализма даже в длительном сосуществовании его с коммуной. Этот путь будет сглаживать основное противоречие социализма и удерживать от возможности очередной буржуазной контрреволюции. Однако, совершенно очевидно, что как бы ни перерастало частнособственническое потребление в формы общественных фондов, оно не является принципиальным условием установления коммунистический общественных отношений. Главным отличием коммуны от социалистического общества является естественное разделение не только труда в материальном производстве, но и во всей многогранной жизнедеятельности людей. Теоретически можно вообще перестать довольствоваться зарплатой и перейти на полное удовлетворение потребностей людей через ОФП, но при этом оставаться в рамках капиталистического разделения труда, потому что потребление и разделение труда – это разные критерии, но из этого никогда самопроизвольно не вырастут коммунистические отношения, естественное разделение труда. А оплата по труду - главный экономический рычаг социализма -- оказывается угрозой самому его существованию.

Очевидно, что переход на естественное разделение труда, жизнедеятельности, возможен только сознательным целенаправленным построением новой общественной формы – коммуны. Нет такого естественного перерастания социализма в коммунизм. Есть революционное изменение всей общественной системы. Это и есть коммунистическая революция. Классики марксизма однозначно показывали, что без изменения разделения труда никакого коммунистического общества построить невозможно. Как бы ни приближали мы социалистическое предприятие к «справедливому обществу», о котором постоянно твердят коммунистические лидеры, без этой коренной смены разделения труда фундаментально общество останется в полубуржуазном состоянии, именно благодаря сохранению капиталистического разделения труда со всеми исходящими от этого последствиями. Естественное разделение труда – асимптота, к которой как бы ни приближался социализм, он стать коммунизмом не может.

Надо понять, что и оставаться далее в социалистическом теле общество тоже не может. Оно неизменно придёт к новой контрреволюции по собственным законам развития социализма. Неоднородность же социалистического общества, неравномерность его развития как регионально, так и по ряду других оснований не только позволяет, но и требует дифференцированно выделять отрасли производства, технологии, готовить для них кадры, сознательно и планомерно строя новые предприятия – коммуны. В этом случае сразу будут учитываться все необходимые условия их функционирования без какой-либо подгонки, приспособления устаревших общественных форм к новым условиям, что избавит государство от новых неожиданностей.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.006 с.)